Расширенный поиск
18 Февраля  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Айтхан – тынч, этген – къыйын.
  • Ёмюрлюк шохлукъну джел элтмез.
  • Джюрекден джюрекге джол барды.
  • Юйлю уругъа ит чабмаз.
  • Джашынгы кесинг юретмесенг, джашау юретир.
  • Сормай – алма, чакъырылмай – барма.
  • Чомартха хар кюн да байрамды.
  • Тыш элде солтан болгъандан эсе, кесинги элде олтан болгъан игиди!
  • Аманны къуугъан, аманлыкъ табар.
  • Тилчи бир сагъатха айлыкъ хата этер.
  • Бёрю да ач къалмасын, эчки да ашалмасын.
  • Аджашхан тёгерек айланыр.
  • Сангырау къулакъ эл бузар.
  • Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
  • Ач уят къоймаз.
  • Чоюнну башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Къазанчы аман болса, къазаны къайнамаз.
  • Ана – юйню кюн джарыгъы.
  • Тенгни тенглиги джашай барсанг билинир.
  • Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
  • Терек ауса, отунчу – кёб.
  • Эрни эр этерик да, къара джер этерик да, тиширыуду.
  • Татлы сёз – балдан татлы.
  • Агъач – джерни чырайы, кийим – эрни чырайы.
  • Ариу сёз джыланны орнундан чыгъарыр.
  • Кимни – тили, тиши онглу, кимни – къолу, иши онглу.
  • Джарлыны эшигин махтагъан джабар.
  • Эки ойлашыб, бир сёлешген.
  • Чакъырылмагъан джерге барма, чакъырылгъан джерден къалма.
  • Онгсузну – джакъла, тенгликни – сакъла.
  • Ата Джуртун танымагъан, атасын да танымаз.
  • Кюн кёрмеген, кюн кёрсе, кюндюз чыракъ джандырыр.
  • Ашхы адам – халкъ байлыгъы, ашхы джер – джашау байлыгъы.
  • Мухар, кеси тойса да, кёзю тоймаз.
  • Юре билмеген ит, къонакъ келтирир.
  • Эки итни арасына сюек атма, эки адамны арасында сёз чыгъарма.
  • Ачны эсинде – аш.
  • Артына баргъанны, къатына барма.
  • Тели турса – той бузар.
  • Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.
  • Аш хазыр болса, иш харам болур.
  • Аманны эки битли тону болур, бирин сеннге кийдирир, бирин кеси киер.
  • Адам къыйынлыгъын кёлтюрюр, зауукълугъун кёлтюрмез.
  • Ашхы болсанг, атынг чыгъар, аман болсанг, джанынг чыгъар.
  • Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
  • Эл элде бирер малынг болгъандан эсе, бирер тенгинг болсун.
  • Джаным-тиним – окъуу, билим.
  • Тёрени джагъы джокъ.
  • Биреуню тёрюнден, кесинги эшик артынг игиди.

Как построить межнациональные отношения в России. Поиски ответа

25.05.2011 0 1039

На вопросы главного редактора международного издательского центра "Этносоциум и межнациональная культура" Рябовой Е.Л. ответил: Зязиков Мурат Магометович. Советник Президента Российской Федерации. Известный общественный и политический деятель, доктор философских наук. Автор более 40 научных работ, опубликованных в России и за рубежом.

- Межнациональная культура является одним из мощнейших звеньев, связывающих многонациональный российский народ. Культура в конфликтном взаимодействии должна выступать как фактор общественной стабилизации. Как переориентировать конфликт в конструктивное русло, опираясь на лучшее, что есть в межнациональной культуре?

Каждая нация, народ, народность, этнос имеет и развивает свою культуру, культуру своего народа, культуру профессиональную, народную, а также те моральные ценности, которые и составляют национальную культуру. Культура отношений между нациями и народами подразумевает историческое сохранение национальной идентичности при интеграции в общекультурные ценностные ориентиры для сохранения многонационального единства, единства многонациональной страны. Культура как образ жизни, общекультурные отношения между нациями и народностями, сохраняющими идентичность и взаимообогащающими друг друга могут составить ядро общенациональной идеи развития государства. В современной ситуации культурное воздействие, как один из важных аспектов культуры межнациональных отношений, безусловно, могло бы способствовать урегулированию социальных конфликтов.

Одним из основных показателей культуры конфликтных отношений и, в частности, культуры регулирования конфликтов, является установка на возможный исход конфликта, что и должно являться основным вектором развития как культуры конфликтного взаимодействия, так и межнациональной культуры в целом. На фоне ощутимых успехов, достигнутых РФ в последнее 10-летие в деле поступательного общественно-экономического развития, мы столкнулись с отдельными фактами обострения межнациональных отношений, затрагивающим интересы национальной безопасности. И это при том, что у нас в стране нет и не было конфликта культур, как и культуры конфликта. Негативные же проявления убеждают в следующем происхождении причин этого:

объективные сложности переходного периода, например, отставание некоторых регионов в социально-экономическом развитии;
недостаточное влияние отдельных общественных институтов на процессы в интернациональной сфере;
автономия информационных ресурсов русскоязычного интернета от правового поля РФ. В РФ интернет имеет свыше 43 млн. пользователей, и в нем - лавина материалов, направленных ни много ни мало на исключение ряда российских народов из цивилизованного сообщества и отчуждение их от нашей общей Родины - России.

Лишь на первый взгляд такие материалы носят отвлеченный характер - ведь проникая в миллионные массы, они, безусловно, становятся материальной силой. Весь практический ущерб, нанесенный ими политическим основам нашего государства и миру между народами в РФ, сначала оформился в умах. В публичной сфере появились личности, строящие свою карьеру на разжигании межнациональной розни в РФ. Благо их не так много, да и народ у нас мудрый.

Таким образом, культура конфликтного взаимодействия выступает лишь как составная часть, определенного уровня культуры в целом. Для переориентирования явно деструктивной направленности этого слоя культуры следует обратиться к огромному, веками накопленному багажу, позитивных достижений российской культуры, сформированной в ходе взаимодействия национальных культур народов, проживавших и проживающих по-прежнему на территории РФ. Как это осуществить практически? Вот ряд возможных мер:

Базой переориентирования нашей многонациональной культуры и отношений между этносам в конструктивно-позитивное русло должна стать идея наднациональная, общенациональная, для раскрытия которой и нужна демонстрация всего национального многообразия, а вовсе не превосходства определенных этносов на территории России. Если же пытаться внедрять именно какую-то конкретную национальную идею - даже просто этот термин - то получим возврат к печально известному времени. Следует вспомнить позитивный опыт в сфере плодотворного сотрудничества всех национальностей ради достижения некоей общей цели - это период строительства социализма под лозунгом "пролетарии всех стран соединяйтесь"; это участие в Великой Отечественной войне, когда главной угрозой была не утрата национальной независимости и культурной самобытности, но утрата вообще территории существования и самого физического существования. Именно на основе ощущения себя: а) человеком вообще, б) современным прогрессивным человеком в) жителем огромного и изначально полиэтничного государства только и возможно устранение межнациональных проблем и противоречий. Вероятно, в настоящее время необходимы идеи и соответствующие лозунги, которые бы были понятны и близки большинству граждан России независимо от национальной принадлежности. Лозунги и идеи, которые должны сближать, а не разобщать граждан нашей великой страны, ориентировать не на болезненное копание в противоречиях, а на их устранение.

Не секрет, что такие противоречия не возникают спонтанно, но искусно разжигаются определенными политическими кругами (по всем правилам политтехнологии) в целях дестабилизации какого-либо региона и получения неограниченного доступа к его ресурсам, над которыми утрачивается в ходе такого инспирированного конфликта контроль предыдущих владельцев. Здесь же непременно подыскивается образ "врага", на которого сваливается вина буквально за все многолетние проблемы данного народа и который, соответственно, должен "ответить за все".Эта политика строится на манипулировании любыми историческими фактами и общественным мнением. Поэтому для предотвращения втягивания населения в подобный конфликт необходима постоянная массовая элементарная культурно-просветительская работа, которую традиционно вели музеи, библиотеки, СМИ, направленная на прояснение всех этих механизмов разжигания конфликтов.

Не секрет также, что у очень многих даже не слишком ограниченных и "темных" современных людей, вероятно, при всей их внешней терпимости, на самом деле порог толерантности весьма низок, и восприятие людей другого этноса, отличающихся по внешнему виду и образу жизни, идет по примитивной биосоциальной схеме "свой-чужой", "свой-хороший, а другой - плохой, потому что неизвестный и, следовательно опасный". Поэтому будет весьма проблематичным как-либо примитивно пропагандировать им простые идеи наподобие "все люди братья" или "все люди одинаковые" или "великий народ в великой стране". Все это вызовет именно подсознательное отторжение, поэтому вся пропагандистская деятельность должна строиться на использовании очень точных терминов, очень продуманных лозунгах, подкрепленных мощной базой аргументов, психологически строго мотивированных и научно обоснованных.Невозможно также вести успешную интернациональную политику изолированно от столь же продуманной политики в сфере образования, культуры и регулирования миграционных потоков. Одно из успешных направлений таких системных воздействий - это ознакомление учащейся молодежи с безусловно, позитивными достижениями разных национальных культур (особенно тех, чьи представители учатся в данном заведении) - проведение праздников, выставок концертов, кулинарных вечеров и т.п. - не только для "своих", но и особенно для представителей всех других культур, конфессий и этносов. Это должно происходить не эпизодически, но перманентно. При этом все негативные исторические события следует представлять не как вину, а как трагедию того или иного народа, указывая на реальные потери, которые он понес во всех сферах своей жизнедеятельности за этот период.

Государственная политика в данной сфере не может обойти и такую неожиданно остро вставшую проблему как миссионерская деятельность представителей разных конфессий. Ни для кого не секрет, что в России исторически сложился определенный баланс, соотношение национальной и религиозной принадлежности. Между ними издавна сложились добрые отношения культурного обмена. Выработалось некое неписанное соглашение, по которому массовая "перевербовка" между данными этносами и конфессиями не принята. Предполагается, что в современном мире любой человек сам в состоянии сделать выбор, ознакомиться со священными текстами и образом жизни представителей той или иной религии, и отнюдь не нуждается в том, чтобы кто-то навязывал ему вероисповедание, как некоему непросвещенному и несознательному "дикарю". Неудивительно, что попытки такой деятельности вызывают негативную реакцию.

Выход, опять-таки, - в просветительской, ознакомительной работе, направленной на подтверждение одинаковой нравственной ориентированности всех религий, на приобщение представителей одних конфессий к достижениям народной культуры, литературы и искусства представителей других конфессий. Тут возможна совместная туристическая и экскурсионная работа с молодежью, совместная экспозиционно-выставочная и издательская деятельность, например, организация совместной выставки "Религиозное многообразие нашего края", "Вклад религиозных деятелей в развитие культуры нашего региона" и т.п., издание книжных серий "Эпосы народов России", "Народы…..края", "Религии…..края" и т.п. Подчеркиваю, что эта совместная деятельность должна производиться силами представителей разных конфессий, этносов и т.д.

Итак, все намеченные направления деятельности неразрывно взаимосвязаны и направлены на сохранение уникальной и самобытной культуры, единение и согласие нашей многонациональной Родины-России. Надо всегда помнить, что народ, который утрачивает свои культурные ценности и чувство общенациональной гордости за свою державу, теряет не только свои корни, но и свою государственность. Уверен, что у нынешнего руководства Российской Федерации есть четкое понимание, что не бывает единства построенного на разделении, как и не бывает единства построенного на недоверии и противостоянии. В подтверждении этому слова Премьер-министра Российской Федерации В.В. Путина, который говоря о межнациональных отношениях, конкретно отметил, что " Россия стала великим государством только благодаря межнациональному согласию и может оставаться великим государством, если народ и каждый даже небольшой этнос будет чувствовать себя в России, как в собственном доме".

- Потеря духовных ориентиров приводит человека к готовности совершить преступление. Каковы первостепенные шаги ученых, общественных и государственных деятелей для утверждения в обществе духовных ориентиров, достойных культурного общества?

- В первую очередь следует указать ряд принципов, на которых и должны основываться любые шаги по утверждению в обществе духовных ориентиров, достойных культурного общества. Необходимо при планировании каких-либо систематических мероприятий для улучшения интернационального климата обратиться к позитивным историческим и современным примерам успешного и мирного взаимодействия разных этносов в пределах одного региона или даже города: например, Северный Кавказ и Поволжье; начальный этап становления Киевской Руси; советский период. Идеальным вариантом для преодоления негативного информационно-психологического воздействия ряда исторических (псевдоисторических) материалов (например, о "подлинных" целях царской России в Кавказских войнах; о подлинных целях сил нежелающих сохранить стабильность и поступательное движение нашей страны; о политике выселения народов с исконных территорий при Сталине и др.) представляется обращение в поисках контраргументов к идее, например, классового противостояния, а отнюдь не межэтнического; к идее борьбы за равные политические и экономические права, свободу и лучшие условия труда.

В данном случае следует подчеркивать, что таковая политика проводилась не из-за ненависти одних народов к другим, не из-за идей национализма (которые безусловно могли использоваться тогда как отвлекающий от подлинной сути вещей маневр), а исключительно из-за планов царизма и капитализма, направленных на эксплуатацию простого народа вообще во всех регионах и из-за неоправданных перегибов партийно-идеологической линии в советский период, от которых страдала опять-таки масса простого народа, невзирая на его национальную принадлежность. Иными словами, живи на месте переселенного народа другой народ, с ним произошло бы в той исторической ситуации то же самое.

Также ни в коем случае нельзя огульно, не опираясь на веские исторические доводы, обелять некоторые страны, то есть, отрицать их причастность к неким разрушительным действиям, которые на определенных этапах истории, безусловно, ассоциировались с захватом, разрушением и порабощением других народов. При этом невозможно и категорически недопустимо проецировать негативный образ захватчика и поработителя на весь народ - следует помнить, что войны практически всегда затевались правящей верхушкой, одинаково обманывавшей и эксплуатировавшей не только порабощенные народы, но и в первую очередь именно свой народ, оболванивая его всякими псевдонациональными идеями превосходства этнического или расового и загоняя в очередную войну, от которой народ всегда только страдал. В современном информационном обществе каждый человек имеет все возможности думать самостоятельно, не подчиняясь чужому давлению, принимать взвешенные решения, усваивая разнообразную информацию, не пытаясь свалить ответственность за них на кого-то другого. В связи с этим современная государственная власть - в первую очередь в нашей стране - вполне оправданно не пытается вести примитивную пропаганду каких-либо идей, понимая необходимость четкого обоснования любых своих действий. Как одно из направлений системной государственной и религиозной политики в стабилизации многонациональных отношений (этот термин как раз и подчеркивает связь, а не разобщение наций!) следует выделить контроль над профессиональной деятельностью учителей и преподавателей, которые ни своим поведением, ни в своих курсах дисциплин не должны проводить идею избранности одного народа и подчеркивать неполноценность других народов. Это актуально во всех регионах страны без исключения, как в светских, так и в духовных учебных заведениях. Необходима дальнейшая системная работа в сфере социально-политической и интернациональной, в области культуры и информационных потоков. Направлена она должна быть не только на преодоление накопленного негатива в национальных отношениях, но и на формирование нового общественного климата, способствующего участию в созидании Великой России всех ее народов.

В ежегодном послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил: "Мы обязаны беречь единое культурное пространство страны во всем его многообразии, помогать сохранению богатых национальных традиций народов России и при этом всемерно развивать и совершенствовать программы обучения русскому языку, который является основой межнационального общения и единства нашей страны". Особо хочется напомнить об огромной роли, которую в деле единения взаимообогащения российских этносов издавна выполняла и способна выполнять впредь классическая русская литература, нераздельная с тем "свободным и могучим, правдивым и свободным" русским языком, на котором созданы произведения А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенев, И. Гончарова, Н. Некрасова, А. Фета, Ф. Тютчева, И. Тургенева, А. Островского, Л.Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова, а также М. Шолохова, А. Ахматовой, С. Есенина, В. Маяковского, М. Булгакова. Классическая русская литература и в самые "темные, глухие" (А. Блок) или трагические годы страны несла людям свет, надежду на торжество правды, добра, справедливости, идеалы гуманности и взаимоуважения между людьми. Мы не найдем в ней ни одной стихотворной строки, поэмы, рассказа, повести, пьесы, романа, где содержалось бы оправдание чьего бы то ни было национального чванства, высокомерия и неуважения одного народа к другим. Зато встретим многочисленные примеры живейшего интереса и глубокой симпатии к укладу и культуре кавказских горцев (у Пушкина, Лермонтова, Бестужева-Марлинского, Л.Толстого), коренных народностей Дальнего Востока, Якутии, Сибирского Севера (у И. Гончарова, Н. Лескова, В. Арсеньева, А. Фадеева). Сегодня, в свете курса России на модернизацию русская литература обретает дополнительную актуальность и как неиссякаемый источник и стимулятор творчества и творческого отношения каждого человека к своему делу и жизни в целом.

Но главная ценность литературной русской классики, конечно, в ее духовно-нравственном и эстетическом воздействии на людей. Читая творения Пушкина, говорил В.Белинский, "можно превосходным образом воспитать в себе человека". Вся последующая русская литература в лице ее крупнейших представителей нигде и никогда не отступала от стремления "улучшать и совершенствовать" (И. Гончаров) своих современников. Не оттого ли имена выдающихся русских и советских писателей и по сей день, бережно хранят улицы, университеты или театры в любом регионе, крае, республики или округе России? И не потому ли необходимо не сокращать, а всемерно умножать учебное время, отведенное на постижение высших достижений русской литературы в средних школах нынешней России? В каждом субъекте РФ было бы целесообразно создать центр этнокультурных исследований, имеющий филиалы во всех городах и крупных сельских населенных пунктах. Цели деятельности такой организации - сбор многообразного фольклорного материала с последующей масштабной его публикацией и доведением до масс учащихся и граждан; создание музейных экспозиций и выставок, популяризирующих национальные культуры региона и их достижения; организация и проведение регулярных культурно-массовых мероприятий аналогичной направленности; проведение научных конференций среди учащихся и специалистов разных отраслей данного и соседних регионов, ориентированных на выявление проблем в сфере национальных взаимодействий и выработку путей их решения; финансирование краеведческой работы и исследований специалистов (историков, социологов, этнологов, культурологов, политологов и религиоведов) по наиболее актуальным вопросам полиэтнического взаимодействия. Вырабатываемые таким образом рекомендации должны приниматься во внимание при планировании и осуществлении политики местной власти. Указанные принципы и меры как раз и позволят сформировать фундамент для утверждения духовных ориентиров, достойных культурного общества.

- В нашем обществе слаба нравственная мотивация межнациональной культуры. А чем нравственная мотивация должна быть сильнее остальных мотиваций?

- У нашего российского народа, который следует понимать как общность социокультурную и политическую, но многонациональную по своей структуре, есть целый ряд издавна сложившихся и проверенных историей "нравственных мотиваций" (НМ):
НМ труда на благо страны;
НМ взаимопомощи в трудной ситуации;
НМ самоограничения в пользу других в тяжелое время;
НМ интернациональности;

К сожалению, в настоящее время нравственная мотивация вообще считается "немодной", устаревшей, все больше насаждаются прямо противоположные "ценности" и ориентиры - эгоизм, стяжательство, жадность, бесконечное потребление, попустительство, соглашательство с насилием и злом и т.п. Только укрепление, реанимация и постоянное поддержание всей совокупности указанных нравственных мотиваций, а вовсе не выделение какой-то одной из них как самодовлеющей способно вывести российское общество из нравственного тупика. Не стоит пытаться сформулировать некую простую "национальную идею", желательно выраженную в одной емкой фразе, поскольку нам нужна наднациональная идея, а точнее - целый набор общенациональных идей, часть из которых названа выше. Попытка найти одну "национальную" идею - это, чисто терминологически, неверный ход, поскольку ведет он к ограничению, к оцениванию, а значит - и к сравнению одних национальностей с другими. По каким бы критериям оно ни производилось, по своей сути всё равно - конкурентное, а значит - потенциально конфликтообразующее действие. "Национальная" идея - значит, как ни крути, идея для одной национальности, а это очень проблемно в таком полиэтничном государстве как наше.

В данном случае можно назвать еще одну нравственную мотивацию - нравственную мотивацию особой исторической миссии России как государства (но не какого-то отдельного народа!) О ней следует сказать подробнее. Дело в том, что судьбы всех народов на территории нашего государства в любую историческую эпоху и, особенно - в эпохи переломные, кризисные, - воспринимались не по отдельности, но именно как часть судьбы всего государства в целом. Россия и ее особая историческая миссия - жертвенная, просветительская, духовная, защитная, - воспринимались всегда как некая сложная совокупность территории + населения + культуры всех населяющих ее народов + деятельности того или иного политического лидера + экономических связей + исторической эпохи со всеми ее достижениями и поражениями. Именно в таком контексте и следует говорить "россияне" и "соотечественники", если мы намерены способствовать развитию именно многонационального, а потому и сильного современного государства. Подчеркивание этого единства в многообразии, культивирование этой идеи - освобожденной, впрочем, от идей "богоизбранности" - это и есть наиболее эффективный способ нейтрализовать все попытки отчуждения от России народов, издавна с ней прочно связанных, различных по своему этническому происхождению. Усиление исторического компонента в системе российского образования позволит осуществить внедрение этой идеи. Выбранный сегодня путь усиленного "раскручивания" отдельных исторических деятелей на телевидении, в кинематографе, литературе и СМИ - слишком узок и ограничен. Возможно следует вернуться к опыту советского времени, когда активно распространялись знания (через кино, художественную и детскую литературу, через учебники истории) о деятелях истории и культуры всех народов нашего огромного государства. Поэтому для тогдашнего школьника одинаковым примером для подражания могли стать и просвещенный правитель Самарканда Улугбек, и грузинский герой Дата Туташхия, и поэт-бунтарь Хамза Ниязи, и русский иконописец Андрей Рублев, и новгородский князь Александр Невский, и туркменский борец с басмачами Джура.

Нашему телевидению, безусловно, стоит вернуться к активной и постоянной трансляции общественно значимых фильмов, снятых еще на киностудиях СССР, а государственной власти - целесообразно сделать некий социальный заказ (точнее, госзаказ) на написание, публикацию и постановку - опять-таки не разовую, а постоянную - детских научно-популярных и художественных книг и фильмов, посвященным деятелям истории и культуры разных народов нашей страны. Особое внимание должно уделяться контролю со стороны государства за содержанием компьютерных игр, в которых жестокость, насилие, цинизм, антипатриотические действия и т.п. необходимо исключать. Причем не следует превозносить деятельность некоторых исторических персонажей, которая является деструктивной по своей сути. Именно подача как можно более полного исторического материала, без его идеологически направленной "подчистки" - это надежный способ борьбы с псевдоисторическими теориями и взаимным отчуждением народов. Отдельным направлением "идеологической интервенции" государства может стать пропаганда значимости для всей России созидательной и честной повседневной жизни рядового отдельного гражданина. Возможно, что идея "особой исторической миссии России как государства" может стать нравственной мотивацией объединяющей и сплачивающей общественное сознание.

- Определяющее влияние на ситуацию имеет самоидентификация населения - устойчивый выбор людей в пользу того или иного образа самих себя. Как СМИ должны разработать и осуществить внедрение положительного образа "самих себя" для конструктивной самоидентификации населения? Место правоохранительной системы? Для сохранения России как единого многонационального государства?

- Следует учесть успешный опыт советского времени, выработанный в ходе грандиозных всесоюзных строек, когда массы людей разных национальностей, приезжавших в тот или иной регион, не воспринимались населением и не оценивались СМИ как "гастарбайтеры" и как "понаехавшие", а прославлялись именно как труженики, занятые общим полезным делом. Естественно, и люди, покинувшие родные места ради работы и заработка, не ощущали себя некими бродягами, нарушителями, кем-то неугодным и неприятным. Точно такое же отношение к мигрантам, то есть, потенциальным работникам, следует культивировать и сейчас. Безусловно тупиковым направлением представляется введение жесткой цензуры в СМИ и особенно в интернете. Дело в том, что негативный опыт запрещения, порождавшего усиленный интерес именно к запрещенному, у нашего государства есть, и преогромный. Это и периоды "чугунного" цензурного устава 19 столетия, это и попытки жесткой цензуры всего напечатанного и написанного, сопровождавшиеся невиданным ростом именно террористических, экстремистских, антигосударственных настроений и движений в России второй половины 19 века и начала 20 века. Это и период "железного занавеса", когда для нашей молодежи весьма примитивные и убогие образцы массовой коммерциализованной западной культуры представлялись именно в силу их недоступности чем-то прекрасным, идеальным и совершенно необходимым для жизни - что и породило отторжение культуры собственной, хотя в то время уровень ее был весьма высок.

В результате таких запретов массы людей начинают воспринимать всё то, что им не дают и запрещают как нечто наилучшее, элитарное, предназначенное "не для всех", а лишь для избранных или опасное для власти - иначе, зачем его запрещать? Сразу же сработает эффект "запретного плода". Наглядный исторический пример - распространение картофеля среди русского населения при Екатерине II. Именно эту психологическую особенность власти и учли: не стали активно предлагать диковинный заморский корнеплод всем подряд, а начали выращивать его на огороженных глухими заборами, да еще и охраняемых солдатами полях, куда никому доступа не было. Естественно, это породило у населения жгучий интерес к запретному, а с ним - и столь же жгучее желание этим запретным завладеть. Так скоро картошка стала считаться исконно русской едой.

Чтобы не случилось точно того же самого, например, с ресурсами интернета, следует проводить политику более гибкую. Запрещение доступа к ресурсам интернета вызовет жесткий протест у всех пользователей независимо от их национальной принадлежности, и направлен этот протест, пусть даже и пассивный в форме отчуждения и недоверия, будет на власть, а вовсе не на экстремистов и националистов, которые в такой ситуации легко могут быть представлены жертвами власти. Отношение же к "жертвам" и "мучителям" всегда однозначное. Зато ряд законодательно закрепленных ограничений именно на содержание сайтов или форумов (отсутствие подстрекательства к межнациональной розни; грубых и оскорбительных высказываний и др.) и серьезные санкции, налагаемые за пренебрежение этими ограничениями, способны влиять на общую направленность информационных потоков, даже в интернете.

Считается, что кризис идентичности вызван в первую очередь противоречивостью социально-политической и экономической ситуацией, которая, в свою очередь может порождать кризис в сфере культуры и социальных отношений (куда относятся и взаимодействия разных этносов). Говорить высокопарные слова о необходимости скорейшего преодоления всех этих кризисных проявлений бессмысленно и неконструктивно. Следует выделить ряд вполне выполнимых безотлагательных мер, постоянное, последовательное, продвигаемое "малыми порциями" осуществление которых способно переломить ситуацию - но не вдруг, а через некоторое время. Уместно вспомнить о знаменитой японской методике кайдзен или малых, но постоянных изменений, успешно примененной, например, в 1980-е годы в полиции города Лос-Анджелеса, где была критическая ситуация с преступностью. Отказавшись от мгновенного решения наиболее сложных проблем и борьбы с мощными бандами, полиция принялась постоянно, постепенно, без чрезвычайных усилий бороться с мелкими правонарушениями, уличными хулиганами, нарушителями спокойствия, мошенниками, приучая население к тому, что именно спокойная, безопасная жизнь - это норма, тогда как дикое существование "на выживание" - это нонсенс в современном мире. Люди, постепенно привыкая к хорошей спокойной жизни, стали все менее терпимо относиться к любым проступкам и преступлениям, сочувствовали и помогали органам правопорядка, так что на сформировавшемся благоприятном фоне выявить оставшиеся "островки" преступности не составило труда.

Не секрет, что в настоящее время в нашем обществе бытуют негативные и в значительной мере справедливые оценки деятельности правоохранительной системы. Подобная ситуация не способствует положительному решению вопросов по борьбе с преступностью и оздоровлению самого общества. Поэтому, чтобы решать задачи по построению сильного государства и стабильного общества, надо правоохранительную систему Российской Федерации укреплять и всемерно ей помогать. Думается, что в настоящее время необходимо разработать программу общественной поддержки правоохранительных органов и контроля над ними. Это особо актуально, в связи с Указом Президента РФ о создании в Российской Федерации полиции. Как новый институт полиция должна стать поистине уважаемой у нашего народа и пользоваться доверием. Нельзя также не учитывать, что правоохранительные органы - это часть нашего общества и формируется из конкретных людей данного общества.

Чтобы сформировать достойную самоидентификацию у россиян, у соотечественников, - следует параллельно приучать их к тому, что считается цивилизованным обществом и общежитием, и принимать ряд мер, способствующих выработке конструктивных мировоззренческих ориентиров. Причем, как ни парадоксально это выглядит, национальному компоненту здесь надо отводить, отнюдь не главное место, направив все усилия на правовую и бытовую сферу. Но при этом необходимо создать комфортные условия взаимодействия между этносами. В последние годы немало сделано по сохранению единства нашего многонационального государства. Сегодня наряду с уже эффективно работающими нацпроектами, образования, здравоохранения, жкх, сельского хозяйства необходим и национальный проект "Культура России".

- Значительная часть населения России испытывает кризис идентичности и переживает период психологического и нравственного истощения. В чем вы видите идентичность российского народа? Как преодолеть нравственное истощение и чем оздоровить психологически население?

- О возможности преодоления нравственного истощения. Нельзя упускать из вида экстремистскую и криминальную направленность кинематографа, в первую очередь уже и не зарубежного, а отечественного. Невозможно просто устранить межнациональную напряженность в условиях непрерывного прессинга, когда круглосуточно с экранов телевизоров почти по всем каналам (центральным!) на любого жителя страны независимо от его национальности, пола и возраста идет непрерывное жесткое воздействие, вызывающее у него не только некое привыкание к насилию, грубости, убийствам и терроризму, погоне за ненужными материальными благами, но и абсолютное стирание различий между дозволенным и недозволенным, между добром и злом в принципе. Тематика передач и сюжеты фильмов (особенно сериалов) весьма показательны: бесконечные перестрелки, аварии, мошенничества, избиения, проституция, наркомания, алкоголизм, милиция и преступники, "часы пик", "сволочи", "бешеные" и "хромые" в ярости, - одним словом, абсолютная "чернуха", создающая у всякого человека ощущение полной безысходности, отчаяния и страха. Разумеется, отсюда и нравственное истощение, поскольку человек, думающий и гуманный устаёт защищать свою психику от такого перманентного нападения на нее, происходит нравственное "выгорание" личности. А человек, не сформированный как личность, безо всяких размышлений и "отфильтровывания" поглощает всю эту негативную информацию без остатка, воспринимая ее как руководство к действию и эталон образа жизни.

Негативное отношение к женщине, насаждают отдельные СМИ. Что формирует и у самих женщин, и у мужчин совершенно искаженные нравственные ценности и представления. Стоит ли ожидать от рядового гражданина уважительного отношения к представителю другой национальности и его культуре, если он и понятия не имеет об уважении к себе, к женщине, к старшим, к своей семье, к культурному достоянию? Вероятно, должна произойти перестройка сетки вещания так, чтобы передачи научного, позитивного культурно-просветительского характера шли в подавляющем большинстве случаев, в дневное и удобное вечернее время, а не так, как сейчас. Нынешнее отдельное вещание вызывает закономерный вопрос - кому это надо? Зачем день и вечер напролет крутить низкопробные передачи и фильмы, наполненные жестокостью, культивирующие предрассудки, низменные качества личности и уводящие от серьезных размышлений? Тогда как, безусловно, ценные передачи загоняются в ночной эфир, где их увидит лишь горстка интеллектуалов и эстетов, которые и так уже не нуждаются в воспитании, поскольку они и есть то толерантное, образованное и думающее меньшинство, которое далеко от разжигания межнациональной розни и по своей сути глубоко интернационально и космополитично. Создается впечатление некоей спланированной и финансируемой идеологической диверсии против населения РФ, вот только кем осуществляемой?

Культивирование "вещизма" также ведет к искажению мировоззренческих ориентиров: вещи и их накопление становятся важнее, чем жизнь другого человека, в угоду бессмысленному потреблению в жертву приносятся идеи взаимопомощи, бескорыстия, познания и творчества. Таким образом, преодолеть нравственное истощение и оздоровить психологически население можно одновременным применением целого комплекса мер:
Реструктуризация информационного пространства РФ посредством увеличения числа и продолжительности познавательных, культурно-исторических, воспитательно-патриотических программ и фильмов; и в то же время - резкое сокращение и перемещение на наиболее неудобное ночное время программ, культивирующих насилие, гонку за развлечениями, различные ток-шоу скандального характера и т.п., разрушающие психику и нравственные устои. Необходим также более ответственный подход к содержанию рекламной продукции. Увеличить освещения культурных достижений каждой нации и народности Российской Федерации, без постулирования их превосходства или приниженности, без сравнивания их с другими. Начальный уровень данной работы - учебные заведения, следующий - центральные СМИ, телеканалы, транслирующие передачи о достижениях национальных культур и их позитивной исторической роли.

В частности, был бы полезен основательно подготовленный и талантливо снятый культурно-просветительный сериал "Моя Россия", знакомящий любого и всех наших соотечественников с каждым Российским краем в природно-географическом, этническом, конфессиональном, языковом, историческом и.т.д. своеобразии. Нет малейшего сомнения: для россиян он затмил бы своей популярностью любой международный канал. Ведь Россия, занимающая почти шестую часть земной суши, омываемая тремя океанами (ибо океан Атлантический доступен ей через Черное море), уникальна в ярчайшем многообразии своих регионов (вспомним Север, Сибирь, Кавказ, Алтай, Камчатку и.т.д.) ничуть не меньше, чем населяющих ее народов.

Очень важно участие государственных и общественных организаций в деле развития общенациональной культуры, культуры межнациональных отношений развитии института государственности и общенациональной системы ценностей основанной на лучших нравственных ориентирах всех наций и народностей нашего многонационального государства.

(etnosocium.ru)

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет