Расширенный поиск
20 Апреля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Джюз элде джюз ёгюзюм болгъандан эсе, джюз джууугъум болсун.
  • Ашха уста, юйюнде болсун
  • Мени джылытмагъан кюн, меннге тиймесин!
  • Къартха ушагъан джаш – акъыллы, джашха ушагъан къарт – тели.
  • Къарт айтханны этмеген, къартаймаз.
  • Тюз сёз баргъан сууну тыяр.
  • Игиге айтсанг – билир, аманнга айтсанг – кюлюр.
  • Ауругъан – джашаудан умутчу.
  • Чомарт къонакъ юй иесин сыйлар.
  • Биреуню эскиси биреуге джангы болмайды.
  • Огъурлуну сёзю – суу, огъурсузну сёзю – уу.
  • Накъырданы арты керти болур.
  • Сыфатында болмагъаны, суратында болмаз.
  • Джюрекден джюрекге джол барды.
  • Этни бети бла шорпасы.
  • Адам къаллай бир ишленмесе, аллай бир кесин уллу кёреди.
  • Юре билмеген ит, къонакъ келтирир.
  • Чакъырылмагъан къонакъ – орунсуз.
  • Эртде тургъан бла эртде юйленнген сокъуранмаз.
  • Кёпюр салгъан кеси ётер, уру къазгъан кеси кетер.
  • Аман къатын сабий табса, бий болур…
  • Ёлюк кебинсиз къалмаз.
  • Туз, гырджын аша, тюзлюк бла джаша.
  • Адамны адамлыгъы къыйынлыкъда айгъакъланады.
  • Къыйынлы джети элни къайгъысын этер.
  • Къолунгдан къуймакъ ашатсанг да, атаны борчундан къутулмазса.
  • Аман адамны тепсинге олтуртсанг, къызынгы тилер.
  • Адамны аты башхача, акъылы да башхады.
  • Эринчекни аурууу – кёб.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
  • Къарыусузгъа кюлме, онгсузгъа тийме.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Къызбайны юйюне дери сюрсенг, батыр болур.
  • Аманны къуугъан, аманлыкъ табар.
  • Тёгюлген тюгел джыйылмайды.
  • «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
  • Кёб ашасанг, татыуу чыкъмаз, кёб сёлешсенг, магъанасы чыкъмаз.
  • Тюкюрюк баш джармаз, налат кёз чыгъармаз!
  • Тил – миллетни джаны.
  • Къарнынг къанлынга кийирир.
  • Башланнган иш битер, къымылдагъан тиш тюшер.
  • Кёб къычыргъандан – къоркъма, тынч олтургъандан – къоркъ.
  • Кийим тукъум сордурур.
  • Къумурсхала джыйылсала, пилни да джыгъадыла.
  • Аллахдан тилесенг, кёб тиле.
  • Джумушакъ сёз къаты таякъны сындырыр.
  • Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
  • Тамчы таш тешер.
  • Биреуге аманлыкъны тилеме да, кесинге ашхылыкъны тиле.
  • Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.

Барсы общественного созидания

10.06.2013 0 2810  Давидов Ш.
Шамбат Давидов 



Динамичность политических и социальных процессов в Кавказском регионе рождает свой отголосок в виде поднятия национального и религиозного самосознания народов Кавказа.

Признание Грузией геноцида черкесского народа радикализировало черкесский этнонационализм и актуализировало черкесское национальное сознание. И как следствие, способствовало активизации общественных процессов в карачаево-балкарской среде. Однако в карачаево-черкесской общественной среде эти процессы принимают настолько уникальный характер, что требуют своего отдельного рассмотрения.


Портрет народа

Карачаевцы и балкарцы – кавказский народ тюркской языковой группы, в течение последних десятилетий сталкивался с многими проблемами. Сталинская депортация карачаевцев, а потом уже и балкарцев нанесла очень серьезный удар по национальному сознанию народа.

Сами карачаево-балкарцы себя считают потомками гуннов и алан, которые осели на Северном Кавказе много веков назад. Современные генетические исследования подтверждают автохтонность - «кавказскость» предков карачаево-балкарцев, наряду с другими кавказскими народами.

Это несмотря на то, что лингвистически карачаевцы и балкарцы являются носителями кыпчакского языка тюркского языкового пласта, видимо позаимствованного предками этого народа у других народов, пришедших на Кавказ.

Карачаево-балкарский народ имеет многие нерешенные проблемы. Проблема разделенности этого народа между двумя республиками – Карачаево-Черкесией и Кабардино-Балкарией – является одной из главных. Хотя надо отметить, что разделенность народа вызвана, скорее всего, географическим ландшафтом места обитания народа, чем политической конъюнктурой.

Земельные споры с черкесским (адыгским) этносом также являются камнем преткновения в межнациональных отношениях на северо-западе Кавказа. Некоторые общественные деятели карачаево-балкарской и черкесской сторон, активно обсуждают вопрос раздела КЧР и КБР на карачаево-балкарскую и черкесскую территориальные образования.

В последнее время кавказская общественность стала свидетелем гипер активности национальных карачаево-балкарских организаций. Особо надо отметить активность карачаево-балкарской межрегиональной организации «Барс Эль». Само название «Барс Эль» можно перевести на русский как «община барса», «народ барса» или «поселения барса».


Цели «Барс Эль» и их успешная реализация

Общественная организация «Барс Эль» объединила карачаевцев и балкарцев Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской Республик, а также карачаевцев и балкарцев, живущих в Москве и других городах России. Основными целями деятельности этой организации является воспитание подрастающего поколения, возрождение и сохранение традиций и этнической самобытности.

Организация «Барс Эль» была образована в декабре 2010 года, и лидером ее является Алий Тоторкулов, являющийся также лидером фонда «Эльбрусоид». Формулируя цели организации, Тоторкулов отметил, что «Барс Эль» будет работать над национальной идеей и стратегическим развитием карачаево-балкарского народа.

«Каждая народность состоит из пяти основных столпов, при отсутствии которых ни одна общность не может называться народом – это язык, культура, история, религия и территория компактного проживания», – заявляет Алий Тоторкулов.

С момента своего создания организация «Барс Эль» активно начинает поддерживать российские государственные программы развития Северного Кавказа. «Барс Эль» полностью подержала Москву в развитии проекта «Курортов Северного Кавказа».

В апреле 2012 года активисты организации «Барс Эль» совместно с Фондом содействия развитию карачаево-балкарской молодежи «Эльбрусоид» продемонстрировали фильм «Кавказский ренессанс по карачаево-балкарски». Этот фильм-ролик является своеобразным планом действий по сохранению и развитию традиций, культуры и языка этого народа.

Карачаево-балкарские активисты общественности предлагают использование приложений для современных компьютеров и телефонов, с помощью которых родной язык для ребенка и подростка станет непременным атрибутом жизни. Организация «Барс Эль» совместно с фондом «Эльбрусоид» активно работает и над развитием национальных средств массовой информации. Карачаево-балкарский социум уже много лет испытывает недостаток газет, журналов, радио и телевидения на родном языке. Карачаево-балкарские активисты стремятся заполнить этот пробел.

“Речь идет о газетах и журналах на родном языке, о национальном радио и телевидении, которое со временем планируется из интернет-вещания перевести на спутник и расширить языковой диапазон, добавив к карачаево-балкарскому русский и английский”, – утверждается в пресс-службе Фонда «Эльбрусоид». Председатель совета «Барс Эль», президент Фонда «Эльбрусоид» Алий Тоторкулов, который по совместительству является руководителем Российского конгресса народов Кавказа, отметил, что представители других народов, которые также озабочены сохранением своей идентичности, могут взять идеи, представленные в стратегии их развития, на заметку.


Успехи на академическом фланге

Карачаево-балкарская общественная организация «Барс Эль» стала инициатором создания в Москве научного Центра карачаево-балкарских исследований. Целью, которого будет работа над сохранением и развитием этнической самобытности, культуры и языка карачаево-балкарского народа. Данная инициатива была озвучена в Кисловодске в апреле 2012 года на Всероссийском совещании карачаево-балкароведов.

Доктор исторических наук Мурат Каракетов один из тех, кто посчитал необходимым создать центр карачаево-балкароведения. По его словам, центр объединит всех, кто занимается историей, этнографией, археологией, языком и литературой, искусством этого народа.

По словам Мурата Каракетова центр "ведет консолидированную работу по сохранению его исторического, культурного и языкового наследия, защищает от псевдонаучной риторики и выпадов”. По словам историка, в центре будет научный совет наряду с другими аналогичными советами, который будет отслеживать все, что происходит в гуманитарных и общественных научных дисциплинах.

В свою очередь лидер «Барс Эль» Алий Тоторкулов обращает внимание общественности на вопрос унификации карачаево-балкарского языка. Тоторкулов данную проблему считает одним из главных факторов в деле консолидации народа. «Если мы не придем к единому мнению, и у нас не будет единого литературного языка, на котором будут издаваться учебники, художественная литература, периодическая печать, на котором будет вещать национальное телевидение и радио, то мы пройдем точку невозврата», – отмечает лидер «Барс Эль».


«Барс Эль» на международном поприще

«Барс Эль» активно развивает свои контакты за пределами России. В мае 2012 года эта организация была принята в Федералистский союз национальных меньшинств Европы /FUEN/. Делегаты 57-го конгресса этой организации абсолютным большинством приняли в свои ряды эту карачаево-балкарскую организацию.

Международная организация FUEN ведет активную деятельность с целью помочь национальным меньшинствам сохранить идентичность, национальный язык, культуру и историю. Данная организация является выразителем интересов меньшинств в ЕС, Совете Европы, ОБСЕ и ООН.

"Цели "Барс Эль", который объединил всю творческую и интеллектуальную элиту карачаево-балкарского народа, практически полностью совпадают с Уставом FUEN в деле сохранения и развития языка и национальной культуры", — отметил председатель Совета организации Алий Тоторкулов.

На этом фоне многие эксперты начинают все чаще ставить опыт работы карачаево-балкарской общины в пример общественникам других народов Кавказа. Особенно, если учитывать 10-летний опыт работы на ниве воспитательной и просветительской работы в среде молодежи Фонда «Эльбрусоид».

Оттого в ситуации, когда некоторыми аналитиками не исключается возможность конфликта национальных проектов народов северо-западного Кавказа, на пример карачаево-балкарской общины стоит обратить особое внимание. А желательным вариантом развития ситуации можно назвать теоретически допустимый и все более углубляющийся предметный диалог между черкесскими и карачаево-балкарскими национальными организациями.

(По материалам "Кавказской политики")
(Голосов: 4, Рейтинг: 4.75)

  • Нравится

Комментариев нет