Расширенный поиск
19 Апреля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Эки къатын алгъан – эки ташны ортасына башын салгъан.
  • Абынмазлыкъ аякъ джокъ, джангылмазлыкъ джаякъ джокъ.
  • Сёз садакъдан кючлюдю.
  • «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
  • Акъдан къара болмаз.
  • Ата – билек, ана – джюрек!
  • Биреуню тёрюнден, кесинги эшик артынг игиди.
  • Тамырсыз терекге таянма – джыгъылырса.
  • Бозаны арты дауур болур.
  • Джумушакъ сёз къаты таякъны сындырыр.
  • Чыкълы кюнде чыкъмагъан, чыкъса къуру кирмеген.
  • Ат да турмайды бир териде.
  • Гырджын – тепсини тамадасы.
  • Ойнай-ойнай кёз чыгъар.
  • Сибиртки да сыйлы болду, кюрек да кюнлю болду.
  • Ариу джол аджал келтирмез.
  • Акъыл сабырлыкъ берир.
  • Тешигини къатында, чычхан да батыр болур.
  • Аджал соруб келмез, келсе, къайтыб кетмез.
  • Къарны аманнга къазан такъдырма, къолу аманнга от джакъдырма.
  • Тамчы таш тешер.
  • Ёзденликни джайгъан – джокълукъ.
  • Адамны адамлыгъы къыйынлыкъда айгъакъланады.
  • Тюзлюк тас болмайды.
  • Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
  • Аш иеси бла татлыды.
  • Аджаллыгъа окъсуз шкок атылыр.
  • Алим болгъандан эсе, адам болгъан къыйынды.
  • Баланы адам этген анады.
  • Джангызны оту джарыкъ джанмаз!
  • Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.
  • Айран ичген – къутулду, джугъусун джалагъан – тутулду.
  • Ётюрюк хапар аякъ тюбю бла джюрюйдю.
  • Сакъалы текени да бар, мыйыгъы киштикни да бар.
  • Ашда – бёрю, ишде – ёлю.
  • Ушамагъан – джукъмаз.
  • Телиге акъыл салгъандан эсе, ёлгеннге джан салырса.
  • Чёбню кёлтюрсенг, тюбюнден сёз чыгъар.
  • Къоркъакъны кёзю экили кёрюр.
  • Уллу суу бла уллу ауруудан башынгы сакъла.
  • Арбаз къынгырды да, ийнек сауалмайма.
  • Билгенни къолу къарны джандырыр.
  • Къар – келтирди, суу – элтди.
  • Ачыкъ джюрекге джол – ачыкъ.
  • Биреуню эскиси биреуге джангы болмайды.
  • Къазанны башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Эрине къаргъыш этген къатын, эрнин къабар.
  • Хантына кёре тузу, юйюне кёре къызы.
  • Ариу – кёзге, акъыл – джюрекге.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.

Къурман-байрам

20.06.2023 0 11190

‘Ид аль-Адха - Къурман-байрам

10-го числа Зуль-Хиджа после утренней молитвы и проповеди паломники отправляются в долину Мина, где каждый мусульманин бросает в столбы, символизирующие Иблиса, семь камешков, подобранных им накануне в Муздалифе. За этим обрядом следует жертвоприношение животных, купленных тут же у торговцев и бедуинов, которые специально пригоняют стада в Мекку. В этот день начинается и длится три-четыре дня праздник ид аль-идха (тюрк. Къурман-байрам).

10 Зуль-хиджжа считается важнейшим праздником и отмечается во всем мусульманском мире. Это праздник жертвоприношения, установленный в память о жертвоприношении пророка Ибрахима. Главный обряд праздника совершается в Мекке в долине Мина. Именно здесь близ Каабы и священного источника Замзам покорный воле Аллаха Ибрахим был готов принести в жертву своего сына. Увидев готовность Ибрахима к жертве, Аллах позволил заменить сына ягненком. Сказано об этом в Коране:
"Когда же оба предались Господней воле,
и сына на чело отец уже поверг,
воззвали Мы: "О Ибрахим!
Ты оправдал уже видение свое!" -
Мы так вознаграждаем добротворцев.
И искупили (сына) Мы его великой жертвой"

(сура 37, аяты 10З-107{Порохова}).

Къурман-байрам - самый почитаемый праздник мусульман. Обряды праздника обязан выполнить каждый мусульманин, а не только те, кто совершает хадж.

К празднику Къурман-байрам мусульмане готовятся заранее. Праздновать день жертвоприношения начинают с самого утра. Мусульмане, совершив полное омовение, надев опрятную одежду, коллективно молятся в мечети, читают Коран, слушают проповедь (хутбу) имам-хатиба. Хутба обычно начинается с прославления Аллаха и его пророков (да благословит их Аллах и приветствует!). Затем рассказывается о происхождении и значении обряда жертвоприношения.

После праздничной молитвы приступают к жертвенному обряду. Над священной приготовленной к закланию жертвой произносится молитва, затем барана ложат на землю головой в сторону Мекки, и хозяин животного или специально нанятый для этого человек перерезает жертве горло.
Приготовленное мясо съедают за общей трапезой, раздают соседям, неимущим - ведь жертва (аль-идха) совершается ради Аллаха и должна принести пользу нуждающимся и награду жертвователям в жизни будущей.

В доме каждого мусульманина в этот праздник царит дух гостеприимства и щедрости.

Что нужно знать совершающему жертвоприношение

Мясо жертвенного животного, согласно предписанию Шариата, делят на три части: одну раздают бедным, из второй части готовят угощение для родных, соседей, друзей, а третью - мусульманин может оставить себе.

Таким образом, принесенная жертва не только способствует духовному очищению жертвователя, но и обеспечивает на некоторое время пропитание бедной части мусульманской общины.

Жертвоприношение (Къурман) в день праздника ´Ид аль-Адха, а также в последующие три дня ташрика является ваджибом (приближенным к обязательному) по мазхабу Имама Абу Ханифы и сунной (желательным), согласно шафиитской богословско-правовой школе.
Повеление совершать Къурман было ниспослано от Всевышнего на втором году Хиджры. Жертву приносят за совершеннолетнего мусульманина с соответствующим намерением (нийят), выражая благодарность Творцу за ту милость, которую Он нам даровал.

Жертвоприношение в дни праздника является высоко награждаемым благодеянием, о котором упомянуто в Коране. Всевышним Аллахом сказано: "Совершай молитву и приноси в жертву животное ради Аллаха" ("Аль-Каусар, 2").

Для кого обязательно жертвоприношение (по мазхабу Абу Ханифы):

1. Мусульманин
2. Психически здоровый
3. Совершеннолетний
4. Находящийся в месте своего обычного проживания, т. е. не в пути
5. Обладающий имуществом в размере нисаб (80 гр. золота или 561 гр. серебра) на день праздника

Пророк (мир ему и благословение) говорил: "Лучшие из моей Уммы совершают Къурман, худшие - оставляют это". Также передано, что с первыми брызгами крови жертвенного животного прощаются все предыдущие грехи человека, выполняющего Къурман.

Из всех видов животных в жертву (Къурман) допустимо приносить только верблюдов, коров (быков), буйволов, овец или коз. Верблюда и корову могут принести в жертву от одного до семи человек, а овцу или козу разрешается резать только за одного мусульманина. Согласно мазхабу Шафии, если в семье режут одного барана или козу, то тем самым суннат считается исполненным и за остальных взрослых членов семьи. В таком случае вознаграждение за Къурман получат все. Однако лучше принести в жертву корову (быка) за семерых членов семьи. По мазхабу Имама Абу Ханифы, также допустимо совершить Къурман, помимо выполнения ваджиба.
Лучше всего раздать все мясо жертвенных животных нуждающимся мусульманам в сыром виде, оставив дома небольшую часть, надеясь получить баракят (благодать) от Всевышнего Аллаха. Также допустимо разделить тушу животного на три части:

1. раздать тем, кому требуется помощь (включая шкуру)
2. оставить в семье
3. передать родным и близким (такой способ считается рекомендуемым (мустахабом) по мазхабу Ханафи).

Кроме того, мясо можно передать в специальную благотворительную организацию, занимающейся распределением жертвоприношений. Важно заметить, что хазяину жертвопринашения нельзя расплачиваться мясом и шкурой жертвенного животного с кем бы то ни было, а также продавать ее, в личных интересах

Условия жертвоприношения

1. Жертвенное животное должно соответствовать следующим возрастным требованиям: овца и коза - не менее года; буйвол и корова (бык) - два года; верблюд - не менее пяти лет. В то же время, по ханифитскому мазхабу, можно принести в жертву овцу в возрасте шести месяцев при условии, что на вид она соответствует одному году. Тем не менее, это недопустимо в отношении козы.

 2. Жертвенное животное должно быть здоровым, без существенных изъянов.
Допускается отсутствие нескольких зубов, небольшой части уха или надломан рог, а также разрешается выполнить Къурман, если животное немного хромает.

Недостатки, из-за которых нельзя приносить животное в жертву:
слепота на один или на оба глаза;
один или оба рога сломаны до основания;
оторвано ухо или хвост больше, чем на половину (животное, у которого отрезано менее трети уха, резать допускается по мазхабу Шафии);
хромота, не позволяющая животному встать на ноги
врожденное отсутствие уха или хвоста;
болезнь;
слабое, немощное животное приносить в жертву запрещено;
повреждение сосков (если у козы или овцы отсох один сосок, а у коровы или буйвола два, то их резать нельзя);
отсутствие зубов.

3. Желательно, чтобы животное было упитанным, очень худое также нельзя приносить в жертву.
 Необходимо соблюдать сроки Къурмана. Этот период начинается с восхода солнца 10-го числа месяца Зуль-Хиджжа спустя время, необходимое для совершения намаза в два ракаата (праздничной молитвы) и чтения хутбы (проповеди), и продолжается до захода солнца 13-го числа этого месяца. После намаза аль-магриб (вечернего) выполнять Къурман нельзя.

4. Необходимо иметь и произносить перед жертвоприношением соответствующее намерение (нийят). Мужчинам за себя предпочтительнее принести жертву собственными руками. Тем не менее, можно поручить это сделать и другому человеку (вакиль). При этом нийят произносит тот, за кого совершается Къурман, но также намерение может выразить и вакиль (представитель), который выполняет Къурман.

5. Хорошее отношение к животному при совершении жертвоприношении. Необходимо делать Къурман острым наточенным ножом, дабы не мучить животное. В том случае, если человек не умеет сам резать, то желательно поручить это сделать тому, кто имеет опыт и навыки совершения Къурмана. Также, не следует избегать того, чтобы животные видели нож или забивать одних на глазах у других.

6. Человек, приносящий в жертву должен быть последователем Ислама.

7. Жертвоприношение совершается следующим образом. Сначала произносят:

"Бисмиллахи-р-рахмани-р-рахим. 
Аллаху Акбар.
Аллахумма хаза минка уа илейк
Аллахумма такъаббаль 'анни ('анни уа 'ан а'ли бейти)
Кама такъаббальта 'ан хабибика Мухаммад, 'алейхис-саляту уас-салям,
уа Халилика Ибрахим, алайхи салям

(Эта малитва не обязательна, но желательна, так как является сунной).

Затем, аккуратно положив животное на левый бок, повернувшись в сторону Киблы (Мекки) и перевязав его ноги, режут трахею, оставляя ее в стороне головы, пищевод и обе сонные артерии.
Пока животное не умерло нежелательно отделять голову и шкуру от тела. Также следует уточнить, что, согласно ханифитскому мазхабу, если во время Къурмана человек сознательно не сказал "Бисмиллях", то мясо этого животного есть нельзя.

Нельзя есть следующие части жертвенного (и любого другого) животного:

1. кровь, вышедшую из туши животного
2. мочевой пузырь
3. половые органы
4. желчный пузырь
5. семенники самца (последние три пункта по ханифитскому мазхабу).

(По материалам islam.ru и aboutislam.ws)

=====

Для обозначения понятия "праздник" мусульмане используют слово "ид", что по-арабски означает "возвращение в определенное время". Подобное постоянство весьма значимо для верующего тем, что ему регулярно предоставляется возможность жизненного обновления, примирения с врагами, улаживания ссор, совершения запланированных, но покаким-либо причинам отложенных, позабытых дел и восстановления прерванных некогда связей с близкими и дорогими людьми.

И хотя в исламском календаре насчитывается несколько памятных дат, религиозных праздников всего два. Это - Ид аль-Фuтр, праздник разговения, который отмечается по завершении рамадана, и Ид аль-Адха, праздник жертвоприношений, который отмечается во время хаджа. Ид аль-Адха называется Большим праздником, а Ид аль-Фuтр- Малым праздником.

Во исполнение явленной в Коране заповеди Аллаха оба Праздника отмечаются весьма торжественно и радостно. В эти дни друзья и близкие собираются вместе, повсюду царит дух веселья и всеобщего единения с мусульманским братством-уммой.


Ид аль-Адха
Ид аль-Адха - главный праздник, который длится четыре дня и отмечается по окончании хаджа. Этот праздник установлен в память о послушании пророка Ибрахима, согласившегося принести в жертву своего сына, и успешном преодолении им дьявольских соблазнов.
 
В празднике принимают участие все мусульмане, а не только те, что совершают хадж. В это время всем сердцем принято сопереживать паломникам, особенно родственникам и знакомым, отправившимся в хадж, поминать их добрым словом и желать им успешного преодоления всех трудностей, их ожидающих. В мусульманских странах хадж транслируется по телевидению, чтобы каждый правоверный мог собственными глазами увидеть все происходящее.
Праздник Ид аль-Адха предоставляет всем мусульманам исключительную возможность для проявления своей покорности и подтверждения своей безграничной преданности Аллаху. Все помыслы мусульман в эти дни сосредоточиваются на идее жертвоприношения и самопожертвования, которая и выражается в ритуале заклания жертвенного животного - барана, козы, коровы или верблюда.

(Рукайя Максуд "Ислам", Москва 2001)

- Есть ли какие-то временные ограничения для обряда жертвоприношения?
-
Время наступает сразу по завершении праздничной молитвы. Завершается незадолго до захода солнца третьего дня. Наилучшим является первый день. Совершение данного ритуала возможно в любое время суток. Если верующий приносит в жертву животное до того, как завершится самая ранняя праздничная молитва в одной в одной из мечетей города, то оно не засчитывается как жертвенное, а является обычным животным, зарезанным на мясо. В городе или селе, где нет мечети и праздничная молитва не совершается, время жертвоприношения начинается с появлением зари.

- Следует ли повторно совершать праздничную молитву и жертвоприношение, если в какой-то местности ошиблись с определением дня и совершили все необходимое на день раньше положенного?
-
Повторно молиться и совершать жертвоприношение не следует.

- Может ли человек совершать жертвоприношение позднее, если не успел это сделать в назначенные дни?
-
Если верующий не успел приобрести барана и совершить жертвоприношение в отведенные для этого дни, являясь имущим и желая совершить жертвоприношение, то он сможет уже только раздать стоимость барана бедным и неимущим, если желает получить саваб от данного богоугодного деяния.

- Что делать со шкурой жертвенного животного?
- Продавать шкуру жертвенного животного запрещено. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) предупреждал: "Кто продаст шкуру жертвенного животного, тому оно /жертвенное животное/ не засчитывается". Шкуру можно кому нибудь передать, подарить, например, неимущим. Также можно оставить ее для личного пользования. Если вдруг шкура будет продана, то вырученные деньги необходимо раздать в качестве милостыни.

- Не нарушает ли обряд жертвоприношения выявления беременности животного. Что делать с зародышем?
- Обряд жертвоприношения не нарушается. Зародышу текже перерезают основные артерии, но не употребляют в пищу, а закапывают.

- Можно ли заниматься выращиванием баранов специально для продажи в праздник жертвоприношения?
- Производство и торговля тем, что дозволено (халал), поощряемы в Исламе и являются одними из основных форм заработка.

(Шамиль Аляутдинов "Ответы на ваши вопросы об Исламе", Москва 2003)

 

 

 

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет