Расширенный поиск
21 Апреля  2019 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Аман адам этегингден тутса, кес да къач.
  • Ат да турмайды бир териде.
  • Арба аугъандан сора, джол кёргюзтюучю кёб болур.
  • Аман киши кеси юйюнде – къонакъ.
  • Тюзню ётмеги тюзде къалса да, тас болмаз.
  • Байлыкъ тауусулур, билим тауусулмаз.
  • Ётген ёмюр – акъгъан суу.
  • Къарт болгъан джерде, берекет болур, сабий болгъан джерде, оюн болур.
  • Ауурну тюбю бла, дженгилни башы бла джюрюген.
  • Ётюрюкню башын керти кесер.
  • Къулакъдан эсе, кёзге ышан.
  • Биреуге аманлыкъ этиб, кесинге игилик табмазса.
  • Мураты болгъанны джюрек тебюую башхады.
  • Ханы къызы буюгъа-буюгъа киштик болду.
  • Билеги кючлю, бирни джыгъар, билими кючлю, мингни джыгъар.
  • Тёзгеннге, джабылгъан эшик ачылыр.
  • Эл бла кёргенинг эрелей.
  • Эшекни не къадар тюйсенг да, ат болмаз.
  • Этни бети бла шорпасы.
  • Эринчекге кюн узун.
  • Айыбны суу бла джууалмазса.
  • Ач уят къоймаз.
  • Урунуу – насыбны анасы.
  • Эрине къаргъыш этген къатын, эрнин къабар.
  • Акъдан къара болмаз.
  • Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
  • Садакъачыны джаны – къапчыгъында.
  • Кечеси – аяз, кюню – къыш, джарлы къаргъагъа бир аш тюш!
  • Ана – юйню кюн джарыгъы.
  • Суу ичген шауданынга тюкюрме.
  • Окъугъан озар, окъумагъан тозар.
  • Тойгъан джерден туугъан джер игиди.
  • Агъач халкъгъа алтынды, иссиликге салкъынды.
  • Джашда акъыл джокъ, къартда къарыу джокъ.
  • Ачыкъ джюрекге джол – ачыкъ.
  • Тойчу джашха къарама, къойчу джашха къара.
  • Берекет берсин деген джерде, берекет болур.
  • Акъыллы башны – тили къысха.
  • Ауругъаннга – кийик саулукъ, джетген къызгъа – чилле джаулукъ.
  • Ашаса, ашамаса да, бёрюню ауузу – къан.
  • Эринчекни аурууу – кёб.
  • Ёмюрлюк шохлукъну джел элтмез.
  • Гыдай эчки суугъа къараб, мюйюзле кёрмесе, джашма алкъын, дегенди.
  • Босагъагъа джууукъ орун болса, ашыгъыб тёрге озма.
  • Къыз келсе, джумуш эте келеди, къатын келсе, ушакъ эте келеди.
  • Мени джылытмагъан кюн, меннге тиймесин!
  • Чомарт джарлы болмаз.
  • Оюмсуз атлагъан, аджалсыз ёлюр.
  • Атынг аманнга чыкъгъандан эсе, джанынг тамагъынгдан чыкъсын.
  • Къазанны башы ачыкъ болса, итге уят керекди.

По следам конференции

07.05.2015 0 1534  Токова Ф.
23 апреля в офисе Карачаевского филиала Фонда содействия развитию карачаево-балкарской молодежи «Эльбрусоид» (г. Черкесск) состоялся круглый стол, проведенный по следам Международной научной конференции: "Этногенез, история, язык и культура карачаево-балкарского народа".

Основная цель данного мероприятия  - рассказать карачаево-балкарской общественности о ходе проведения конференции и проблемах, которые были обозначены перед более чем 300-ми учеными из 16 стран мира и 23 регионов России. На встречу с общественностью были приглашены участники конференции: кандидат исторических наук Рашид Хатуев, доктор филологических наук Фатима Эбзеева, доктор исторических наук Зарема Кипкеева, историк, этнограф Индиана Каракетова, доктор филологических наук Зухра Караева, а также один из администраторов карачаево-балкарского ДНК проекта на сайте Американской коммерческой организации “Family Tree DNA” Альберт Катчиев.

Вел мероприятие директор Карачаевского филиала Фонда «Эльбрусоид» Азрет Караев, который рассказал собравшимся о целях и задачах прошедшей в Российской академии наук конференции, организаторами которой выступили Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева и Карачаево-Балкарский научный центр гуманитарных исследований (г. Москва). Особо надо отметить тот факт, что тематика конференции в целом в рамках изучения истории и происхождения карачаево-балкарского народа также охватила древнюю и средневековую историю народов Великой степи, а также автохтонных народов Северного Кавказа. 



Прошедшую конференцию, без преувеличения, можно назвать самым крупным научным событием в истории карачаево-балкарского народа. Общеизвестно, что до 1917 г. происхождение этнической общности карачаевцев и балкарцев связывалось, прежде всего, с автохтонным населением Кавказа, а также с гуннами, хазарами, болгарами/булгарами, аланами, либо с куманами или половцами, кипчаками и т.д. В довоенный период с 1917 по 1941 гг. данные выводы не претерпели существенных изменений. Это обстоятельство явилось одной из причин проведения в 1959 г. в городе Нальчике «Научной сессии по проблеме происхождения балкарского и карачаевского народов». Согласно ее итогам, этническая общность карачаевцев и балкарцев была отнесена к автохтонному населению Кавказа, которая сформировалась в ходе постепенного смешения с аланами, болгарами/булгарами и половцами, при этом не исключалась также версия участия в ее этногенезе гуннов и хазар. Дальнейшее изучение археологами, этнографами, антропологами, лингвистами и фольклористами историко-этнографического облика карачаевцев и балкарцев, их языка и культуры показало уязвимость некоторых выводов Сессии 1959 г. С целью рассмотрения наработанного несколькими поколениями ученых за прошедшие со времени проведения Сессии 1959 г. материала, а также для определения дальнейших задач в области карачаево-балкароведения как одного из направлений тюркологии и кавказоведения исследователями из научных учреждений городов Москвы и Санкт-Петербурга, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республик, Ставропольского края, Воронежской и Ростовской областей в апреле 2012 г. в г. Кисловодске на Всероссийском совещании карачаево-балкароведов было принято решение провести 24-28 ноября 2014 г. Международную научную конференцию «Этногенез, история, язык и культура карачаево-балкарского народа».



Участники конференции в ходе обсуждения на круглых столах вопросов этногенеза, истории, генезиса культуры и языка этнической общности карачаевцев и балкарцев пришли к выводу, что она, сложившаяся в раннем Средневековье и упоминаемая в X–XIV вв. как тюрки аланы и тюрки асы, а иногда под собственными именами, по языку, традиционным религиозным воззрениям и практике, материальной и духовной культуре наиболее близка к караимам, крымчакам, крымским татарам и кумыкам, а по различным сторонам обрядово-культовой жизни сближается также с азербайджанцами, татарами-мишарами, туркменами-оламами и чувашами. При этом было подчеркнуто, что длительное пребывание предков карачаевцев, балкарцев и осетин в едином аланском полиэтническом и полилингвальном племенном союзе и государственном образовании привело к формированию на территории Северного Кавказа объединяющей их историко-культурной области.

На круглом столе также было рассказано о работе по 11 тематическим направлениям конференции и о путях решения проблем в области этнографии, языка, археологии и архитектурного наследия тюркских народов Северного Кавказа и Крыма, о рассмотренных вопросах древней истории народов Великой степи и их роли в формировании историко-этнографического облика Евразии, об антропологии и геногеографии популяций, о политико-правовой культуре и социальных отношениях, о выявлении источников, фольклоре и традиционном искусстве и т.д. 

В ходе встречи активные пользователи интернета также коснулись темы, бурно обсуждающейся в соцсетях, о якобы фальсификации резолюции, некомпетентности ученых, собравшихся на конференцию, о результатах анализа карачаево-балкарского ДНК проекта.

- Что бы не говорили о прошедшей конференции в интернете и какие бы темы не поднимали отдельные, настроенные против карачаево-балкарского научного мира люди, не стоит забывать, что есть такое понятие, как «академическая наука», - подчеркнула доктор исторических наук, Зарема Кипкеева. – Все мы пишем книги, статьи. Пока эти материалы не войдут в научный оборот, они используются для личного пользования.  Книга «Карачаевцы. Балкарцы», которую обсуждают в интернете, выпустил не Фонд «Эльбрусоид» и не лично Алий Тоторкулов. Фундаментальный труд «Карачаевцы. Балкарцы» издан Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук. Академия наук, по плану, выпускает такие книги по всем народам России. Но выпускает небольшим тиражом. Академия наук провела бы данную конференцию и без Эльбрусоида. Они бы отправили нам всем приглашение, и, как это принято, мы бы поехали и приняли участие в ее работе за свой счет. Так проводятся конференции у нас в стране. Никто о них не знает и не спорит. Эльбрусоид оказал спонсорскую помощь при проведении конференции и именно благодаря этому Фонду мы все смогли принять участие в ней [спонсорская помощь в проведении конференции была оказана д.х.н., членкором РАН, генеральным директором ЗАО "Щелково Агрохим" Каракотовым Салисом Добаевичем - прим. ред.]. Смогли высказать свое мнение, послушать видных ученых со всего мира. Это привело к тому, что международная научная конференция встала как «кость в горле» у недоброжелателей нашего народа. Что бы сейчас они ни говорили, это уже ничего не изменит, конференция прошла успешно, а книга «Карачаевцы. Балкарцы» вошла в научный оборот. Ученые, которые будут писать о карачаевцах и балкарцах, будут пользоваться этим томом. Студенты, аспиранты, кандидаты, доктора наук…все будут читать эту книгу. У людей появилась возможность заниматься историей, культурой, языком карачаево-балкарского народа. Теперь они могут это делать спокойно, так как есть книга, выпущенная Российской академией наук. 

Пожалуй, самый острый вопрос, который подняли в ходе круглого стола, касался результатов карачаево-балкарских ДНК-исследований, проведенных в рамках проекта изучения генофонда народов России. Все собравшиеся пришли к единому мнению, что размещенные на сайте "genofond.invint.net" результаты анализов, собранных сотрудниками лаборатории популяционной генетики МГНЦ РАМН в КБР по балкарцам, не являются реальным отражением действительности, так как после проверки места проживания и фамилий респондентов оказалось, что все образцы «доноров-балкарцев» собирались в кабардинских селах (со 100% кабардинским населением). Авторы проекта на сайте "генофонд.ру" были уведомлены, что результаты анализов по балкарцам не являются достоверными, после чего все результаты и открытые данные по балкарцам с сайта были удалены. Несмотря на просьбы выложить данные по карачаевским образцам, исследователи воздержались от их публикации, хотя ранее говорилось, что информация о протестированных в рамках этой исследовательской работы может быть предоставлена без всяких проблем. Участники прошедшего круглого стола выразили достаточно скептическое отношение и к другим научным исследованиям, проводящимся в данной лаборатории. Также были выражены опасения, что научно-исследовательская лаборатория, при таком безответственном подходе к делу, и в последующем может предоставить недостоверные непроверенные данные, более того, на основании таких данных делаются выводы, даются интерпретации, защищаются работы. 

Для всех, кто захочет заниматься ДНК-исследованием карачаевцев и балкарцев, единственно достоверным источником, находящимся в открытом доступе, может служить карачаево-балкарский ДНК проект на сайте американской коммерческой организации “Family Tree DNA”, где опубликованы результаты тестов. Данные для коммерческого проекта отбирались самым строгим и тщательным образом при непосредственном участии администраторов проекта.

Участниками прошедшего круглого стола также были внесены предложения по организации языковых курсов для молодежи. С аналогичным предложением выступила и доктор исторических наук Зарема Кипкеева. Д.ф.н. Зухрой Караевой было предложено обратить пристальное внимание на древние храмы, которые находятся на территории Карачаево-Черкесии: Шоанинский храм, Сентинский храм и храмы в Архызе. Директор филиала Азрет Караев отметил, что Фонд занимается проблемой просвещения молодежи в части собственной истории, культуры, языка. Также он подчеркнул, что в рамках проекта «этнотуризм», реализуемого Фондом на протяжении 7 лет и направленного на сохранение исторического наследия карачаево-балкарского народа, будут организованы экскурсии в храмы с привлечением профессиональных экскурсоводов.  

Фатима Токова,
Карачаевск



(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет