Расширенный поиск
5 Декабря  2016 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Миллетни бойну – базыкъ, аны бла кюрешген – джазыкъ.
  • Ётюрюк хапар аякъ тюбю бла джюрюйдю.
  • Уллу сёзде уят джокъ.
  • Биреу къой излей, биреу той излей.
  • Чомарт бергенин айтмаз.
  • Ичимден чыкъды хата, къайры барайым сата?
  • Азыкълы ат арымаз, къатыны аман джарымаз.
  • Зарда марда джокъ.
  • Чёбню кёлтюрсенг, тюбюнден сёз чыгъар.
  • Тенги кёбню джау алмаз, акъылы кёбню дау алмаз.
  • Сормай – алма, чакъырылмай – барма.
  • Намыс болмагъан джерде, насыб болмаз.
  • Билмезни кёзю кёрмез, этмезни къулагъы эшитмез.
  • Джаш болсун, къыз болсун, акъылы, саны тюз болсун.
  • Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
  • Кёб ант этген, кёб ётюрюк айтыр.
  • Аман эсирсе, юйюн ояр.
  • Къарын къуру болса, джюрек уру болур.
  • Ачлыкъ отха секиртир.
  • Къатын къылыкъсыз, эр тынчлыкъсыз.
  • Ата Джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз.
  • Аллахдан тилесенг, кёб тиле.
  • Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
  • Сёз – кюмюш, джыр – алтын.
  • Ач къарным, тынч къулагъым.
  • Ашда – бёрю, ишде – ёлю.
  • Тамырсыз терекге таянма – джыгъылырса.
  • Мал ёлсе, сюек къалыр, адам ёлсе, иши къалыр.
  • Кечеси – аяз, кюню – къыш, джарлы къаргъагъа бир аш тюш!
  • Джукъу тёшек сайламайды.
  • Хаухну атма, ёнгкючню сатма.
  • Джыланны къуйругъундан басарынг келсе, аны башы болгъанын унутма.
  • Хазыр ашха – терен къашыкъ.
  • Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
  • Къонакъ аман болса, къонакъбай джунчур
  • Ачылгъан эт джабылыр, кёрген кёз унутмаз.
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Чакъырылмагъан къонакъ тёрге атламаз.
  • Джеринден айырылгъан – джети джылар, джуртундан айырылгъан – ёлгюнчю джылар.
  • Джарлы джети элни сёзюн этер.
  • Адеб джокъда, намыс джокъ.
  • Джангыз терек къынгыр ёсер.
  • Кёл ашады да, кеси ашады.
  • Биреуню эскиси биреуге джангы болмайды.
  • Ауузу бла къуш тута айланады.
  • Уруну арты – къуру.
  • Тыш элде солтан болгъандан эсе, кесинги элде олтан болгъан игиди!
  • Ёлген ийнек сютлю болур.
  • Ётюрюкчюню шагъаты – къатында.
  • Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.

С праздником Ид аль-Адха (Къурман-байрам)

03.10.2014 0 2261
- Каков уровень обязательности принесения животного в жертву?

Большая часть авторитетных мусульманских ученых, среди которых и богословы-ханафиты (Абу Юсуф и Мухаммад), и богословы-шафииты, говорили о том, что принесение животного в жертву во время праздника жертвоприношения является желательным (сунна муаккяда). Абу Ханифа, Зуфар и аль-Хасан из числа ученых ханафитского мазхаба заявляли, что это обязательно (ваджиб) /8/.

Ученые шафиитского /9/, маликитского и ханбалитского мазхабов уточнили, что ритуальное принесение животного в жертву желательно на уровне сунны муаккяды (то есть то, что Пророк всегда выполнял, не пропускал, но к обязательному (фард) это не относится). Канонически порицаемо пренебрежение этим видом поклонения со стороны тех, кто имеет на то материальные средства /10/. В хадисе говорится: «Кто имеет возможность и не приносит в жертву животное, тот пусть не приближается к месту совершения нами молитвы» /11/. Многие ученые пояснили, что данный хадис из ряда тех хадисов, которые, хотя и однозначны по смыслу, указывают не на обязательность, а на важность.


- По каким критериям человек определяет для себя необходимость жертвоприношения?
- Ответьте, на ком лежит обязанность произвести заклание в праздник Курбан-байрам: на всех или же только на тех, кто выплачивает закят?

Критериями являются: свобода, религиозность, совершеннолетие, психическое здоровье, наличие необходимых материальных средств и нахождение на месте постоянного жительства /12/.
Под наличием необходимых материальных средств богословы-ханафиты подразумевают материальное состояние человека, на которого распространяется требование выплаты закята /13/. Богословы-шафииты считают, что, кто имеет средства для себя и своей семьи на четыре праздничных дня, и помимо этого у него остается сумма, на которую можно приобрести жертвенное животное, тот приобретает его и приносит в жертву /14/.


- Каковым должно быть намерение?

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), когда приносил в жертву барана с именем Творца на устах, вознося Ему хвалу /15/, с намерением приблизиться (курба) к Богу говорил: «О Аллах! Это от Мухаммада и семьи его» /16/.


- Обязательно ли совершать жертвоприношение самому? Можно ли попросить об этом кого-то другого?

Желательно (сунна) сделать это самому /17/: проговорить намерение, сказать «бисмиллях, аллаху акбар» и перерезать основные артерии. При полном отсутствии умения и опасении верующий может попросить об этом другого, но с тем условием, чтобы сам он присутствовал во время жертвоприношения. Пророк Мухаммад, когда приносил от имени своей дочери Фатимы в жертву барана, попросил ее присутствовать во время обряда: «Постой и посмотри на свое жертвенное животное. Воистину, будут прощены тебе все твои прегрешения с падением первой капли крови его» /18/. В случае, когда и присутствовать нет никакой возможности, человек проговаривает намерение, передает стоимость жертвенного животного и просит, чтобы от его имени принесли его в жертву.
Если совершающим жертвоприношение является женщина, то желательным (сунной) для нее является попросить кого-либо из мужчин принести в жертву животное от ее имени /19/.


- Каким должно быть жертвенное животное?

Мнение богословов едино в том, что жертвенными животными могут быть верблюды, буйволы, быки или коровы /20/, а также бараны, овцы и козы. Возраст: верблюды — пять лет и более; буйволы, быки и коровы — два года и более; бараны /21/, овцы и козы /22/ в возрасте года и старше.

Изъяны, наличие которых делает недопустимым принесение животного в жертву: слепота на один глаз или оба; излишняя худоба; хромота, при которой животное не может самостоятельно дойти до места принесения в жертву; отсутствие большей части глаза, уха или хвоста; отсутствие зубов /23/.

Изъяны, наличие которых допустимо: рога отсутствуют с рождения или частично сломаны; кастрированность /24/.


- Мы знаем, что одна корова может быть принесена в жертву семью людьми или семьями. Возможно ли одним из этих семи считать покойного? Если да, то будет ли ему польза от этого?

Богословы-ханафиты говорят о допустимости подобного. В случае если жертвоприношение совершают дети покойного, вероятность пользы для него максимальна. Если это делают друзья или родные покойного, которые считают его седьмым, то также не исключено зачисление вознаграждения в его пользу в вечности /25/. Богословы-шафииты считают совершение жертвоприношения от имени умершего невозможным, кроме случая, когда тот попросил об этом в своем завещании /26/.

Отвечая на вопрос относительно возможности раздачи стоимости жертвенного животного в качестве милостыни без непосредственного жертвоприношения, один из современных богословов замечает: «Раздача стоимости не приветствуется, так как замена жертвоприношения на выплату стоимости жертвенного животного может привести к потере и преданию забвению одной из сунн (желательных действий), которая соблюдалась еще со времен самого пророка Авраама. Однако если жертвоприношение совершается от имени покойного с тем, чтобы вознаграждение засчиталось ему, и происходит это там, где большое количество людей совершают жертвоприношение, то раздача стоимости жертвенного животного бедными и неимущим допустима» /27/.


- Есть ли какие-то временные ограничения для обряда жертвоприношения?

Время для его совершения наступает сразу по завершении праздничной молитвы, а завершается оно незадолго до захода солнца третьего дня /28/. Наилучшим является первый день. Совершение данного ритуала возможно в любое время суток /29/. Если верующий приносит в жертву животное до того, как завершится самая ранняя праздничная молитва в одной из мечетей города, то оно не засчитывается как жертвенное, а приравнивается к обычному животному, зарезанному на мясо. В городе или селе, где нет мечети и праздничная молитва не совершается, время жертвоприношения начинается с появлением утренней зари /30/.


- Следует ли повторно совершить праздничную молитву и жертвоприношение, если в какой-то местности ошиблись с определением дня и совершили все необходимое на день раньше положенного?

Повторно молиться и совершать жертвоприношение не следует /31/.


- Может ли человек совершить жертвоприношение позднее, если не успел это сделать в назначенные дни?

Если верующий не успел приобрести барана и совершить жертвоприношение в отведенные для этого дни, при этом у него были необходимые материальные средства, то жертвоприношение он уже не совершает, но сможет раздать средства, равные стоимости животного бедным и неимущим, если желает получить Господне вознаграждение (саваб) от данного богоугодного деяния /32/.


- Слышал, что тот, кто собирается приносить в жертву барана, не должен стричь ногти и волосы, так ли это?

Человеку, собирающемуся совершить жертвоприношение в дни праздника, желательно (сунна) не стричься и не подстригать ногти на протяжении десяти первых дней месяца Зуль-хиджа и до ритуала жертвоприношения. Это связано с проведением некой параллели с верующими, которые совершают паломничество в эти дни к священным местам Мекки и Медины и также не стригут ногти и волосы.

Пророк Мухаммад говорил: «Если начался месяц Зуль-хиджа, и кто-то из вас собирается совершить жертвоприношение, пусть не стрижет ногти свои и волосы» /33/. Стричь волосы и ногти в это время расценивается как нежелательное действие (макрух). Если для человека это создает определенные неудобства, например по роду его деятельности, то он, без сомнения, может уверенно бриться и стричься. Нежелательность аннулируется даже при незначительной необходимости /34/.


- Достаточно ли с семьи принести в жертву одного барана?

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к верующим: «О люди! Одной семье раз в год необходимо принести в жертву одного барана» /35/. Также передается, что ‘Ата ибн Ясар спросил у сподвижника пророка Мухаммада Абу Айюба аль-Ансари о том, как именно во времена Посланника выполнялось жертвоприношение в праздник Курбан-байрам, на что тот ответил: «Во времена Пророка мужчина приносил в жертву [в праздник Курбан-байрам] от себя и своего дома (своей семьи) одного барана. Мясо они ели сами и угощали им других. Это продолжалось до тех пор, пока люди не начали хвастаться друг перед другом и пришли к тому, что ты можешь наблюдать сегодня» /36/. Есть некоторые мнения о том, что можно приносить в жертву по одному барану от каждого члена семьи, однако достаточным считается заклание одного барана от одной материально способной на это семьи раз в год. И делается это в один из дней праздника жертвоприношения (‘Ийдуль-адха, Курбан-байрам).

Известный мухаддис аш-Шавкяни говорил по этому поводу: «Сутью и истиной в данном вопросе является указанная в Сунне достаточность одного барана с семьи /37/, если даже она будет состоять из ста человек и более» /38/.


- Если верующий дал обет пред Богом принести в жертву определенную корову или определенного барана в дни праздника жертвоприношения, однако до наступления срока животное умерло, считается ли хозяин погибшего животного должником пред Господом?

Если животное умерло своей смертью, то его хозяин ничего не должен. Если же он сам его продал или зарезал на мясо, то обязан выполнить данный пред Богом обет, купив такое же по стоимости животное и принеся его в жертву в один из дней праздника жертвоприношения /39/.


- Что делать со шкурой жертвенного животного?
- Что делать со шкурой жертвенного животного в условиях Москвы? Можно ли просто оставить ее на бойне? 

Продавать шкуру жертвенного животного запрещено. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) предупреждал: «Кто продаст шкуру жертвенного животного, тому оно [жертвенное животное] не засчитывается [как жертвенное]» /40/. Шкуру можно кому-нибудь передать, подарить, например неимущим, можно оставить ее для личного пользования или поменять на другую вещь /41/. Если же шкура все-таки будет продана, то вырученные деньги необходимо раздать в качестве милостыни /42/.

Не разрешается расплачиваться с мясником шкурой жертвенного животного. Имам ‘Али говорил: «Пророк Мухаммад приказывал мне раздавать мясо и шкуру жертвенного животного в качестве милостыни. И велел не давать мяснику [принесшему ее в жертву] какую-либо часть животного [в качестве оплаты труда]» /43/.

Что касается условий Москвы, либо иного другого города Российской Федерации или СНГ, то можно оставить шкуру на бойне, не претендуя при этом на скидку из-за нее, а передавая безвозмездно.


- В течение какого времени нужно использовать мясо жертвенного животного?

Изначально Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) велел употреблять и раздавать все мясо за три дня, то есть не оставлять на продолжительное хранение. Однако в последующем это указание он отменил: «Мною было приказано употребить мясо в течение трех дней, однако теперь можете есть его, как пожелаете» /45/.


- На какое количество частей делится мясо жертвенного животного?

Мясо жертвенного животного делится на три части: одна — неимущим, вторая — на раздачу соседям или угощение родственников и друзей, а третья остается дома для последующего употребления в пищу. Желательно, чтобы раздаваемое бедным и неимущим составило не менее трети от общего количества /46/. Продавать мясо жертвенного животного категорически запрещено /47/. Если человек желает, то может раздать все, кроме незначительной части, которую оставит себе и своей семье в качестве «табаррукя» (прошения благословения у Всевышнего) /48/.


- Как быть молодым семьям, которые, например, из-за отсутствия необходимых материальных средств, не могут соблюсти данный ритуал? Как им отметить и встретить Курбан-байрам?

Создайте уютную праздничную атмосферу у себя дома, раздайте подарки своим детям и близким.


1. Сегодня мне сказали, что барашка нужно приносить в жертву только от одного человека, то есть если жена находится под опекой мужа, то муж может принести жертвоприношение и за себя, и за жену. Если же жена работает, то она сама должна купить барашка. Правда ли это?

2. Я живу одна, только закончила институт. Моя семья сейчас — это мои родители. Должна ли я отдельно приносить жертву, так как работаю и более-менее могу себя обеспечить?

1. Неправда, один курбан — от одной семьи, от одного семейного бюджета. 
2. По мнению ученых ханафитского мазхаба, вам производить заклание жертвенного животного не нужно, достаточно будет, если ваш отец зарежет одного барашка от вашей семьи, включая вас.


- Если по какой-то причине мусульманин не держал пост за день до праздника Курбан-байрам, то можно ли восполнить это? Может, нужно поститься в другие дни, после праздника например?

Нет, не нужно, этот пост не восполняется.


- Есть намерение пожертвовать барашка (произвести заклание) в пользу детского дома. Существуют ли какие-то обряды или ду‘а по этому случаю?

Специальных обрядов и молитв для данного случая нет. Процесс заклания вы производите как обычно от себя и своей семьи, либо поручаете произвести его соответствующему фонду, после чего мясо будет передано детскому дому.


Смотрите также: Курман-байрам
(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет