Расширенный поиск
17 Января  2019 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ата Джуртуму башы болмасам да, босагъасында ташы болайым.
  • Тенги кёбню джау алмаз, акъылы кёбню дау алмаз.
  • Къарт айтханны этмеген, къартаймаз.
  • Байдан умут эте, джарлыдан ёгюз багъасы къорады.
  • Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
  • Джахил болса анасы, не билликди баласы?
  • Къартха ушагъан джаш – акъыллы, джашха ушагъан къарт – тели.
  • Адеб джокъда, намыс джокъ.
  • Ачлыкъда тары гырджын халыуадан татлы.
  • Юй кюйдю да, кюйюз чыкъды, ортасындан тюйюш чыкъды.
  • Кёб ашасанг, татыуу чыкъмаз, кёб сёлешсенг, магъанасы чыкъмаз.
  • Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
  • Нарт сёз – тилни бети.
  • Мал тутхан – май джалар.
  • Таукел адам тау тешер.
  • Акъыл аздырмаз, билим тоздурмаз.
  • Ётюрюкню башын керти кесер.
  • Къонакъны къачан кетерин сорма, къачан келлигин сор.
  • Азыкъ аз болса, эртде орун сал.
  • Къатыны харакетли болса, эри къымсыз болур.
  • Аман эсирсе, юйюн ояр.
  • Билим ат болуб да чабар, къуш болуб да учар.
  • Ашхы – джыяр, аман – джояр.
  • Тилчи тилден къаныкъмаз.
  • Элиб деген, элге болушур.
  • Адамны артындан къара сабан сюрме.
  • Биреуню къыйынлыгъы бла кесинге джол ишлеме.
  • Къонакъ болсанг, ийнакъ бол.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Къызбайны юйюне дери сюрсенг, батыр болур.
  • Мухардан ач ычхынмаз.
  • Ачны эсинде – аш.
  • Биреуге аманлыкъны тилеме да, кесинге ашхылыкъны тиле.
  • Ариу сёз аурууунгу алыр.
  • Нарт сёз къарт болмаз.
  • Юйюнгден чыкъдынг – кюнюнгден чыкъдынг.
  • Суу ичген шауданынга тюкюрме.
  • Ашаса, ашамаса да, бёрюню ауузу – къан.
  • Билими азны – ауузунда кирит.
  • Ёксюзню къалачы уллу кёрюнюр.
  • Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
  • Биреуню тёрюнден, кесинги эшик артынг игиди.
  • Сагъыш – къартлыкъгъа сюйюмчю.
  • Бёрю да ач къалмасын, эчки да ашалмасын.
  • Накъырда – кертини келечиси.
  • Сыфатында болмагъаны, суратында болмаз.
  • Сабий кёргенин унутмаз.
  • Сёз – кюмюш, джыр – алтын.
  • Кёзден кетген, кёлден да кетеди.
  • Чабар ат – джетген къыз.

"Cпешите быть добрыми!" - твердят нам звери

16.04.2006 0 1092

Александр Волков

Пятнадцать лет назад мой друг произнес: "Пора жить по принципу ЧЧВ: человек человеку - волк". Так и стали жить-поживать да добро наживать. Даже не "голые обезьяны", как философствовал известный антрополог, а "голые волки", готовые загрызть друг друга из-за хрустской купюры. Как свободные звери, выцарапавшие добычу. Как звери?

…Все начинается с добычи. Порой в зоопарке можно увидеть, как стая шимпанзе берется делить еду. От обычной иерархии мигом не остается и следа. Любая обезьяна вольна подойти и выбрать себе угощение. Никто не дерется за лучшую долю, не кусает соседа, отнимая присвоенное. Посмотришь на обезьян в такую минуту и чувствуешь, что они очеловечиваются на глазах.

Умение справедливо делить "добычу" и стремление помогать окружающим - оба эти таланта, наряду с состраданием и способностью вникать в мысли и чувства других людей, составляют основы нашей морали. В последние десятилетия ученые узнали много нового о поведении человекообразных обезьян. Стало ясно, например, что в своих поступках они нередко руководствуются чувством справедливости, а ведь долгое время считалось, что эта добродетель и есть один из рубежей, отделявших род людской от звериного роду-племени.

Авторитетный нидерландский зоолог Франс де Вааль годами изучая "обезьянью дипломатию", выяснил, что многое в ней замешано на готовности поделиться с другим существом самым дорогим, что у него есть, - едой.

На "языке пищи" можно выражать разные чувства, например, сострадание. Так обезьяны берут шматы мяса и кладут их перед больными или старыми животными, которым трудно дотянуться до положенной им порции. В стае обезьян материализуется идиома "дань уважения". Члены стаи спешат поделиться добычей с самыми почтенными сородичами, заискивая перед ними. Старейшина берет дарителей под свою защиту. В опытах обезьяны очень резко реагировали, когда за одинаковые поступки одних животных щедро награждали, а другим пытались всучить что-то невкусное. "Их ярость, - пишет Франс де Вааль, - проистекает из ощущения несправедливости и, таким образом, относится к эмоциональным основам морали…" Короче говоря, мораль зародилась задолго до появления современного человека. Ее основы сформировались среди животных, которые вели активную социальную жизнь, стремясь поддерживать порядок в стае.

Утрируя, можно сказать, что мораль - это "животное начало" в человеке. Люди привыкли списывать свою злобу, агрессию, ненависть на рудименты звериного в человеке. Оказывается, человечество унаследовало от зверей не только мизантропию, но и филантропию, не только цинизм, но и альтруизм. От природы мы добры и совестливы, как… звери, и, может быть, скорее от любви к умствованию так рациональны, расчетливы и себялюбивы - звери вели бы себя куда жалостливее по отношению к страдающим собратьям.

Мы - люди разных наций, полов, стран, мы разные по образованию и уровню дохода; у каждого свой круг общения, мы не допускаем в него чужаков, а сами изнываем от желания попасть в "высшее" для нас общество, завести шапочные знакомства: кто со светской знаменитостью, кто с актером, а кто и с бандитским авторитетом. А вот простаков-зверюг все объединяет, если они одной стаи: в ней они живут по принципу "все за одного и один за всех" или как у Киплинга - "мы все одной крови".

Долгое время примеры самоотверженного поведения в мире животных объясняли стремлением особи "сохранить свои гены". Вплоть до 1990-х годов считалось, что только люди способны бескорыстно жертвовать собой ради чужих. Теперь примеры альтруизма все чаще обнаруживаются и в мире животных. В последнее время ученые открывают то, что веками знали крестьяне: животные умеют дружить между собой.

Можно сказать, животные, следуя открытому ими закону поведения - "Ты мне - я тебе" - стремятся платить сородичам той же монетой, что довелось от них получить. Платят добром за добро. Похоже, "бескорыстной дружбы" у зверей, как и у людей, не бывает. Сегодня повезло на охоте тебе, завтра - мне, а пока делимся мясом в надежде на будущую удачу. Ключевое свойство дружбы - "обмен". Помощью, подарками, советами, услугами, добрым словом, ласковым жестом. Эмоциональная коммерция, ставшая основой общежития. Извечная игра с переходящими призами. От хорошего друга мы не ждем немедленного ответного подарка, ведь мы рассчитываем дружить с ним всю жизнь, и кто знает, когда и как отзовется щедрый жест, сделанный вчера. Жизнь слишком велика, чтобы не делить ее с друзьями.

В опыте, который поставил над шимпанзе Франс де Вааль, одним животным давали ветки с аппетитными листьями, другим - ни былинки. Обезьяны первым делом вспоминали тех сородичей, кто недавно почесывал их, - и делились с ними. Не забывали даже тех, с кем долго не общались, но прежде дружили. В обществе же "хомо сапиенс" удачливый "добытчик" порой не дает себе труда задуматься об окружающих - скорее наоборот, демонстрирует всю роскошь добычи, выказывая, что этим владеет он и это недоступно другим "членам стаи" - членам общества. Вот оно - хитроумие людское, не звериное.

А вот в отношениях между копытными животными взаимный расчет, кажется, не играет особой роли. К примеру, овцы и козы искренне радуются, случайно увидев сородича. Так, многие из нас готовы торопливо заговорить, встретив в далеком краю земляка...

У людей, исповедующих философию эгоизма и готовых "с волками жить, по-волчьи выть", в их умствованиях есть два изъяна: во-первых, никто на свете не сумеет до конца просчитать последствия своих поступков, а потому не вправе судить, окажется ли он в плюсе или минусе. Во-вторых, люди, хоть и пытаются стать кузнецами своего счастья, все равно остаются рабами собственной психологии: рано или поздно каждый человек не выдерживает одиночества и пытается на кого-то опереться, довериться ему. Как ни хорохорятся прожженные циники и себялюбцы, даже они мечтают о родственной душе, ищут ее, стремятся хоть с кем-то делать все сообща, разделив свои тяготы.

…Доверие к партнерам, прозрачность намерений и корректность действий являются важными составными частями процветающей экономики. Там, где нет доверия, где не договориться, ударив по рукам, выше становятся издержки хозяйствования - все приходится делать и проверять самолично. Ненависть к людям оборачивается ненавистью к тебе самому. Опоры не находится нигде. Так, может, и правы звери наши неразумные, и человек человеку - брат?

(Журнал "Знание - сила", апрель 2006 г.)

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет