Чёрный меч Ёрюзмека
Тахир Кангаур,
Нальчик
Анормальными артефактами считаются объекты, само существование которых противоречит базовым знаниям человечества об окружающем мире, точнее - их принятой модели. Таковы, например, металлические сфероиды искусственного происхождения, найденные в каменноугольных пластах, гальванические батареи древних шумеров, окаменевшие следы группы людей, охотившихся на динозавров, многое другое, что официальная наука предпочитает не комментировать, причем делает это весьма упорно на протяжении последних двух сотен лет. Иначе говоря, анормальные артефакты не только демонстрируют ущербность наших знаний, но и свидетельствуют о нежелании некоего коллективного разума эту ущербность ликвидировать.
Помимо феноменов материальных, в интересующий нас ряд входят и объекты иллюзорного плана, виртуальные (в широком смысле этого новомодного слова). Здесь реестр гораздо более обширен - от необъяснимого и нефункционального могущества богов Тримурти - верхушки индийского пантеона - до определения, данного Константином Багрянородным булгарам ("филистимляне") или утверждения Снорри Стурлусоном азиатского происхождения аристократии древней Скандинавии. Не вписывающиеся "в систему" свидетельства, как правило, объясняются авторскими ошибками, то есть - научной неподготовленностью. И зачастую бывает очень интересным отслеживать попытки мелетинских и лихачевых - людей, по сути дела ознакомившихся с грамотой в рамках совкового ликбеза - обвинить крупнейших ученых средневековья в интеллектуальной и эрудиционной несостоятельности.
Возвращаясь же к теме нашего разговора, можно быть уверенным, что в поисках анормальных артефактов нам, жителям Северного Кавказа, далеко ходить не придется. Историческая и культурная память народов региона изобилует подобными феноменами. К слову, пусть любой фольклорист, этнолог или историк, оставаясь в границах принятых научных догм, объяснит наличие в эпосе вайнахов такого героя, как Пармат. Суть его деяний (Пармат - культурный герой, подаривший людям огонь и в наказание за это прикованный богами к скалам), вкупе с недвусмысленным звучанием имени, заставляют официальную науку попросту помалкивать. Ведь предполагать, что греческие миссионеры, по-пластунски миновав адыгов, тюрков и осетин, внедрили в культуру ингушей и чеченцев образ Прометея, по меньшей мере, неубедительно.
Есть и еще более странные и провокационные с точки зрения официальной науки феномены. В карачаево-балкарской части эпоса центральным героем, в отличие от других версий "Нартиады", является Ёрюзмек. Он небесный герой, муж Сатанай, богоборец и обладатель странного артефакта - меча "Салпагар" ("Зулпагар"). Название меча ученые трактуют как искаженное заимствование из Корана. Меч пророка, затем перешедший в руки его зятя - Зульфикар. Трудно предполагать тюркизм в священном арабоязычном тексте, легче увидеть арабизм в тюркском. Это естественно. Но что представлял из себя знаменитый клинок? Этого мусульманская традиция не знает. Известно лишь то, что Зульфикар - двулезвийное оружие. Основываясь на этом смутном предании, не так давно "знатоки" из Кабардино-Балкарии инициировали передачу чудовищного агрегата - двух клинков, торчащих из одной рукояти - весьма высокому гостю из стран Ближнего Востока, в качестве памятного подарка. Смеётся ли принц Иордании, глядя на странный механизм, или же пытается обучиться азам конного боя с применением данного монстра?
Так что же такое зульфикар? Чем, в конце-концов, бился с врагами нартского рода Ёрюзмек? Совокупное дословное определение из текста "Нартов" - "черный сырпын (меч) Ёрюзмека "Салпагъар", разрезающий камни, доспехи и оружие врагов, как масло". Выкован он был, по всей видимости, как и все оружие нартов, Дебетом - первокузнецом, приемным отцом Ёрюзмека (Повторюсь, речь идет о карачаево-балкарской части нартского эпоса). Мог ли меч резать доспехи и оружие? Ответ утвердительный - ведь он черный. Фольклор многих народов мира знает волшебные мечи. Все они пронзают доспехи, как масло, все они черные, кроме Хундигсбаны - меча скандинавского Одина (этот клинок сделан из льда и поэтому синий). Все остальное оружие тех далеких времен, когда слагались предания о черных клинках, было желтого цвета. Черный меч - меч из железа, соответственно оружие и доспехи из меди для него не преграда. (Хундигсбану автор считает первым упоминанием о стальном оружии).
Косвенным доказательством данной гипотезы является и то, что неизвестно, из чего делал Дебет клинки нартам до появления Ёрюзмека. Особо подчеркивается, что, после усыновления последнего, оружие стало коваться с применением осколков звезды - то есть именно из железа.
Далее. Само понятие "сырпын" (меч). Родственными образованиями оно не богато. В славянских языках - "серп". В древнегреческом - большой обратно изогнутый меч "серпос". В древнем иврите - также меч "хереб". Ясно, что все они восходят к некоему единому корню "hereb" с мягким придыхательным "h" в начале, в ходе дальнейшей редукции закономерно переходящем в мягкое "š" и затем - в "s" при неизбежном оглушении "b". Впрочем, совершенно не важно из каких греческих, славянских и еврейских текстов в какие и в какой последовательности путешествовало это слово. Интересно другое. Ведь если трудность предположения тюркизма в Коране - это всего лишь следствия религиозного трепета, никаких исторических противоречий это не предполагает - то тюркизм в Ветхом Завете (именно здесь бытует "хереб") невозможен. С точки зрения официальной науки. Официальная версия такова - последняя точка в тексте Ветхого Завета была поставлена приблизительно в середине I-го тысячелетия до рождения Иисуса Христа. Тюрки (точнее, их малопонятные предки), соответственно, в это время сидели в горах Алтая, ели баранину и вытирали пальцы о волосы. С точки зрения официальной науки.
Но дело в том, что этимологизировать "серп", "серпос", "хереб" и "сырпын" возможно лишь, исходя из предположения тюркского происхождения данного слова. "Кирпи" или "чырпы" - переводится очень просто - "острие", "колючка", а восходит, вероятно, к древнетюркскому корню "кир" - проникать, входить, пронзать. Причем "кирпи" не просто колючка, а, скорее всего, колючка изогнутая (форма серпоса и серпа, а, скорее всего, и библейского хереба!). Память об изогнутой форме данного "острия" сохранилась в традиционном для тюркской поэтической идеоматики сочетании "кёз кирпикле" (ресницы) - "острия глаз". В современном карачаево-балкарском языке, кстати, это выражение бытует в разговорной речи.
Поверьте на слово автору - это не единичный факт присутствия тюркизма в тексте Ветхого Завета, что, опять-таки, за всю историю существования сравнительного языкознания, ни разу "не замечалось" учеными. No comment. Думается, слишком глобальными и опасными будут выводы.
И теперь - собственно, "салпагъар". Все очень прозрачно. "Пагъар" - оружие известное всем азиатским тюркским народам. Это длинный меч с крюком на конце, предназначенный для спешивания конного врага. Русский багор дает определенное понимание о форме и функциях пагъара. То есть в смысле именно формы "пагъар" (слово восходит к древне- и общетюркскому "пыгъ"-"быгъ" (побороть, положить на землю) означает "два острия". "Сал" же - просто "вязанка", "плот", "вьюк". Итог - салпагъар действительно представлял собой двулезвийный клинок, но при этом лезвия эти никоим образом не крепились к одной рукояти, а были лишь скреплены между собой. Это было то, чем сражались, в зависимости от обстоятельств, либо как единым мечом, либо разделив на два самостоятельных клинка - вполне известная в мире холодного оружия форма.
(sknews.ru)
Комментариев нет