Расширенный поиск
26 Ноября  2022 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Сёз садакъдан кючлюдю.
  • Къартны бурнун сюрт да, оноугъа тут.
  • Нарт сёз – тилни бети.
  • Къоркъакъны кёзю экили кёрюр.
  • Шекер бла туз – бир болмаз, ушамагъан – юй болмаз.
  • Тамбла алтындан бюгюн багъыр ашхы.
  • Аз айтсам, кёб ангылагъыз.
  • Аш берме да, къаш бер.
  • Элиб деген, элге болушур.
  • Тенгни тенглиги джашай барсанг билинир.
  • Къонакъ аман болса, къонакъбай джунчур
  • Термилгенинги табмазса, кюлгенинге тюберсе.
  • Юйлю уругъа ит чабмаз.
  • Адамны аты башхача, акъылы да башхады.
  • Къонагъынгы артмагъын алма да, алгъышын ал.
  • Чомартха Тейри да борчлуду.
  • Арба аугъандан сора, джол кёргюзтюучю кёб болур.
  • Тилсиз миллет джокъ болур.
  • Кёкдеги болмаса, джердегин кёрмейди.
  • Къарнынг ауруса, ауузунгу тый
  • Иги сёз – джаннга азыкъ, аман сёз башха – къазыкъ.
  • Ата Джуртуму башы болмасам да, босагъасында ташы болайым.
  • Тюзлюк шохлукъну бегитир.
  • Ана – юйню кюн джарыгъы.
  • Узун джолну барсанг, бюгюн келирсе, къысха джолну барсанг, тамбла келирсе.
  • Келгинчи, къонакъ уялыр, келгенден сора, къонакъбай уялыр.
  • Мадар болса, къадар болур.
  • Ач, тоймам, дейди, тойгъан, ач болмам, дейди.
  • Адам къаллай бир ишленмесе, аллай бир кесин уллу кёреди.
  • Чомарт къонакъ юй иесин сыйлар.
  • Ойнай-ойнай кёз чыгъар.
  • Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
  • Аурууну келиую тынч, кетиую – къыйын.
  • Бал – татлы, балдан да бала – татлы.
  • Джерни букъусу кёкге къонмаз.
  • Бет бетге къараса, бет да джерге къарар.
  • Чабакъгъа акъыл, табагъа тюшсе келеди.
  • Суу ичген шауданынга тюкюрме.
  • Аш хазыр болса, иш харам болур.
  • «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
  • Садакъачыны джаны – къапчыгъында.
  • Чабар ат – джетген къыз.
  • Таш ата билмеген, башына урур.
  • Ач отунчуну ачыуу – бурнунда.
  • Башда акъыл болмаса, эки аякъгъа кюч джетер.
  • Дуния аламаты сен эсенг да, игиме деб айтма.
  • Онгсузну – джакъла, тенгликни – сакъла.
  • Ишленмеклик адамлыкъды.
  • Къумурсхала джыйылсала, пилни да джыгъадыла.
  • Ёгюзню мюйюзлери ауурлукъ этмейдиле.

А ну-ка, девушки, а ну-ка, горяночки!

04.02.2004 0 103727

Людмила Осадчая

 

Какой должна быть современная девушка гор, слушающая попсовую музыку, не представляющая себя без сотового телефона, супермодных джинсов, знакомая с компьютером и интернетом? Наверное, прежде всего, помнить о том, что она - дочь своего народа, знающая его сегодняшний день и историю, его древнюю культуру, этикет, традициии и обряды. И где бы ни родилась горянка - в большом ли городе с широкими проспектами или в высокогорном древнем ауле, где бесстрашно ходят над пропастью, слушая рев несущегося потока, - ее сердце, несомненно, должно быть наполнено любовью к родным горам, в которых веками складывались особые отношения между людьми.

На днях в Карт-Джурте, старой родине карачаевского народа, проходил второй конкурс девушек-горянок, который должен был выявить их знания в области народных традиций и этикета. Мероприятие не претендовало на привычные конкурсы красоты, в которых победительниц выявляют обычно по длине ног и умению "подать" себя во время дефиле. Все было выдержано в целомудренных горских традициях. Конкурсантки были одеты в национальные платья и белоснежные шали, каждая создавала благородный образ дочери гор, где превыше всего ценятся нежность, скромность и терпение, гостеприимство, умение сделать свой дом уютным и теплым.

В этот морозный январский день картджуртский Дом культуры был переполнен - яблоку негде было упасть. И пока шли последние приготовления к открытию конкурса, зрители могли ознакомиться с материалами, посвященными горским обычаям и традициям, которые были представлены на стендах и в альбомах. Сцена была оформлена в старинном национальном стиле: здесь очаг, кожаные бурдюки, деревянная кровать-топчан, накрытая кашмой и бесценные шали из бабушкиных сундуков...

Ведущая конкурса "Горянка-2003" Айшат Салпагарова объявляет о начале действия. На сцену под музыку выходят девять конкурсанток, в руках у каждой - национальные блюда, приготовленные дома. Названия многих блюд - из области "преданий старины глубокой": к примеру, къаб гырджын (тыквенный хлеб), ашура джырна (сложная похлебка из кукурузы, мяса, молока) и т.д.

Каждая участница конкурса, представляя на суд жюри свои кулинарные заготовки, делилась не только рецептами их приготовления, но и рассказывала об истории их возникновения. К примеру, популярное блюдо карачаевской кухни "сохта" имеет четыре разновидности, а "крым-хычин" обязан своим названием принцу с Крымского полуострова, которому давным-давно был преподнесен этот поистине царский пирог со сложной начинкой...

Конкурс в номинации "Адеты" походил на экзамен, в котором каждая конкурсантка, вытащив билет, излагала суть обрядов. Как встречать гостя, как устраивать смотрины жениха, как вести себя мужчине и женщине в дороге, в чем смысл "обета" молчания новобрачной перед родителями мужа, как приветствовать старших и молодых и т.д. А еще конкурсантки демонстрировали свое умение распределять мясо курманлыка по возрасту и полу гостей. Это требует знаний не только этикета, но и определенных познаний в анатомии барашка. Затем следовали конкурсы шитья золотом, прялки шерсти, состязались в умении ходить и даже танцевать на деревянных башмаках-ходулях (в старину невеста стояла в углу на них). Свои художественные таланты девушки раскрывали во время исполнения частушек (ийнарла). Под аплодисменты зала прошел финальный танцевальный конкурс.

К концу конкурса выявились участницы, заслужившие симпатии зрителей: Кемисхан Деккушеву (Новая Теберда), Анжелу Токову (Кумыш), Зульфию Лайпанову (Карт-Джурт), Джамилю Хапаеву (Нижняя Мара), Джамилю Болатчиеву (Верхняя Мара). Выход на сцену каждой из них сопровождался бурными аплодисментами. Великолепное музыкальное сопровождение вечеру делал популярный ансамбль "Салам", чьи песни и мелодии были созвучны темам конкурсов. Ансамбль презентовал свою новую песню, которая посвящена родоначальникам карачаевских фамилий: "Къарча, Науруз, Абдурхай, Трам, Будиян эм Боташ - Сизден келеди Къарачай..." Пока члены жюри - директор Учкуланской школы С. Джанибеков, зав. отделом республиканского центра культуры Е.Нестеренко, старший преподаватель карачаево-ногайской филологии КЧГУ 3. Бостанова, автор книги "Адет, адеб, намыс" Ю. Борлаков, заслуженный артист РФ Х. Хатуев, известный солист-песенник X. Хубиев - подводили итоги конкурса, "Салам" продолжал развлекать публику своими песнями, под которые задорно отплясывала детвора.

И вот, наконец, результаты. Победительницей конкурса "Горянка-2003" была признана Зульфия Лайпанова из Карт-Джурта. Второе место заняла Кемисхан Деккушева из Новой Теберды, третье - Анжела Токова из Кумыша. Победительнице и всем участницам "Горянки-2003" были вручены призы от Карачаевского райотдела культуры: ковер, чемоданчики с приданым, наборы дорогого постельного белья.

"Мисс" "Горянка - 2003" Зульфия Лайпанова - отличница 11 класса Карт-Джуртской средней школы, собирается поступать в медицинский институт.  Кемисхан Деккушева, занявшая второе место, мой будущий коллега, заканчивает отделение журналистики КЧГУ. Замужем. У нее бойкое перо и пытливый ум - это она доказала во время практики в городской газете "Минги Тау"...

Как сказала заведующая Карачаевским райотделом культуры Соня Азнауровна Гогуева, конкурс "Горянка" только-только набирает обороты. Уже есть договоренность с коллегами из Усть-Джегутинского района о проведении в следующем году объединенного конкурса. Место конкурса останется неизменным - аул Карт-Джурт...

 ("Минги тау" №1(235) 14 января 2004)

 

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет