Расширенный поиск
29 Марта  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ургъан суудан башынгы сакъла.
  • Джырына кёре эжиую.
  • Джангыз торгъай джырламаз.
  • Джуртун къоругъан озар.
  • Билимден уллу байлыкъ джокъду.
  • Айтылгъан буйрукъ, сёгюлмез
  • Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
  • Башы ишлегенни, ауузу да ишлер.
  • Кечеси – аяз, кюню – къыш, джарлы къаргъагъа бир аш тюш!
  • Джырчы джырчыгъа – къарнаш.
  • Бети бедерден, намыс сакълама.
  • Акъыллы эркиши атын махтар, акъылсыз эркиши къатынын махтар.
  • Аман адам этегингден тутса, кес да къач.
  • Иги джашны ышаны – аз сёлешиб, кёб тынгылар.
  • Чабакъсыз кёлге къармакъ салгъанлыкъгъа, чабакъ тутмазса.
  • Сыфатында болмагъаны, суратында болмаз.
  • Ишлерге уял да, ашаргъа табма.
  • Мухарны эси – ашарыкъда.
  • Тил джюрекге джол ишлейди.
  • Джаш болсун, къыз болсун, акъылы, саны тюз болсун.
  • Адам бла мюлк юлешмеген эсенг, ол адамны билиб бошагъанма, деб кесинги алдама.
  • Кёз – сюйген джерде, къол – ауругъан джерде.
  • Ач отунчуну ачыуу – бурнунда.
  • Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.
  • Окъугъан озар, окъумагъан тозар.
  • Орну джокъну – сыйы джокъ.
  • Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
  • Ауругъанны сау билмез, ач къарынны токъ билмез.
  • Чабакъгъа акъыл, табагъа тюшсе келеди.
  • Этим кетсе да, сюегим къалыр.
  • Уллу сёлешме да, уллу къаб.
  • Ишге юренсин къоллары, халкъ бла болсун джоллары.
  • Кёл ашады да, кеси ашады.
  • Ач къарным, тынч къулагъым.
  • Тау башында, тау болмаз, джангыз терек, бау болмаз.
  • Джарашыу сюйген – джалынчакъ.
  • Атлыны ашхысы, ат тизгининден билинир
  • Эски джаугъа ышанма.
  • Ашын ашагъанынгы, башын да сыйла.
  • Тик ёргени, тик энгишгеси да болады.
  • Аз сёлеш, кёб ишле.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
  • Эки къатын алгъан – эки ташны ортасына башын салгъан.
  • Къуллукъчума, деб махтанма, къуллукъ – хаух джамчыды!
  • Намыс сатылыб алынмайды.
  • Кенгеш болса, уруш болмаз.
  • Джаз бир кюнню джатсанг, къыш талай кюнню абынырса.
  • Сёз къанатсыз учар.
  • Джаш къарыу бла кючлю, къарт акъыл бла кючлю.

О карачаево-балкарцах

03.05.2012 3 5750
Балкария и Карачай - это те же Кавказские горы, это просто разные склоны Эльбруса. Знаменитый Домбай и Приэльбрусье - как они близки и похожи.
Л. Ошанин, российский поэт.
 


…И для карачаевца, и для балкарца наших дней нет сомнения в том, что аланы - это их славные предки.
В. Ковалевская, российский ученый,
доктор исторических наук.



Ю.Н. Либединский (русский советский писатель) очень полюбил карачаевцев* - народ бесхитростный, чертовски трудолюбивый и дружелюбный. "С ними, у них мне легко дышится", - говорил Юрий Николаевич.
Иван Егоров (Чилим), русский советский писатель.
 


Трудолюбие всюду встречает себе почет и уважение в обществе, а лень - порицание и презрение, который выражается всенародно старшими. Это своего рода наказание и клеймо позора для провинившихся. Ни одна девушка не выйдет за презираемого старшими. При господстве такого взгляда карачаевцы в высшей степени трезвый народ…
Г. Рукавишников, русский ученый-этнограф.


Гостеприимство , радушие, трудолюбие, честность - отличительные черты карачаевцев.
Г. Димитров, болгарский политический и государственный деятель.


Карачаевцы полны внутреннего благородства, сосредоточенной сдержанности… Это прекрасные, сильные люди, пасущие свои стада на склонах альпийских лугов, умеющие видеть и наблюдать, сравнивать и оценивать.
Н. Асеев, русский советский писатель.
 


Система отгонного овцеводства, возникшего в горах Центрального Кавказа в середине III тысячилетия до н. э., имела широкое развитие и у аланов в период средневековья, и у карачаевцев в настоящее время.
Е. Крупнов, российский ученый,
доктор исторических наук.



Карачаевские татары или аланы живут в северных частях Кавказских Альпов, где большей частью занимаются скотоводством.
"О племенах Земного шара", С-Пб, 1864 г.
 


Цены на скот на Кисловодском и Пятигорском базарах зависели от того, какое количество скота пригнано карачаевцами для продажи.
Н. Иваненков, русский историк-кавказовед.


Известно, что аланская знать разводила в большом количестве не только крупный рогатый скот и лошадей, но и овец, содержавшихся летом в горах, а зимой в прикумских малоснежных степях.
М. Артамонов, российский ученый,
доктор исторических наук.



Карачаевцы сохранили лучшие черты своих предков, отличавшихся гостеприимством. Занимаясь исключительно скотоводством, карачаевские животноводы вывели породу курдючных овец, мясо которых отличается своеобразным ароматом и считается лучшим.
"Долина здоровья".


Карачаевские барашки известны целому Кавказу своим нежным и вкусным мясом. В этом случае Карачай может соперничать даже с известным островом Уайта, славившимся также барашками, мясо которых составляет гордость королевского стола в Англии.
В. Потто, русский военный историк.


Известность карачаевских овец не ограничивалась только Россией. Так, Бульвер Литтон (1870) в своей книге "Пэлем, или Приключение джентельмена" пишет, что в парижском ресторане "Вери" мясо, приготовленное из молодой карачаевской барашки, пользовалось большим спросом. Высокая оценка мяса карачаевских овец во Франции подтверждается и другим примером. В городе Бордо и поныне один из ресторанов носит название "Карачаевская овца", в меню которого имеются фирменные блюда из мяса овец этой породы. Владельцы ресторана монопольно содержат небольшое стадо овец карачаевской породы.
Х. Тамбиев, ученый-животновод.


Карачай, карачаевцы, по-грузински "Каршагети", живут на тучной и возвышенной равнине у Северной подошвы Эльбруса около вершины Кубани. Имеют изрядное скотоводство, небольшое хлебопашество по скатам гор. Живут рассеяно малыми усадьбами и управляются одним старшиною. У них есть мелкая, но крепкая порода горских лошадей, известная под именем карачаевских.
С. Бронеский, русский этнограф-кавказовед.
 


Карачаевцы разводят лошадей прекрасной породы, среди них есть такие, которые в Европе стоили бы около двух тысяч франков.
Жан-Шарль де Бесс, венгерский ученый-этнограф,
был членом экспедиции по восхождению на Эльбрус в 1829 г.


В горах Западного Кавказа, там, где небольшая горная речка Кяфарь выходит из сырого лесистого ущелья, сохранились развалины древней аланской крепости. Мощные стены укрывали когда-то царский дворец, церкви византийской постройки, кладбище, на котором хоронили царей и их приближенных. Больше тысячи лет назад здесь жил могущественный владыка Алании по имени Агур…
"Легенды старого Архыза".


В конце IX - начале X веков аланы становятся крупной военно-политической силой на юго-востоке Европы. В западной части Алании, в ущелье реки Б. Зеленчук, Кубань и Теберда, возводятся лучшие произведения древнего зодчества на Кавказе - три Зеленчекских, Шоанинский и Сентинский храмы. Эти монументальные трехапсидные храмы с остатками фресковой живописи относятся к Х веку и являются древнейшими памятниками христианского зодчества на территории РСФСР.
В. Кузнецов, российский ученый,
доктор исторических наук.



Аланы являются тюрками, которые приняли христианство. Поблизости находится народ также тюркской расы по имени Ассы: это народ того же происхождения и той же религии, что и Аланы.
Абу-ль-Феда, арабский автор - XIV в.
 


Аланами мингрельцы называют карачаевских татар (карачаевцев), живущих на северной склоне Главного Кавказского хребта, близ Эльбруса у истоков реки Кубань. Про человека представительного, известного своей силой и храбростью, мингрельцы обыкновенно говорят - молодец, как алан.
А. Цагарели, грузинский историк-этнограф.


Карачаевцы, по преимуществу перед всеми другими горцами, обладают неоценимыми качествами для горных охот. Острое зрение, поразительная находчивость, способность ориентироваться в горах, даже во время тумана… Ходоки или, точнее сказать, Лазуны, они все - и старые, и малые… Всем известна пресловутая ловкость и неустрашимость швейцарских охотников за сернами, но с карачаевцами их не сравнишь… Карачаевец бьет наверняка, не иначе как по месту, не на авось, но зря стрелять не станет.
А. Атр, русский ученый-охотовед.


Они (карачаевцы) отличные пастухи, доильщики, знают в каком месте, как и когда откормить барана, коня и прочее. Я разновременно изучал молочное дело в Англии, Голландии, Дании и Гольштинии и могу сказать, что только у фермеров Сомерсет-Шайра на юге Англии - родине прелестных четдаров - мне понравились молоко своею сладостью и араматичностью, но ему было далеко до вкуса карачаевского молока.

А Кирш, русский ученый,
специалист молочного дела.



Карачаевский стол немыслим без вареного ароматного мяса и традиционного кисломолочного продукта - айрана, а также без приправы из него, перца и чеснока - тузлука. Сугубо карачаевской пищей является и кефир - гыпы (родиной грибков кефира считают высокогорные районы области; отсюда в начале ХХ столетия, изменив свою биологическую природу, вошел в промышленное производство кефир бутылочный).

"Сто путей - сто дорог".


Карачаевцев знаю еще по Ставропольскому краю. Труд у них на первом месте.

М. Горбачев, первый и последний президент СССР.


Родиной кефирных грибков является подножие Эльбруса. Отсюда он начал с 1867 года бродить по свету, постепенно теряя свою силу. Просьба выслать грибков кавказского кефира поступают в Ростов даже из Америки. Карачаевский кефир в будущем приобретет всемирную известность - при условии создания в каком-нибудь ауле, например Хурзуке, завода кефирных грибков.

"Советский юг".


На самой вершине реки Кубани, близ самой большой горы, прозываемой Эльбрус, живет народ прозываемый карачаевцы, который добронравнее других горских народов.

Из донесения генерал-аншефа Гудовича Екатерине II
от 7 ноября 1791 года.



В руках карачаевского народа находились все горные теснины, по которым пролегали кратчайшие пути из Западного Кавказа в Восточный, и в их же земле стоял Эльбрус - царь Кавказа, белую мантию которого еще ни разу не оскверняла нога человека…

В. Потто, русский военный историк.


Рассветает. Молчаливо отправляемся мы в путь, утомленные и голодные, и достигаем только вечером деревни Учкулан (7 августа 1865 года). Живущие там карачаевцы принимают нас чрезвычайно радушно… Из их среды вышел известный Килар (Хачиров), который в 1829 году, во время экспедиции генерала Эммануэля с членами Академии наук Ленцем, Купфером К. Мейером и Менетрие, первым взошел на вершину Эльбруса.

Г. Раде, русский ученый-врач, публицист.


Из Учкулана за два дня можно дойти до Теберды - высокими и живописными, но исключительно простыми перевалами… Здесь (как впрочем, и на любых других тропах Карачая) путешественники, проходя мимо высокогорных совхозных кошей, познакомятся с незабываемым гостеприимством карачаевцев - неизменно радушных, приветливых, благожелательных людей, всегда готовых предоставить кров и разделить с путником традиционный айран и сыр.

В. Тихомиров, русский советский ученый-географ.


Большой популярностью сейчас пользуются карачаевский айран и сыр, хычин, жареный ягненок на вертеле, сохта по-карачаевски и др. так, айран вошел в меню столовых и ресторанов России и других союзных республик и, конечно, городов и сел Северного Кавказа.

О. Марчанов, автор книги "Черкесская кухня".


За столом нашим тесным
Льются звонкие песни.
Эти песни чудесны,
Пусть язык не один.

Песни дружбы слагает
И черкес, и ногаец,
Гордый сын Карачая,
Русский и абазин.
Х. Гашоков, черкесский писатель.


Карачаевский народ замечательно красив, отличается хорошим здоровьем, способен на большой и продолжительный труд.
Ф. Грове, английский писатель.


Они (карачаевцы) продают изделия своей промышленности, такие, как сукна (шал), войлок (кииз), чтобы покрывать пол, меха и капюшоны от дождя (башлык) и т. д. частью имеретинцам, частью в Сухум-Кале, одной из турецких крепостей.
Г.-Ю. Клапрот, немецкий ученый XIX в.


Можно смело сказать, что все казачье население, как и все горцы Кубанской области, одеваются в бурки, ноговицы и черкески, приготовляемые карачаевцами. От них же получают сукна ручной, но прочной и хорошей работы, притом за цену весьма недорогую, золотошвейную тесьму, полсти, чехлы и ружья, сыромятные ремни для вожжей, тяжей, шлей, супоней и пр.
"Казбек".


Карачаевцы приготовляют хорошие сукна, бурки, полсти из овечьей шерсти и меняют их на красный товар евреям, приезжающим к ним для торговли…
"Военно-статистическое обозрение".


По подсчетам А. Атманских в начале ХХ века карачаевцы вывозили ежегодно шерсти на 300 тыс. рублей. Причем, если скот вывозили главным образом на местные рынки - в города и станицы Кубанской и Терской областей, то шерсть шла на такие отдаленные рынки, как Полтава, Харьков, Москва и др. города…
В Невская, российский ученый, доктор исторических наук.


К концу XIX и началу ХХ веков Карачай достиг немалых успехов в своем развитии. Так, правительственная (Абрамовская) комиссия в 1906 году отмечала, что "миролюбивый народ - карачаевцы занимаются преимущественно скотоводством, имеют лошадей - 33756, крупного рогатого скота - 175027, мелкого рогатого скота - 487471. это наиболее высокий экономический показатель среди народов Кавказа". Одновременно комиссия отмечает высокую степень товарности: 25-30%, доходность хозяйственной деятельности карачаевцев составляла 3,5 млн. руб. в год.
"Репрессированные народы: история и современность".


В позднем средневековье (вторая половина XIII - XVIII вв.) карачаевцы занимались земледелием, скотоводством, охотой. Добывали руду и изготовляли изделия из железа, меди и серебра. Следы выработки железа имеются, например, в ущелье Сес-Кол (Карт-Джурт).
Е. Алексеева, российский ученый, доктор исторических наук.


В описании Карачая, сделанным Буцковским в 1812 году, указывалось, что карачаевцы "выделывают пули и плавят железо". Из железа изготовляли боевое оружие, орудия сельского хозяйства и ремесла, предметы домашнего обихода. Конкурентами карачаевских мастеров по обработке металла являлись дагестанские мастера. Они привозили в Карачай ружья, кинжалы, медную посуду.
"Социально-экономическое развитие Карачая в XIX веке".


…Кроме железа в Карачае добывали свинец и медь. Из железа изготовлялись кольчуги, наконечники стрел, ножи и другие предметы… Карачаевцы с давних времен особым способом добывали серу и умели изготовлять порох. О том, что порох умели делать сваны и их соседи (в числе которых упоминаются и карачаевцы), пишет Ламберти.
"Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии".


В 1933 году в Карачае стало развиваться золотоплатиновая промышленность. В верховьях Теберды и Кубани были обнаружены большие месторождения рассыпного золота.
"Очерки истории Карачаево-Черкесии".


Местное население добывало уголь в небольшом количестве для домашних нужд. Они познакомили с этим месторождением и русских, которые попали в этот район с военными отрядами еще в конце XVIII в. Однако, до окончательного присоединения Карачая к России в 1828 году о промышленном использовании верхнекубанского угля не могло быть и речи.
В. Невская, российский ученый,
доктор исторических наук.



Археологические исследования истоков Кубани показали, что на территории Карачая, вплоть до самых высокогорных районов, сохранились следы земледельческой культуры. Камень с полей убран в кучи, повсюду видны былые хозяйственные участки, арыки разного назначения, главным образом оросительные. Видны остатки садов - одичавшие яблони, груши, алыча и др. На склонах встречается рожь-многолетка…
"Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии".


Земля в их (карачаевцев) краю плодородная и родит пшеницу, ячмень, просо; на ней произрастает достаточно много трав для прокорма скоту. Этот край окружен лесами, в которых произрастают дикие грушевые деревья и кизил. В лесах волки, зайцы, дикие кошки, серны, куницы, мех которых очень ценится. Карачевцы разводят много овец, ослов, мулов, лошадей. Лошади у них мелкопородные, но сильные, резвые и очень хорошо приспособлены для езды в горах.
И.Ф. Бларамберг, генерал-лейтенант русской армии XIX в.


Существенная часть этногенетических компонентов балкарцев и карачаевцев относилась к населению, с глубокой древности знакомому и широко практиковавшему орашаемое плужное интенсивное зерновое земледелие. Его традиции сохранялись в количественно довольно скромных масштабах, но в качественном смысле - даже в самую тяжелую пору своей истории, когда на период 1943 - 1957 годов эти народы оказались насильственно переброшенными в иную, чуждую им среду обитания, они добились чрезвычайно высоких трудовых успехов как раз в земледелии.
"Карачаевцы и балкарцы".


Монументальные сооружения верховьев Кубани возводились местными мастерами, тем более, что на территории Карачаево-Черкесии и самые простейшие раннесредневековые каменные постройки (например, жилища Узун-Колского поселения), и мощные оборонительные сооружения (стены вокруг городов), и стены многих церквей построены по одному принципу...
"Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии".


В верховьях Кубани, Зеленчуков и Лабы в настоящее время зафиксировано более 40 крупных городищ и селищ. Эта территория, являющаяся западной частью Алании, вполне оправдывает характеристику, данную арабским путешественником Масуди владениям аланского царя: "Когда утром в одном месте запоют петухи, им отвечают другие из отдельных частей царства ввиду близости селений". Действительно, как показывают данные археологии, раннесредневековые поселения на территории Карачаево-Черкесии, особенно по долинам рек, тянулись почти непрерывной цепью. Расстояние между ними иногда не превышало двух-трех километров (например, между Эльбур-ганским и Инжичукунским селищами, между Инжичукунским селищем и Адиюхским городищем, между Адиюхским городищем и Тамгацикским поселением), подобных примеров можно привести много не только по правобережью Малого Зеленчука, но и по долинам других рек Карачаево-Черкесии (Учкекен, Кубань, Теберда, Б. Лаба, М. Лаба).
"Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии".


Богатство кавказских гор и лесов привело к большому развитию в Карачае деревообделочного ремесла. Из дерева делались дома, мельницы, надворные постройки, повозки (арбы), мебель, орудия сельскохозяйственного труда, домашняя утварь, посуда и многое другое. "Социально-экономическое развитие Карачая в XIX в." Они (карачаевцы) живут в очень чистых, выстроенных из сосновых бревен домах... Кровати делают из дерева, они только лишь немного возвышаются над полом и покрыты подушками и коврами. Их оружие состоит из ружей, пистолетов, сабель и кинжалов...
Г.-Ю. Клапрот, немецкий ученый XIX в.


Карачаевцы хорошо освоили плотничество. Строили не только монументальные рубленные дома, которые стояли столетиями, но и более сложные деревянные сооружения.
Е. Алексеева, российский ученый,
доктор исторических наук.



Деревянная утварь карачаевцев - чаши, черпаки, ложки, мотушки для ниток, вальки для белья - украшалась резным орнаментом. В некоторых деталях орнамента (зубцы, треугольники, спирали, трактовка животных, в частности баранов) прослеживаются еще традиции кобанской культуры. Обычай изображать животных (козлов и баранов) на ручках деревянных чаш, наблюдаемый у карачаевцев, говорит о сохранении сармато-аланских традиций, так зооморфные ручки считают признаком сармато-аланской посуды.
"Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии".


В материальной и духовной культуре карачаевцев и балкарцев прослеживаются элементы аланской культуры - в сходных формах некоторых вещей - украшений, предметов быта, орудии труда; в орнаменте, некоторых мотивах нартского эпоса.
Е. Алексеева, российский ученый, доктор исторических наук.


Е.Н. Студенецкая, анализируя мотивы карачаево-балкарского орнамента, сделала заключение, что в узорах на войлоках и в золотом шитье карачаево-балкарцев наблюдается традиция аланского периода.
"Очерки истории Карачаево-Черкесии".


Работа по этнографии карачаевцев и моя привязанность к этому народу прошла через всю мою жизнь, выдержав испытания на их и, косвенно, на мою долю. Мне хочется сказать, что в первой моей поездке в Карачай в 1934 г. у меня сложилось впечатление не только о большой доброжелательности и гостеприимстве карачаевцев, но и их глубоком интересе к истории и культуре своего народа.
Е. Студенецкая, российский ученый-этнограф.


В последующие годы Карачаевская автономная область добилась значительных успехов в развитии экономики, науки и культуры. Все это - несмотря на резкий спад животноводства и других отраслей в результате гражданской войны и коллективизации, репрессии 37-38 гг., уничтоживших значительную часть народа. С 1922 по 1940 годы валовая продукция народного хозяйства области увеличилась в более чем в 100 раз и в 1940 году в ценах 1926-1927 гг. составила 64,8 млн. руб... В Карача имелись 264 учреждения культуры, в том числе государственный ансамбль песни и танца, музей краеведения, создавался профессиональный карачаевский театр. На базе двух типографий в городах Кисловодске и Карачаевске областное издательство ежегодно выпускало 16 наименований учебников на карачаевском языке, 58 наименований книг общим тиражом 432 тыс. экземпляров. Выходило 7 областных и районных газет...
"Карачаевцы: выселение и возвращение".


Дальнейшее развитие экономики и культуры было прервано Отечественной войной. Свыше 15600 бойцов (или каждый пятый представитель карачаевского народа) сражались против фашизма, из них 9 тыс. или 10% населения погибло на фронте, 2 тыс. карачаевцев - женщин и мужчин были мобилизованы на строительство оборонительных рубежей.
"Карачаевцы: выселение и возвращение".


Многие карачаевцы активно воевали против фашистов в составе партизанских отрядов на оккупированных территориях... Только на территории Белоруссии действовало 10 партизанских отрядов созданных и возглавлявшихся командирами-карачаевцами.
"Очерки истории Карачаево-Черкесии".


За пять с половиной месяцев оккупации с 12 августа 1942 года по 18 января 1943 года фашистские захватчики нанесли огромный урон народному хозяйству, принесли народам Карачаевской области неисчислимые страдания и горе. Они расстреляли и умертвили в газовых камерах свыше 6 тыс. граждан, уничтожили и вывезли от общего поголовья 49% лошадей, 45% крупного рогатого скота, 69% овец и коз, 40% свиней, свыше 23 тыс. птиц, разрушили 402 животноводческие фермы, 8 тыс. пчелосемей, промышленные предприятия...
"Красный Карачай".


Патриотизм карачаевцев наглядно проявился и в период восстановления разрушенного войной хозяйства. Достаточно сказать, что уже в середине 1943 года, т.е. спустя пять месяцев после освобождения Карачая, животноводческие фермы области были восстановлены на 99,1%...
"Карачаевцы: выселение и возвращение".


В ссылке погибло около трети карачаевского народа, но трудолюбие и доброжелательность, присущие карачаевцам, не были сломлены далеко от Родины. Многие из них были удостоены почетных званий и наград правительства Казахстана и Киргизии. Алик Карданов - черкесский общественно-политический деятель, председатель Правительства КЧР Я хорошо знаю трудолюбивый карачаевский народ.
Д. Кунаев, партийный и государственный деятель СССР и Казахстана.


Карачаевцы... Сколько их по тюрьмам и ссылкам не таскали, сколько не гнули в бараний рог, не сдались, свою честь блюдут и тебя помнят, других, между прочим тоже: если ты к нему с уважением, он для тебя в лепешку разобьется, будь ты хоть сто раз русский, люблю я их, чертей, около них человеком начинаю себя чувствовать.
Владимир Максимов, русский писатель.


Я полюбил трудолюбивый и гостеприимный карачаевский народ, среди которого имею друзей и приятелей. Национальная трагедия карачаевского народа, ставшего мне родным, была пережита мной, как собственная боль, а когда карачаевцы вернулись в родные места, я вместе с ними разделил нашу общую радость.
А. Малышев, российский ученый-биолог.


Теберда, Теберда,
Голубая вода!
Ледяная вода
Из Домбайского льда.
Никогда я не видел
Воды холодней,
Ничего не встречал
Крепче этих камней,
Что упрямо и трудно
Шлифует река,
Отражая в воде Облака...
А над речкой
В зеленых долинах живет
Молчаливый и гордый народ.
Сколько лет от родимой земли вдалеке
Их катала судьба, словно камни в реке?!
Потому холодна
И прозрачна вода,
Видно, в ней растворились
Печаль и беда
Навсегда!
А. Жигулин, русский писатель.


Депортация карачаевского народа - первая на Кавказе - и последующий режим его расселения и содержания полностью подпадает под определение геноцида, сформулированное в Конвенции ООН от 9 декабря 1948 года "О предупреждении преступления геноцида и наказание за него". Народ, испытавший неисчислимые страдания и унижения, потерял 34,5 процентов своей численности, не считая 9 тысяч погибших на фронте, а также на лесоповалах, в трудармии. Существенно деформированы его генофонд, культура, обычаи.
"Карачаевцы. Выселение и возвращение".


Варварскими акциями сталинского режима явилось выселение в годы второй мировой войны из родных мест балкарцев, ингушей, калмыков, карачаевцев, крымских татар, немцев, турок-месхетинцев, чеченцев. Политика насильственного переселения отразилась на судьбе корейцев, греков, курдов и др. народов. Верховный Совет СССР безоговорочно осуждает практику насильственного переселения целых народов как тяжелейшее преступление, противоречащее основам международного права...
"Из Декларации Верховного Совета СССР
от 14 ноября 1989 года".



Украинцы избежали этой участи потому, что их слишком много и некуда было высылать. А то он бы (Сталин) и тех выселил...
"Из доклада Н. С. Хрущева на XX съезде КПСС".


Прошу передать мои искренние поздравления представителям карачаевского народа, удостоенным званий Героев России, проявившим доблесть и героизм на полях Великой Отечественной войны. Они внесли немалый вклад в нашу общую победу.
Нурсултан Назарбаев, президент Казахстана.


Мы помним поименно героических сыновей Карачая, мужественно сражавшихся с ненавистным врагом. Навечно в памяти народной останутся легендарные подвиги Османа Касаева, Кичибатыра Хаиркизова, Юнуса Каракетова и сотен их боевых друзей, которые отдали свои светлые жизни в борьбе за независимость Советской Белоруссии.
Александр Лукашенко, президент Белоруссии.


Я снова еду в Карачай - чудесный угол Приэльбрусья, как брата ты меня встречай, поскольку представляю Русь я.
Г. Фатеев, российский писатель и поэт.


Я благодарна судьбе, что нахожусь на этой земле (в Домбае). Я люблю горы, полюбила людей и даже собак - они добрые, не лают и не кусают... И чем дольше я здесь живу, тем больше убеждаюсь, что мир спасет только мир и красота. У ваших людей есть красота, душа, они умеют любить.
С. Светличная, актриса театра и кино.


Вопреки многим известным обстоятельствам, русско-карачаевские отношения сохраняли последовательно мирный и дружелюбный характер, что формировало благоприятное восприятие в России этого народа.
В. Виноградов, российский ученый,
доктор исторических наук.



Перед отъездом из Карачая, перед разлукой, быть может на долгое время, мне так хотелось внутренне поклониться ему. У подножия Эльбруса я ощутил все величие чуткой души Карачаевского народа.
С. Очаповский, русский ученый-врач.


Несмотря на все беды, обрушившиеся на балкарцев и карачаевцев, в последние семь веков, они не впали в пессимизм. Характер их взгляда на будущее скорее всего можно определить как сдержанный оптимизм: "Будем надеяться на лучшее, но будем готовы и к худшему". По моему мнению, такой взгляд на грядущее, не позволяющий расслабиться, обрасти жирком, но и не угнетающий волю, есть одно из самых ценных приобретений карачаево-балкарского этноса в ходе истории, показывающее его способность усваивать уроки времени.
М. Джуртубаев, ученый-фольклорист.



Из книги "Об этом вы могли не знать", Автор-составитель К. С.-Б. Урусов. - Ставрополь, 2003

Высказывания о нас
"...Он знал карачаевцев и балкарцев".

(Голосов: 4, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментарии (3)

    Джаратама0
    Makiavelli
    05.05.2012 01:44:59
    А жаль, что балкарский язык не имеет письмен, для передачи своей речи. Что за богатая поэзия появилась бы на свет! Какая колоссальная фантазия, какие описания природы, какие величественные типы!.. Из легенд их, кроме поэтической стороны, можно было бы узнать все их религиозные и нравственные идеалы, обыденную жизнь, историю, с мифических времен до наших дней, потому что нет того выдающегося в их жизни события, нет того мало мальски замечательного лица, которое не было бы воспето своим Гомером и песня последнего не переходила из рода в род.

    Народная литература кабардинцев* и ее образцы. Остряков П. Вестник Европы. 1879. Т. IV. Август. С. 697.

    Отнесение записанных сказаний к кабардинским надо признать ошибочным. Перед нами одна из наиболее ранних фиксаций нартского эпоса карачаево балкарцев. Специалист по карачаево балкарскому фольклору А. И. Алиева в этой связи отмечает: «Сравнение публикации П. Острякова с более поздними записями карачаево- бал карских нартских сказаний, свидетельствует о том, что и по сюжетам, и по составу героев, и по специфическим деталям быта – это тексты балкарского нартского эпоса, зафиксированные автором статьи со слов одного из
    князей Урусбиевых». См.: Карачаево балкарский фольклор в дореволюционных записях и публикациях. Нальчик: «Эльбрус», 1983. С. 7. Примечание - С. Х. Хотко


    Джаратама3
    SAIFULLAH
    17.05.2012 17:38:33
    В горах Западного Кавказа, там, где небольшая горная речка Кяфарь выходит из сырого лесистого ущелья, сохранились развалины древней аланской крепости. Мощные стены укрывали когда-то царский дворец, церкви византийской постройки, кладбище, на котором хоронили царей и их приближенных. Больше тысячи лет назад здесь жил могущественный владыка Алании по имени Агур…


    странное дело.. не знаю жил ли Агур действительно у Кяфара, но с раннего детства помню как мне все время рассказывали сестра моего дедушки, Зоя Алимовна Канаматова по мужу, заслуженный учитель СССР по русскому языку, джандетли болсун.. никогда ранее я не встречал письменного свидетельства существования этого самого Агура.. до этого момента.. так же сам дедушка поныне живой узнавший от своего отца, раскулаченного в советские годы Алима Даутовича.. в общем то тут долгая история,, но суть такова,, перед написанием этого текста я позвонил своему деду и спросил, что он может сказать об ОГЪУРЕ.. ответ меня поразил с первой фразы.. "ОГЪУР демеда АГЪУР де".. "биз андан чыкъгъанбыз, не болгъанды да, нек эсиннге тюшюрдюнг?" я попросил рассказать по подробнее об этом.. оказывается есть целые местности по названиями "Агъур аягъы, Агъур башы".. в этиъ местностях имеются целые захоронения.. могильники.. которые сторожились нашей семьей и наши коши были именно в тех местах.. интересно, что с Агъур башы через лесокефаль попадаешь к нижнему архызу.. когда народ был выселен, а до этого мой прадед был лишен земель, скота и дома, сам отсидел за то, что что-то имел при этом потеряв частично зрение и здоровье умер.. могильники были разграблены.. "кешенеле чачылыб, джер тегерегинде къазылыб, адам сюйекле джер джерде атылыб эдиле".. он сказал.. выяснили даже кто это сделал.. в селе жил человек абхазского происхождения, он небыл выселен поскольку небыл карачаевцем.. имел недюжую силу и мог поднимать камни весом более 100кг, как и его внук, ныне здравствующий.. так же из истории дедушки, его сыновей и дочерей одного за другим преследовали трагичные происшествия.. сыновья нелепо умерли в странных авариях, дочери сошли с ума.. как собственно он сам.. зараны джетген болур.. приезжали представители рода из турции именно к этим местам и фотографировали, говорили что местность носит имя некоего князя в какое то время, им так же завещали посетить эти места старики из рода.. переживали и негодовали от увиденного, они надеялись найти могильники целыми..

    не знаю, тот это Агъур, но если это так, то доказательства причастности Агура к карачаевцам или наоборот, находятся западнее аула Верхняя Теберда и еще имеются люди, что-то знающие о неком Агъуре..


    Джаратама0
    Makiavelli
    23.05.2012 02:46:12
    "Агъур аягъы, Агъур башы" - а где они находятся ? Очень интересно