Расширенный поиск
10 Мая  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Кечеси – аяз, кюню – къыш, джарлы къаргъагъа бир аш тюш!
  • Ишлегенден, къарагъан уста.
  • Ёксюзню къалачы уллу кёрюнюр.
  • Эри аманны, къатыны – аман.
  • Ичимден чыкъды хата, къайры барайым сата?
  • Эл тойса, тоймагъан, эл къойса, къоймагъан.
  • Ёлюк кебинсиз къалмаз.
  • Адамны джюреги нени кёрюрге сюйсе, кёзю да аны кёрюрге ёч болады.
  • Сабыр джетер муратха, сабырсыз къалыр уятха.
  • Суу ичген шауданынга тюкюрме.
  • Иги сеники эсе да, сюйген кесимикин этеме.
  • Олтуруб кёрюнмей эди да, ёрге туруб кёрюне эди.
  • Телини эшигин, махтау джабар.
  • Билимли ёлмез, билимсиз кёрмез.
  • Джыгъылгъанны сырты джерден тоймаз.
  • Байны къызы баймакъ болса да, юйде къалмаз!
  • Къызбайны юйюне дери сюрсенг, батыр болур.
  • Мал кёб болса, джууукъ кёб болур.
  • Тенгни тенглиги джашай барсанг билинир.
  • Акъылсызны джууукъгъа алма, акъыллыны кенгнге салма.
  • Aдам боллукъ, сыфатындан белгили.
  • Шапа кёб болса, аш татымсыз болур.
  • Адеб джокъда, намыс джокъ.
  • Тик ёргени, тик энгишгеси да болады.
  • Эки ойлашыб, бир сёлешген.
  • Этни бети бла шорпасы.
  • Къыйынлы джети элге оноу этер.
  • Аякъларынгы джууургъанынга кёре узат.
  • Къайгъыны сюйген, къайгъы табар.
  • Билмезни кёзю кёрмез, этмезни къулагъы эшитмез.
  • Тилчи тилден къаныкъмаз.
  • Биреуге аманлыкъны тилеме да, кесинге ашхылыкъны тиле.
  • Къулакъдан эсе, кёзге ышан.
  • Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
  • Ёнгкюч къууана барыр, джылай келир.
  • Акъдан къара болмаз.
  • Аман адам этегингден тутса, кес да къач.
  • Азыкълы ат арымаз, къатыны аман джарымаз.
  • Эли джокъну – кёлю джокъ.
  • Иги бла джюрюсенг, джетерсе муратынга, аман бла джюрюсенг, къалырса уятха.
  • Суугъа – чабакъ, къаягъа – ыргъакъ.
  • Акъыллы башны – тили къысха.
  • Адамны адамлыгъы къыйынлыкъда айгъакъланады.
  • Тил бла келеди джыр да.
  • Къонагъынгы артмагъын алма да, алгъышын ал.
  • Таукел къуру къалмаз.
  • Эр абынмай, эл танымаз.
  • Уллу суу бла уллу ауруудан башынгы сакъла.
  • Къазанны башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Биреуню тёрюнден, кесинги эшик артынг игиди.

Карачаевский нож "бычакъ"

10.02.2020 0 2617  Хасанов Х.
Карачаевский нож – карач.-балк. бычакъ (др.-тюрк. bïčaq «нож»). 

История этого ножа уходит своими корнями во времена древних племён: тюрков и представителей кобанской культуры, которые участвовали в этногенезе карачаевцев и балкарцев. Это местная разновидность традиционного ножа народов Северо-Западного и Центрального Кавказа. Подобные ножи находили при археологических раскопках курганов в Карачае  в ауле Карт-Джурт и Хурзук при археологических работах профессора Биджиева Ханафия Хаджи-Муратовича.  

Оружие на Кавказе всегда ценилось. Кавказские кинжалы воспеты многими поэтами: Пушкиным, Лермонтовым. Особенности этого оружия отмечали и русские солдаты, и казаки, которые, прибывая на Кавказ, меняли свои громоздкие сабли на горское оружие, на более практичные шашки и кинжалы, это зафиксировано документально. Об этом упоминал и Л.Н. Толстой, описывая "солдата-кавказца". В ту пору на Кавказе широко была распространена поговорка: «Красивая жена может тебе изменить, а хороший кинжал тебе не изменит» .
Ножи имелись практически у всего мужского населения, начиная с самых маленьких.

В настоящее время современные варианты ножа бычак серийно выпускаются на дагестанском оружейном заводе «Кизляр» и народными мастерами Балкарии и Карачая.  

Знатные и зажиточные карачаевцы (те, кто имел средства приобрести, а таковых было не более 5-10%), как и большинство горских народов, носили кинжал къама (длина 50-60 см). Но это было боевое оружие, и поэтому, как правило, к кинжалу полагался маленький нож кезлик (длина 4-7 см, обух – до 2,5 мм) для еды, бритья и мелких работ. Часто ножны для кинжала и ножа были совместные. Стоимость кинжала (недорогого, без серебряных украшений) достигала стоимости бычка.


 
Бычак  же имел практически каждый карачаевец, переступивший 10-летний возраст (то есть с того момента, как ему могли доверить пасти скот). Носили его с левой стороны, вытаскивая правой рукой, придерживая ножны левой рукой. В начале 20 века за одного ягненка можно было получить два ножа, а в начале 21 века обмен уже равноценный – один ягненок за один нож (на сегодняшний день 5-8 тысяч рублей). Бычак использовали для забития овец и коров (причем это должен уметь каждый от мала до велика – очень часто корова или овца могла упасть в ущелье или просто подвернуть ногу), для разделки мяса (каждый барашек должен разделываться на 24 порции, по суставам – разрубание костей не допускается), изготовления ручек для топоров, вил и кос и других хозяйственных дел как дома, так и в горах. У женщин были аналогичные ножи, но тоньше и короче. Использовались они на кухне. 

Карачаевский бычак максимально приспособлен для освежевания туши, столетиями дорабатывался, пока не получился идеальный инструмент для этих дел. 

Традиционное кузнечно-слесарное дело карачаевцев и балкарцев сохранялось издавна. Профессия кузнеца считалась в Карачае и Балкарии очень почетной. Кузнец-ремесленник был не только исполнителем, создающим изделия и владеющим всем комплексом технологических и производственных знаний и навыков, но и творцом, изобретателем конструкций и форм изделий, включая и их художественно-декоративные качества. Кузнецов содержали всем селом или кварталом, которому принадлежала кузница, давая ему по одному барану с каждого дома. Имена хороших кузнецов славились по всему Карачаю и Балкарии. Лучших из них (Татаркан Богатырев, Джумарык Гочияев, Локман Эбзеев, Джумай Бостанов, Мырзабек Байрамкулов, Шакман Юсупов, Малкар Даутов и др.) до сих пор вспоминают в народе с уважением.

По переписи 1897 года, в Баталпашинском отделе на 38 аулов было 23 кузнеца. Кузнецы были одними из почетных людей в обществе, их имена увековечивали в преданиях. Так, например, Барак Богатырев (с. Учкулан) выплавлял железо и медь из руды, был мастером-оружейником, мастерил кованые казаны, но завистливые недруги отравили мастера (пер. треть ХIХ в.). В обыденной жизни потомков кузнечного ремесла называют не по фамилиям или патронимиям, а по ремеслу. 

В экспозиции знаменитого российского мастера-ножевика Аксенова есть композиция под названием "Акинак", форма лезвия которого очень напоминает карачаевский нож бычак, и можно с уверенностью сказать, что скифский акинак – далекий предок кинжала къама и карачаевского ножа. 

Форма и конструкция ножа балкарцев и карачаевцев сложились давно и сохранялись неизменными на протяжении многих веков. Постоянные условия обитания (горы) и уклада жизни (животноводство) способствовали этому. А богатые минеральные ресурсы гор: открытые выходы угля, железных и медных руд, серебра, золота и др., – с одной стороны, и богатый животный мир – с другой, способствовали очень раннему возникновению и развитию всего того, что связано с изготовлением орудий труда, инструментов, холодного и огнестрельного оружия.  

В настоящее время ученые, коллекционеры, энтузиасты по крупицам собирают сведения о карачаево-балкарском ноже, различных типах ножей и технологии их изготовления, о технологии и способах обработки кожи, рога, кости и других сопутствующих материалов.
Всегда остается надежда, что где-то сохранились, благодаря научной добросовестности исследователей и коллекционеров, какие-нибудь материалы на эту тему. Учитывая, что Балкарию и Карачай в прошлом посещали многие известные исследователи, путешественники, туристы и альпинисты, поиск новых сведений о ножах может дать свои результаты. Мы были бы рады любым сведениям, материалам, информации от научных организаций, музеев и частных лиц по волнующей нас теме карачаево-балкарского ножа. 

Ханафий Хасанов,
Карачаевск

Литература:

1. Акбаев Х.М. // КАРАЧАЕВСКАЯ ВОЕННАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ И ОРУЖИЕ // Черкесск, 2011.
3. Погребальные памятники Карачая XIV–XVIII вв. // Вопросы средневековой истории народов 4. Карачаево-Черкесии. Черкесск.
5. Биджиев Х. Х-М. // Тюрки Северного Кавказа. Черкесск, 1993. С.100-110.
6. Тохчуков М. // Карачаевский нож «бычакъ»: традиции и современность // Карачаевск, 2010.
7. Автор «Теке» // https://rusknife.com/topic/ 8734-карачаевский-нож-бычак // 2011 год. 
8. Текеева З.Х. // ТРАДИЦИОННОЕ КУЗНЕЧНО-СЛЕСАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО КАРАЧАЕВЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ // 2010. 
9. Очерки истории Карачаево-Черкесии. Т. 1. Ставрополь, 1967. С. 445-446.

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет