Расширенный поиск
19 Марта  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Адамны сабийин сюйген джюреги, бычакъча, джитиди.
  • Орундукъ тюбюнде атылсам да, орта джиликме, де да айлан.
  • Уруну арты – къуру.
  • Ичимден чыкъды хата, къайры барайым сата?
  • Ёлюр джаннга, ёкюл джокъ.
  • Эм ашхы къайын ана мамукъ бла башынгы тешер.
  • Ишлегенде эринме, ишде чолакъ кёрюнме.
  • Битмегеннге сакъал – танг.
  • Ач къарным, тынч къулагъым.
  • Эли джокъну – кёлю джокъ.
  • Чомарт къонакъ юй иесин сыйлар.
  • Чомартха Тейри да борчлуду.
  • Сагъышы джокъ – джукъучу, акъылы джокъ – къаугъачы.
  • Сабий болмагъан джерде, мёлек болмаз.
  • Бермеген къол, алмайды.
  • Аманнга игилик этсенг, юйюнге сау бармазса.
  • Ургъан суудан башынгы сакъла.
  • Кийимни бир кюнню аясанг, минг кюннге джарар.
  • Къартха ушагъан джаш – акъыллы, джашха ушагъан къарт – тели.
  • Ёгюзню мюйюзлери ауурлукъ этмейдиле.
  • Къонагъынгы артмагъын алма да, алгъышын ал.
  • Джолда аягъынга сакъ бол, ушакъда тилинге сакъ бол.
  • Чакъырылмагъан къонакъ – орунсуз.
  • Юйлю уругъа ит чабмаз.
  • Аманнга алтын чыдамаз.
  • Ойнай билмеген, уруб къачар.
  • Кюл тюбюндеги от кёрюнмейди.
  • Урама да – ёледи, сатама да – келеди.
  • Хунаны тюбюн къазсанг, юсюнге ауар.
  • Айранны сюйген, ийнек тутар.
  • Акъыл бла адеб эгизледиле.
  • Хар сёзню орну барды.
  • Тюзлюк шохлукъну бегитир.
  • Борчунг бар эсе, хурджунунга ойлаб узал.
  • Аш кетер да бет къалыр.
  • Хазыр ашха – терен къашыкъ.
  • Тенгинг джокъ эсе – изле, бар эсе – сакъла!
  • Айтхан сёзюне табылгъан.
  • Уллу суу бла уллу ауруудан башынгы сакъла.
  • Этни бети бла шорпасы.
  • Хансыз джомакъ болмаз.
  • Джашда акъыл джокъ, къартда къарыу джокъ.
  • Адамны аты башхача, акъылы да башхады.
  • Атлыны кёрсе, джаяуну буту талыр.
  • Керилген да, ургъан кибикди.
  • Иги – алгъыш этер, аман – къаргъыш этер.
  • Магъанасыз сёз – тауушсуз сыбызгъы.
  • Накъырданы арты керти болур.
  • Хатерли къул болур.
  • Ашлыкъны арба юйге келтирир, чана базаргъа элтир.

Менталитет народов Кавказа

07.03.2008 0 11296

Ю.О. Сердюк,
заместитель начальника кафедры геополитики
Военного университета Министерства обороны РФ

В конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века в лексикон сотрудников милиции, а затем и всего народа вошло выражение "лицо кавказской национальности". Так малограмотные милиционеры, попавшие в столицу "по лимиту" (еще одно выражение, бытовавшее в Москве конца "эпохи развитого социализма", обозначавшее всю иногороднюю рабочую силу, которая использовалась на промышленных предприятиях, нуждавшихся в рабочих низкой квалификации), окрестили всех выходцев из республик Закавказья и Северокавказского региона России. Обратить внимание на национальный вопрос пришлось в связи с возникшими на рубеже последнего десятилетия прошлого века многочисленными этнотерриториальными и межконфессиональными конфликтами, поразившими весь Кавказ подобно метастазам раковой опухоли. Во много раз увеличившийся миграционный поток из республик бывшего Советского Союза добавил в российское общество многочисленные инородные включения.

Описывать "среднего" представителя какой-либо нации или народа ненаучно. Это лишь упрощенный стереотип, который может быть у человека с минимальными знаниями об отдельной стране или народе. Такое действие аналогично примеру полностью неправильного представления о другом народе в запрещенном советской цензурой к показу в 80-х годах эпизоде знаменитой кинокомедии Данелии "Мимино". В финале фильма выселенные из московской гостиницы "Россия" высокий грузин с усами (Кикабидзе) и кривоносый армянин (Мкртчян) выходят из лифта. В этот момент один турист-японец говорит другому что-то по-японски. За кадром звучит перевод: "Все эти русские на одно лицо". Ничего не понимающие в особенностях российской жизни иностранцы приняли за русских двух совсем разных представителей двух разных народов. Представляющие один социальный слой люди используют одинаковую лексику, имеют традиционное мышление, которое навязывается человеку мыслями людей из его близкого окружения. Внешнее окружение дает человеку ограничительные установки, воздействуя на его мысли и поведение. Таким образом реализуется управляющее влияние социального контроля. Обычно человек пребывает в убеждении, что он сам лично сформировал свои взгляды, стереотипы поведения. В действительности его менталитет, проявляемый в мыслях, мнениях, привычках и стиле жизни, записан в сознании при помощи запретительных команд окружающих людей. Менталитет человека сформировался как одобряемый окружающими образец поведения, ожидаемого людьми в зависимости от того, каково положение этого человека в социальной иерархии. Социальный контроль оказывает главное влияние на формирование менталитета. Окружающие создают основу менталитета, оценивают правильность мышления и поведения человека в обществе.

Вспоминается начало моей работы в Афганистане. В качестве переводчиков персидского языка использовались студенты-старшекурсники и выпускники различных вузов СССР. В один день со мной в Кабул приехал М. Мелик - студент 4 курса Бакинского госуниверситета. Остальные его однокурсники приехали намного позже. За это время мы успели подружиться. Человек, отлично знавший персидский язык (позже я узнал, что его предки - выходцы из Ирана), культуру и местные традиции, Мелик немало помогал мне и моим однокурсникам в языковой и культурной адаптации в необычных для европейцев условиях. Живя среди выпускников московских вузов, наш азербайджанский друг отличался от нас только внешне. Все мы в тот момент были молодыми советскими людьми "образца 1985 года". Национально-культурные особенности стали проявляться позже. Примерно через месяц приехали другие бакинцы. Тогда в окружении своих однокурсников он стал одним из них: бытовая неряшливость, громкая восточная музыка, раздражающая соседей, - все вызывало неприятие этого человека в нашем кругу. И он очень быстро перебрался жить к своим землякам. Имея одинаковое социальное положение в обществе, получая по тем временам высокую зарплату, выпускники московских и бакинских вузов с самого начала отличались друг от друга. И дело было не только в качестве нашей подготовки, а, скорее всего, в особенностях нашего мироощущения (национально-психологическом компоненте). Парадигма менталитета имеет похожие установки разных людей в мышлении, внешнем облике и поведении. Этого требует биологическая потребность выживания. Среди окружающих людей человек стремится не выделяться, иметь внешний вид и повадки, одинаковые с представителями своего круга. Люди с одинаковым менталитетом, как правило, живут и действуют вместе. Например, приехавшие в Россию в 1988-1991 гг. жертвы армянского землетрясения и национальных конфликтов из Закавказья сформировали компактные районы проживания. Большая группа армян оказалась в Москве и центральных областях России, а также в Краснодарском крае. Новый эмигрант в окружении чуждых ему по культуре и мышлению людей вынужден принимать их правила, нормы поведения, язык общения. Поселяясь же вместе со своими земляками, он подспудно стремится сохранить привычный для него уклад жизни, язык, культуру и традиции.

Кавказ - огромный регион, расположенный между Черным и Каспийским морями по обе стороны Большого Кавказского хребта - естественной преграды, отделяющей российский Северный Кавказ от Закавказья, включающего Азербайджан, Армению и Грузию. На Кавказе проживают представители более чем сотни народов и народностей, связанных друг с другом многочисленными родственными, экономическими и культурными связями, но разделенных сегодня государственными границами, различными религиями и укоренившимися предрассудками. Рассмотрим социально-психологические факторы, единые для всего кавказского этноса. На формирование менталитета оказывает влияние прежде всего окружающая среда. Для Кавказа это рельеф и климат. Кавказцы в представлении большинства жителей нашей страны являются горскими народами. Именно горы, окружающие немногочисленные равнины и речные долины, определяют ежедневный пейзаж для большинства кавказцев. Сравнительно благоприятный климат способствовал развитию сельского хозяйства на большей части равнинной территории региона, превратив его жителей в земледельцев. Основным же промыслом горцев стало животноводство. Жителей гор и равнин Кавказа связывает необходимость товарного обмена. Работа земледельцев и чабанов одинаково необходима для благополучия людей. Благосостояние Кавказа первоначально основано на труде его сельских жителей. Торговля - это то связующее звено, которое обеспечивало товарный обмен между жителями гор и долин, аулов и городов, отдельных районов между собой и внешним миром. Торговля стала для жителей Кавказа насущной необходимостью. Практически каждая семья была вынуждена выставлять на рынке продукцию своего труда, продавать свой товар и покупать необходимое для жизни. Не в этом ли кроется первоначальная причина кавказского "торгашества" - отличительной черты местной предприимчивости?

Наличие множества народов на сравнительно небольшой территории с ограниченными ресурсами (главным образом, ощущается нехватка плодородных земель и воды) стало, с одной стороны, причиной множества конфликтов, а с другой - выработало в людях, населяющих Кавказ, умение самостоятельно урегулировать возникающие противоречия. Благополучие отдельной семьи, клана и целого народа на Кавказе иногда целиком и полностью зависело от решения, принимаемого их главами-вождями. Именно им традиционно отводится особое место в политике и экономике региона. Принимая на себя ответственность за решение, хозяин семьи, глава рода становится гарантом благополучия для всех. Его слово - закон. "Слово мужчины" - кавказская печать, скрепляющая торговую сделку или любой другой договор.

Тесные экономические, культурные и общественные связи различных кавказских народов - результат многовековой интеграции. За последние 10 лет очень много негативного было написано о национальной политике в СССР. Причины возникших в период развала советского государства этноконфессиональных конфликтов на территории всего Советского Союза, и в частности на Кавказе, относят к якобы первоначально заложенным в национальную теорию СССР ошибкам. На самом же деле основная причина гражданской войны - экономическая. Резкое ухудшение материального благополучия людей (особенно сильно это проявилось на густонаселенном Кавказе) привело к тому, что они стали искать причину всех своих неурядиц в происках представителей других национальностей. Наиболее болезненно такой подход воздействует на сознание людей, имеющих несколько национальных корней. Смешение кровей - исторически объективное явление, характерное для всего Кавказа. Большинство армян, покинувших Азербайджан в начале 90-х годов, имели родственные связи с представителями других народов, включая самих азербайджанцев. Точно такая же картина наблюдалась в отношениях между осетинами и ингушами в Пригородном районе Владикавказа. Новая административная граница разделила родственников, живущих в Чечне и Ингушетии.

Помимо кровного родства и тесных экономических связей внутри региона, важнейшим фактором единения кавказских народов являлась необходимость совместного противостояния захватчикам. Войска соседей много раз стремились поработить Кавказ. Только объединившись, кавказские народы смогли пережить монголо-татарскую и турецкую агрессии. Сложна и противоречива роль Российской империи в становлении и развитии национальной идеи на Кавказе. Даже войдя в состав России, многие кавказские народы продолжали жить по своим законам, лишь формально подчиняясь наместникам царя. Советская власть на Кавказе внесла свои коррективы в жизнь горских народов. Тесное общение с русскими, украинцами, особенно активно переселявшимися на новые земли после окончания Великой Отечественной войны, оказало заметное влияние на жителей региона. Кавказцы, без сомнения, могут и должны восприниматься как часть советского общества, как носители советского менталитета.

Считается, что религиозное сознание во многом определяет менталитет отдельной личности и целого народа. Применительно к жителям Кавказа можно заметить, что за годы существования советской власти религия стала оказывать там все меньшее влияние на сознание и поведение большинства людей (1). Религия по большей мере сохранялась в виде обрядов определенного национального колорита. За более чем полувековой период государственной борьбы с "опиумом для народа" в понятия кавказцев вошло несколько несовместимых с истинной верой негативных установок. Многие сегодняшние "мусульмане" в Азербайджане и на Северном Кавказе не видят ничего плохого в употреблении спиртных напитков (2). "Мужчина должен уметь пить", - продолжают оправдывать свое пьянство "вновь обретшие веру". Традиционное кавказское застолье сегодня, - как правило, алкогольный марафон, продолжающийся от нескольких часов до нескольких дней.

Застолье на Кавказе - один из элементов местного гостеприимства. Считается, что прием гостей показывает уровень благополучия семьи. Стремление предстать перед окружающими в лучшем свете, показать свое мастерство в приеме гостей привело к развитию искусства приготовления пищи, когда в условиях ограниченности в продуктах хозяева старались подать на стол больше разнообразных блюд (знаменитая кавказская кухня), и способствовало созданию определенной культуры застолья (традиционный оратор-тамада, музыканты, застольные песни). Попав в дом грузина, армянина, осетина или ингуша, независимо от его социального положения, каждый может рассчитывать на радушный прием. Гость во время своего визита находится под покровительством хозяев. Ради гостя хозяин готов отложить даже самые свои неотложные дела. Приглашая в свой дом, житель Кавказа берет на себя заботу обо всех аспектах визита, включая ответственность за безопасность гостя.

Большинство кавказцев уделяют особенное внимание представительницам противоположного пола, поэтому многие дамы, когда-либо отдыхавшие на Кавказе, запомнили иногда излишне навязчивое внимание черноусых "туземцев". Отношение к женщине - одна из характерных черт национального сознания. По месту женщины в современном обществе принято судить на Западе о цивилизованности той или иной нации. (Хотя в ряде западных стран, включая США, женщины в своей борьбе за равноправие вышли далеко за рамки разумного.) Жителей Кавказа отличает уважительное отношение к женщине. Мать в семье не менее уважаема, чем отец. Преступление на сексуальной почве на Кавказе - малораспространенное среди местных жителей - справедливо считается одним из самых серьезных. Закон горских народов предусматривает суровое наказание для насильников. Женщина в сознании горцев ассоциируется с миром. Во время боевых действий на женщин противника распространяется иммунитет. Многие вспомнят замечательную легенду о белом платке, бросаемом прекрасной горянкой для прекращения кровопролития.

Несмотря на внешнее проявление дискриминационных элементов по отношению к женщине, в культуре большинства кавказских народов (особенно в сельской местности) женщины-горянки всегда имели больше прав и занимали более заметное место в обществе, чем их сестры по вере в других мусульманских странах. Сегодня место и роль женщины в кавказском обществе все больше соответствует ее социальному и материальному положению. В советские времена жительницы Кавказа получили широкий доступ к образованию и культуре. Почти треть всех руководителей местного уровня в воюющей Чечне - женщины.

Темпераментность, горячность, резкость в суждениях сочетаются у кавказцев со сдержанностью, внешней замкнутостью. Поведение человека за рулем автомобиля свидетельствует о многом: его общей культуре, типе психического склада и адекватности восприятия окружающего мира. О нации в целом можно судить по тому, как ведет себя на дороге большая часть водителей. Кавказское "шумахеры" очень любят мощные автомобили, высокую скорость и зачастую неоправданный риск, компенсируя им нехватку адреналина в крови городского жителя. Футбол и политика - любимые темы для спора. Самые распространенные виды спорта на Кавказе связаны с активным противостоянием сопернику. Среди наиболее популярных - различные виды борьбы и бокс. В условиях перманентной опасности горец должен проявлять сдержанность, чтобы не провоцировать своим поведением ответной агрессивности окружающих. Такая осторожность проявляется в поступках и словах кавказцев. "Настоящий мужчина молчалив", "каждое слово на вес золота" - основные постулаты кодекса чести горца.

Сохраняя приверженность определенным правилам поведения, написанным кровью предков, жители Кавказа обеспечивают выполнение основной функции живого организма, закона самосохранения. Закон кровной мести, абречество, частично сохранившиеся у некоторых народов кавказского региона, не только предназначены для мести врагам и восстанавления нарушенной справедливости, но, что более важно, являются сдерживающим фактором. Весь род несет ответственность за проступок своего члена. Для многих больших городов России, запуганных разгулом уличной преступности, сегодня кажется какой-то нереальной вечерняя прогулка, которую могут позволить себе жители Кавказа перед сном. Разгул преступности в период "цветочной революции" конца ноября 2003 г. неожиданно сильно поразил тбилисцев. У всего происходившего тогда в Грузии невозможно не заметить инородные корни.

Кавказская преступность, низкая бытовая культура, навязчивость рыночных торговцев - реалии дня, с которыми приходится сталкиваться россиянам сегодня. К сожалению, представление о жителях Кавказа в русском народе складывается под воздействием негативных впечатлений, полученных в результате общения с не самыми лучшими представителями этого региона. Отсутствие знаний о культуре, истории и национально-психологических особенностях наших соседей также не способствует лучшему взаимопониманию. Неоднократно замечал, общаясь с представителями различных народов, что знание истории, культуры, национальных традиций помогает расположить к себе собеседника, перейти на более доверительный уровень общения, что, безусловно, в свою очередь, помогает расширить горизонты знаний об окружающем нас мире. Выделение только положительных или только отрицательных качеств национального характера не способствует объективному пониманию менталитета народа. Кавказцам, как и всем народам, присущи патриотизм, трудолюбие, гостеприимство. Эти качества жителей Кавказа имеют определенную национальную "изюминку", которая придает им самобытность. Любовь к родной земле, стране у них определяется принадлежностью к конкретной местности, роду, семье. Объединяясь за границей в землячества, они выстраивают внутри своего социума четкую иерархическую систему, аналогичную принятой на родине. Присущие многим представителям кавказских народов трудолюбие, стремление к повышению своего общественного статуса и материального положения соседствуют во многих случаях с ленью, социальной пассивностью и приверженностью к определенным жизненным установкам.

Изучая своих друзей и соседей, мы можем лучше понять самих себя, свое "я" и отношение к нам других народов. Интегрированные в российское общество кавказские народы играют все более заметную роль в экономике, политике и культуре нашей страны.

-----

(1) - Ни в коем случае не хочу обидеть истинно верующих.
(2) - Мусульманское право - шариат - запрещает прием каких-либо дурманящих сознание средств, включая алкоголь и наркотики.

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет