Расширенный поиск
29 Марта  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Термилгенинги табмазса, кюлгенинге тюберсе.
  • Телиге от эт десенг, юйюнге от салыр.
  • Биреу къой излей, биреу той излей.
  • Уллу суу бла уллу ауруудан башынгы сакъла.
  • Тюкюрюк баш джармаз, налат кёз чыгъармаз!
  • Ата Джуртун танымагъан, атасын да танымаз.
  • Ушамагъан – джукъмаз.
  • Ариу джол аджал келтирмез.
  • Чабар ат – джетген къыз.
  • Харам къарнашдан, халал тенг ашхы.
  • Къан бла кирген, джан бла чыгъар.
  • Джюрек кёзден алгъа кёрюр.
  • Чёбню кёлтюрсенг, тюбюнден сёз чыгъар.
  • Кёб ашасанг, татыуу чыкъмаз, кёб сёлешсенг, магъанасы чыкъмаз.
  • Джарлыны тону джаз битер.
  • Бал – татлы, балдан да бала – татлы.
  • Джумушакъ сёз къаты таякъны сындырыр.
  • Таукелге нюр джауар.
  • Алтыда кюлмеген, алтмышда кюлмез.
  • Джюрекге ариу – кёзге да ариу.
  • Элиб деген, элге болушур.
  • Аман хансны – урлугъу кёб.
  • Кийимни бичсенг, кенг бич, тар этген къыйын тюлдю.
  • Ауурну тюбю бла, дженгилни башы бла джюрюген.
  • Сакъ юйюне сау барыр.
  • Адам къаллай бир ишленмесе, аллай бир кесин уллу кёреди.
  • Рысхы джалгъанды: келген да этер, кетген да этер.
  • Ишлегенден, къарагъан уста.
  • Ариу – кёзге, акъыл – джюрекге.
  • Эркиши – от, тиширыу – суу.
  • Кийимни бир кюнню аясанг, минг кюннге джарар.
  • Рысхысына кёре, джаш ёсер, къышлыгъына кёре, мал ёсер.
  • Байлыкъ тауусулур, билим тауусулмаз.
  • Ачылгъан эт джабылыр, кёрген кёз унутмаз.
  • Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
  • Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
  • Билмегенинги, билгеннге сор.
  • Къарт бла баш аша, джаш бла аякъ аша.
  • Баш – акъыл ючюн, акъылман – халкъ ючюн.
  • Сютден ауузу кюйген, суугъа юфгюре эди.
  • Ата – билек, ана – джюрек!
  • Кёб джашагъан – кёб билир.
  • Илму – джашауну джолу.
  • Таш бла ургъанны, аш бла ур.
  • Узун джолну барсанг, бюгюн келирсе, къысха джолну барсанг, тамбла келирсе.
  • Мен да «сен», дейме, сен да «кесим», дейсе.
  • Джюрекден джюрекге джол барды.
  • Кийиминг бла танылма, адамлыкъ бла таныл.
  • Ашыкъгъан cуу, тенгизге джетмез.
  • Къанны къан бла джуума, аманны аман бла къуума.

В доспехах разума

09.12.2014 0 2761  Магулаева Ф.
Около трехсот ученых из 16 стран Евразии и всей России, от Санкт-Петербурга до Владивостока, собрались в последнюю неделю ноября в Москве на конференции, посвященной небольшому горскому народу Северного Кавказа – карачаево-балкарцам.  Событие это уникальное: как прозвучало на собрании, впервые в стенах Российской академии наук, высшей научной организации в стране, прошла сессия, в центре внимания которой оказался не регион страны, а один конкретный этнос, облик которого эксперты складывали из научных «пазлов» самых разных областей – от фольклористики до генетики. 


На уровне конгресса

Знаменательной датой в развитии кавказоведения и в целом исторической науки назвал мероприятие академик Валерий Тишков, директор Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН – одного из организаторов конференции. Ее, по словам Тишкова, вполне уместно назвать научным конгрессом – по масштабу, тематике, составу и географии участников. В течение нескольких дней академики, член-корры, ведущие научные сотрудники, доктора и кандидаты наук обсуждали вопросы, связанные с карачаево-балкарским миром.

 
Чем интересен кавказский народ, живущий у подножья Эльбруса, ученым мужам старейшего в Венгрии Католического университета Петера Пазманя, Хакасского НИИ языка, литературы и истории или Термезского археологического музея в Узбекистане?  Конференция, собравшая специалистов, проходила в рамках нового, не имеющего аналогов форума «Историко-культурное наследие народов Евразии», и хотя виновниками «научного торжества» были карачаево-балкарцы, обсуждение не замкнулось на сугубо национальных проблемах. Горский народ, чья численность в мире не достигает и полумиллиона человек, является частью необъятного тюркского мира, население которого рассеяно на громадном пространстве Азии и Восточной Европы. Россия – крупнейшая территория расселения тюркоязычных народов: они издавна проживают на землях от Кубани и Кавказа до Сибири и Дальнего Востока. Рассматривать карачаево-балкарцев в отрыве от этой общности, вне взаимодействия с другими этносами, с которыми они сталкивались, дружили, враждовали и роднились на протяжении веков, значит писать «полу-историю». 

Участники круглого стола "Фольклор, нартский эпос и искусство"

Исследователи фольклора (слева направо): Т. Хаджиева, Б. Берберов (сзади), 
А. Аджиев, И. Халипаева, А. Амбарцумян, Т. Басангова 

Потому так весомо звучали на конференции доклады ученых по проблемам различных народов России и зарубежья. Они не только добавили в научную «копилку» новые данные о  связях карачаево-балкарцев с ближайшими соседями – осетинами, кумыками, адыго-абхазами, но и высветили менее явные, а порой неожиданные параллели. Так, доктор наук из Венгрии Ксаки Ева Джудит рассказала о схожей практике животноводства у карачаевцев и венгров. Ведущий научный сотрудник РАН, профессор Мурат Каракетов проанализировал ветхозаветные сюжеты в нартском эпосе, поставив вопрос о более тщательном изучении хазарского элемента в этногенезе карачаево-балкарцев. Его коллега из Болгарской академии наук Нейкова Ружа Георгиева поделилась наработками по теме балкано-кавказских обрядовых параллелей. А норвежский писатель Эрлинг Киттелсен – размышлениями о нартском герое Сосруко и Великанах на примере северного эпоса «Старшая Эдда» и скальдической поэзии.


Многослойная мозаика

Последний и единственный раз конференция по вопросам культуры и истории карачаево-балкарского народа проводилась практически сразу после возвращения его из депортации – в 1959 году. Спустя более полувека новое поколение ученых встретилось в главном здании Академии наук, расположенном на высоком берегу Москвы-реки и известном в народе как «золотые мозги» – благодаря причудливой конструкции на верхних этажах, отливающей на солнце золотом, и, конечно, авангарду российской науки, который собирается в этих стенах. 

Всю последнюю неделю ноября в пяти залах заседаний РАН на круглых столах специалисты обсуждали язык, историю, литературу, фольклор и искусство карачаево-балкарцев, проникая в глубинные слои духовной жизни народа. За строгими терминами, скрупулезными расчетами, научными выкладками вырастали исчезнувшие миры древних насельников Великой степи – скифов, сарматов, саков, аланов. Они вели мирные переговоры и жестокие сражения, ковали клинки, победы и кадры для духовной интеллигенции, слагали легенды, каменные стены и могущественные царства, растворялись в веках и своих потомках, носивших уже другие имена... 

Эта история, вобравшая в себя тысячи лет, тысячи километров и тысячи народов, складывалась в гигантскую многослойную мозаику, которая из века в век волнует человека нераскрытыми тайнами и далекими, подчас смутными корнями. Наверное, собрать ее в завершенную, бесспорную картину невозможно, но ученые всегда будут к этому стремиться, раз за разом отыскивая новый путь к исторической правде. Современная наука видит его в междисциплинарном подходе, когда в научном поиске объединяются специалисты разных дисциплин – антропологи, археологи, этнографы, филологи, фольклористы, биологи... 
«Это как белый цвет в физике, который отражает все цветовые волны: каждый из нас смотрит на проблему через свою призму, а на междисциплинарных конференциях мы пытаемся собрать весь спектр воедино, чтобы получить белоснежный исходный свет истины», – заметил доктор биологических наук Олег Балановский. 



На круглом столе "Данные антропологии, генетики, ДНК-генеалогии 
в свете происхождения карачаево-балкарского народа"

Между тем на самой новаторской секции конференции, посвященной антропологическим и генетическим исследованиям, разгорелась самая жаркая полемика. В споре столкнулись сторонники популяционной генетики и ДНК-генеалогии. Последняя, представленная профессором Анатолием Клёсовым из Бостона, изучает семьи и роды, определяя их происхождение, и пользуется большой популярностью в народе (многие представители карачаево-балкарских фамилий участвуют в этом проекте). 

Популяционные же генетики избегают говорить о происхождении этносов. «Этнос – понятие не биологическое, а социокультурное, и изучать его необходимо в комплексе, – утверждает профессор РАМН Елена Балановская. – Сегодня, как никогда, общественные науки сближаются с естественными, и этногенетика в этом процессе выступает лишь одним из исторических источников, причем выносит за грань науки все рассуждения о «чистых этносах» и «чистых культурах».

Оба направления, несмотря на непримиримость позиций, являются взаимополезными, делают одно общее дело, предоставляя уникальную коллекцию научных фактов, подвела итог модератор круглого стола, профессор Уфимского отделения РАН Эльза Хуснутдинова. Сегодня полученные данные не дают полной и ясной картины этногенеза карачаево-балкарского народа. Ученые уже заговорили о том, чтобы провести ДНК-анализы ископаемых северокавказских алан. Конечно, генетические исследования дают новую объективную информацию, но в любом случае, предупреждают ученые, нельзя объяснить полученные данные методами одной науки. Лишь когда данные всех наук стыкуются, можно говорить о том, что найден правильный подход.  

В общем, генетика не волшебная палочка, по мановению которой можно получить простой и однозначный ответ на «аланский вопрос» – один из самых значимых для карачаево-балкарского мира. 


Сила – в правде

На северокавказских форумах ведутся пылкие виртуальные баталии по вопросу, был аланский мир (а также скифский и сарматский) тюркоязычным или ираноязычным. Аргументы с обеих сторон сыплются как из рога изобилия, и человеку несведущему разобраться в них нелегко. Поэтому, как тонко подметил участник одного из форумов, вера в «аланское происхождение» для многих становится вопросом скорее религиозного, чем научного убеждения.

Вообще, погоня за историческим «наследием» свойственна практически всем народам бывшего СССР. Полки книжных магазинов завалены популярной, занимательной и одновременно бездоказательной литературой на тему: «Мой народ – самый древний, самый развитый и правильный во всех отношениях». Научный форум в Москве, как указывалось в пресс-релизе, и был призван «противостоять участившимся попыткам фальсификации исторического прошлого народов». Эксперты подчеркивают, что поиск «престижных» предков ведет к подтасовкам и искажениям подлинной истории, что подобная «мифологизация» опасна, ибо формирует мышление. Упреждая эту угрозу, организаторы собрали в РАН академических ученых (на конференции были представлены 13 Академий наук, 28 российских и 34 зарубежных университета, научно-исследовательские институты, музеи, архивы). 

«Мы могли бы провести конференцию в КЧР или КБР своими усилиями, но для нас важен взгляд специалистов со стороны, а также формат мероприятия и место его проведения, – говорит Алий Тоторкулов, председатель Межрегиональной общественной организации «Барс Эль». – Мы хотим получить не выдуманную, а объективную историю, и потому открыты для критики и научного диалога».

На круглом столе «Тюркские народы Северного Кавказа и Крыма» научный диалог затянулся настолько, что в зал заглянули технические сотрудники и вежливо пообещали выключить свет. 

«Бесконечные споры – естественное состояние для ученых: абсолютной истины нет, она недостижима в принципе, – считает профессор Армавирской педакадемии Борис Виноградов. – Исторической науке вообще присуща субъективность, и этническая пристрастность – очень распространенное явление на постсоветском пространстве. Потому так важны конференции, где собираются представители разных точек зрения и ведут широкий диалог, где радикальные трактовки вызывают вопросы и всё, что шито бело нитками и притянуто за уши, выходит на поверхность. Здесь становится очевидным, что многие проблемы не укладываются в рамки простой арифметики, и оппоненты должны работать над ними вместе, понимая, что тенденция к монополизации «великого» наследия ненаучна и опасна, что исторической и культурной палитре исследуемых цивилизаций присущи мультиэтничность и полилингвизм».

К такому же выводу пришли ученые на всех круглых столах конференции. А карачаево-балкарцы на вечный вопрос «Кто мы?» получили ответ – история этноса начинается с многих потоков: «В основе историко-этнографического облика карачаево-балкарского народа лежат древнекавказские и древнетюркские пласты, среди которых наиболее выделяются скифо-сарматский, гунно-савирский, булгарский, хазарский, печенежский и аланский». 


На перекрёстке миров

Этому же вопросу: «Кто мы?» было посвящено выступление на заключительном заседании директора Института этнологии и антропологии РАН Валерия Тишкова. Только ответ докладчик искал не в прошлом, а в настоящем – в самосознании человека, которое выступает отправным пунктом в определении своего «я», опережая и гены, и язык. Но и здесь все не так просто: мы живем в мультикультурном, полиэтничном пространстве (не уступая в этом плане древним скифам и аланам) – как обозначить себя в такой цивилизационной полифонии? На помощь приходит множественная невзаимоисключающая идентичность, которая интегрирует элементы двух и более культур. 

Например, житель дагестанского села Карата на вопрос «Кто я?» может ответить: «Я каратинец – в родном селе, аварец – в Махачкале, дагестанец – в Москве, россиянин – в Париже». И вся эта сложность на уровне одного человека! 

Модель не нова для нас: в недалеком прошлом понятие «мы – советские» включало в себя «мы – русские», «мы – тувинцы», «мы – осетины». После 91-го года «советского человека» вытеснил  «россиянин», но сегодня это слово со скрипом входит в жизнь, вызывая неприятие части населения, полагающей, что наднациональный термин угрожает национальной идентичности. ЛДПР, к примеру, обратилась в РАН с официальным запросом: существует ли вообще такая нация – россияне?

Директора Института этнологии и антропологии РАН В.А. Тишков 
с докладом "Российский многонациональный народ и его евразийская миссия"


В нашей стране проживают десятки народов с оригинальной культурой, историей, языком, укладом, верой, и каждый из нас является представителем определенного этноса. Но все вместе мы кто? Как может оставаться безымянной огромная единая историческая общность – российский народ?

Пока формирование множественной идентичности – скорее задача общества, чем его реалии. Своеобразным подтверждением этого стало любопытное наблюдение, которым  академик Тишков поделился с аудиторией: «Однажды я был свидетелем, как президента встречали в Башкирии с растяжкой «Башкирия и Россия вместе навеки!» И попробовал представить, чтобы президента Америки встретили, допустим, в Техасе лозунгом «Техас и США вместе навеки!». Такое и в голову никому бы не пришло, хотя Техас вошел в состав Соединенных Штатов позже, чем Башкирия в состав России».

…Понять свои корни и принять корни других этносов участники форума смогли и во время культурной программы – в самом большом этнографическом парке России «Этномир» в Калужской области. Здесь на площади в 140 гектаров гостей принимают этнодворы Украины, Сибири, Дальнего Востока, Центральной Азии, Шри-Ланки, Непала, Беларуси. В ближайшие годы к ним добавятся Австралия, Иран, Япония, Мексика, Чили, Эквадор... Через пять лет основатель центра Руслан Байрамов обещает построить 52 этнодвора, которые представят почти все государства мира!

10 лет назад его проект считали, мягко говоря, не совсем реальным, и понять тех, кто скептически пожимал плечами, выслушивая «маниловские планы», нетрудно: они кажутся фантастикой и сейчас, когда уже воплотились в жизнь. Предприниматель и благотворитель Байрамов задумал ни много ни мало – воспроизвести весь земной шар в миниатюре, и ему это удалось. Секрет? «Позитивное сумасшествие авторов!» – смеется бизнесмен.

«Я всю жизнь хотел делать проекты, которые объединяют людей, – рассказал зачинатель «Этономира» на встрече с академическим десантом. –  У нас в команде работают специалисты-этнологи, но мы не претендуем на глобальную историческую достоверность, а стараемся быть искренним к культуре народа, создавать добрый мир, в который хочется вернуться». 


В будущее – со знанием

В вечерней поездке в Калужскую область экскурсантов шокировало (в самом хорошем смысле слова!) не только детище Руслана Байрамов, но и сам он, горящий, увлеченный, влюбленный в свое дело человек. Оказывается, и в наше непростое время в России есть люди, готовые вкладывать колоссальные средства, время, силы в культурно-просветительские проекты, которые, скорее всего, в материальном плане не окупятся никогда. 

С подобным примером социально ответственного бизнеса научные деятели столкнулись и непосредственно: участие в конференции, включая проезд и проживание в Москве, оплатила принимающая сторона – из средств, выделенных Салисом Каракотовым, член-корром РАН, доктором химических наук, и Алием Тоторкуловым, возглавляющим Межрегиональную общественную организацию «Барс Эль».

«Впервые после конгресса в Венгрии в 1990 году я попала на мероприятие такого высокого научного и организационного уровня, – признается тюменский тюрколог, профессор Халиса Алишина. – Хочу выразить искреннее восхищение и признательность всем организаторам и меценатам этого праздника мысли. Это насколько надо любить свой народ, свой язык, думать о его будущем, чтобы так вложиться в научную конференцию!»

Показательно, что на форум пригласили не только именитых профессоров, но и «зеленых» аспирантов. Пусть доклады молодежи выглядели скромно по сравнению с работами «мастодонтов» науки, главное – они увидели высоту, к которой нужно стремиться.

К слову, проблема подготовки научных кадров была озвучена как одна из центральных еще в преддверии конференции и на круглых столах получила подтверждение. Нет специалистов по генезису карачаево-балкарского языка и культуры, сетовали ученые. Обезлюдела фольклористика: по этому направлению нет ни одного аспиранта. На Северном Кавказе нет кафедры, где бы готовили специалистов по антропологии и этнографии. 

«У нас на всю страну – полтора десятка морфологов-антропологов, а по расоведению вообще один специалист на всё СНГ. Это просто катастрофа! – делится наболевшим научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Генриетта Хить. – Состав любого этноса, его демографическая структура, параметры постоянно меняются, нужно успеть зафиксировать то, что осталось от более древнего времени. В каждой республике должен работать хотя бы один морфолог. Обращаюсь ко всем, кто компетентен: организуйте подготовку научных кадров, посылайте молодых людей к нам в аспирантуру, не жалейте средств на экспедиции!» 

Международная конференция «Этногенез, история, язык и культура карачаево-балкарского народа», безусловно, дала импульс этим и другим долгосрочным проектам и программам – научно-исследовательской работе в архивах, проведению полномасштабных археологических, этнографических экспедиций, музеефикации памятников археологии, подготовке нового поколения специалистов. В частности, принято решение обратиться к главам республик с предложением провести молодежный научный форум по историко-этнографической тематике.

Одним из важнейших итогов конференции, помимо резолюции, станет выпуск сборника по материалам круглых столов, который будет издан на русском и английском языках под грифом Российской академии наук. В свое время сборник, выпущенный в Нальчике по итогам научной сессии 1959 года, посвященной происхождению карачаевцев и балкарцев, стал на полвека практически настольной книгой для историков. Теперь научный мир пополнится обновленным, более содержательным и объемным трудом по этой же тематике.

Академическое собрание имело и другие, не столь конкретные, но не менее важные эффекты. О них сказала Зоя Боташева-Граннес, психоневролог из Норвегии: «Приходилось слышать мнение, что сосредоточение на своем народе, культуре, истории ведет к возникновению барьеров, разладу. Наоборот! На Западе существует статистика, что среди тех, кто попадает в тюрьмы, преобладают люди без идентитета, то есть оторванные от корней, они не уважают жизнь, легко прибегают к насилию. Люди, которые знают, кто они, знают своих предков, чувствуют себя единым целым, связанным одним прошлом, помнят язык и традиции, менее склонны к конфликтам. Сохранение нации происходит не с Калашниковым, а со знаниями!»

Фатима Магулаева,
Ставрополь













(Голосов: 2, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет