Войти на сайт
20 Января  2020 года

 

  • Эм ашхы къайын ана мамукъ бла башынгы тешер.
  • Харам къарнашдан, халал тенг ашхы.
  • Садакъачыны джаны – къапчыгъында.
  • Ашхы тенг джолгъа салыр, аман тенг джолдан тайдырыр.
  • Эшекни не къадар тюйсенг да, ат болмаз.
  • Къумурсхала джыйылсала, пилни да джыгъадыла.
  • Къонакъ хазыр болгъанлыкъгъа, къонакъбай хазыр тюлдю.
  • Бермеген къол, алмайды.
  • Кесинг сынамагъан затны, адамгъа буюрма.
  • Тёрени джагъы джокъ.
  • Тай асырагъан, атха минер.
  • Суу да къайтады чыкъгъан джерине.
  • Намыс болмагъан джерде, насыб болмаз.
  • Ариу сёз – джаннга азыкъ, аман сёз – башха къазыкъ.
  • Адам бла мюлк юлешмеген эсенг, ол адамны билиб бошагъанма, деб кесинги алдама.
  • Таукел тауну аудурур.
  • Эл ауузу – элия.
  • Билмегенинги, билгеннге сор.
  • Этни бети бла шорпасы.
  • Ач келгенни – тойдур, кеч келгенни – къондур.
  • Къыз келсе, джумуш эте келеди, къатын келсе, ушакъ эте келеди.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Иги джашны ышаны – аз сёлешиб, кёб тынгылар.
  • Эрине къаргъыш этген къатын, эрнин къабар.
  • Тил джюрекге джол ишлейди.
  • Джашда акъыл джокъ, къартда къарыу джокъ.
  • Ишни ахырын ойламай, аллын башлама.
  • Эки элинги тыйсанг, джети элде махталырса.
  • Джахил болса анасы, не билликди баласы?
  • Гугурук къычырмаса да, тангны атары къалмаз.
  • Билгенни къолу къарны джандырыр.
  • Ёнгкюч къууана барыр, джылай келир.
  • Кёл – къызбай, къол – батыр.
  • Тойгъан джерден туугъан джер игиди.
  • Ёмюрлюк шохлукъну джел элтмез.
  • Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
  • Къатыны харакетли болса, эри къымсыз болур.
  • Эшекге миннген – биринчи айыб, андан джыгъылгъан – экинчи айыб.
  • Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
  • Атлыны ашхысы, ат тизгининден билинир
  • Чалманны аллы къалай башланса, арты да алай барады.
  • Эли джокъну – кёлю джокъ.
  • Босагъа таш юйге кирмей эди, тыбыр таш эшикге чыкъмай эди.
  • Къонагъы джокъну – шоху джокъ.
  • Нарт сёз – тилни бети.
  • Аш хазыр болса, иш харам болур.
  • Босагъагъа джууукъ орун болса, ашыгъыб тёрге озма.
  • Джюрекден джюрекге джол барды.
  • Хата – гитчеден.
  • Арба аугъандан сора, джол кёргюзтюучю кёб болур.

 

Страницы: 1
RSS
Мартны 21 - Поэзияны бютеудуния кюню. 21 марта - всемирный день поэзии
 

21 МАРТА - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПОЭЗИИ

"Поэзия объединяет страны, народы, культуры и помогает людям понять друг друга. На протяжении веков мысли и чувства, облеченные в поэтическую форму, проникают в сердца людей, напоминая, что мы все одна большая семья и что мы, такие разные, на самом деле очень похожи друг на друга.

Отмечая Всемирный день поэзии, ЮНЕСКО также обращает наше внимание на удивительную способность поэтического слова пробуждать в человеке его творческие способности.

Решение провозгласить 21 марта Днем поэзии было принято ЮНЕСКО в 1999 году на 30-й сессии, проходившей в Париже.
Одной из основных целей Всемирного дня поэзии является поощрение языкового разнообразия и поддержка исчезающих языков посредством поэзии.

Кроме того, этот День призван содействовать развитию поэзии, возвращению к устной традиции поэтических чтений, преподаванию поэзии, восстановлению диалога между поэзией и другими видами искусства, такими, как театр, танцы, музыка, живопись, а также поощрению издательского дела и созданию в средствах массовой информации позитивного образа поэзии как подлинно современного искусства, открытого людям."
_______________________________________
_______________________________________

РАЗВИЛКА ДЛЯ ПОЭЗИИ - ЗАПРЕТЫ ИЛИ ПРИСТАЛЬНОЕ ПРОЧТЕНИЕ

Журнал Prosōdia объявляет новый литературный конкурс, идеология которого, на наш взгляд, восполняет пробел в современном литературном процессе. Мы начинаем первый конкурс, особенность которого в том, что он не для писателей, а для читателей. Так же как журнал Prosōdia не столько для пишущих стихи, сколько для тех, кто находит смысл в их более или менее глубоком прочтении. Читатель вообще, кажется, довольно сильно обделён сегодня вниманием, зато его принято унижать — за некомпетентность и, что особенно драматично, за отсутствие.

Конкурс мы назвали «Пристальное прочтение поэзии». Так мы хотели поддержать саму идею вдумчивого чтения стихов — и, безусловно, её последователей. Номинаций шесть: «Лучший опыт прочтения одного стихотворения», «Лучшее эссе о творчестве поэта», «Лучшая рецензия на поэтическую книгу», «Лучшее литературно-критическое или обзорное эссе о современной поэзии», и две номинации для уже опубликованных работ – «Лучшая статья о поэзии 2017 года» и «Лучшая книга о поэтах и поэзии 2017 года». Мы надеемся, что читатели откликнутся на наш призыв. Подробнее о конкурсе можно узнать на сайте prosodia.ru.

Журнал Prosōdia — это определённое прочтение ситуации, сложившейся как в современной поэзии, так и в её осмыслении. И здесь хотелось бы подчеркнуть некоторые следствия этой ситуации, с которыми — как с не совсем ветряными мельницами — мы боремся посредством журнала, а теперь будем ещё и посредством конкурса для читателей поэзии.

Дело в том, что нельзя запретить плохую поэзию. Нельзя ввести санкции против так называемых графоманов. Нельзя бороться с целыми родами и жанрами поэзии лишь потому, что в них встречаются плохие стихи. Нельзя отвергать приёмы потому, что нам довелось встретить их в посредственных стихах. Между тем, читая современную поэтическую критику, кажется, что именно это и есть предел мечтаний наших уважаемых зоилов.

Продолжим, впрочем. Нельзя мерить авторов количеством плохих стихов — поэзия серьёзно выиграет, если мы будем мерить их количеством хороших. Нечего бить по рукам всякого, кто взялся писать и написал недостаточно ярко – лучше потратьте эти силы, чтобы похвалить тех, кто написал достаточно ярко. А то кажется, что в этой атмосфере охранительной подавляющей нетерпимости, которую экспериментаторы проявляют не в меньшей степени, чем культурные староверы, единственное, о чем может мечтать художник – чтобы его, не дай бог, не заметили и не забили сапогами за то, что он строки одного катрена начинал с союза «и», а также допускал усечённые рифмы.
Есть хороший пример того, как тонка грань между посредственностью и самобытностью: вода закипает при ста градусах, а при девяноста девяти — ещё нет. Кто покажет вот эту разницу в один градус? Никогда этого не сможет сделать охотник на ведьм. Но это истинно возвышенная цель, которая может ставиться пишущими о современной поэзии.

Запреты в культуре не работают, а если работают, то надо понимать, что это не культура. Если в центре один памятник, то это скорее идеология. Культура работает иначе: она с каждым достойным выстраивает отношения особо. Логике войны памятников здесь противопоставляется логика памятников для каждого, кто воплощает ценности для какой-либо группы. Слишком толерантно? Пусть именно ваша группа будет не слишком толерантной — и никто не мешает вам предъявить своих героев.

Много ли героев у современной поэзии? Есть партия тех, кто считает, что их должно быть 3-5, и тех, для кого адекватная происходящему картина начинает складываться только после того, как мы переберём около 50 имен — и это не предел. И главное, это конечное множество отделимо от бесконечного чаще всего тем самым одним градусом. И тем сложнее его формирование. Рискнем сказать, что сегодня в России никто не знает, кто её главные 50 поэтов. Точнее, есть люди, которые назовут достаточно имен, но консенсус по этому вопросу пока непредставим. В критике у нас пока больше принято толкаться локтями, чем внимательно читать. Если не вернуть навыки чтения, героев в поэзии у нас не будет.

Навыки чтения поэтического слова во многом потеряны. Критика как институт должна была бы помогать понять, чем поэзия живёт сейчас, но институт этот почти не действует. Призванный быть переводчиком-коммуникатором, он на деле ещё в большей степени далёк от читателя, чем сама поэзия. А без гида в современной поэзии читатель склонен теряться. А иной раз он открывает именитый журнал о современных стихах, видит в нём статью о том, какими убогими бывают стихи, использующие метафоры, и откладывает своё погружение в поэзию до лучших времён.

Просто нельзя запрещать ничего, кроме самого запрещения. Это не значит, что в культуре нет тупиковых направлений. Это значит, что мы не всё знаем о нетупиковых — и их поиск должен продолжаться. И этот поиск сам по себе вполне может быть ценностью. Если ставить цели в нашей сфере, то непременно возвышенные. Впрочем, стремление поддержать тех, кто стремится не затоптать за амбиции, а реконструировать и развить замысел, показать потенциал тот или иной поэтики, в сегодняшней ситуации вполне естественно.







 
Билал, Сапар, эм да бютеу форумда поэтлерибиз! Байрамыгъыз бла алгъышлайма!) Къууанч назмула джазарча джюрегигих къууанчдан толуб джашагъыз!) :гоккачыкъ: :гоккачыкъ: :гоккачыкъ:
Я самая классная на форуме))))))))))))))
 
Sabr, джаратдым бу конкурсну))
Я самая классная на форуме))))))))))))))
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам