Расширенный поиск
16 Августа  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Къыз келсе, джумуш эте келеди, къатын келсе, ушакъ эте келеди.
  • Юй кюйдю да, кюйюз чыкъды, ортасындан тюйюш чыкъды.
  • Эм ашхы къайын ана мамукъ бла башынгы тешер.
  • Халкъны джырын джырласанг, халкъ санга эжиу этер.
  • Накъырданы арты керти болур.
  • Тилчи бир сагъатха айлыкъ хата этер.
  • Чомарт къонакъ юй иесин сыйлар.
  • Элиб деген, элге болушур.
  • Къазанчы аман болса, къазаны къайнамаз.
  • Сабыр джетер муратха, сабырсыз къалыр уятха.
  • Этни бети бла шорпасы.
  • Адебни адебсизден юрен.
  • Аман къатын алгъан, арыр, иги къатын алгъан джарыр.
  • Адамны джюреги нени кёрюрге сюйсе, кёзю да аны кёрюрге ёч болады.
  • Эркишини аманы тиширыуну джылатыр.
  • Сескекли кесин билдирир.
  • Джарашыу сюйген – джалынчакъ.
  • Эл элде бирер малынг болгъандан эсе, бирер тенгинг болсун.
  • Билим насыб берир, билим джолну керир.
  • Эртде тургъан джылкъычыны эркек аты тай табар.
  • Халкъны юйю – туугъан джери.
  • Кийиминг бла танылма, адамлыкъ бла таныл.
  • Иги бла джюрюсенг, джетерсе муратынга, аман бла джюрюсенг, къалырса уятха.
  • Кёпюр салгъан кеси ётер, уру къазгъан кеси кетер.
  • Джаным-тиним – окъуу, билим.
  • Джетген къыз джерли эшекни танымаз.
  • Чомарт джарлы болмаз.
  • Къарнынг бла ёч алма.
  • Алтыда кюлмеген, алтмышда кюлмез.
  • Иесиз малны бёрю ашар.
  • Кёл – къызбай, къол – батыр.
  • Юйюнг бла джау болгъандан эсе, элинг бла джау бол.
  • Аш иеси бла татлыды.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Тас болгъан бычакъны сабы – алтын.
  • Рысхы джалгъанды: келген да этер, кетген да этер.
  • Этим кетсе да, сюегим къалыр.
  • Суу ичген шауданынга тюкюрме.
  • Джылкъыдан – ат чыгъар, тукъумдан – джаш чыгъар.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Урунуу – насыбны анасы.
  • Кёрмегеннге кебек – танг, битмегеннге сакъал – танг.
  • Башсыз урчукъ тюзюне айланмаз.
  • Шапа кёб болса, аш татымсыз болур.
  • Къолунгдан къуймакъ ашатсанг да, атаны борчундан къутулмазса.
  • Билгенни къолу къарны джандырыр.
  • Берекет берсин деген джерде, берекет болур.
  • Мал тутхан – май джалар.
  • Башы джабылгъан челекге, кир тюшмез.
  • Орну джокъну – сыйы джокъ.

Къарачайны къадау ташы - в новом обличье!

26.01.2010 1 3571

Фатима Токова,
Карачаевск

Къарачайны къадау ташы (Замковый камень Карачая). Сколько гостей и жителей Большого Карачая проезжают рядом с этим местом, где расположился легендарный природный и исторический памятник.

Памятники природы, истории и культуры России составляют весомую долю в культурном и природном наследии мира, вносят важнейший вклад в развитие страны и человеческой цивилизации в целом, что и предопределяет ответственность народа и государства за сохранение своего наследия и передачу его последующим поколениям. Любой из жителей Большого Карачая: Къарт-Джурта, Учкулана, Хурзука, расскажет вам об истории этого камня, да и многие гости знают, что это символ Карачая.

А меня всегда интересовал вопрос, почему исторический памятник Карачая находится в таком состоянии? Стоит рядом с полуразрушенным зданием и о его значимости говорит лишь тонкая цепь, опоясавшая камень, как будто взявшая его в вечный плен. А ведь "Къарачайны къадау ташы" поистине уникальный памятник, который с уверенностью можно отнести к сокровищам культуры карачаевского народа. К сожалению, в настоящее время значительная часть подобных памятников уничтожена или находится под угрозой уничтожения из-за разрушительного воздействия окружающей среды и людей. Как известно, такая потеря в сфере культурного наследия практически невосполнима.

Мы знаем из истории, что отдельные народы возвеличили в собственном сознании то или иное архитектурное сооружение, животное, дерево или птицу. Некоторые из них стали официальными символами нации. В богатой такими символами истории кавказских народов особенно ценились камни. "Къарачайны Къадау ташы" был известен нашим прадедам как камень - оберег. Народ издревле верил в то, что этот камень упал на землю с небес, и поэтому он пользуется особо трепетным отношением. Кусочки "священного камня" хранили в качестве оберега от несчастий и "потусторонних сил" - духов, оборотней. Также, древние верили в то, что если направлялись в далекий путь взять с собой кусочек этого камня, то он как амулет принесет им удачу. В фольклорных материалах сохранились сведения о поверьях в то, что этот камень имеет небесное происхождение и потому, вызывал весьма почтительное отношение, наделявшее его мистическими свойствами.

Еще одно распространенное у народа название камня "Къарчаны ташы" (Камень Карчи). По преданию, Карча оказался здесь, когда искал своего соратника Боташа, который перебрался в район Хурзука. Увидев хорошие земли, Къарча решил обосноваться здесь. Именно у этого камня был произведен раздел земель между родоначальниками основных старейших фамилий современного Карачая. И в дальнейшем, именно здесь, сидя на этом камне, Къарча утверждал основы карачаевской государственности.

Известно, что с приходом Ислама вера в магические поверья стала уходить в прошлое, и к "Замковому камню Карачая" начали относиться как к природно-историческому памятнику далеких предков. Многие художники, поэты и писатели получают вдохновение от этого камня, и посвящают ему свои произведения.

Не секрет, что в последние годы вид многих исторических и природных памятников оставляет желать лучшего. Никто не заботится о них, ни государство, ни люди. Эта участь потихонечку постигала и наш Камень. Но теперь, можно с твердой уверенностью сказать, что горькая участь большинства памятников "Къарачайны къадау ташы" не коснется. Совсем недавно была произведена полная реконструкция памятника и всей прилегающей к ней территории. Такую ответственность взял на себя большой патриот своего народа, его культуры и истории, директор СГУ "Управление эксплуатации Большого Ставропольского канала" Салпагаров Магомет-Амин Бунияминович.

Магомет-Амин очень скромный человек, много говорить не любит. Любовь и уважение к своему народу предпочитает демонстрировать делами. О серьезности его подхода к реконструкции "Замкового камня Карачая" можно судить по тому, что в ходе строительства он неоднократно обращался к краеведам, историкам, фольклору карачаево-балкарского народа. Советовался как лучше будет все это оформить.

Каждый день, проезжающие мимо этого памятника останавливаются, чтобы посмотреть на щедрость и благородство Магомет-Амина Салпагарова. Все они неустанно выражают свою благодарность человеку, который сделал такой подарок своему народу, его потомкам. Рядом с камнем теперь расположилась и уютная беседка. Желающие могут посидеть здесь, полюбоваться красотой природы, послушать песню Кубани, и рассказы стариков об истории Камня. Рядом с беседкой установлены памятники из черного мрамора, на одном гордо высечен предводитель карачаевского народа Къарча, на другом приводится история "Замкового камня".

У нас на Кавказе, в горах Карачая,
Где несется в теснине Кубань, грохоча,
Грудью в землю ушедший, столетья встречая.
Камень Карча там высится сталью звуча.

(Голосов: 5, Рейтинг: 4.2)

  • Нравится

Комментарии (1)

    Джаратама0
    Алана09
    28.08.2014 19:25:08
    Аллах болушсун бу иги адамгъа