Тёре сегодня
Всем известно, что родиной парламента является Англия. Еще в XIII веке с появлением этого представительного учреждения на Туманном Альбионе зародились элементы демократии. Но мало кто знает, что на Северном Кавказе институт парламентаризма имеет не менее длительную историю.
Согласно древним источникам со времен завоевательных походов Тимура Хромого вплоть до 19 века народами Карачая и Балкарии управлял Тёре - своеобразный судебно-законодательный орган, состоящий из уважаемых людей, выбранных народом. Тёре был призван регулировать политическую и общественную жизнь народа, руководствуясь адатами. Обладая немалой властью и независимостью, этот своего рода "парламент" при возникновении вопросов, не предусмотренных адатами, имел право устанавливать новый обычай. И сегодня нынешнее поколение, отдавая дань мудрости предков, вновь возрождает древние традиции. Вот уже два года в Карачаево-Черкесии функционирует общественная организация "Къарачай Халкъ Тёре", прообразом которой стал карачаево-балкарский Тёре прошедших столетий. О том, что представляет собой данная организация, мы попросили рассказать председателя и инициатора создания "Къарачай Халкъ Тёре" Биляла Сосланбековича Байрамкулова.
- Билял Сосланбекович, расскажите, что же все-таки такое Тёре?
- Слово "тёре" происходит от слова "тёр", которое в карачаево-балкарском языке означает "святой совет". Несмотря на то, что на карте мира ни карачаевского, ни балкарского государства не было - территория у нас была небольшая - мы существовали как самодостаточное государственное образование. Сами добывали питание, полностью обеспечивали себя одеждой, строили бревенчатые и каменные дома, которые кроме нас сооружали только народы Сибири. Руководил карачаевцами и балкарцами Тёре. Состоял он из всеми уважаемых, грамотных людей. Раньше такими считались эфенди, хаджи, то есть те, кто знал ислам, изучал Коран. Три моих предка хаджи из Учкулана тоже заседали в Тёре. Каждое село выбирало себе Эл Тёре. Эл в переводе - село. Потом избирали Ёзен Тёре (ёзен - это ущелье), который руководил селами, расположенными в ущелье. Кроме этого было еще Халкъ Тёре - Народное Тёре. Халкъ Тёре собиралось редко, только в особых случаях, например, если угрожает враг. Халкъ Тёре решал дела государственной важности, такие как охрана границы, содержание солдат и т.п.
- Вследствие чего возникла идея создания общественной организации "Къарачай Халкъ Тёре" в наши дни?
- Сегодня у карачаевцев дела идут не самым лучшим образом. Мы нуждаемся в объединении и возрождении, иначе можем все потерять. 14 лет депортации тяжело отразились на народе. В ссылке умерло 21 тысяча детей, в общей сложности 40% карачаевцев погибло. Остальные голодали, каторжно работали. Все, что веками наживал народ, осталось здесь. Сейчас перед карачаевцами много нерешенных вопросов. А как говорится в пословице - спасение утопающего - дело рук самого утопающего. Мы в какой-то степени хотим помочь своему народу в пределах Конституции РФ, Конституции КЧР. По этой причине создали Тёре и собираемся работать в этом направлении.
- Каким образом создавалось Тёре и есть ли в Кабардино-Балкарии подобная организация?
- Балкарцы создали Тёре раньше нас, но по другому принципу. Просуществовало оно недолго, по каким-то причинам власти не дали ему функционировать. Раньше никому в голову не приходило создать выборную общественную организацию. Сначала работать было не с кем. Несколько лет пришлось собирать людей. Когда набралось10 человек, мы образовали общественный оргкомитет. В 70 населенных пунктах из 76, где карачаевцы проживают компактно, мы путем голосования провели выборы. На каждый двор выписывали бюллетень, разносили и оставляли на день-два. Предлагали семье подумать, кого бы они выдвинули, кого считают достойным стать членом Тёре. Таких бюллетеней мы собрали порядка 14 тысяч. Люди избрали Эл Тёре и три Шахар Тёре (Городское Тёре). У каждого Тёре есть свой председатель, они составили Районное Тёре. В подобном способе избрания прослеживается почерк наших прадедов.
- Сколько человек входит в Эл Тёре?
- Это решалось на сходе граждан. Если в селе до 400 дворов, мы рекомендовали примерно 11 человек, но эта цифра могла варьироваться. В маленьких селах в Тёре входят 5-7, в больших - от 25 до 35 человек. Всего в Эл Тёре и Шахар Тёре около 800 членов. Из них мы создали Къарачай Халкъ Тёре - Карачаевский народный совет. В нем есть Центральный Совет, который состоит из 30 человек. Из него выбрали Исполнительный Комитет из 10 человек, который работает почти каждый день.
А.Койчуев. Экизаман
- А как люди восприняли идею создания Тёре?
- В общем, очень хорошо. За два года нашего существования лишь немногие задавали вопрос: "Зачем это нужно, ведь у нас итак много общественных организаций?" Действительно, у карачаевцев много общественных организаций, но они все созданы не таким образом. Кроме нас по такому пути никто не пошел, это трудный путь. Но мы одно поняли, карачаевцы по своей природе односословный народ. То есть первоначально у карачаевцев не было эксплуататоров, все были уздены. Узден - значит свободный. Разделение фамилий придумано позже. Народ состоял из свободных узденов, которые жили своим трудом, никому не подчинялись. И мы должны к этому вернуться. Это один из ключевых вопросов. Мы решили дать людям возможность самим выбрать в Тёре уважаемых людей, может быть тогда они станут прислушиваться к этой общественной организации. Надеемся, что будем приняты народом.
- Билял Сосланбекович, какие цели и задачи ставит перед собой "Къарачай Халкъ Тёре"?
- Цель одна - сохранить карачаевский народ как этнос и способствовать его духовно-нравственному возрождению, а задач много. Вот, например, многие карачаевцы не знают свой язык. Нет языка - нет народа. А какой народ хочет раствориться, чтоб его не было? Мы постараемся добиться, чтобы в школах преподавали учителя, превосходно знающие карачаевский язык. Собираемся проводить конкурсы на знание языка, организуем кружки художественной самодеятельности, где желающие смогут изучить национальные песни и танцы. Было бы неплохо ввести в общеобразовательную программу средней школы курс "Горский (карачаевский) этикет". Кроме этого мы намереваемся поощрять обучение детей основам мусульманской религии. Ислам - универсальная религия, регламентирующая все стороны жизни человека. Он призывает людей совершать благие дела, учиться, и для этого не требуется оставлять светскую жизнь. Будем агитировать людей, чтобы читали карачаевскую газету. Один из основных вопросов, который должен решить Къарачай Халкъ Тёре - это добиться разумности в проведении свадебных и похоронных обрядов. Также мы планируем выявлять особо одаренных детей и оказывать всестороннюю помощь в их становлении, организовывать материальную помощь остро нуждающимся и сиротам. Будет вестись борьба с проявлениями алкоголизма и наркомании. А для того чтобы уменьшить миграцию карачаевцев в другие регионы, мы постараемся добиться увеличения рабочих мест, содействовать развитию национальных промыслов, а также малого и среднего бизнеса.
- Осуществление всех этих планов требует не малых материальных затрат, как вы решаете вопрос с финансированием?
- На наше счастье почти сразу после нашего образования появились спонсоры. Нам помогли Салпагаров Магомед - директор БСК, Шидаков Али, Чагаров Ислам, Пиляров Хамид и др. Пиляров Али - руководитель фонда поддержки малого предпринимательства, в течение двух лет, предоставляет нам бесплатно офис, оборудование, он покрывает все наши транспортные расходы, содержание и телефон тоже идет за его счет, а это немалые деньги. Благодаря этим людям все мероприятия прошли успешно. Сейчас мы планируем создание общественного фонда "Къарачай Халкъ Тёре".
- А есть ли уже какие-то результаты в деятельности Тёре?
- Несмотря на то, что официальная регистрация нашей общественной организации состоялась только недавно, 15 августа этого года, ряд Эл Тёре еще на стадии становления приступили к работе. Например, в селе Красногорка заметно распространено пьянство. Половина жителей там карачаевцы, другая половина - казаки. Ну, и наши научились пить водку не хуже казаков. Однажды к председателю Эл Тёре Красногорки Азрету Боташеву пришли казачки. Говорят: "Азрет, помоги, мужики спиваются и умирают, а дети тоже привыкают к этому делу, и продолжается это бесконечно".
Дело вот в чем было. Поблизости сел нет, дорога чуть в стороне, сбегать за бутылкой некуда, поэтому и приловчились местные жители - аж 54 двора продавали самопальную водку за 10 рублей. Таким образом, в любое время суток можно было приобрести дешевый суррогат. Председатель Эл Тёре поговорил с атаманом казаков, с главой села, со своим Тёре и собрал общий сход - были и казаки, и русские, и карачаевцы. Пригласил туда и нас. Посовещались, решили всем составом обойти дворы, которые продают водку и поговорить по-хорошему, либо пригрозить, чтоб они прекратили это делать. Результат был неплохой. Из 54 дворов они добились закрытия пятидесяти.
Также Эл Тёре борются с обычаями, на сегодняшний день полностью себя изжившими, создающими людям трудности. На похоронах карачаевцы сильно страдают оттого, что приходится резать крупный рогатый скот и каждому двору выдавать по пакету стоимостью 400-500 рублей. Это не каждому по силам. Я подсчитал: в одном селе, где 300 дворов, на похороны, а точнее на раздачу пакетов, за год израсходовали 7 миллионов рублей. Такой дотации не имеет ни одно село. У многих и 100 рублей в кармане нет, а вот когда дело доходит до похорон, они последнее продают и раздают. В некоторых селах прекратили это делать.
Решили отказаться и от берне (приданое), которое обескровливает сторону девушки. Одарить надо всех близких и дальних родственников жениха, что разоряет народ. Взялись за ликвидацию этого надуманного обычая, которого издревле у нашего народа не было. Дело идет, правда, с переменным успехом. Традиции очень сильны, ведь неспроста говорят: "Обычай старше закона". В основном сельские Тёре борются с излишними расходами на похороны, с берне, а также пропагандируют безалкогольные свадьбы. И в этом вопросе тоже есть кое-какие успехи. Например, в селе Маруха Зеленчукского района из шести нам известных свадеб пять сыграли без водки. Кроме этого в двух селах Важное и Чапаевское под началом Эл Тёре установили памятники умершим в депортации.
- Каким образом Тёре будет информировать население о своих планах и о проделанной работе?
- Намереваемся один раз в месяц выпускать газету с тиражом хотя бы 3 тысячи экземпляров. На сегодняшний день мы стараемся решить вопрос с ее финансированием. Сейчас в газетах "Карачаево-Балкарский мир" и "Къарачай" мы объявили конкурс на гимн, эмблему и флаг нашей общественной организации. У нас денег не много, но на 5 тысяч рублей победители могут рассчитывать.
- Билял Сосланбекович, а какая роль в "Къарачай Халкъ Тёре" отведена новому поколению?
- В Халкъ Тёре в основном собрались пожилые, умудренные жизненным опытом люди, но у нас в планах создать молодежное крыло. Планируем привлекать к работе в Тёре молодых людей, уже зарекомендовавших себя в жизни с положительной стороны. Будут организованы секторы по культуре, по спорту, по материнству и детству и многие другие. Работы очень много, она требует много сил, но не дает материальных вознаграждений, лишь моральное удовлетворение и уважение народа - это стоит дороже любых денег. Я бы пожелал молодежи активней участвовать в общественной жизни, задуматься о том, как можно помочь своему народу. Молодые люди должны понять, что Тёре старается для них. Мы призываем молодых прийти в Тёре и со временем достойно заменить нас в этом необходимом национальном общественном институте.
Беседовала Малика Бацаева
- О балкаро-карачаевском Тёре
Тёре кесген жерде къан чыкъмаз - Что рассудило Тёре, то не допускает пролития крови.
Комментариев нет