Расширенный поиск
19 Августа  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Бети – къучакълар, джюреги – бычакълар.
  • Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.
  • Къарт бла баш аша, джаш бла аякъ аша.
  • Кийимни бир кюнню аясанг, минг кюннге джарар.
  • Къарны аманнга къазан такъдырма, къолу аманнга от джакъдырма.
  • Хар сёзню орну барды.
  • Къаллай салам берсенг, аллай джууаб алырса.
  • Чакъырылмай келген къонакъ сыйланмай кетер.
  • Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
  • Аджашханны ызындагъы кёреди, джангылгъанны джанындагъы биледи.
  • Билмейме деген – бир сёз
  • Сабийни джумушха джибер да, ызындан бар.
  • Кенгеш болса, уруш болмаз.
  • Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
  • Дуния малгъа сатылма, кесингден телиге къатылма.
  • Биреу къой излей, биреу той излей.
  • Джаш къарыу бла кючлю, къарт акъыл бла кючлю.
  • Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
  • Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
  • Ёлген эшек бёрюден къоркъмайды.
  • Азыкълы ат арымаз, къатыны аман джарымаз.
  • Кёбге таш атма.
  • Джашны джигитлиги сорулур, къызны джигерлиги сорулур.
  • Эркишини аманы тиширыуну джылатыр.
  • Баш – акъыл ючюн, акъылман – халкъ ючюн.
  • Ёгюзню мюйюзлери ауурлукъ этмейдиле.
  • Ким бла джюрюсенг, аны кёзю бла кёрюнюрсе.
  • Минг тенг да азды, бир джау да кёбдю.
  • Тели турса – той бузар.
  • Ачыкъ джюрекге джол – ачыкъ.
  • Биреуге аманлыкъ этиб, кесинге игилик табмазса.
  • Аууз сакълагъан – джан сакълар.
  • Къонакъны къачан кетерин сорма, къачан келлигин сор.
  • Бюгюн дуния кибик, тамбла ахыратды.
  • Эл тойса, тоймагъан, эл къойса, къоймагъан.
  • Кесине оноу эте билмеген, халкъына да эте билмез.
  • Сабий болмагъан джерде, мёлек болмаз.
  • Аманны тукъумуна къарама, игини тукъумун сорма.
  • Къарнынг бла ёч алма.
  • Эринчекге кюн узун.
  • Мухарны эси – ашарыкъда.
  • Ата джурт – алтын бешик.
  • Мухар, кеси тойса да, кёзю тоймаз.
  • Ана къойну – балагъа джандет.
  • Джылыгъа джылан илешир.
  • Аманнга игилик этсенг, юйюнге сау бармазса.
  • Мал ёлсе, сюек къалыр, адам ёлсе, иши къалыр.
  • Ургъан суудан башынгы сакъла.
  • Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
  • Мени джылытмагъан кюн, меннге тиймесин!

Мы предоставляем поле для здорового посева

16.05.2006 0 3949

 

Три года назад, 19 мая 2003 года, был открыт доступ к сайту elbrusoid.org. Этот день мы считаем Днем своего рождения. С тех пор "Эльбрусоид" из сайта разросся до портала, а зарегистрированный немного позже общественный фонд стал заниматься культурно-просветительской деятельностью. Все, что сделано "Эльбрусоидом", оценивать вам, а мы предлагаем вашему вниманию интервью с президентом Фонда содействия развитию карачаево-балкарской молодежи Алием Тоторкуловым.

- Алий, как пришла идея "Эльбрусоида"?

- Честно говоря, не помню, откуда вдруг это слово пришло в голову. Но не это главное. Важно то, какое значение изначально вкладывалось в него. Для меня "Эльбрусоид" не значит подобный Эльбрусу, как собственно этот неологизм и раскладывается, я ассоциирую слово "эльбрусоиды" с людьми XXI века, карачаевцами и балкарцами, вооруженными современными знаниями, сохранившими опыт и достоинство прошлого и уверенно шагающими в будущее.

- Что было после названия?

- До рождения "Эльбрусоида" я, по мере возможностей, старался помогать людям, которые считали, что это в моих силах. Кого-то надо было выручать из беды, другого поддержать, чтобы он смог выпустить книгу или журнал. И была молодежь, которая хотела создать свой сайт, просто сайт. Название "Эльбрусоид", как мне кажется, соответствовало некоей, тогда еще непонятной структуре, которая могла бы решать возникающие вопросы системно и стратегически.

В силу того, что ко мне приходили люди разного склада, разного понимания вещей, делились своими мыслями, у меня сложилось более или менее объективное отношение к тем проблемам, которые возникали чаще всего. Объективное потому, что я давно уехал из родной Карачаево-Черкесии и у меня была возможность в известном смысле смотреть на вещи со стороны, но и в то же время неотстраненно.

Хаджимурат Урусов, Арсен Тилов, Рауф Узденов, Володя Умаров, Анзор Семенов - это круг людей, с которыми мы часто обсуждали проблемы, накопившиеся у народа. И когда появилась возможность, мы решили, что пора шаг за шагом, потихоньку начинать что-то делать, делать системно. Взялись запустить сайт. Но оказалось, что среди нас не было человека, который мог бы подойти к этому профессионально. Тогда я позвонил Ильясу Богатыреву и сказал, что он нам нужен. Вот с этого все и началось.

Ильяс пригласил Руслана Башлаева, тот посоветовал Курмана Батчаева, затем появились Зухра Эбзеева, Альбина Гиляхова… И пошло-поехало! Честно говоря, мы не ожидали, что сделаем такой рывок и за три года "докатимся" до такого…

- До какого такого?..

- Вынашивая идею сайта под названием "Эльбрусоид", мы рассчитывали, что спокойно, потихоньку будем собирать и размещать разбросанную информацию о народе и, обозначив полезную и интересную виртуальную точку, будем способствовать объединению студенчества и молодежи. Однако вскоре оказалось, что мы выходим за эти рамки.

Говоря о нашей работе, очень важно вспомнить наш девиз: "Чистые помыслы - добрые дела", родившийся с легкой руки Ильяса. Будучи людьми, которые изначально не определили, куда именно идем, не просчитали каждый шаг, мы и по сей день живы потому, считаю я, что следуем этому девизу. Очень важно в работе не утерять смысла, заложенного в первой части, - чистые помыслы! А дела - это уже следствие. Иными словами, если помыслы будут чистыми, направление движения останется правильным, даже если не знаешь, куда именно хочешь прийти.

Мы не думали, к примеру, что будем выпускать мультики, журналы, фильмы, не знаем, что будем делать в следующем году. Главное, я повторюсь, следовать нашему девизу. Мы обречены на добрые дела, если не попытаемся обмануть свои помыслы.

Сегодня новые технологии позволяют достаточно быстро и эффективно достучаться до каждого представителя нашего народа, будь то в темах, касающихся истории, или наших обычаев, или родного языка. Одними нотациями о том, что надо знать свой язык, плохо и стыдно его забывать, желаемого результата не добиться. Надо, как в детстве, познавать окружающий мир играючи. Выпуская музыкальные диски, переводя мультики, художественные фильмы, мы дадим возможность восхититься богатством своего языка и заставим полюбить Родину (смеется). И при этом люди будут получать удовольствие.

Мне кажется, у нас неплохо все получается. Если таких мультиков, как "Король лев", "Маугли", "Спирит", будет десяток-другой в каждом доме, то проблема знания языка отпадет. Может, я ошибаюсь, но, имея двух маленьких детей, знаю, что, посмотри они 10-15 любимых мультиков на родном языке, мне не придется беспокоиться, что они не говорят на родном языке. Я проецирую это и на весь народ, всех детей. Безусловно, у детей, живущих в селах, нет этой проблемы, я и сам родился и вырос в селе и считаю, что хорошо знаю родной язык, хотя русский, кажется, знаю лучше.

- Аполитичных сайтов в северокавказском рунете практически нет. Исключение составляет "Эльбрусоид". Стоит ли напоминать, что невозможно жить в обществе и быть от него свободным?

- Политика политике рознь. Мы не занимаемся текущей политикой, но у "Эльбрусоида" есть своя политика, она не выражается в должностях, чиновничьих постах, съездах и пленумах. Безусловно, "Эльбрусоид" занимается политикой, и гораздо серьезнее, чем политики текущего дня. Фонд взвалил на себя непосильную ношу. Время, конечно, покажет, как там у нас все будет получаться, но, на мой взгляд, та политика, которую проводит "Эльбрусоид", - просвещение и возрождение народа - это самая эффективная политика. Возможно, эти слова звучат излишне громко…

- Тем не менее, Алий, понимая политику в общепринятом смысле, не пытаются ли действующие ее представители подтянуть, соблазнить "Эльбрусоид" выступить за или против кого-то?

- Я не общаюсь с политиками, не знаком с теми, кто на сегодняшний день делают в ней погоду, не пытался завести знакомства с теми, кто делал ее ранее. Для меня важно, чтобы у нашего карачаево-балкарского народа вырос костяк, который будет делать политику. Я считаю, что современные политики не в состоянии объективно оценивать ситуацию и влиять на нее, и происходит это в силу разобщенности самого народа. Именно поэтому важно вырастить поколение, вооруженное знаниями XXI века и при этом отдающее дань уважения нашим обычаям, традициям, всему тому, что у нас хорошего накопилось за века. Пусть это будет через пять лет, через десять или пятнадцать - не знаю, как это будет угодно Всевышнему.

"Эльбрусоиду" важно воспитать поколение, которое будет сцементировано общей идеей и будет носить в сердце наш девиз. Для меня очень показательным и важным является форум на elbrusoid.org, он как зеркало нашего общества. Здесь у них есть возможность спорить друг с другом, советовать и переубеждать, высказывая свою точку зрения, убеждаться в собственной правоте или засомневаться в чем-то.

"Эльбрусоид" не навязывает свое мнение народу, "Эльбрусоид" - это площадка, где каждый может высказать свою позицию. И меня радует, что в этом форуме есть люди, которые заслужили уважение форумчан тем, что они, не бросаясь из одной крайности в другую, стараются придерживаться золотой середины и, не теряя лица, зарабатывают авторитет. Мне бы хотелось, чтобы в Балкарии, в Карачае был такой костяк людей, пронизанный общими проблемами народа. И когда это поколение вырастет, за наш народ можно быть спокойным.

Говоря о возрождении, мы, наверное, много на себя берем, но у нас говорят: "Аллахдан тилесенг, кеб тиле". Мы предоставляем поле для здорового посева, а народная мудрость гласит: "Чириген гардош салыб, будай алыр мадарынг джокъду"…

- Ты говоришь, что у народа много проблем и их надо решать. Кроме объективных исторических причин, какие недостатки, может быть, в характере самого народа мешают справляться с этими проблемами?

- В России, как известно, две проблемы: дураки и дороги. У нашего народа их тоже две: къарангылыкъ бла уллу кёллюлюк, на русском я это называю дремучестью и высокомерием (или гордыней). Каждый из нас мнит себя Наполеоном - кто в большей, кто в меньшей степени. Но при этом очень мало кто из нас знает что-либо досконально. Каждый, кто защитил кандидатскую, отрывается от народа. Это касается всех народов Кавказа, но я не волен рассуждать о других, зато могу позволить себе такую вольность и сказать это о своем, карачаево-балкарском народе. Нам бы погоняться не за дипломами, а за знаниями, именно за истинным образованием. Хотелось бы вырастить поколение интеллектуально развитых людей, не зашоренных своими амбициями. Имей мы такое поколение, все вопросы бы решились.

- Кстати, о других народах, а точнее, о принципах взаимоотношений с другими народами.

- Мы позиционируем себя, безусловно, как карачаево-балкарская организация и мы таковыми и являемся. Но это вовсе не значит, что мы националисты, мы очень хотели бы, чтобы соседние народы имели такие же взгляды, такие же цели. И если в среде других народов Северного Кавказа будут люди и организации, с которыми наши помыслы близки, мы с удовольствием будем общаться со всеми.

Мы являемся национально-этнической организацией и, в первую очередь, стараемся для своего народа и не скрываем этого. Но мы делаем это не путем нанесения ущерба другому народу, а путем поднятия духа своего народа, его культуры и образования. И я думаю, что если в нашем народе все будет ладно, то мы найдем общий язык и с другими, соседними народами. Ведь известно же: невозможно уважать то, что есть у другого, если не уважаешь своего. А свое можно уважать, только если знаешь, что оно есть.

- В чем заключается твоя роль в "Эльбрусоиде"?

- Я не являюсь специалистом ни в журналистике, ни в книгопечатании, я не режиссер и не литератор, я не музыкант - это все делают люди, которые от Бога наделены талантами и способностями. Мне кажется, что мое дело только отследить, чтобы в любом действии, в любом поступке сохранялся девиз "Эльбрусоида". В этом и вижу свою ключевую роль.

- Наверное, часто задают вопрос: "Зачем тебе это надо?". Ты успешный предприниматель и мог бы найти более выгодное применение своим способностям. Некоторые видят во всем этом некий тайный умысел.

- Не пытаюсь строить из себя святого, я такой же грешный, как и все, а потому грешные мысли мне понятны. Но не это важно. Меня больше всего в подобном вопросе волнует то, что у нас народ дошел до того, что просто хорошее дело, которое ты хочешь делать, вызывает мысли о тайном умысле! А сила "Эльбрусоида" в том, собственно, и заключается, что он не ищет в своей деятельности личной выгоды. А когда человеку ничего не надо, он сильнее того, которому что-то нужно и который что-то боится потерять…

- Говорят еще, что ты метишь в президенты республики…

- Иногда меня это веселит, иногда раздражает. У нас такой народ, как и на всем Кавказе, кого ни спроси, каждый готов стать президентом. У нас думают, что, если у меня есть материальные возможности, то я автоматически должен стремиться стать президентом. Я всегда был неформалом, ни одного дня не был в коридорах власти, хотя догадываюсь, чем они там дышат. Я никогда этим не дышал. Жалко, что некоторые думают, что, все кому не лень, могут стать президентами. Я лично не считаю, что могу быть президентом, у меня не хватит ни ума, ни образования, ни соответствующего опыта, который должен сложиться во властных структурах.

Вот если мы вырастим то поколение, о котором пока мечтаем, тогда появятся среди них люди, которые по праву будут претендовать и на пост президента, и на все остальные должности. А я лично - пас. Я свободный. Даже представить не могу себя с раннего утра до позднего вечера в костюме, в галстуке и в окружении таких же. Нет, увольте. Мен - азат адамма. Кстати, я только из переведенного мультика узнал, как по-нашему будет слово "свободный".

- Когда ты мог бы сказать: "Все, "Эльбрусоид" выполнил свои задачи, теперь без сожаления я могу распрощаться с ним"?

- У "Эльбрусоида" столько работы, что, боюсь, это будет нескоро! Но, без ложной скромности, хочу сказать, что, если бы вдруг "Эльбрусоид" умер завтра, много людей похоронили бы его с почестями. А вообще, сколько будет возможности, столько и будем поддерживать это движение. А пока что я благодарен всем сотрудникам "Эльбрусоида": литератору и переводчице мультфильмов Фатиме Байрамуковой, кладези национального фольклора Надежде Хаджиевой, деятельному редактору печатной версии elbrusoid.org Людмиле Батчаевой, хранительнице нашего музыкального фонда Зухре Эбзеевой, деловому и динамично развивающему сайт редактору Жанне Пханеевой, звукорежиссеру Кириллу Малахову, который за время работы с нами стал отлично разбираться в карачаево-балкарских мелодиях, Курману Батчаеву, который собственными силами дорастил сайт фактически до портала, уроженцу Пятигорска, превосходному мастеру-программисту Александру Кустову, Расулу Атмурзаеву, который из обычных студентов "лепит" актеров для озвучки мультиков, супругам Руслану и Амине Башлаевым, первый из которых создал футбольную команду, выступающую в Национальной футбольной лиге Москвы, а Амине благодарен как первой корреспондентке сайта, братьям Казбеку и Шамилю Атабиевым, без технической поддержки которых трудно уже представить работу сайта, Борису Дмитриеву, который как раз в нужный момент окажет технологическую помощь, видеоинженеру Рустаму Момуналиеву, легко вписавшемуся в коллектив, приехав из Киргизии... Я благодарен всем, кто делает этот сайт, всем, кто волнуется, собирает нашу историю, культурное наследие в один большой котел. Ради того, чтобы ничего больше не потерялось. Ради того, чтобы каждый, имеющий желание, мог узнать все о нашем народе.

P.S. Алий абсолютно непубличный человек. Нам пришлось убеждать его, чтобы он ответил хотя бы на несколько вопросов, интересующих наших посетителей. Он согласился, но с одним условием: в ближайшие три года не беспокоить его просьбами об интервью.

(Голосов: 5, Рейтинг: 4.6)

  • Нравится

Комментариев нет