Расширенный поиск
20 Октября  2020 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Билим къая тешер.
  • Адамны аманы адамны бети бла ойнар.
  • Сёз – кюмюш, джыр – алтын.
  • Къыз чыгъаргъан – къызыл къымжа.
  • Мал ёлсе, сюек къалыр, адам ёлсе, иши къалыр.
  • Сескекли кесин билдирир.
  • Къанны къан бла джуума, аманны аман бла къуума.
  • Бир абыннган – минг сюрюнюр.
  • Ауузу аманнга «иги», деме.
  • Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
  • Тюзлюк тас болмайды.
  • Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
  • Гугурук къычырмаса да, тангны атары къалмаз.
  • Тойгъанлыкъ къойгъа джарашады.
  • Ишге юренсин къоллары, халкъ бла болсун джоллары.
  • Биреуню тёрюнден, кесинги эшик артынг игиди.
  • Джыйырма къойну юч джыйырма эбзе кюте эди.
  • Уллу атлама – абынырса, уллу къабма – къарылырса.
  • Тойгъа барсанг, тоюб бар, эски тонунгу къоюб бар.
  • Эки къатын алгъан – эки ташны ортасына башын салгъан.
  • Хунаны тюбюн къазсанг, юсюнге ауар.
  • Рысхы джалгъанды: келген да этер, кетген да этер.
  • Уллу суу бла уллу ауруудан башынгы сакъла.
  • Телини эшигин, махтау джабар.
  • Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
  • Аман адам элни бир-бирине джау этер.
  • Этни да ашады, бетни да ашады.
  • Кёпюр салгъан кеси ётер, уру къазгъан кеси кетер.
  • Ётюрюкню къуйругъу – бир тутум.
  • Тилчи бир сагъатха айлыкъ хата этер.
  • Эркишини аманы тиширыуну джылатыр.
  • Кимни – тили, тиши онглу, кимни – къолу, иши онглу.
  • Чоюнну башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Баш – акъыл ючюн, акъылман – халкъ ючюн.
  • Тойгъа алгъа да барма, тойда артха да къалма.
  • Ётген ёмюр – акъгъан суу.
  • Къонагъы джокъну – шоху джокъ.
  • Эркишиге тары кебек танг кёрюнюр.
  • Ачлыкъ отха секиртир.
  • Чабар ат – джетген къыз.
  • Аз сёлешген, къайгъысыз турур.
  • Чёбню кёлтюрсенг, тюбюнден сёз чыгъар.
  • Эр сокъур болсун, къатын тилсиз болсун.
  • Джаралыны джастыгъында сау ёлюр.
  • Тыш элде солтан болгъандан эсе, кесинги элде олтан болгъан игиди!
  • Эрни эр этерик да, къара джер этерик да, тиширыуду.
  • Аманнга игилик этсенг, юйюнге сау бармазса.
  • Ата Джуртун танымагъан, атасын да танымаз.
  • Арпа, будай – ащды, алтын, кюмюш а – ташды.
  • Ишленмеген джаш – джюгенсиз ат, ишленмеген къыз – тузсуз хант.

Антология народной музыки балкарцев и карачаевцев

16.09.2015 0 1438
Нальчикское издательство Марии и Виктора Котляровых приступило к выпуску многотомной "Антологии народной музыки балкарцев и карачаевцев". Только что свет увидел первый том - "Мифологические и обрядовые песни и наигрыши".




ОТ  СОСТАВИТЕЛЕЙ   

...Музыкально-песенная культура балкарцев и карачаевцев, создаваемая народом на протяжении столетий, представлена в фольклорном наследии очень широко и многопланово: древнейший архаический песенный пласт – песни трудовые, охотничьи, песни свадебной и семейно-бытовой обрядности, песни, посвященные языческим мифологическим покровителям; песенно-сказовые повествования о нартских богатырях – песенно-музыкальный вариант балкаро-карачаевской версии грандиозного общекавказского нартского эпоса; богатейший цикл песен историко-героических, отразивших особенности политической и экономической жизни средневековья; песенная народная лирика и музыкальный фольклор сегодняшнего дня. 

Высокая музыкально-эстетическая и художественная ценность балкаро-карачаевской песенности и инструментальной музыки вполне закономерно обусловила пристальный интерес и внимание к себе русских и зарубежных путешественников, ученых-этнографов, лингвистов, крупнейших представителей отечественной музыкальной культуры. Среди них этнографические сообщения российского академика Иоганна-Антона Гюльденштедта [1] и почетного члена Академии наук Ивана (Яна) Потоцкого [2]; весьма ценные сведения о балкарцах и карачаевцах приведены в труде академика Генриха-Юлиуса Клапрота [3]. Культурой и бытом балкарцев и карачаевцев интересовались Н.Ф. Грабовский, Ф.И. Леонтович, В.Ф. Миллер, М.М. Ковалевский, И.И. Иванюков, известный художник Н.А. Ярошенко и др. 

Широко известны восторженные высказывания о духовной и материальной культуре балкарцев и карачаевцев зарубежных ученых Морица фон Деши, Готфрида Мерцбахера, венгерского лингвиста Вильгельма Прёле, русского путешественника П. Острякова и др. Первые же записи балкаро-карачаевского музыкального творчества были сделаны крупнейшими представителями русской композиторской школы М.А. Балакиревым и С.И. Танеевым соответственно в 1863 и 1885 годах. Результатом поездки Милия Алексеевича Балакирева явились «Записки кавказской народной музыки» [4], вобравшие 11 мелодий горцев и легшие в основу знаменитой фортепианной фантазии «Исламей». 

Сергей Иванович Танеев записал в Балкарии 20 народных песен и наигрышей и свои наблюдения изложил в статье «О музыке горских татар» [5]. И М.А. Балакирев, и С.И. Танеев записали образцы народного музыкально-песенного искусства у балкарского князя (таубия) Исмаила Мырзакуловича Урусбиева – тонкого знатока музыкального и устно-поэтического наследия горцев. 

«Он человек во многих отношениях замечательный, знающий весь Кавказ, обычаи разных народов, музыку старинную и новейшую (понятно, кавказскую), знающий историю и географию Бокля, Дарвина и т.п. …, считается здесь первым знатоком кавказских преданий», – писал об Исмаиле Урусбиеве С.И. Танеев Петру Ильичу Чайковскому [6]. 

Закономерно, что именно сыновья балкарского таубия Сафар-Али и Науруз впервые опубликовали на русском языке собранные ими сказания, сказки, песни и легенды родного народа [7]. Но все же, как бы ни были важны первые записи народной музыки и первые публикации образцов устно-поэтического фольклора, богатейшее наследие балкарцев и карачаевцев очень долгое время было неизвестным широкой аудитории. До революции лишь одному балкарцу посчастливилось стать профессиональным музыкантом – это был талантливый скрипач Султан-Бек Абаев, поступивший в класс выдающегося музыканта Генрика Венявского в первый год существования Петербургской консерватории. Вернувшись на родину, Султан-Бек также собирал народные песни и танцевальные мелодии. 

Кабардино-балкарский научно-исследовательский институт начал проводить экспедиции по сбору музыкально-песенного фольклора с середины 20-х годов XX века. В Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии в деле собирания музыкального наследия неоднократно участвовали крупные советские композиторы и музыковеды: М.Ф. Гнесин, А.П. Митрофанов, М. Гайдай, А.Ф. Гребнев, Д. Рогаль-Левицкий и др. Активно работали и местные музыканты и филологи: А.М. Авраамов, В.И. Филоненко, А.М. Аппаев, А.Л. Уртенов, М.И. Урусов, Х.О. Лайпанов, У.Б. Алиев, С.О. Шахмурзаев и др. 

Год от года фонотека Кабардино-Балкарского НИИ пополнялась новыми записями традиционных песенных жанров и инструментальной музыки. Богатство мелодики, своеобразный мир художественных образов балкаро-карачаевской песенности восхищали многих выдающихся музыкантов, творчески претворивших в своих сочинениях созданные народом напевы. В ряду этих композиций 23-я Симфония Н.Я. Мясковского и 2-й струнный квартет С.С. Прокофьева, опера «Бэла» А.Н. Александрова и симфоническая сюита А.А. Крейна. 

Богатейший фонд института, с материалами которого знакомились композиторы и ученые, к сожалению, погиб во время оккупации г. Нальчика фашистскими войсками. В 60–80-е годы был сделан особый упор на изучение истории и культуры балкарского и карачаевского народов, на систематическое и всестороннее собирание памятников музыкального и устно-поэтического фольклора этих народов. 

Большая заслуга в этой кропотливой работе принадлежит композитору Т.К. Шейблеру, народному поэту КБР С.О. Шахмурзаеву, исследователю нартского эпоса А.З. Холаеву, карачаевским фило- логам А.И. Караевой, Х.И. Суюнчеву, Р.А. Ортабаевой, Н.М. Кагиевой, поэту Саиду Отарову, писателю А.М. Теппееву, филологам А. Соттаеву, А. Бозиеву, сотрудникам КБНИИ Х.Х. Малкондуеву, А.И. Рахаеву, М.Ч. Кучмезовой, Ю.Н. Асанову, Ф.А. Урусбиевой, Т.М. Хаджиевой и др. 

Настоящая «Антология народной музыки балкарцев и карачаевцев» – первое многотомное научное издание, подготовленное авторским коллективом Кабардино-Балкарского ордена «Знак Почета» Института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН на материале послевоенных ежегодных экспедиций на территории Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республик.  К подготовке многотомного издания музыкальной «Антологии» авторский коллектив приступил еще в 1978 году по инициативе Х.И. Хутуева, который в те годы был директором Института. Им было много сделано для подготовки данного издания, а также для подготовки публикации первых томов «Народных песен и инструментальных наигрышей адыгов». 

Составителями данного тома являются руководители авторского коллектива доктор искусствоведения, профессор А.И. Рахаев и доктор филологических наук Х.Х. Малкондуев. Нотные транскрипции выполнены А.И. Рахаевым при участии кандидата филологических наук Ф.Р. Алиевой. Том к печати подготовил, сделал выписку текстов с магнитных лент и составил к ним комментарии Х.Х. Малкондуев. Научный перевод текстов осуществлен Х.Х. Малкондуевым и А.И. Рахаевым под руководством народного писателя КБР Ж.Ж. Залиханова. 

Большую помощь переводчикам оказали и сотрудники института И.М. Отаров, Ж.М. Гузеев, А.А. Жаппуев, М.З. Улаков. Текстологические принципы издания, как собственно музыкальные, так и касающиеся научного перевода, разработаны главным редактором и научным руководителем данной «Антологии», профессором Е.В. Гиппиусом. Рукопись тома к печати была подготовлена в 1988 году, но, к сожалению, в силу ряда объективных причин до сих пор не была опубликована. Вступительные статьи А.И. Рахаева, Х.Х. Малкондуева, Т.М. Хаджиевой, предпосланные  данному тому, даются в издании так, как они были написаны тогда. Составители выражают надежду, что I том «Антологии народной музыки балкарцев и карачаевцев» вызовет живой интерес как у специалистов, так и у любителей песенно-музыкального народного творчества. 


Литература 

1. Гюльденштедт И.А. Путешествие г-на И.А. Гюльденштедта через Россию и по Кавказским горам в 1770, 71, 72 и 73 годах // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XVIII–XIX вв. Нальчик, 1974. С. 206–208. 

2. Потоцкий Ян. Путешествие в астраханские и кавказские степи // Там же. С. 226. 

3. Клапрот Г.Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807–1808 гг. // Там же. С. 224–257. 

4. Балакирев М.А. Воспоминания и письма. Л., 1962. С. 432–451. 5. Памяти С.И. Танеева. М.; Л., 1947. С. 195–199. 6. Чайковский П.И., Танеев С.И. Письма. М., 1951. Письмо 177. 7. Сборник для описания местностей и племен Кавказа (СМОМПК). Тифлис, 1881. Вып. 1. Отд. II. С. 1–42. 

Источник: "Антология народной музыки балкарцев и карачаевцев", С. 3-5

(Голосов: 1, Рейтинг: 3)

  • Нравится

Комментариев нет

Последние комментарии