Расширенный поиск
21 Мая  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
  • Къыз тиширыу кеси юйюнде да къонакъды.
  • Адеб джокъда, намыс джокъ.
  • Махтаннган къыз, тойда джукълар.
  • Тели турса – той бузар.
  • Ёлген ийнек сютлю болур.
  • Джаралыны джастыгъында сау ёлюр.
  • Баргъанынга кёре болур келгенинг.
  • Кёл – къызбай, къол – батыр.
  • Уясында не кёрсе, учханында аны этер.
  • Кюн кёрмеген, кюн кёрсе, кюндюз чыракъ джандырыр.
  • Мухардан ач ычхынмаз.
  • Къайгъыны сюйген, къайгъы табар.
  • Айныгъанлы алты кюн, тогъайгъанлы тогъуз кюн.
  • Чакъырылмагъан къонакъ тёрге атламаз.
  • Сангырау къулакъ эл бузар.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Аман адамны тепсинге олтуртсанг, къызынгы тилер.
  • Кесине гебен этелмеген, биреуге черен эте эди.
  • Окъумагъан сокъурду, сокъур ташха абыныр!
  • Ышармагъан – кюлмез, кюлмеген – къууанчны билмез.
  • Аш кетер да бет къалыр.
  • Тилсиз миллет джокъ болур.
  • Къар – келтирди, суу – элтди.
  • Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
  • Джыйырма къойну юч джыйырма эбзе кюте эди.
  • Орну джокъну – сыйы джокъ.
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Кеси юйюмде мен да ханма.
  • Кёб ашасанг, татыуу чыкъмаз, кёб сёлешсенг, магъанасы чыкъмаз.
  • Джюз элде джюз ёгюзюм болгъандан эсе, джюз джууугъум болсун.
  • Уллу сёзде уят джокъ.
  • Туз, гырджын аша, тюзлюк бла джаша.
  • Эркиши – от, тиширыу – суу.
  • Илму – джашауну джолу.
  • Сормай – алма, чакъырылмай – барма.
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Элиб деген, элге болушур.
  • Тёрдеги кюлсе, эшикдеги ышарыр.
  • Биреуню къыйынлыгъы бла кесинге джол ишлеме.
  • Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
  • Ашда – бёрю, ишде – ёлю.
  • Сютню башын джалагъан къутулур, тюбюн ичген тутулур.
  • Джашлыкъ этмеген, башлыкъ этмез.
  • Чабакъгъа акъыл, табагъа тюшсе келеди.
  • Айыбны суу бла джууалмазса.
  • Этни бети бла шорпасы.
  • Къызын тута билмеген, тул этер, джашын тута билмеген, къул этер.
  • Бал ашаргъа сюе эсенг, чибин ургъаннга тёз.
  • Бир абыннган – минг сюрюнюр.

Конференция: круглые столы. День первый

26.11.2014 0 2152

С 25 ноября Международная научная конференция «Этногенез, история, язык и культура карачаево-балкарского народа» начала работу по тематическим направлениям в рамках круглых столов. Регламент работы был традиционным, участники презентовали свои доклады, отвечали на имеющиеся вопросы. Было также отведено специально время для дискуссий по темам и выступлениям.


Филология

Доклады круглого стола «Тюркские языки: история и современное состояние» затронули самые разнообразные аспекты карачаево-балкарской и тюркской лингвистики. Филологическому анализу были подвергнуты ярлыки Крымского ханства, особенности р-л-дж замещений в карачаево-балкарском языке, которые в целом были сведены к древнему булгарскому пласту. Доктор филологических наук, профессор Исмаиль Доган (Турция) выступил с докладом, где раскрывал вопрос хазаро-карачаевских языковых параллелей.

Отдельно были рассмотрены современные проблемы, касающиеся вопроса унификации норм литературного карачаево-балкарского языка. Как отметили участники круглого стола, выступающие в своих докладах затронули не только вопросы, имеющие отношения к истории и современному состоянию карачаево-балкарского языкознания, но и проблемы, с которыми сталкиваются сегодня носители языка, учителя.

Всего было заявлено около 30 докладов на интереснейшие темы, актуальные для тюркологов-лингвистов. Ученые говорили о необходимости научного сотрудничества в разных областях тюркологии, создания языкового кибер пространства, об особенностях исторического развития и становления карачаево-балкарского языка. Были затронуты проблемы и перспективы развития тюркских языков.

Модераторами секции выступили доктор наук, профессор Исмаиль Доган (Турция), доктор филологических наук, профессор Тамара Алиева (КЧР), доктор филологических наук, профессор Мусса Кетенчиев (КБР).

Особо стоит отметить, что рабочими языками на протяжении всего времени проведения круглых столов (10:00 – 17:30) являются русский, английский и турецкий.


Древние народы

В Красном зале Академии наук проходил круглый стол на тему «Древние народы Великой степи и их роль в формировании историко-этнографического облика Евразии». Модераторами стола были кандидат исторических наук Аликбер Аликберов и доктор истории Заур Гасанов.

В рамках докладов круглого стола были рассмотрены различные аспекты истории древних народов: скифов, киммерийцев, сарматов, хунну, гуннов и др. Выдвигались гипотезы и научное обоснование в пользу версии о полиэтничности и поликонфессиональности скифов. Были рассмотрены богини скифского пантеона, этимология их имен в сравнительном аспекте с аналогичными божествами из иранских и тюркского пантеонов, давались этимологии имен с тюркских и иранских языков.

В своих работах докладчики также коснулись темы тюркских эпиграфических памятников. Слушателями были подняты вопросы о происхождении тюркского рунического алфавита, о его сходстве со скандинавскими рунами. Однако большинство ученых отрицает какую-либо связь между двумя алфавитами несмотря на явное визуальное сходство, объясняя это функционалом используемого материала – камня, - который и обусловил достаточно простые для высечения на твердой поверхности формы рун. Традиционно принято считать, что оба вида рун появились и развивались самостоятельно.

В рамках работы круглого стола выступили ученые из Казахстана, Азербайджана, Турции, Украины, России (КБР, Татарстан, Краснодар, Москва, Санкт-Петербург, КЧР и др.).

Как отметили участники, одна из самых примечательных особенностей конференции в целом и данного круглого стола в частности – это нахождение такого количества тюркологов в одном месте и возможность рассмотрения истории древних народов в принципиально новом свете в рамках международной научной сессии.


Литература 

Круглый стол на тему «Карачаево-балкарская литература» собрал в стенах Бежевого зала Российской академии наук представителей научной среды России, ближнего и дальнего зарубежья. Ученые из Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Кыргызской Республики, Грузии, Турции и Норвегии поднимали актуальные проблемы и острые вопросы карачаево-балкарской литературы, её становления и современного состояния.

Зарубежные гости рассказали о проблемах интеграции карачаевцев и балкарцев в иную культуру, о появлении новых имен в литературе диаспор карачаевцев и балкарцев.

Были затронуты наиболее важные аспекты судьбы иммигрантов, которые вынужденно несли груз незаслуженных обвинений. И на примере одного автора было показано, как благодаря творчеству и упорству стало возможным вернуть себе честное имя. По мнению самого докладчика «...жизнь этого писателя, публиковавшегося в 1947 и 1949 гг. в Турции под псевдонимом Х. Кавказлы, сама полна таких приключений и поворотов судьбы, которые ничем не отличаются по остроте сюжета от захватывающего романа или кино».

 

Социальные отношения

Круглый стол «Политико-правовая культура и социальные отношения» собрал три десятка ученых из Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ростова-на-Дону, Азербайджана, РСО-Алании, Дагестана, Чечни, Москвы и других регионов. В течении всего дня с небольшими перерывами здесь, в кругу историков, юристов и филологов, обсуждались вопросы социокультурных процессов в Карачае и Балкарии в частности и на Кавказе в целом. Обсуждалась данная проблема в разных аспектах, как исторических, так и социально-юридических. В числе докладчиков выступили Хамид Малкондуев, доктор филологических наук из КБР; Елена Полканинова, доктор философских наук, профессор РАНХиГС, Москва; Дамир Шапсугов, доктор юридических наук, Ростов-на-Дону. Обсуждение было насыщенным и временами эмоциональным, поскольку обсуждали непростые социальные, политические и правовые вопросы, такие как последствия земельных реформ на Кавказе, роль Северного Кавказа в политике России.

Модератор круглого стола Патия Абайханова, кандидат исторических наук, однако, отметила, что тон обсуждений и дискуссий был научен и конструктивен. Второй модератор  доктор исторических наук Эльмира Джахиева – добавила, что по итогам обсуждения был выдвинут целый ряд предложений, который будет внесен в резолюцию на заключительном пленарном совещании.

Особо модераторы отметили уровень подготовки докладчиков. Абайханова: «Ряд докладов - эксклюзивный материал, результат скрупулезного анализа и глубокой работы ученого. Хочется отметить презентации некоторых докладчиков, структурированные и подробные диаграммы, гистограммы по исследуемому материалу». Положительные впечатления получили и участники обсуждений: кандидат исторических наук Кемси Махмудова выразила благодарность организаторам за труд и щедрость души: «Карачаево-балкарцы подали отличный пример гражданственности, пригласив на конференцию широкий спектр специалистов со всей страны и других государств, не замыкаясь только на сугубо национальных проблемах», - отметила она, обозначив широкую географию участников конференции, собравшую ученых от Якутии до Украины, от Баку и до Москвы. Отметили уровень организации и модераторы: «Понравился подход организаторов конференции, я ожидала, что здесь будут даны готовые рецепты к подходам по изучению карачаево-балкарцев. Но руководители, истинные ученые, которые дали нам площадку для всестороннего обсуждения и развития. Это говорит о том, насколько высок уровень руководителя и каждого из организаторов, которые готовы и умеют слушать и сотрудничать. Хочу выразить благодарность всем организаторам конференции, координаторам, волонтерам за их самоотверженный труд, они показывают пример любви к своему народу».


Этнография

В Зеленом зале академии проходил круглый стол «Этнография и обрядово-культовая жизнь». Модераторы круглого стола: доктор исторических наук Ружа Нейкова (Болгария), доктор исторических наук Мурат Каракетов (Москва), доктор исторических наук Антон Салмин и др.

Доктор исторических наук Антон Салмин

Круглый стол собрал большое количество иностранцев, в том числе из Турции, Венгрии, Болгарии, Азербайджана, Украины, Грузии. Широко были освещены различные аспекты жизненного уклада, верований, обрядов карачаево-балкарцев. Это и особенности изготовления войлочных ковров, и способы разделывания мяса жертвенных животных, которые подразумевали и подразумевают особый подход в раздаче мяса в зависимости от статуса, пола и социального положения человека, и виды традиционной пищи. Кандидат филологических наук из Кабардино-Балкарии Ахматова Мариям обратила внимание в своем докладе на особое значение огня в обрядово-культовой жизни карачаево-балкарцев. «В Балкарии до сих пор существует поговорка о том, что у огня есть свои глаза, язык и рот», - отметила она. На круглом столе также выступали докладчики из Дагестана и Северной Осетии. При сравнительном подходе к обрядово-культовым традициям соседних народов также было выявлено достаточное количество аналогий, говорящих, по мнению некоторых ученых, об общности происхождения и культуры оных. Докладчик из Турции, исследователь фольклора тюркских народов Нильгюн Айдын, обратила внимание на особенности некоторых традиций, сохранившихся у карачаево-балкарских мухаджиров в Турции, но утративших свою актуальность у карачаево-балкарцев на Кавказе, в частности в области национальной хореографии. 

Научный сотрудник отделения тюркского фольклора Сельджукского университета 
Нильгюн Айдын (Турция)

Этнографический круглый стол собрал наибольшее количество слушателей и докладчиков. Ограниченность во времени не позволила всем заявленным участникам презентовать свои работы, однако все статьи станут доступными широкому кругу ученых и просто читателей по выпуску итоговых материалов конференции.

Международная научная конференция, посвященная происхождению, языку и культуре карачаево-балкарцев, продолжит свою работу 26 ноября по 4 заявленным направлениям.

Редакция портала www.elbrusoid.org 
(Источник: Пресс-центр Конференции)
(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет