Расширенный поиск
26 Апреля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Чомартха Тейри да борчлуду.
  • Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.
  • Ашхы атаны – джашы ашхы, ашхы ананы – къызы ашхы.
  • Сескекли кесин билдирир.
  • Тилчиден кери бол.
  • Эллинг бла джау болсанг да, юйюнг бла джау болма.
  • Кийиминг бла танылма, адамлыкъ бла таныл.
  • Тыш элде солтан болгъандан эсе, кесинги элде олтан болгъан игиди!
  • Ашхы адам – халкъ байлыгъы, ашхы джер – джашау байлыгъы.
  • Ханы къызы буюгъа-буюгъа киштик болду.
  • Юйюнг бла джау болгъандан эсе, элинг бла джау бол.
  • Ачыу алгъа келсе, акъыл артха къалады.
  • Айран тёгюлсе, джугъусу къалыр.
  • Сакъламагъан затынга джолукъсанг, не бек къууанаса, не бек ачыйса.
  • Босагъа таш юйге кирмей эди, тыбыр таш эшикге чыкъмай эди.
  • Хатерли къул болур.
  • Битмегеннге сакъал – танг.
  • Чакъырылмагъан къонакъ – орунсуз.
  • Къазанны башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Ана кёлю – балада, бала кёлю – талада.
  • Ауругъаннга – кийик саулукъ, джетген къызгъа – чилле джаулукъ.
  • Бир абыннган – минг сюрюнюр.
  • Иесиз малны бёрю ашар.
  • Аманны къуугъан, аманлыкъ табар.
  • Акъдан къара болмаз.
  • Тамбла алтындан бюгюн багъыр ашхы.
  • Кюн кёрмеген, кюн кёрсе, кюндюз чыракъ джандырыр.
  • Адам къыйынлыгъын кёлтюрюр, зауукълугъун кёлтюрмез.
  • Биреуню къыйынлыгъы бла кесинге джол ишлеме.
  • Артына баргъанны, къатына барма.
  • Тынгылагъан тынгы бузар.
  • Урунуу – насыбны анасы.
  • Ачлыкъ отха секиртир.
  • Байлыкъдан саулукъ ашхыды.
  • Аджашханны ызындагъы кёреди, джангылгъанны джанындагъы биледи.
  • Тешигини къатында, чычхан да батыр болур.
  • Къызбайны юйюне дери сюрсенг, батыр болур.
  • Тойчу джашха къарама, къойчу джашха къара.
  • Къаллай салам берсенг, аллай джууаб алырса.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Дууулдаса – бал чибин, къонса – къара чибин.
  • Джыланны къуйругъундан басарынг келсе, аны башы болгъанын унутма.
  • Ач къалгъандан, кеч къалгъан къолай.
  • Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
  • Ётюрюкню башын керти кесер.
  • Алим болгъандан эсе, адам болгъан къыйынды.
  • Ишленмеклик адамлыкъды.
  • Баш – акъыл ючюн, акъылман – халкъ ючюн.
  • Бек ашыкъгъан меннге джетсин, дегенди аракъы.
  • Тиширыусуз юй – отсуз от джагъа.

Национальные психологические особенности военнослужащих

01.06.2010 0 8946

 

Вопросы: 1. Сущность и содержание национально-психологических явлений. 2. Характерные национально-психологические черты военнослужащих.

Российская Федерация является многонациональным государством, на территории которого проживают представители более 100 различных национальностей и народностей. По данным военных социологов в отдельных соединениях и объединениях ВС РФ проходят службу воины 20 -30 этнических общностей. Многонациональный состав воинских коллективов - важный фактор, определяющий состояние служебной и учебно-боевой деятельности, морально-психологический климат, правопорядок и взаимоотношения между военнослужащими.

Под национально-психологическими особенностями в широком смысле подразумевают национальные специфические черты, которые отличают одни народы от других. Эти отличия проявляются в различиях культур, религии, фактах повседневной деятельности и поведения, восприятия, оценках, предпочтениях и вкусах и др. Этнические явления изучаются многими науками: историей, культурологией, социологией, социальной психологией, педагогикой, политологией, лингвистикой, этнографией и др. Но наибольшее внимание к данной проблеме проявляет этнопсихология - наука, которая целиком посвящена исследованию этнических особенностей народов. Этнос как интегративное социокультурное явление имеет собственную структуру.

По мнению этнопсихологов, основные различия народов и их типичных представителей заключаются в:
- национальных особенностях темперамента, мышления, проявлениях эмоций (чувств) и воли;
- специфике построения взаимоотношений, формах общения и поведения внутри своей группы, а также во взаимодействии с другими;
- национальных стереотипах, установках, предубеждениях, традициях, обычаях, ритуалах;
- этническом самосознании, этикете, национальном характере и др.

Рассмотрим сущностные характеристики некоторых явлений, наиболее ярко проявляющихся в межличностных отношениях военнослужащих, на начальном этапе службы которых значительную роль играют национальные (этнические) стереотипы. Под этим явлением понимается схематизированный образ (шаблон) представителя какой-либо нации. Как правило, упрощенный, односторонний, сформированный на основе поверхностных знаний о психологических особенностях и культуре людей другого этноса (народа). Примерами таких стереотипов являются популярные вульгарные обобщения-образы, "лицо кавказской национальности", "скупой хохол", "вспыльчивый татарин", "хитрый еврей" и др. На основании таких стереотипов военнослужащие часто делают предвзятые выводы по отношению к людям другой национальности и ведут себя неверно, проявляют агрессивность, замкнутость, недоверие и т.д. Для предупреждения подобного командирам и каждому военнослужащему необходимо вырабатывать у себя и у подчиненных качества цивилизованного человека - терпимость и уважение к другой культуре, интерес к ее познанию, дружелюбие, коммуникабельность и т.п. Важным условием предупреждения негативных национальных стереотипов является высокая общая культура, основанная на убеждении, суть которого заключается в том, что плохих народов не бывает, равно как нет народов избранных и отверженных.

Для быстрого установления доверительных отношений с военнослужащими другой этнической группы важно знать и соблюдать их национальный этикет. Данное понятие выражает установленный порядок, набор правил, определяющий поведение людей, принадлежащих к конкретной этнической группе, общности. Элементы этикета тесно связаны с национальными традициями и обрядами. Национальный этикет выступает своеобразной формой общественного контроля за поведением каждого представителя своего народа. Его несоблюдение и нарушение влечет за собой различные санкции - наказания: неодобрение, осуждение, отвержение и т.д. Являясь внутренним психологическим механизмом своего носителя, он определяет:
- правила, регулирующие порядок знакомства, приветствия и прощания;
- правила поведения за столом, ведения беседы, посещения и приема гостей; нормы взаимоотношения между людьми разных поколений, вероисповеданий, мужчиной и женщиной;
- семейные, родственные, дружеские отношения и т.д. ! Незнание и несоблюдение национального этикета может привести к грубым нарушениям в отношениях, породить обиды, недоверие, вражду и агрессию. Предупреждать подобные явления можно своевременным информированием личного состава об особенностях содержания и формах проявления этикета военнослужащими различных национальностей, повышением собственной межэтнической культуры общения и др. В структуре национально-психологических особенностей важное место принадлежит национальным чувствам. Данное явление характеризуется эмоционально-окрашенным отношением людей к своей этнической общности и ее интересам, к другим народам и их национальным ценностям.

Источниками национальных чувств являются:
- экономические и социально-политические условия жизнедеятельности нации;
- быт и культура, межнациональные отношения, войны, экономические кризисы и др. Национальные чувства передаются из поколения в поколение и в зависимости от своей направленности могут быть как позитивными, так и негативными. Их положительная сторона выражается в таких свойствах, как чувства национальной гордости, патриотизма, любви к своему народу, дружбы и братства. Негативизм проявляется в национализме и шовинизме, национальных и расовых предрассудках, в чувстве отчужденности по отношению к своему народу или другим.

Для наиболее полного понимания особенностей национально-психологического своеобразия различных народов необходимо знать и учитывать специфику их национального склада ума. Она заключается в особенности мышления, которое имеет свою национальную специфику. Так, например, мышлению представителей славянской и финно-угорской культуры свойственны идеалистичность, умозрительность и логика. Мыслительной деятельности тюркских и некоторых северокавказских народов присущи остроумие, красноречие, практичность и живость воображения. Для мышления представителей семитских народов характерны рационализм, критичность, аналитичность, склонность к философствованию. Народы монгольской и тунгусо-маньчжурской групп отличают сдержанность, отсутствие поспешности в принятии решения, всесторонняя обдуманность, конкретность. Чтобы правильно построить учебно-воспитательный процесс, а также распределить воинов по штатно-должностным позициям в подразделениях, необходимо учитывать их национальные особенности. Надо также понимать, что такое национальный темперамент и характер. Темперамент предопределяет эмоционально-экспрессивную специфику поведения и поступков представителей определенной этнической общности, характеризует своеобразие их активности в различных видах деятельности. Он проявляется также в жестах. Психологи установили, что за час беседы финн употребляет 1 жест, итальянец - 80, француз - 120, а мексиканец - 180. Ученые издавна изучают особенности национального темперамента и находят своим исследованиям практическое применение. Так представители наций, обладающих подвижным, динамичным темпераментом скорее поддаются внушению. У них в относительно короткий срок можно вызвать ярко выраженное воодушевление, прилив эмоций, но также быстро у них может наступать и спад подобных реакций, особенно в сложной обстановке. Народностям и нациям, отличающимся устойчивостью переживаний, свойственны логика, апелляция к разуму.

В отличие от темперамента национальный характер - более устойчивое и собирательное явление психики, определяющее привычную манеру поведения и типичный образ жизни людей, их отношение к труду, к другим народам, к своей культуре. В характере тесно соединены элементы сознания, идеологии, нравственной культуры, поведения и общественной психики. Отношение к окружающему миру определяет направленность национального сознания людей. К ведущим чертам характера относят: религиозность, традиционализм,-консерватизм, оптимизм (пессимизм), деловитость, практичность, пунктуальность, обязательность, предприимчивость, организованность и др. В силу особенностей исторического, экономического и социально-политического развития, специфики религиозных, культурных, языковых, миграционных и других влияний многие нации и народы России имеют значительное хозяйственное, культурное и, соответственно, национальное сходство. Рассматривая национально-психологические особенности представителей разных регионов нашей страны, целесообразно объединить их (с определенной долей условности) в несколько этнорегиональных групп (см. таблицу).

Изучение разнообразных источников, отражающих жизнь, культуру и быт представителей славянских национальностей, обобщение результатов социально-психологических исследований свидетельствует, что в целом большинству из них в настоящее время присущи:
- высокое стремление к осмыслению действительности;
- высокий общеобразовательный уровень и хорошая подготовленность к жизни и труду;
- уравновешенность в решениях, поступках и трудовой деятельности, реакциях на сложности и трудности жизни;
- общительность, дружелюбие, постоянная готовность оказать поддержку другим людям;
- ровное и доброжелательное отношение к представителям других национальностей;
- отсутствие в повседневной жизни стремления к образованию изолированных микрогрупп по национальному признаку; стойкость, самоотверженность, готовность к самопожертвованию в экстремальных условиях жизни и деятельности, требующих предельного напряжения духовных и физических сил.

Важнейшими чертами русского народа являются человеколюбие и терпимость, милосердие и сострадание к другим людям, готовность прийти на помощь нуждающимся. Известные российские мыслители и литераторы Л.Н. Толстой, А.Н. Толстой, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, К.М. Симонов и другие подчеркивали, что отличительными чертами русского национального характера являются высокая гражданственность, общительность, доброжелательность, храбрость, мужество, неприхотливость и старательность. Ф. Энгельс, сравнивая русских с представителями западноевропейских стран, писал: "Они никогда не поддаются панике. Кроме того, русский хорошо сложен, крепок здоровьем, прекрасный ходок, нетребователен, может есть и пить почти все и более послушен,., чем кто-либо другой в мире". Высокие морально-политические качества русских военнослужащих признавали даже наши противники. Гитлеровский генерал Г. Блюментрит писал, что "русский солдат является достойным противником, он стоек, храбр, вынослив, грозен в обороне, стремителен в наступлении".

На формирование и функционирование психологии русского народа, безусловно, оказало и оказывает влияние православие. Нельзя понять русского человека, его мировосприятие, душевные устремления и образ действий, не осознав правильно суть и дух его религиозных приоритетов, их отличие от других религий и других конфессий христианства.

Тюркские и алтайские народы России (татары, чуваши, башкиры, тувинцы, хакасы, алтайцы), проживающие сегодня преимущественно на территории Поволжья, Урала, Южной Сибири и Алтайского края и представляющие собой самобытные, сплоченные национальные общности, в силу исторического прошлого по своим этнопсихологическим характеристикам не столь резко отличаются друг от друга и имеют гораздо больше сходства между собой по сравнению, например, с коренными народами Кавказа.

Наиболее общими национально-психологическими особенностями их представителей, влияющими на межнациональные отношения, являются:
- острое национальное самолюбие, особое чувство осознания своей национальной принадлежности;
- неприхотливость и непритязательность в быту и при выполнении профессиональных и повседневных обязанностей;
- высокое чувство ответственности перед коллективом, руководителем и сослуживцами;
- дисциплинированность, исполнительность и настойчивость при выполнении любых видов деятельности;
- резкая прямота суждений, открытость во взаимодействии и общении с представителями своей и других этнических общностей, стремление к равноправным отношениям;
- групповая, национальная и родовая сплоченность;
- при слабом знании русского языка у них могут проявляться стеснительность и скованность в общении.

Татары - представители одной из наиболее многочисленных наций нашей страны. Обычно они делятся на волго-уральских, сибирских, астраханских и крымских татар. Волго-уральские, сибирские и астраханские татары - консолидированная и сплоченная в культурном отношении этническая общность, оформившаяся в XX столетии в высокоразвитую, в том числе и экономически, нацию. Волго-уральские татары расселены как в Республике Татарстан, так и в Башкортостане, Чувашии. Сибирские татары проживают в Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской и Тюменской областях. Астраханские татары расселены в окрестностях Астрахани. Их отличают сильная приверженность к национальным культуре, традициям, быту. В профессиональной деятельности татары всегда настойчивы, сметливы, проявляют завидную старательность. Склонны образовывать в многонациональных коллективах микрогруппы по национальному признаку, иногда бывают резкими, категоричными в своих суждениях, во взаимоотношениях с представителями других народов могут проявлять вспыльчивость и обидчивость.

Башкиры - коренное население Республики Башкортостан. Как показывают социологические и социально-психологические исследования, отличаются большим трудолюбием и самостоятельностью. Они исполнительны, аккуратны и прилежны в выполнении своих профессиональных и гражданских обязанностей, но не всегда выдержанны и настойчивы. Вместе с тем им свойственна достаточно высокая психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях. В ряде случаев можно констатировать пассивность и меланхоличность в восприятии ими событий и явлений окружающего мира. В быту башкиры неприхотливы, несколько замкнуты в общении, могут проявлять вспыльчивость, однако высокоразвитое чувство ответственности позволяет им всегда владеть собой. В целом они добродушны, приветливы, радушны и гостеприимны, иногда чересчур медлительны в работе.

Представители чувашской национальности, проживающие главным образом в Чувашской Республике, отличаются большой сплоченностью внутри своей этнической общности и в то же время умением строить отношения с представителями других народов, заимствовать у них элементы культуры, миропонимания и образа жизни. Они ровны в своем поведении, малоконфликтны, исполнительны, старательны в выполнении служебных и общественных обязанностей. Для них характерны высокая работоспособность, настойчивость в достижении поставленных целей. Интересы коллектива и своей группы чуваши обычно ставят выше личных.

Финно-угорские народы России (мордва, удмурты, мари, коми, ханты, манси, саамы, карелы), проживающие в северной, центральной и южной частях Урала, в Карелии и на севере Кольского полуострова, а также финнов, карелов и венгров объединяют общее происхождение, сходный язык, некоторые идентичные элементы в культуре и своеобразные национально-психологические особенности. Их отличают:
- трудолюбие, дисциплинированность, исполнительность, последовательность и аккуратность во всех видах деятельности;
- неприхотливость в повседневной жизни и в быту;
- твердость, рассудительность и неторопливость в действиях и поступках;
- обостренное чутье в выборе средств и способов достижения в любом деле продуктивных положительных результатов;
- стремление к эмоциональной и интеллектуальной близости с другими людьми, пониманию их образа жизни и мышления, уважению их мнений, традиций, обычаев и привычек;
- высокая чувствительность в межличностных отношениях, готовность понять и простить заблуждения и ошибки представителей иных этнических общностей.

Буряты и калмыки - представители группы монгольских народов, проживающих на территории нашей страны. Они ведут свое происхождение от потомков сформировавшегося в XII - XIV вв. монгольского суперэтноса, консолидировавшегося в составе Российского государства. В национальной психологии бурят, с одной стороны, утвердились такие качества, как выдержанность, рассудительность, немногословность, слабое выражение эмоций и чувств, внутренняя уравновешенность, а с другой -коллективизм, взаимопомощь, взаимовыручка, исполнительность, устойчивость родственных связей, уважительное отношение к старшим, стремление обойти острые углы, проявление терпимости во взаимоотношениях. Отличительными национально-психологическими особенностями калмыков являются: выносливость, неприхотливость, настойчивость, старательность, умение довольствоваться малым. Жизнь в достаточно трудных природно-климатических условиях сформировала в их психологии такие черты, как ровное отношение ко всем другим людям, стремление мирно решать спорные проблемы, ориентация на бесконфликтное поведение, достижение согласия ненасильственными средствами.

Представители тунгусо-маньчжурской группы народов России (якуты, ненцы, коряки, ительмены, нанайцы, орочи, чукчи, эвенки, эвены, эскимосы), проживая в тяжелых условиях Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, отличаются дисцишшниро-ванностью, исполнительностью, неприхотливостью в быту. Тяжелый труд северянина требует от них специальной выучки, раннего и активного включения в трудовой процесс. У представителей этих народов, в большинстве своем охотников, оленеводов, рыболовов, формируется естественная этика отношения к природе, другим людям, с детства развиваются такие качества, как выносливость, воля, товарищество, чувство самоуважения. Они, как правило, хорошо переносят тяготы и лишения. В то же время болезненно переживают разлуку с домом, исконными местами проживания. Многие из них труднее адаптируются к условиям многонационального коллектива, чем выходцы из других регионов нашей страны.

Народы Северного Кавказа. Кавказ представляет собой историко-этнографическую область, очень сложную по национальному составу. В свое время арабские географы называли Кавказ "Джабельталь-Суни", что дословно означает "Гора языков". На сравнительно небольшом пространстве Кавказа расселено великое множество народов, различных по численности и говорящих на разных языках. У представителей различных этнических общностей, проживающих в этом обширном регионе, есть различия в культуре и психологии, но есть и большое сходство. Данные этнографических, социально-психологических и социологических исследований показывают, что они наделены:
- высокоразвитым, обостренным чувством национальной гордости, самолюбия и самоуважения, большой приверженностью национальным традициям и привычкам, способствующим поддержанию родовой сплоченности и ответственности;
- чертами преимущественно холерического и сангвинического типов темперамента, взрывной эмоциональностью, повышенной чувствительностью к чужим поступкам и суждениям, ярко выраженным стремлением к самовыражению и самопрезентации;
- большой самостоятельностью, активностью и инициативностью, упорством и настойчивостью в достижении поставленных целей во всех видах деятельности;
- вниманием и уважением к старшим по возрасту, социальному положению и должности;
- достаточно высоким, образовательным уровнем, хорошей физической подготовкой, относительно слабым знанием русского языка;
- стремлением к лидерству среди представителей других этнических общностей и в многонациональных микрогруппах по земляческому признаку.

В условиях повседневной трудовой деятельности и общения с представителями других национальностей у жителей Северного Кавказа заметна тенденция к образованию микрогрупп не только по национальному признаку, но и по принадлежности к коренным народам Кавказа. Обладая хорошими организаторскими способностями, коммуникативными качествами, самостоятельностью, они стремятся стать неформальными лидерами в коллективах. Поэтому командиру, который хочет пользоваться авторитетом в коллективе, создать в нем благоприятный микроклимат, необходимо учитывать характерные национально-психологические черты всех своих подчиненных.

По материалам открытых изданий: 1 Крысько В. Г. Социальная психология: словарь-справочник. - Мн.: Харвест, М: АСТ, 2001. 2. Платонов Ю. П. Этническая психология. - СПб.: Речь, 2001. 3. Кон И. С. К проблеме национального характера. // История и психология. - М.: Наука, 1971. 4. Профилактика конфликтов на национальной основе (опыт, анализ, рекомендации). - М.: Воениздат, 1991. 5. Ориентир №7 2003 г.

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет