Расширенный поиск
22 Октября  2019 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Биреуню тёрюнден, кесинги эшик артынг игиди.
  • Аурууну келиую тынч, кетиую – къыйын.
  • Ач отунчуну ачыуу – бурнунда.
  • Къатыны харакетли болса, эри къымсыз болур.
  • Керилген да, ургъан кибикди.
  • Ёлюр джаннга, ёкюл джокъ.
  • Сормай – алма, чакъырылмай – барма.
  • Мени джылытмагъан кюн, меннге тиймесин!
  • Аш берме да, къаш бер.
  • Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.
  • Баланы адам этген анады.
  • Къозулугъунда тоймагъан, къойлугъунда тоймаз.
  • Къалгъан ишге къар джауар.
  • Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
  • Таула не мийик болсала да, аууш табылыр.
  • Ат да турмайды бир териде.
  • Джумушакъ сёз къаты таякъны сындырыр.
  • Байлыкъдан саулукъ ашхыды.
  • Ким бла джюрюсенг, аны кёзю бла кёрюнюрсе.
  • Сёз садакъдан кючлюдю.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Тюзню ётмеги тюзде къалса да, тас болмаз.
  • Элиб деген, элге болушур.
  • Ёмюрлюк шохлукъну джел элтмез.
  • Aдам боллукъ, сыфатындан белгили.
  • Чомарт джарлы болмаз.
  • Аман къатын алгъан, арыр, иги къатын алгъан джарыр.
  • Уясында не кёрсе, учханында аны этер.
  • Адам бла мюлк юлешмеген эсенг, ол адамны билиб бошагъанма, деб кесинги алдама.
  • Джолда аягъынга сакъ бол, ушакъда тилинге сакъ бол.
  • Адам боллукъ, атламындан белгили болур.
  • Чомарт къолда мал къалмаз.
  • Атынг аманнга чыкъгъандан эсе, джанынг тамагъынгдан чыкъсын.
  • Тешик этген тынчды, аны джамагъан къыйынды.
  • Къонакъ хазыр болгъанлыкъгъа, къонакъбай хазыр тюлдю.
  • Танг атмайма десе да, кюн къоярыкъ тюйюлдю.
  • Таукел къуру къалмаз.
  • Джыйырма къойну юч джыйырма эбзе кюте эди.
  • Акъыл сабырлыкъ берир.
  • Айтхан сёзюне табылгъан.
  • Чомарт бергенин айтмаз.
  • Тёзген – тёш ашар!
  • Кёб къычыргъандан – къоркъма, тынч олтургъандан – къоркъ.
  • Агъач халкъгъа алтынды, иссиликге салкъынды.
  • Ашхы атаны – джашы ашхы, ашхы ананы – къызы ашхы.
  • Ётюрюкден тюбю джокъ, кёлтюрюрге джиби джокъ.
  • Берекет берсин деген джерде, берекет болур.
  • Шекер бла туз – бир болмаз, ушамагъан – юй болмаз.
  • Керек ташны ауурлугъу джокъ.
  • Сабыр джетер муратха, сабырсыз къалыр уятха.

Из-под ковша экскаватора показались древние кресты

28.09.2016 0 524
Несколько дней назад в селении Кёнделен во время строительных работ по обустройству территории Мемориала воинам, павшим в Великой Отечественной войне, из-под ковша экскаватора стали буквально вываливаться каменные плиты. При ближайшем рассмотрении они оказались фрагментами монументальных крестов, изготовленных из туфа и песчаника.



По распоряжению главы администрации с. Кёнделен Камбулата Текуева все работы на данном участке до выяснения обстоятельств были приостановлены. 

21 сентября место обнаружения находок было осмотрено специалистами ООО «Институт археологии Кавказа», которые установили принадлежность плит к категории средневековых христианских древностей Центрального Кавказа с широкой датировкой – Х–ХIV вв.

По словам археолога Бияслана Атабиева, на территории Кабардино-Балкарии подобные массовые находки встречаются не впервые: аналогичные кресты были обнаружены в окрестностях селений Жанхотеко, Каменномостского, Безенги, города Баксана. Фрагменты закопанных в землю христианских каменных крестов также находили в Северной Осетии, Карачаево-Черкесии, Ставропольском крае. 



По мнению ученого, для определения более узкой даты создания этих памятников требуется тщательное исследование как места обнаружения, так и характера нанесенных на камни изображений: композиции, декора, техники исполнения. Сегодня можно однозначно утверждать лишь то, что эти находки являются материальным (археологическим) свидетельством данных, содержащихся в письменных, фольклорных и этнографических источниках. Они подтверждают, что в горах Центрального Кавказа на протяжении конца раннего средневековья (X–XII вв.) и почти всего позднего средневековья (XIV–XVII вв.) религиозные представления носили синкретический характер. Подобные находки свидетельствуют о сложной этнополитической ситуации, сложившейся в Центральном Предкавказье в ХII–ХIV вв., апофеозом которой стало завоевание нашего края золотоордынскими ханами и последующее нашествие Тамерлана. Эти события в корне изменили привычный уклад жизни людей, общественный и политический строй.

В истории с повреждением памятника истории примечателен тот факт, что земляные работы проводились в непосредственной близости от расположенного здесь же памятника монументального искусства федерального (РФ) значения «Скорбящий горец». Ни для кого не секрет, что здесь же еще до конца 50-х годов ХХ века располагались многочисленные каменные наземные усыпальницы – «кешене». В промежутках между ними нашли последнее пристанище рядовые члены балкарского общества, грунтовые могилы которых были обозначены каменными выкладками, а также искусно выделанные мусульманскими знаками надмогильные стелы. К сожалению, от большей части этих замечательных памятников средневековой архитектуры и эпиграфики сохранились лишь незначительные остатки. Только археолог-профессионал может сегодня обнаружить едва заметные признаки памятников средневекового зодчества, восхищавших на протяжении столетий каждого, кто отважился отправиться по кратчайшему торговому пути из степей Предкавказья в страны Закавказья. Все эти следы былого величия наших предков ныне погребены среди мусора, бетонных заборов электрической подстанции и металлических опор высоковольтной линии.



Не секрет, что ежегодно в Кабардино-Балкарии на участках, выделенных под различные виды использования и строительства, гибнут сотни объектов, так и не получив статус памятников истории и культуры, а значит не имея никакого шанса на государственную защиту. Земельный участок, на котором проводились работы, также находился в частной собственности и был безвозмездно передан для строительства мемориала. Таким образом, передача участка в частную собственность изначально прошла с нарушениями процедуры, предусмотренной федеральным законом №73 об объектах культурного наследия и Земельного кодекса РФ. В соответствии с ними земельный участок, на котором могут быть выявлены объекты культурного наследия, в обязательном порядке должны пройти историко-культурную экспертизу. Этого сделано не было, поэтому ни строители, ни дорожники, ни администрация Кёнделена ответственности за повреждение памятника не несут.

Подобных фактов можно привести великое множество, но это уже статистика, в очередной раз свидетельствующая об отсутствии эффективной системы государственной охраны, использования, да и, собственно, государственного контроля в этой стратегически важной отрасли культуры, которая по праву должна быть фундаментом воспитания в людях гражданственности, патриотизма и интернационализма.



По мнению Бияслана Атабиева, сегодня мы пожинаем плоды многолетнего бездействия Управления по охране культурного наследия, функционировавшего с 2008 по 2015 годы, однако с 2016 года оно было вновь сформировано в качестве самостоятельного органа исполнительной власти, наделенного полномочиями по государственной охране культурного наследия. Очень хочется надеяться, что практика передачи земельных участков под любые виды хозяйственного использования и строительства без предварительного историко-культурного обследования, проведенного профессионалами, в республике будет прекращена, а неумышленное повреждение археологических памятников станет носить случайный, а не системный характер.

Мы все живем на земле с богатой и древней историей. Однако с таким отношением мы в скором времени можем потерять целый археологический пласт, который тысячелетиями хранился в земле. Все мы в ответе за то, что оставили нам те, кто жил здесь до нас, за то, что приобретем и передадим последующим поколениям.

Тенгиз Мокаев, 
краевед, член Русского географического общества
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет

Последние комментарии