Расширенный поиск
24 Июля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Этни бети бла шорпасы.
  • Бек ашыкъгъан меннге джетсин, дегенди аракъы.
  • Хунаны тюбюн къазсанг, юсюнге ауар.
  • Уллу атлама – абынырса, уллу къабма – къарылырса.
  • Байма, деб да, къууанма, джарлыма, деб да, джылама.
  • Эл тойса, тоймагъан, эл къойса, къоймагъан.
  • Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
  • Дуния мал дунияда къалады.
  • Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
  • Ач, тоймам, дейди, тойгъан, ач болмам, дейди.
  • Кёбге таш атма.
  • Ётюрюкню къуйругъу – бир тутум.
  • Терслик кетер, тюзлюк джетер.
  • Ач отунчуну ачыуу – бурнунда.
  • Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.
  • Ачыкъ джюрекге джол – ачыкъ.
  • Къулакъдан эсе, кёзге ышан.
  • Къонакъ аман болса, къонакъбай джунчур
  • «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
  • Мал кёб болса, джууукъ кёб болур.
  • Кесине гебен этелмеген, биреуге черен эте эди.
  • Керилген да, ургъан кибикди.
  • Игини сыйлагъан адетди.
  • Ишленмеклик адамлыкъды.
  • Дуния малгъа сатылма, кесингден телиге къатылма.
  • Къызын тута билмеген, тул этер, джашын тута билмеген, къул этер.
  • Иги бла джюрюсенг, джетерсе муратынга, аман бла джюрюсенг, къалырса уятха.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Ат да турмайды бир териде.
  • Къонакъ аз олтурур, кёб сынар.
  • Мухарны эси – ашарыкъда.
  • Айныгъанлы алты кюн, тогъайгъанлы тогъуз кюн.
  • Ашыкъгъанны этеги бутуна чырмалыр.
  • Ана къойну – балагъа джандет.
  • Сабийни джумушха джибер да, ызындан бар.
  • Къолу уллу – асыу, аягъы уллу – джарсыу.
  • Ачны эсинде – аш.
  • Эки къатын алгъан – эки ташны ортасына башын салгъан.
  • Уллу къазанда бишген эт, чий къалмаз.
  • Ётюрюк хапар аякъ тюбю бла джюрюйдю.
  • Сабий болмагъан джерде, мёлек болмаз.
  • Джигер – джаннга къыйынлыкъ.
  • Тёзген – тёш ашар!
  • Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.
  • Ишленмеген джаш – джюгенсиз ат, ишленмеген къыз – тузсуз хант.
  • Аджаллыгъа окъсуз шкок атылыр.
  • Тёрдеги кюлсе, эшикдеги ышарыр.
  • Уруну арты – къуру.
  • Ат басханны джер билед.

Лицом к лицу кавказской национальности

13.05.2003 0 7772

Сергей Степанов,
Москва

Отношение москвичей к кавказским гостям (а гостями на Руси испокон века называли приезжих торговцев) отличается скрытой, а чаще откровенной неприязнью. Такое отношение далеко не всегда оправдано, хотя психологически вполне объяснимо. В нем резко сфокусировалось наше отношение к рыночным торговцам вообще. Рынки нынче дороги, а согласитесь трудно испытывать симпатию к тому, кто заставляет тебя расставаться с немалыми деньгами. Всегда думается: "Не будь он так жаден я бы смог сэкономить, купить всего побольше и жить не так стесненно. Значит торговец - один из тех, кто виноват в моих тяготах". Конечно, мы отдаем себе отчет, что главные разорители наших карманов вовсе не стоят на рынке, а сидят в высоких креслах. Но до них далеко, и продемонстрировать им наш гнев невозможно. А торговца мы видим лицом к лицу, и ему приходится отдуваться за всех.

К тому же не секрет, что сегодня на рынке практически не встретишь продавца собственной продукции. Торгуют главным образом перекупщики, то есть, если называть вещи своими именами, спекулянты. Хотя их деятельность отвечает естественным рыночным законам и не противоречит нормам современного права, на наше отношение это не влияет. Российский бизнес на 99 % построен на спекуляции. Мы понимаем, что 9 из 10 мерседесов, на которых мимо нас проезжают дородные Пети и Вани, куплены не на заработанные деньги. Этих Петь и Вань мы тоже недолюбливаем, но по принципу "в семье не без урода". Ведь мы знаем, что на одного нового русского, разжиревшего на махинациях, приходится полсотни старых русских, которые силятся свести концы с концами честным трудом. А вот трудящихся кавказцев мы практически не видим. Большинство кавказцев с которыми мы сталкиваемся, - торговцы. Еще мы знаем, что некоторые из их соплеменников промышляют в наших краях наркоторговлей, подделкой дензнаков, вымогательтсвом и грабежами. И в сознании выстраивается непривлекательный образ кавказца который явился в Москву, чтобы нас разорить либо жульничеством либо насилием.

В формировании этого стереотипа немалую роль играют СМИ. Если ознакомиться с криминальной статистикой, становится ясно, что львиную долю изнасилований, разбоев и убийств в столице совершают наши славянские "братья", как местные, так и приезжие. Да и среди организованных преступных группировок кавказские кланы занимают не первое место. Но в публичных сообщениях о совершенных злодеяниях национальность преступников называется только тогда, когда речь идет о выходцах с Кавказа (можете вспомнить хоть одно сообщение типа "двое русских убили третьего" или "задержаны вымогатели чувашской национальности"?). Нагнетают напряженность и боевые действия на юге, где от рук кавказцев гибнут русские парни (сообщения об убийствах чеченцами дагестанцев у москвичей такого негодования не вызывают).

В результате в обыденном сознании формируется образ кавказца как чужака. Тому способствует и характерная внешность гостей, явно отличающая их от нас (белорусу или молдаванину затеряться в толпе москвичей легко, кавказцу невозможно). Срабатывает известный психологам "эффект ореола": явные внешние черты заставляют мгновенно достраивать в сознании обобщенный психологи­ческий портрет по принципу "все они одинаковы". При этом индиви­дуальные особенности конкретно­го человека не играют никакой ро­ли: мы уже отнесли его к опреде­ленной категории и вынесли свой приговор. Такой однажды сформи­рованный стереотип легко подкре­пляется и очень трудно развеива­ется. Честного, вежливого, добро­желательного кавказца мы склон­ны считать исключением из прави­ла, тогда как примеры недостой­ного поведения гостей всякий раз усиливают нашу неприязнь. При этом надо понимать, что в иных краях неприязнь к русским формируется по тому же принци­пу. Многие эстонцы и чехи, поляки и латыши, насмотревшись на ху­дожества "оккупантов" и плебей­ские манеры иных наших тури­стов, презирают всех русских ско­пом, в том числе и нас с вами, хо­тя мы персонально такого отно­шения ничем не заслужили. Если вы в не слишком дальнем зарубе­жье услышите от кого-то, что "все русские - дегенераты и хамы", то, наверное, сочтете, что это го­ворит недалекий озлобленный обыватель, погрязший в предрас­судках. Так не будем же ему упо­добляться!

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет