Расширенный поиск
23 Апреля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Джукъу тёшек сайламайды.
  • Ашхылыкъ джерде джатмайды, аманлыкъ суугъа батмайды.
  • Тойгъан антын унутур.
  • Тилчи бир сагъатха айлыкъ хата этер.
  • Азыкъ аз болса, эртде орун сал.
  • Джюрек кёзден алгъа кёрюр.
  • Берекет берсин деген джерде, берекет болур.
  • Къайгъыны сюйген, къайгъы табар.
  • Уллу суу бла уллу ауруудан башынгы сакъла.
  • Юйюнгден чыкъдынг – кюнюнгден чыкъдынг.
  • Джаш болсун, къыз болсун, акъылы, саны тюз болсун.
  • Адам туугъан джеринде, ит тойгъан джеринде.
  • Тай асырагъан, атха минер.
  • Сууда джау джокъ, кёб сёзде магъана джокъ.
  • Эринчекге кюн узун.
  • Чоюнну башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Терек ауса, отунчу – кёб.
  • Чыкълы кюнде чыкъмагъан, чыкъса къуру кирмеген.
  • Олтуруб кёрюнмей эди да, ёрге туруб кёрюне эди.
  • Бети – къучакълар, джюреги – бычакълар.
  • Сёз къанатсыз учар.
  • «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
  • Эр абынмай, эл танымаз.
  • Этим кетсе да, сюегим къалыр.
  • Накъырда – кертини келечиси.
  • Окъуусуз билим – джокъ, билимсиз кюнюнг – джокъ.
  • Къонагъы джокъну – шоху джокъ.
  • Къартны сыйын кёрмеген, къартлыгъында сыйлы болмаз.
  • Кёлю джокъну – джолу джокъ.
  • Керилген да, ургъан кибикди.
  • Кесине гебен этелмеген, биреуге черен эте эди.
  • Джыйырма къойну юч джыйырма эбзе кюте эди.
  • Билимсиз иш бармаз.
  • Онгсузну – джакъла, тенгликни – сакъла.
  • Къартны бурнун сюрт да, оноугъа тут.
  • Босагъа таш юйге кирмей эди, тыбыр таш эшикге чыкъмай эди.
  • Артына баргъанны, къатына барма.
  • Билим ат болуб да чабар, къуш болуб да учар.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Къартха ушагъан джаш – акъыллы, джашха ушагъан къарт – тели.
  • Эрине къаргъыш этген къатын, эрнин къабар.
  • Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
  • Арбаз къынгырды да, ийнек сауалмайма.
  • Урама да – ёледи, сатама да – келеди.
  • Джогъун бар этген, барын бал этген.
  • Адам къыйынлыгъын кёлтюрюр, зауукълугъун кёлтюрмез.
  • Ёлген эшек бёрюден къоркъмайды.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
  • Ашда уялгъан – мухар, ишде уялгъан – хомух.
  • Тамчы таш тешер.

Рукодельница

16.12.2007 0 2025

Алиева Алина Ракаевна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры "Методики преподавания художественно-графических дисциплин" в Карачаево-Черкесском государственном университете, мастер традиционного ручного вязания и просто обаятельная, стильная женщина. Мы встретились с Алиной Ракаевной на шестой Всероссийской выставке-ярмарке народных художественных промыслов "Ладья-2007" России, которая прошла с 5 - 9 декабря в "Экспоцентре", где она руководила экспозицией из КЧР.

- Алина Ракаевна, расскажите, пожалуйста, в каком возрасте увлеклись ручным вязанием?
- С детства, а если быть точнее, то лет с десяти. Думаю, так было у каждой карачаевки и балкарки, ведь это умение передаётся от матери к дочери, от бабушки к внучке. Правда, в моём случае всё немного вышло за пределы домашнего рукоделия - я ходила в дворец пионеров в Черкесске на кружок вязания и шитья. Но мама почему-то не хотела, чтобы я этим так серьёзно занималась. Но увлечение к счастью взяло своё.

- Увлечение оказалось настолько сильным, что Вы решили заняться этим на профессиональном уровне?
- Да, после школы с вузом определилась сразу - поступила на художественно-графический факультет Карачаево-Черкесского педагогического института (ныне КЧГУ). В настоящее время здесь и преподаю. После окончания института поступила в аспирантуру на специальность "Теория и методика обучения изобразительному искусству в школе". В 2005 году защитилась в Московском государственном педагогическом институте.

- А кем мечтали стать в детстве?
- Мечтала стать модельером-художником и фигуристкой. Можно сказать, что в какой-то степени первая мечта сбылась. Да и сейчас моя педагогическая деятельность во многом перекликается с детской мечтой.

- Что для вас значит участие на выставке "Ладья-2007"?
- Значение очень велико, ведь мы, прежде всего, представляем нашу Карачаево-Черкесскую республику. Необходимо, чтобы для российского обывателя наш карачаевский народ, богатая культура стали узнаваемы, чтобы нас не путали с Дагестаном и другими республиками, как это было в этот раз.

"ЛАДЬЯ-2007"- единственная специализированная выставка в России, на которой представлены российские всемирно известные центры бытования народного искусства, среди которых: хохломская, городецкая, вологодская роспись по дереву; гжельский, кисловодский, вербилковский и сысертский фарфор, донской фаянс; скопинская, псковская, лихославская, арнаульская, борисовская, рамонская и орловская керамика; богородская резьба по ереву;  лаковая миниатюра Федоскина, Палеха, Холуя, Мстеры, Калуги; вологодское, елецкое, михайловское и кукарское кружево; кадомский вениз; гусевской и дятьковский хрусталь; тобольская, магаданская, уэленская и холмогорская резьба по кости; ростовская и вологодская финифть; чкаловский гипюр, золотное шитье Торжка и Городца; казаковская филигрань; санкт-петербургские, североосетинские куклы в национальных костюмах; ивановская, рязанская, тверская и тарусская вышивка; уральская резьба по камню; холодное клинковое оружие Златоуста, Тулы, Москвы и многое другое.

- На каких ещё выставках экспонировались ваши изделия?
- Я три года подряд принимаю участие на ежегодной выставке "Мастера художественного вязания. Изделия из пуха", которая традиционно проводится 14 сентября. Скорее, это больше конкурс. В этом году ездили со студентами и заняли третье место в номинации "Верхняя одежда". Без ложной скромности отмечу, что наши изделия вызывали неподдельный восторг и восхищение.

- По результатам выставок поступают интересные коммерческие предложения?
- Да, конечно, предложения бывают - начиная от желания приобрести то или иное изделие, и, заканчивая серьёзными коммерческими предложениями. Но очень часто мы выставляем авторские работы, не предназначенные для продажи. А для того, чтобы запускать коммерческие проекты, нужно бросить основную преподавательскую деятельность и посвятить себя только их реализации. Пока у меня приоритеты другие.


Основной целью выставки является возрождение традиций народного искусства, содействие установлению прямых торгово-экономических связей между регионами России, расширение рынков сбыта продукции, обучение и консультации специалистов, популяризация народного искусства и привлечение внимания к проблемам промыслов управленческих и предпринимательских структур.

- Вы вообще считаете возможным и удачным симбиоз искусства и коммерции?
- Конечно, почему нет? Правда если это поставить на конвейер, то да, в какой-то степени бизнес убивает искусство. В этом плане самый оптимальный вариант - работа на заказ, создание эксклюзивных изделий. Кстати, здесь к нам подошёл мужчина и, внимательно изучив экспозицию, заметил: "Глядя на ваши изделия, понимаешь, что это настоящее народное искусство, а не "делание" денег. Сегодня это редкость". Было очень приятно слышать такую оценку.

- А вы сами работаете на заказ?
- Да. К примеру, очень люблю заказы на детские изделия. И, как правило, каждый раз жаль расставаться с работой. Было у меня и одно любимое платье, связанное крючком - отдала с трудом. Вообще в каждую работу, неважно выполненную на заказ или нет, вкладываешь частичку своей души. К сожалению, свои изделия в этот раз не привезла, так как сегодня представляем в первую очередь народные промыслы КЧР, и мы специально постарались подобрать экспозицию под номинацию "За сохранение народных традиций".

- А разве вязаные изделия не относятся к народным промыслам?
- Относятся, конечно, но всё прозаично - выставочная площадь очень мала. Негде развернуться и продемонстрировать все богатства нашей культуры. Один квадратный метр выставочной площади стоит четыре тысячи рублей, я уже не говорю о массе других расходов. Не хочется говорить об этом, но это наша реальность.

- Вы как преподаватель знаете молодёжную среду изнутри, знаете, чем она живёт, улавливаете все изменения. Скажите, наше традиционное искусство вызывает интерес у молодого поколения?
- Да, конечно. Это можно видеть и по студенческим работам. Более того, даже русскоязычные студенты для курсовых и дипломных работ выбирают национальную тематику. Могу с уверенностью сказать, что преемственность поколений в этом случае есть. Талантливой молодёжи у нас много. Зачем далеко ходить. Вся экспозиция - это работы наших студентов: К. Бостанов (5 курс, изделия из керамики), А. Алиева, выпускница нашего факультета, ныне преподаватель, член Союза художников России (изделия из керамики), Л. Чомаева (традиционное и свадебное национальное платье), М. Тебуева (современное пальто с использованием национальных элементов и платье с использованием старинной национальной символики), С. Кочкарова, Д. Алиева (аппликативный войлочный коврик). Что отрадно практически все студенты после окончания университета продолжают заниматься любимым делом. Думаю, это показатель. Хочется, чтобы в скором времени мы с нашими изделиями вышли уже и на международный уровень.

Интервью подготовила Фатима Отарова

 

 

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет