Расширенный поиск
26 Ноября  2022 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ауузу аманнга «иги», деме.
  • Ёпкелегенни ашы татлы болады.
  • Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
  • Кесинг сынамагъан затны, адамгъа буюрма.
  • Джашлыкъ этмеген, башлыкъ этмез.
  • Бюгюн дуния кибик, тамбла ахыратды.
  • Нарт сёз къарт болмаз.
  • Киштикге къанат битсе, чыпчыкъ къалмаз эди.
  • Эл ауузу – элек, анга ийнаннган – халек.
  • Къартны бурнун сюрт да, оноугъа тут.
  • Шапа кёб болса, аш татымсыз болур.
  • Тойчу джашха къарама, къойчу джашха къара.
  • Ата Джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз.
  • Тик ёргени, тик энгишгеси да болады.
  • Бозаны арты дауур болур.
  • Ач къарным, тынч къулагъым.
  • Ким бла джюрюсенг, аны кёзю бла кёрюнюрсе.
  • Баш – акъыл ючюн, акъылман – халкъ ючюн.
  • Адамны адамлыгъы къыйынлыкъда айгъакъланады.
  • Ёлген эшек бёрюден къоркъмайды.
  • Тас болгъан бычакъны сабы – алтын.
  • Битмегеннге сакъал – танг.
  • Чомартха хар кюн да байрамды.
  • Халкъны джырын джырласанг, халкъ санга эжиу этер.
  • Къууут – джелге, берне – бошха.
  • Окъугъанны бети джарыкъ.
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Игилик игилик бла сингдирилиучю затды.
  • Ауругъаннга – кийик саулукъ, джетген къызгъа – чилле джаулукъ.
  • Тойгъа алгъа да барма, тойда артха да къалма.
  • Адам сёзюнден белгили.
  • Келгинчи, къонакъ уялыр, келгенден сора, къонакъбай уялыр.
  • Кёлю джокъну – джолу джокъ.
  • Адеб джокъда, намыс джокъ.
  • Термилгенинги табмазса, кюлгенинге тюберсе.
  • Джаз бир кюнню джатсанг, къыш талай кюнню абынырса.
  • Къарт айтханны этмеген, къартаймаз.
  • Кеси юйюмде мен да ханма.
  • Ойнаб айтсанг да, эслеб айт.
  • Зарда марда джокъ.
  • Тенги кёбню джау алмаз, акъылы кёбню дау алмаз.
  • Алма терегинден кери кетмез.
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Кенгеш болса, уруш болмаз.
  • Алтыда кюлмеген, алтмышда кюлмез.
  • Танг атмайма десе да, кюн къоярыкъ тюйюлдю.
  • Джан саулукъ бермей, сан саулукъ бермезсе.
  • Соргъан айыб тюлдю, билмеген айыбды.
  • Борчунг бар эсе, хурджунунга ойлаб узал.
  • Аллахдан тилесенг, кёб тиле.

Круглые столы: день второй

27.11.2014 0 2368
26 ноября прошло второе заключительное отделение круглого стола «Тюркские языки: история и современность», на котором участники прослушали и обсудили 11 докладов. 

В своих работах выступающие затронули важнейшие аспекты современного состояния и дальнейшего развития языков тюркских народов России и зарубежных стран, вопросы взаимодействия и сотрудничества в области тюркологии, отметили чрезвычайную важность диалога ученых-лингвистов. При рассмотрении тем: «Обзор исследований по карачаевцам и карачаево-балкарскому языку в Турции», «Вокальные системы барабинско-татарского и карачаево-балкарского языков: система соответствий», «О тюркской фономорфологии», «Перспективы языковых аспектов, исторических контактов методами инструментальной фонетики», «К вопросу о балкаро-русском двуязычии», «Актуальные вопросы карачаево-балкарского языка» и другие, участники круглого стола говорили о необходимости создания специальных групп по социолингвистическому исследованию языковой ситуации в регионах распространения карачаево-балкарского языка (КЧР и КБР) с центром в КБНЦ РАН для конструктивного решения вопросов языковой политики (языкового прогнозирования и языкового строительств; о разработке механизмов экономической поддержки карачаево-балкарского языка; о создании исследовательской группы при Карачаевском НИИ им. А. Батчаева по изучению западно-тюркского субстрата карачаево-балкарского языка, что позволит выявить механизмы и закономерности его взаимодействия с другими пластами карачаево-балкарского языка. 


После двухдневной плотной программы круглый стол завершил свою работу. Всего за два дня прослушали и обсудили 34 доклада. В итоговой дискуссии приняли участие 15 человек, каждый из которых передал в письменном виде модераторам свои рекомендации относительно резолюции, которую будут утверждать на заключительном пленарном заседании.


Главным предметом обсуждения круглого стола в Красном зале РАН с заявленным направлением «Археология и архитектурное наследие народов Северного Кавказа и Крыма» была проблема защиты древнейших памятников архитектуры, наличествующих на территории Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.

В докладах участников были представлены подробные изложения исторических фактов и красочные фотоальбомы памятников архитектуры, письменности, среди которых древние рукописи, старопечатные книги, культовые памятники, памятники ваяния, резьбы, старинные изделия из золота, серебра, меди и железа. 

Прозвучало много практических рекомендаций по охране памятников: реставрация, как способ сохранения; консервация; возведение «новоделов», то есть создание точных копий памятников или воссоздание утраченных элементов. Был предложен комплексный подход к реставрации памятников, который предполагает превращение их в объект музейного показа. 



На круглом столе «Тюркские народы Северного Кавказа и Крыма (азербайджанцы, караимы, карачаево-балкарцы, крымские татары, крымчаки, кумыки, ногайцы, туркмены, тюркоязычные армяне)» в научных проектах и обоснованиях» в Бежевом зале РАН собралось более 30 ученых из 8 стран мира, в том числе из Сирии, Турции, Узбекистана, Украины, Азербайджана, Армении, Грузии, Киргизии. Россия также была представлена рядом регионов. С докладами в этой секции выступили ученые из Тывы, Крыма, Якутии, Чечни, Карачаево-Черкесии, Краснодарского края, Москвы. Модерировать обсуждения на этой площадке взяли на себя ответственность Дина Аманжолова, профессор РАН, доктор исторических наук и Борис Виноградов, доктор исторических наук, профессор Армавирской педагогической академии. Среди докладчиков выступили: Тамара Красовицкая, главный научный сотрудник РАН, Севиндж Алиева, доктор исторических наук, Азербайджан. Участники данного круглого стола делились накопленными знаниями о тюркских народах, проживающих на территории России и научными исследованиями в рамках озвученным тем.
 
В ходе работы круглого стола были затронуты вопросы малочисленного народа Алтайского края – челканцев-лебединцев, которых, по данным последней переписи, насчитывается 1031 человек. Были презентованы доклады об особенностях традиционных жилых домов крымских татар, о женском движении Крыма в конце XIX-начале XX веков. Многие из докладов были сопровождены подробным иллюстративным материалом. Имели место и горячие научные дискуссии в рамках докладов о прототюркских племенах Центральной Азии, о титулатуре грузинских царей. Также активные дискуссии развернулись вокруг темы о концепциях османизма и пантюркизма в идеологии младотурок в оценках болгарской социал-демократии. После бурных обсуждений, дискуссий и комментариев работа круглого стола перетекла в размеренное обсуждение организационных вопросов, рекомендаций, которые планируется представить оргкомитету конференции к пленарному заседанию.


В Зеленом зале Академии наук 26 ноября проходило первое отделение круглого стола «Фольклор, нартский эпос и искусство». Модераторами выступили кандидат филологических наук Танзиля Хаджиева; доктор филологических наук, профессор Абдулхаким Аджиев; доктор искусствоведения, профессор Лилия Вишневская; писатель из Норвегии Эрлинг Киттелсен; доктор искусствоведения, профессор Гюрбюз Акташ.

Модераторы слева направо: Гюрбюз Акташ, Эрлинг Киттелсен

С докладами на круглом столе выступило порядка 20 человек. Были рассмотрены карачаево-балкарско-кумыкские параллели в народном творчестве, отмечен интереснейший факт выявления истинного смысла некоторых паремий в кумыкском языке через карачаево-балкарский лингвистический материал. В докладах также затрагивали карачаевские и балкарские штудии Вильгельма Прёле. 

Доктор наук, профессор Уфук Таукул

В работах, посвященных вопросам изучения нартского эпоса, в сравнительном аспекте рассматривались древний исландский эпос «Старшая Эдда» на соответствие нартского героя Сосурка героям из Эдды, национальные версии Нартиады осетин и адыгов, алтайский эпос. Был рассмотрен вопрос о соответствии одного из ключевых нартских героев, кузнеца Дебета с иудейским царем Давидом (в пример приводились прочтения имен Давида и его жены Вирсавии в оригинальном древнееврейском варианте, традиция женитьбы сыновей, начиная с младшего, кузнечное дело), в связи с чем докладчиком был поставлен вопрос о более тщательном изучении хазарского субстрата в этногенезе карачаево-балкарцев. 

Был также презентован доклад о карачаево-балкарском музыкальном инструменте «къыл къобуз», о его традиционных формах, материалах изготовления, размерах и пр. в контексте смычковой культуры тюркских народов Евразии. Доклад сопровождался подробным иллюстративным материалом из музеев Санкт-Петербурга, где хранятся оригинальные образцы народного инструмента.

Также были рассмотрены некоторые популярные для карачаево-балкарского народа в частности и для тюркских народов в целом культы волчицы, отраженные в фольклоре и лингвистическом материале, где особо подчеркивался запрет на убийство матери-волчиц.

Модераторы форума отметили необычайно высокий уровень подготовки докладчиков, научную ценность презентованных работ, выделили факт появления в данной научной области ряда молодых перспективных специалистов.

Конференция "Этногенез, история, язык и культура карачаево-балкарского народа" продолжит свою работу 27 ноября в рамках четырех круглых столов.


Редакция портала "www.elbrusoid.org"
(Источник: Пресс-центр Конференции)

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет