Расширенный поиск
24 Мая  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Эл ауузу – элия.
  • Аман адамны тепсинге олтуртсанг, къызынгы тилер.
  • Ата – баланы уясы.
  • Джан саулукъ бермей, сан саулукъ бермезсе.
  • Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
  • Ауругъан – джашаудан умутчу.
  • Мухарны эси – ашарыкъда.
  • Джети тилни билген джети кишиди.
  • Къоркъакъны кёзю экили кёрюр.
  • Кесинг сынамагъан затны, адамгъа буюрма.
  • Суу да къайтады чыкъгъан джерине.
  • Къыйынлы джети элни къайгъысын этер.
  • Кюн кёрмеген, кюн кёрсе, кюндюз чыракъ джандырыр.
  • Ач къарным, тынч къулагъым.
  • Намысы болмагъанны, сыйы болмаз.
  • Ёксюзню къалачы уллу кёрюнюр.
  • Адам боллукъ, атламындан белгили болур.
  • Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
  • Ауузу аманнга «иги», деме.
  • Ёпкелегенни ашы татлы болады.
  • Билген билмегенни юретген адетди.
  • Акъдан къара болмаз.
  • Бети бедерден, намыс сакълама.
  • Экеу тутушса, биреу джыгъылыр.
  • Оюмсуз атлагъан, аджалсыз ёлюр.
  • Сёз къанатсыз учар.
  • Бозанг болмагъан джерге, къалагъынгы сукъма.
  • Иги – алгъыш этер, аман – къаргъыш этер.
  • Биреуню къыйынлыгъы бла кесинге джол ишлеме.
  • Тилде сюек болмаса да, сюек сындырыр.
  • Керти сёзге тёре джокъ.
  • Джарлыны тону джаз битер.
  • Къыз келсе, джумуш эте келеди, къатын келсе, ушакъ эте келеди.
  • Алтыннга тот къонмаз.
  • Эринчекни аурууу – кёб.
  • Кёл – къызбай, къол – батыр.
  • Тилчиден кери бол.
  • Аллахдан тилесенг, кёб тиле.
  • Къонакъны къачан кетерин сорма, къачан келлигин сор.
  • Байлыкъ тауусулур, билим тауусулмаз.
  • Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
  • Тюзлюк тас болмайды.
  • Тил бла келеди джыр да.
  • Къарны аманнга къазан такъдырма, къолу аманнга от джакъдырма.
  • Къан бла кирген, джан бла чыгъар.
  • Аман къатын сабий табса, бий болур…
  • Сакъалы текени да бар, мыйыгъы киштикни да бар.
  • Ким бла джюрюсенг, аны кёзю бла кёрюнюрсе.
  • Тулпарлыкъ, билекден тюл – джюрекден.
  • Огъурлуну сёзю – суу, огъурсузну сёзю – уу.

Символ экстремизма или пример патриотизма?

05.06.2007 0 1082

От редакции "Эльбрусоида": Мы не сразу решились опубликовать это открытое письмо УФСБ по КЧР, поскольку стараемся избегать любых политических тем на своих страницах. Однако суть поднятых здесь вопросов касается, на наш взгляд, не столько истории, политики и геополитики, речь идет о спокойствии и мире на Кавказе, на нашей родине - Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. В этом непривычном по своей форме письме УФСБ выражается предостережение нашей молодежи, будущее которой и нас заботит больше всего.   

 

"Я, написавший внизу бумаги сей имя свое, клянусь Господом Всемогущим в присутствии Преславного Корана… в том, что взял на себя и обязался служить верою и правдою Его Императорскому Величеству… исполнять с верностью и честью, надлежащим образом, все, что потребует чин, который бы на меня был возложен… и как я должен буду во всем этом дать отчет перед Богом в Страшный день судный. …Заключаю сию мою клятву целованием Преславного Корана. Аминь".
(Из текста присяги, даваемой всадниками 6-й Карачаевской сотни Кубанско-Горского конно-иррегулярного полка в 1877 году).

Начиная данную статью с этих строк, хотелось бы обратить в первую очередь внимание молодежи на славные страницы истории, написанные нашими предками. Ведь, к сожалению, немногие знают, какой вклад внесли в становление Российского государства и какую роль сыграли в этом представители Кавказа.

Кавказ находится на стыке Европы и Азии, Востока и Запада, исламского и христианского мира. Данное обстоятельство определяет его важным стратегическим и геополитическим регионом мира, поэтому издревле Кавказ был ареной самых разных конфронтаций и войн, столкновений интересов и идеологий.

Традиционно борьба за влияние в этом регионе велась между Россией Турцией и Ираном. Западные государства также имели свои виды на этот регион. С конца XIX века британские интересы столкнулись с интересами Российской империи, и сложный комплекс их взаимоотношений с легкой руки английского разведчика Артура Коноли получил метафорическое определение "Большая игра" (Great Game). И если взглянуть на сегодняшний Кавказ, то становится понятно, что "Большая игра" продолжается, просто произошла смена некоторых актеров.

Пытливый ум обывателя может задаться вопросом: "Почему? С чем это связано? Для чего нужно тратить ресурсы, силы, рисковать жизнями своих граждан, наконец?! Кому нужен этот горный и суровый край?!" Ответ прост - Кавказ есть врата Евразии и плацдарм для стратегического броска в ее глубины, а непререкаемое господство в центре Евразии рассматривается одной из школ американской геостратегии (Макиндер) как решающее условие власти над всем миром.

Новая версия этой игры после распада СССР в 1991 году вовлекает в себя все больше стран. Теперь она происходит в условиях глобализации, переоценки ценностей, экономического роста, развития научно-технического прогресса и информационных войн, как средства обеспечения своих устремлений. А так как реализация этих устремлений невозможна без участия местного населения, естественно, основным объектом информационного воздействия становятся народы, населяющие Кавказ и особенно молодежь как наиболее пассионарная часть общества. Борьба за "умы" во многом определяет политику всех участников "кавказской большой игры". Новейшие технологии широко используются в информационных войнах, а Интернет нередко становится их мощнейшим рупором и инструментом.

Наличие огромного количества сайтов, пропагандирующих насилие и нетерпимость, - печальная реальность современного киберпространства. Экстремисты рьяно стараются завладеть определенной частью виртуального мира для пропаганды разрушительных человеконенавистнических идей. При этом они не чураются прибегать к грязному пиару, например, к бесчестному искажению исторической действительности.

Так, в ходе просмотра одного из экстремистских сайтов на его главной странице и фотогалерее обнаруживается фотография, на которой под файлом "амиры муджахидов Карачая XIX в." изображены седые горцы с мужественными лицами и гордой осанкой. По всей видимости, размещая эту поистине харизматическую фотографию, создатели сайта, кстати, до недавнего времени зарегистрированного на территории Турции, пытались представить воинственный вид старцев как эталон исторического сопротивления горцев-мусульман российскому владычеству на Кавказе, как пример для преемственности этого сопротивления, т. е. немой призыв к исторической борьбе за веру с теми, с кем "бились на смерть" великие предки. И каждый взглянувший на фото кавказец, пронзенный укорительным взглядом предков, вопрошающем о его вкладе в дело исторического сопротивления, должен пополнить ряды сражающихся за правое дело. Да, впечатляет, но… в сегодняшнем мире высокого прогресса, войны знаний и интеллекта отсутствие аргумента - непозволительная роскошь!

Поэтому на суд читателя мы предлагаем две версии происходящего и пусть каждый для себя сделает собственные и беспристрастные выводы, попытается отличить правду от кривды. Итак…

Версия первая. Она исходит из анализа имеющейся "исчерпывающей" информации в отношении героев фотографии, на которой изображены "амиры муджахедов Карачая XIX в." Других комментариев нет. Краткость -сестра таланта, но не настолько же…Развивая творческий посыл авторов сайта завершим их "великую" мысль о том, что эти лица геройски сражались против России.

Версия вторая. Авторство фотографии, датируемой второй половиной XIX в. и произведенной на территории карачаевского аула Карт-Джурт, принадлежит кавказскому исследователю В. Ермакову (кстати, сделавшему неоценимый вклад в развитие отечественного и мирового кавказоведения). На фотографии изображены подпоручик Адрахман-Хаджи Боташев, поручик Абдырзак-Хаджи Крымшамхалов, Даулет-Гери-Хаджи Крымшамхалов, прапорщик Тау-Солтан-Хаджи Крымшамхалов, Юсуп Боташев, Алиса-Хаджи Узденов, прапорщик Аслан-Бек Крымшамхалов.

Какие-то странные для антироссийской армии чины, не правда ли? Дальнейший исторический экскурс просто поражает противоположностью тому продукту, который нам так изящно преподнесли дельцы от джихада. Оказывается, что пятеро из семи изображенных на фото являлись активными участниками Крымской (1853-1856) и русско-турецкой (1877-1878) войн… на стороне России!!! И это не творческие измышления, а историческая действительность, подтверждаемая архивными материалами.

Вот она, пища для размышления. Оказывается, что родственные туркам карачаевцы приняли участие в войне против них на стороне России. Чем это обусловлено, ведь они не просто этнически близки, они -единоверцы? А согласно исламу мусульманин мусульманину - брат и не может поднять оружия против него. Получается, если Турция вела против России джихад (как говорят идеологи экстремизма), то кавказские мусульмане должны были открыть против России так называемый "второй фронт" или в худшем случае сохранять нейтралитет.

Существует два оценочных подхода к этой проблеме. Одни говорят, что если кавказцы подняли оружие против турецких единоверцев, ведущих священную войну, значит, они вероотступники. Другие утверждают, что если кавказцы, будучи мусульманами, воевали против турок, значит, последние вели не джихад, а захватническую войну.

Мы не стремимся "на кончике пера" выявить абсолютно правого или абсолютно виноватого, а хотим понять и донести другим, почему предки карачаевцев выступили против турок и активно сражались с единоверцами. Почему тех, которые являлись героями Государства Российского и должны быть примером настоящего патриотизма, нам сегодня преподносят как ложный символ экстремизма, призванного вдохновлять на преступления, в том числе и в духовной сфере.

Глубоко не вдаваясь в философский диспут, согласимся с мнением автора книги "Карачаевцы в войнах России" Ш. Батчаевым, который утверждал, что "…Крымская война носила несправедливый, захватнический характер со стороны всех ее участников".

В целом, соглашаясь с данным тезисом, все же отметим, что степень несправедливости, проявляемой в этой, как впрочем и в последующей войне со стороны всех ее участников была различной. Если говорить о "священной войне", то таковой она представлялась лишь для турецких воинов, действительно веривших в ее святость, но для турецких генералов, скооперировавшихся с Англией и Францией, несостоятельность ее священности была все же очевидной и носила на себе печать благочестивого обмана. В противном случае как можно охарактеризовать участие в "турецком джихаде" двух этих, мягко говоря, немусульманских державы, вчера истреблявших мусульман в борьбе за "Гроб Господень", а сегодня, вдруг возрадевших за счастливое мусульманское будущее кавказцев под чутким турецким патронажем.

Сменив крестовые походы на капиталистическую экспансию и подталкивая Турцию к войне с Россией, они освобождали себе рыночное пространство для экономического маневра в странах Ближнего Востока.

Турция же, претендуя на должность префекта Кавказского халифата, так "переживала" за родственных единоверцев, "в рабстве томящихся под русской пятой", что ее эмиссары в сердцах заявили: "при отсутствии поддержки со стороны карачаевцев Турция захватит их силой". Вот так родственные чувства! Однако здесь и нашла турецкая секира на карачаевский "кадау таш" ("сторожевой" камень).

Мусульмане Карачая не только не позволили себя стращать, но еще и дали вооруженный отпор "доброжелателям". Этот исторический выбор народа, который никак не вписывается в идеологию экстремистов. Как так? Ведь если они были мусульманами, как смогли решиться поднять оружие против единоверцев? Значит, были плохими мусульманами? Но позвольте, посмотрите на то самое фото, вглядитесь в мужественные и благородные лица горцев. Похожи ли они на предателей своей веры? Сомнительно. А обвитые белоснежным саваном папахи вам о чем-нибудь говорят? Если нет, знайте: это это свидетельство выполнения одного из пяти столпов ислама - Великого паломничества в Мекку.

Получается, что карачаевцы, следуя условиям мирного договора 1828 года, сделали выбор в пользу России, понимая, что в ее составе маленький народ сможет сохранить свою культуру, язык и вообще официально называться именем своего народа (чего многие нацменьшинства сегодня лишены в турецком государстве). Заметим, что открытое проявление приверженности исламу там стало возможным лишь недавно, потому как потомки "Блистательной Порты" с завидным рвением стремились на корню пресечь проявление Ислама как препятствие на пути интеграции в европейское сообщество. Последнее кстати, сегодня с завидным рвением участвует в повсеместной "демократизации" мусульман, как, например, в Ираке.

Неужели сегодняшние "борцы за чистоту веры" считают, что их предки были "неграмотными невеждами", неспособными жить и творить согласно требованиям своей веры, или стали продажными конформистами, трясущимися за свою шкуру перед великим сувереном? Вряд ли можно назвать карачаевцев трусами, а изучение архивных материалов дореволюционного периода практически по каждому добровольцу говорит о повсеместном знании "арабской грамоты", тогда как для многих сегодняшних "борцов за исламскую веру" читать Коран на арабском - все равно что Конфуция на китайском. Зато на доступном им русском языке они охотно изучают брошюрки, поощряющие отрубание голов, захват заложников, обогащение добычи и регламентирующие интимные отношения с наложницами, тогда как Коран несет в себе высокую нравственность и просвещение.

Не вдаваясь в исторические подробности и описательность русско-турецких войн, ограничимся выводами независимого ученого, который говорит, что карачаевцы в годы Крымской и русско-турецкой войны (1877-1878гг) не поддержали единоверцев и родственных по языку турок, а сохранили верность России. В 1853-1856 гг. ими из числа добровольцев формировались подразделения милиционеров, которые несли важную службу по охране горных перевалов от проникновения турецких войск со стороны Абхазии. Кроме того, около 20 карачаевцев приняли активное участие в боевых действиях в Закавказье и Малой Азии в 1854-1856 годах в составе отряда горской милиции, храбростью и мужеством заслужив награды.

В 1877-1878 гг. они снарядили за свой счет более 110 всадников и более 70 пеших милиционеров, которые помимо охраны перевалов приняли активное участие в освобождении Абхазии в составе Марухского отряда.

Мы можем долго дискутировать о мотивах, побудивших карачаевцев поднять оружие в защиту России против Турции, но, дабы избежать обвинений в нравоучениях и субъективизме, обратимся к выводам независимого источника: "Рассматривая вопрос о мотивах вступления карачаевцев в добровольческие сотни милиции, надо отметить, что с течением времени они меняются. Так, если в Крымской войне (1853-1856 года) горцы принимали участие во многом из-за природной склонности к военной службе, желания прославиться своей храбростью и заслужить награды, то уже к периоду русско-турецкой войны (1877-1878 года) на первый план выходит осознание горцами общности судеб своего народа и Российского государства, которое ассоциируется с понятием большой Родины".

Особо придирчивые критики говорят, что служба в российской армии была прерогативой "белой кости" (княжеского сословия), что "простых смертных" насильно гнали на фронт и т. д. Не вдаваясь в полемику, приведем один факт, воссоздающий атмосферу, в которой плечом к плечу сражались русские, казаки, карачаевцы, черкесы, абазины. Вот как вспоминает формирование горских отрядов непосредственный участник событий Е. Фелицын: "… весь цвет горской молодежи стремился попасть в ряды формируемых сотен, и многие из желающих, за недостатком вакансий, с большим сожалением вынуждены были остаться дома, не осуществив своих надежд. Нужно было видеть, когда сотни собрались на смотр! Щегольски одетые, украшенные богатым оружием, на прекрасных карачаевских и кабардинских скакунах, они олицетворяли собой образцовую и лихую кавалерию, не оставлявшую желать ничего лучшего…"

Комментарии, как говорится, излишни. И все же для торжества исторической действительности вернемся к личностям, изображенным на фото.


(Каталог фотографических видов и типов Кавказа, Персии, Европейской и Азиатской Турции. Фотографии Д.И. Ермакова. Тифлис, 1896 г. Номер по каталогу 3467. Оригинал в Тбилиси. - "Э.") 

Первый ряд слева направо: 1. Подпоручик Боташев Абдрахман Чеппелеевич (1813 - 1874/1896). Участник Крымской войны. Согласно материалам -отец семерых сыновей, из которых Эль-Мырза вошел в первоначальный состав (1877 г.) 6-й сотни Кубанско-Горского конно-иррегулярного полка; Сары-Мурза в числе других соплеменников был награжден - золотой медалью с надписью "За усердие" для ношения в петлице на Станиславской ленте.

2. Поручик Крымшамхалов Абдырзак Хадаужукович (1815 - после 1896). Свой первый чин получил еще в 1843 году, поручиком стал уже во время крымской компании. Был награжден ценным подарком и орденом Св. Станислава III степени "для мусульман установленного образца". К началу русско-турецкой войны Абдырзак был в возрасте 62 лет, и его место под российскими знаменами занял его старший сын - девятнадцатилетний Асланбек, который вошел в первоначальный состав (1877 г.) 6-й сотни Кубанско-горского конно-иррегулярного полка. А спустя тридцать с лишним лет, 13 сентября 1914 года, вдохновляемый подвигами отца и деда, присягу на Коране в верности царю и Отечеству уже давал сын Асланбека - Крымшамхалов Сеит-Бий, который в составе 3-й сотни Черкесского конного полка Кавказской туземной конной дивизии, прозванной в народе "Дикой", геройски сражался на германском фронте в Первую мировую войну, где был награжден двумя георгиевскими крестами ( IV и III степени), двумя орденами Св. Станислава (III и II степени) с мечами и бантом, тремя орденами Св. Анны (IV степени с надписью "За храбрость", III и II степени с мечами и бантом). В конце боевого пути в составе "Дикой дивизии" Сеит-Бий удостоился чести стать кавалером Георгиевского оружия "За храбрость", являющующегося второй по значимости боевой наградой России.

3. Даулет-Гери-Хаджи Крымшамхалов. О его непосредственном участии в войнах исторические архивы хранят молчание, однако в числе участников Первой мировой войны мы находим сведения о подпоручике Крымшамхалове Туугане Даулет-Гериевиче (1872-1918), который был произведен лично ГОСУДАРЕМ ИМПЕРАТОРОМ в прапорщики милиции 24 ноября 1914 года.

4. Прапорщик Тау-Солтан-Хаджи Хадаужукович Крымшамхалов. Являлся младшим братом Крымшамхалова Абдырзака, "за преданность и верность" награжден ценным подарком.

Второй ряд: 1. Юсуп-Хаджи Боташев. Был помощником старшины селения Карт-Джурт. Командировался в Марухский отряд в составе 1-й сотни пешей милиции (1877 г.). За активное участие в походе награжден золотой медалью с надписью "За храбрость" для ношения в петлице на Георгиевской ленте. Кроме того, Юсуп Боташев "за отлично усердную службу и полезные труды по сформированию милиции и поддержанию в крае порядка и спокойствия во время минувшей войны" был награжден серебряной медалью с надписью "За усердие" для ношения на шее на Аннинской ленте.

2. Алиса Узденов. По имеющимся данным, являлся эфенди а. Карт-Джурт.

3. Прапорщик Крымшамхалов Аслан-Бек Бийнегерович (1823 - 1874/1896). Согласно архивным данным, являлся старшиной селения Карт-Джурт, активно участвовал в Крымской войне, о чем говорят награды (все "для мусульман установленного образца"): серебряная медаль с надписью "За усердие" для ношения в петлице на Аннинской ленте (декабрь 1852 года), Знак отличия Военного ордена Св. Георгия (Георгиевский крест) под № 495 (22 октября 1853 года), орден Св. Анны III степени с мечами и бантом (19 апреля 1865 года).

Один из сыновей Асланбека - Азамат-Гери - продолжил боевой путь отца и добровольцем вошел в первоначальный состав (1877 г.) 6-й сотни Кубанско-Горского конно-иррегулярного полка проявившей себя уже в следующей войне с Турцией. А спустя десятилетия, в 1914 году, проявлял мужество и героизм в борьбе на германском фронте внук Асланбека -Магометгери, который за боевые заслуги в составе "Дикой дивизии" уже к 1915 году получил Георгиевскую медаль IV степени и Георгиевский крест IV степени, а к осени 1917 года заслужил шесть офицерских боевых наград: два ордена Св. Анны (IV степени с надписью "За храбрость" и III степени с мечами и бантом), два ордена Св. Станислава (III степени и II степени с мечами и бантом) и две самые высокие боевые награды - Георгиевское оружие и военный орден Св. Георгия IV степени (не путать с солдатским "георгиевским крестом"). В составе добровольческой армии во время гражданской войны дослужился до звания полковника.

Другой сын Асланбека - Айтек - участвовал в военном походе в "турецкую войну". Данных о наградах нет, однако, согласно имеющимся материалам, по выходу на пенсию получил звание генерал-майора.

Надо отметить, что несмотря на многочисленные представления, за три года существования дивизии Георгиевское оружие получили только 16, а орден св. Георгия IV степени - 6 горцев. Обе же эти награды (занимавшие в иерархии российских боевых наград, соответственно, второе и первое место) имели только корнет (подпоручик) Магомет-Гери Крымшамхалов и полковник 2-го Дагестанского полка Арацхан Хаджи-Мурат. Такова история, основанная на фактах…

Без "гнева и пристрастия" мы постарались показать, что люди, которые возомнили себя идеологами священной борьбы и вздумали "глаголом жечь сердца людей", на самом деле не прочь разрисовать историю ложными красками. Тайный посыл господ от "аристократии духа" с использованием фотографии оказался обманом. А ведь, согласно исламу, невозможно достичь благой цели путем лжи. "О люди! Поистине, Аллах - благой, и Он не принимает ничего, кроме благого…"-эти слова в устах Пророка Ислама означают, что механизм, по которому "цель оправдывает средства", не срабатывает в тонких вопросах Веры. Следует ли прислушиваться к тем, кто, кощунствуя, в один ряд ставит преступников без религии, взрывающих мирно спящих людей, захватывающих родильные дома и убивающих школьников и тех, кто потом и кровью ковал победу Отечества, ценою своих сил и жизней доказывал верность своему народу, раскрывая его лучшие качества, закладывая фундамент для примера потомкам.

Мы же проводим между ними четкую грань и призываем каждого задуматься, кого нужно брать в пример и кем быть в этом сложном и противоречивом мире, ведь от этого зависит не только наша в вами жизнь, но и будущее наших детей.

В заключение же скажем, что история учит многому, в ней есть множество ярких примеров, следовать которым совсем незазорно. Недаром у карачаевцев есть пожелание, адресованное детям и призывающее их знать историю своего рода до седьмого колена (Джети атагъа дери санаргъа уста болсунла балала!). Если бы небезызвестный террорист Ю. Крымшамхалов, взрывавший жилые дома в Волгодонске, поинтересовался историей своего рода и дошел хотя бы до четвертого колена, он наверняка обнаружил бы тех, кто героически сражался за Россию, не жалея ни сил, ни жизни. Кто знает, может, и задумался бы перед тем, как переступить черту, за которой - гибель невинных людей, скитальчество в горах, предательство, позор и пожизненное отбывание сурового наказания?..

Управление ФСБ России по Карачаево-Черкесской Республике

 

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет