Расширенный поиск
18 Июля  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Башынга джетмегенни сорма.
  • Дуния аламаты сен эсенг да, игиме деб айтма.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Ашха уста, юйюнде болсун
  • Ач уят къоймаз.
  • Ана кёлю – балада, бала кёлю – талада.
  • Баш болса, бёрк табылыр.
  • Къралынгы – душмандан, башынгы от бла суудан сакъла.
  • Тиширыусуз юй – отсуз от джагъа.
  • Билеги кючлю, бирни джыгъар, билими кючлю, мингни джыгъар.
  • Чомартха Тейри да борчлуду.
  • Адеб джокъда, намыс джокъ.
  • Аманны тукъумуна къарама, игини тукъумун сорма.
  • Адам къыйынлыгъын кёлтюрюр, зауукълугъун кёлтюрмез.
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Къыз келсе, джумуш эте келеди, къатын келсе, ушакъ эте келеди.
  • Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
  • Тик ёргени, тик энгишгеси да болады.
  • Чомартха хар кюн да байрамды.
  • Алгъанда – джууукъ, бергенде – джау.
  • Къан бла кирген, джан бла чыгъар.
  • Къатын байлыкъны сюер, эр саулукъну сюер.
  • Къайгъыны сюйген, къайгъы табар.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
  • Иесиз малны бёрю ашар.
  • Уллу айтханны этмеген – уллаймаз.
  • Байдан умут эте, джарлыдан ёгюз багъасы къорады.
  • Чакъырылмагъан джерге барма, чакъырылгъан джерден къалма.
  • Aдам боллукъ, сыфатындан белгили.
  • Душманны тышы – акъ, ичи – къара.
  • Джыгъылгъанны сырты джерден тоймаз.
  • Эр абынмай, эл танымаз.
  • Чакъырылмагъан къонакъ тёрге атламаз.
  • Ач къалгъандан, кеч къалгъан къолай.
  • Ётюрюкню башын керти кесер.
  • Ариу джол аджал келтирмез.
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Зар адамны насыбы болмаз.
  • Чабакъсыз кёлге къармакъ салгъанлыкъгъа, чабакъ тутмазса.
  • Уруну арты – къуру.
  • Алтыда кюлмеген, алтмышда кюлмез.
  • Тай асырагъан, атха минер.
  • Мухарны эси – ашарыкъда.
  • Кёл – къызбай, къол – батыр.
  • Къартны сыйын кёрмеген, къартлыгъында сыйлы болмаз.
  • Тил бла келеди джыр да.
  • Адеби болмагъан къыз – тузсуз хант.
  • Элде адам къалмаса, ит тахтагъа минер.
  • Адамны аманы адамны бети бла ойнар.

Культурные и языковые параметры этностереотипа

18.01.2011 0 2882

М. Арошидзе, Д. Доборджгинидзе,
Грузия

XXI век - век сотрудничества наций и глобализации. Но вековые традиции, разобщенность культур, своеобразие их понимания бытия и языковые различия - все эти факторы влияют на взаимоотношения между людьми разных культур. С целью повышения эффективности сотрудничества и взаимопонимания ученые-лингвисты, социологи, психологи, этнографы, этнопсихолингвисты уделяют значительное внимание феномену этностереотипов. Представители разных наук выделяют в стереотипе те свойства, которые они замечают с позиций своей области исследования, поэтому выделяются социальные стереотипы, стереотипы общения, ментальные стереотипы, стереотипы мышления и поведения личности. Этнокультурные стереотипы - это обобщенное представление о типичных чертах, характеризующих какой-либо народ.

Немецкая аккуратность, русское "авось", китайские церемонии, африканский темперамент, вспыльчивость итальянцев, упрямство финнов, медлительность эстонцев, польская галантность - стереотипные представления о целом народе, которые распространяются на каждого его представителя. На учете стереотипных национальных представлений основано большинство анекдотов о национальном характере. Существуют автостереотипы, отражающие то, что думают люди сами о себе, и гетеростереотипы, относящиеся к другому народу, и как раз они более критичны.

Например, то, что у своего народа считается проявлением расчетливости, у другого народа - проявлением жадности. Люди воспринимают этнокультурные стереотипы как образцы, которым надо соответствовать. Поэтому стереотипы оказывают довольно сильное влияние на людей, стимулируя у них формирование таких черт характера, которые отражены в стереотипе. Интересно отметить тот факт, что специалисты по этнической психологии, изучающие этнокультурные стереотипы, считают, что нации, находящиеся на высоком уровне экономического развития, подчеркивают у себя такие качества, как ум, деловитость, предприимчивость, а нации с более отсталой экономикой - доброту, сердечность, гостеприимство.

Впервые понятие стереотипа использовал в 1922 году У.Липпман, который считал, что это - упорядоченные, схематичные детерминированные культурой "картинки мира" в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных объектов мира. При таком понимании стереотипа выделяются две его важные черты - детерминированность культурой и быть средством экономии трудовых усилий и, соответственно, языковых средств. Итак, стереотип - это некоторый фрагмент концептуальной картины мира, ментальная "картинка", устойчивое культурно-национальное представление о предмете или ситуации. Он являет собой культурно-детерминированное представление о предмете, явлении, ситуации. Это не только ментальный образ, но и его вербальная оболочка.

Стереотип - это такое явление языка и речи, которое позволяет, с одной стороны, хранить и трансформировать некоторые доминантные составляющие данной культуры, а с другой - проявить себя среди "своих" и одновременно распознать "своего", а следовательно, и "чужого". В качестве примера восприятия "чужой" культуры приведем стереотипы американцев о русских. Россия, ее обычаи, общество и культура - представляется как нечто экзотическое. Главными чертами русских являются, по мнению американцев, эмоциональность, загадочность русской души, алогичность мышления, отсутствие рациональности, жестокость, лень, доброта, терпимость, гостеприимство, широта натуры, подозрительность, религиозность, покорность, тяга к страданию, пессимизм и фатализм. Из стереотипов о России на первом месте у американцев стоит тяга к страданию и покорности русского народа, который запросто может действовать против своих интересов. Типично русское качество: "душа" - прежде всего (раскрыть душу). Второе место занимают пессимизм и фатализм, которые объясняются принадлежностью России к Востоку. На третьем месте - монотонность жизни и традиционализм русского общества и его культуры, его малоизменяемость. Очень любопытно отметить, что на четвертом месте находится стереотип об уверенности русских в своей уникальности и мировой роли (русская вера в миссионерскую роль России). Из других стереотипов можно отметить противоречивость русского менталитета и культуры, враждебность (чуждость) к другим культурам, отсталость, жестокость и агрессивность, скрытность, склонность к тайне, замкнутость.

В условиях современного информационного бума стереотипы упорно продолжают жить и даже процветать в таком уникальном жанре городского фольклора, каким является анекдот. Особый интерес вызывает этностереотип закавказца, бытующий в современных русских анекдотах. Закавказцы в анекдотах опознаются по сочетанию особых этнокультурологических и языковых черт. В первую очередь, это особая одежда, такие экзотические детали, как "бурка", "папаха". К региональным лексемам, входящим в создание стереотипного образа закавказца, следует отнести следующие: джигит, аксакал, аул и пр. Очень яркой и специфичной является речь подобных героев: прежде всего необходимо отметить произношение [а] в безударных слогах на месте редуцированных, мягкое произношение шипящих, неразличение твердых и мягких согласных. Помимо вышеотмеченного "да", столь характерного для речи грузина - героя анекдотов, он часто использует обращение "ты" независимо от того, к кому обращается, даже к незнакомому человеку. Обращение на "вы" является слишком формальным и разрушило бы стереотипный образ грузина. Синтаксис этих героев характеризуется большим количеством эмоционально окрашенных конструкций, много побудительных предложений и риторических вопросов, и, конечно же, любимое обращение грузин "кацо!"

Каждый типичный персонаж анекдотов характеризуется особыми чертами. Так, грузины в анекдотах предстают как гостеприимные, хлебосольные люди, они любят застолье, пиры, произносят цветистые тосты, они щедрые, часто даже слишком щедрые. Но, вместе с тем, грузин обязательно шумный, заметный, одетый богато, но пестро, любит прихвастнуть, кичится своим настоящим или мнимым богатством. Среди грузин много долгожителей, они любят выпить, вкусно поесть, поухаживать за женщинами, хотя их характеризует "восточное" отношение к женщине. Поскольку анекдоты о грузинах распространились в советский период, то одной из обязательных тем является тема отношения грузин к советской власти. Общим является то, что советскую власть не любит никто, она мешает всем, но всем по-разному. Грузинам советская власть мешает наслаждаться жизнью.

Проанализированные этностереотипы, используемые в русских анекдотах, бытуют в русской речи и во многом имеют "лингвистическое" происхождение, то есть речевая характеристика героев определенным образом коррелирует с реальными особенностями русской речи представителей соответствующих народов. Обращая внимание на эти особенности, их подсознательно связывают с особенностями характера, таким образом, делается вывод о национальном менталитете. Но необходимо отметить, что образ представителя того или иного народа не полностью совпадает с соответствующим анекдотным этностереотипом. Процесс преодоления стереотипов очень долгий и непростой, а порой он даже невозможен. Поэтому для успешного ведения дел на мировой арене будущим специалистам необходимы подобные знания и работа в плане преодоления стереотипов (в большей мере негативных) при восприятии как "своей", так и "чужой" культуры.

(Сборник докладов международной научной конференции "Археология, этнология, фольклористика Кавказа". Тбилиси, 25-27 июня 2009 года)

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет