Расширенный поиск
19 Марта  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Тойгъа алгъа да барма, тойда артха да къалма.
  • Къайгъы тюбю – тенгиз.
  • Къыйынлы джети элни къайгъысын этер.
  • Байлыкъдан саулукъ ашхыды.
  • Окъуусуз билим – джокъ, билимсиз кюнюнг – джокъ.
  • Ойнай билмеген, оюн бузар.
  • Атынг аманнга чыкъгъандан эсе, джанынг тамагъынгдан чыкъсын.
  • Иги джашны ышаны – аз сёлешиб, кёб тынгылар.
  • Эртде тургъан бла эртде юйленнген сокъуранмаз.
  • Ач келгенни – тойдур, кеч келгенни – къондур.
  • Джумушакъ терекни къурт ашар.
  • Хар адамгъа кеси миннген тау кибик.
  • Накъырда – кертини келечиси.
  • Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
  • Ишин билген, аны сыйын чыгъарады.
  • Айтхан – тынч, этген – къыйын.
  • «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
  • Мадар болса, къадар болур.
  • Къатын байлыкъны сюер, эр саулукъну сюер.
  • Кёб ашасанг, татыуу чыкъмаз, кёб сёлешсенг, магъанасы чыкъмаз.
  • Ханы къызы буюгъа-буюгъа киштик болду.
  • Ёзденликни кёбю ётюрюк.
  • Байлыкъ тауусулур, билим тауусулмаз.
  • Зар адам ашынгы ашар, кесинги сатар.
  • Хаухну атма, ёнгкючню сатма.
  • Атадан ёксюз – бир ёксюз, анадан ёксюз – эки ёксюз.
  • Аманнга игилик этсенг, юйюнге сау бармазса.
  • Адам къыйынлыгъын кёлтюрюр, зауукълугъун кёлтюрмез.
  • Кюн кёрмеген, кюн кёрсе, кюндюз чыракъ джандырыр.
  • Арпа, будай – ащды, алтын, кюмюш а – ташды.
  • Къан бла кирген, джан бла чыгъар.
  • Бет бетге къараса, бет да джерге къарар.
  • Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
  • Адамны аманы адамны бети бла ойнар.
  • Байны оноуу, джарлыгъа джарамаз.
  • Арбаз сайлама да, хоншу сайла.
  • Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
  • Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
  • Адамны сыфатына къарама, сёзюне къара.
  • Асхат ашлыкъ сата, юйдегиси ачдан къата.
  • Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.
  • Келинин тута билмеген, къул этер, къызын тута билмеген, тул этер.
  • Келинни – келгинчи, бёркню кийгинчи кёр.
  • Джюрекге ариу – кёзге да ариу.
  • Ана къолу ачытмаз.
  • Аманны къуугъан, аманлыкъ табар.
  • Чакъырылмагъан джерге барма, чакъырылгъан джерден къалма.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Джетген къыз джерли эшекни танымаз.
  • Джыгъылгъанны сырты джерден тоймаз.

Некоторые этнонимы в Известиях Абу-Али Ахмеда бен Омар ибн Русте (Даста)

19.12.2016 1 4283  Чагаров И.С., Айбазов А.Ю.
Некоторые этнонимы 
в Известиях Абу-Али Ахмеда бен Омар ибн Русте (Даста) 

(к вопросу о древности самоназвания балкарцев)

Проблемы изучения этнической истории вообще и вопросы, связанные с названием и самоназванием этноса в частности, наиболее сложные. Особенную проблематичность подобного рода вопросы приобретают у бесписьменных народов, когда исследователи собирают информацию по крупицам из иноязычных письменных источников. Появляются проблемы доступа к оригинальным источникам и проблемы, связанные с переводом и интерпретацией этнических терминов. Именно такая сложная научная проблема стоит перед исследователями истории балкарского народа в части выяснения древности происхождения их названия. 

Несмотря на малочисленность этого кавказского народа, внутри себя он имеет две основные территориальные группы. Балкарцы, проживающие в Черекском ущелье Балкарии, называют себя малкъарлы, т.е. балкарцы, а в остальной части Балкарии самоназвание у народа таулу. Также эти две группы балкарского народа имеют некоторые диалектные отличия [1]. В связи с этим очень большой интерес вызывают два этнонима тулас (طولاس) и лугар (لوغر), упоминаемые в сочинении Абу-Али Ахмед бен Омар Инб Русте «Известия о хозарах, буртасах, булгарах, мадьярах славянах и руссах». 


Жабоев М. из селения Нижний Хулам за игрой на дудочке-сыбызгъы,

Переводчик этого замечательного сочинения эпохи Раннего Средневековья Д.А. Хвольсон, считает, что ибн Русте (Даста), судя по его имени и особенностям его рукописи, был родом из Северного Ирана. Исходя из этого положения, Д.А. Хвольсон допускает, что в тексте могли быть допущены некоторые ошибки фонетического характера, при переводе искажающие некоторые этнонимы, к коим из них он относит, например, этноним лугар, в то время как в правильности чтения и перевода этнонима тулас он не сомневался. 

Два эти этнонима ибн Русте (Даста) помещает на юге от Хазарии, в пределах, граничащих с Тифлисской равниной в горах. Интересен тот факт, что из народов, живших на юге от каганата, приведены именно два эти народа. Вероятно, они имели некую этническую или иную связь с самими хазарами или же находились в стратегически важном регионе. Так или иначе, эти два этнонима, интересные для тех, «кто занимается этнографией тюркско-татарских народов», по выражению самого Хвольсона, проживали на Кавказе и были «тюркско-татарского» происхождения [2].  

Даниил Абрамович Хвольсон – российский лингвист и историк XIX века – в комментариях к главе первой переведенного им сочинения Абу-Али Ахмед бен Омар Ибн Русте «Известия о хозарах…» задается следующим вопросом касательно двух этнонимов («тулас» и «лугар»), упоминаемых Ибн Русте как жителей гор на южной окраине Хазарского каганата: «Некоторое затруднение представляет здесь показания, что «тулас» и «лугар» жили на самой окраине гор, которые мы признали за кавказские. Какие племена подразумеваются здесь и как произносить их имена?»

Сам он делает слабое предположение, что под этнонимом лугар (لوغر) скрывается этноним киргизъ (كرغز). Делает он это, исходя из особенностей арабского письма, поскольку графически эти два слова схожи. Да, действительно, они близки, но далее автор сам же признает, что по-арабски «киргизъ» звучит как «хирхизъ» и пишется соответственно: خيرخيز, что графически сильно отличается от написания слов лугар и киргизъ, с чем мы и согласны. 

Нам представляется, что в данном источнике не случайно описания земель, подчиненных хазарам, начинается с юга и с этих двух племен. Вероятнее всего, это связано тем, что в арабском мире были более подробные сведения об этнокультурном составе населения южных земель хазар, поскольку арабы контактировали с Хазарией через перевалы Главного Кавказского хребта. В своих завоевательных походах арабы так же, как и Сасаниды до них, пользовались Дербентом [3], Дарьяльским проходом и, вероятно, перевалами, расположенными на территории современных Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Неслучайно, например, чуть ниже по течению реки Кубани, у места ее слияния с одним из крупнейших своих притоков Тебердой (ущелья которых заканчиваются одними из наиболее удобных для перехода в Закавказье перевалами: Нахарским и Клухорским; по последнему еще в военное время функционировала автомобильная дорога), находится раннесредневековое городище у аула Хумара. Оно довольно крупное (около 30 га), что дает основания думать, что здесь располагался сильный хазарский опорный пункт [4]. Подобного характера сильные укрепления – средневековые замки и крепости – располагались и в других окраинах Хазарского каганата (Маяцкое, Ютановское, Поминово, Павловское, Карабут, Верхнесалтовское, Красное, Алексеевское и т.д.) [5]. Что же касается этнонимов тулас и лугар, указание на то, что они живут в горах, «которыя простираются до Тифлисской страны» [6], как нам кажется, даёт основание полагать, что эти самые горы являются горами Центрального Кавказа, а, возможно, и Северо-Западного Кавказа. Так или иначе, ясно, что речь идет о территории Северного Кавказа, поскольку нет никаких данных о том, что суверенитет Хазарского государства распространялся и в Закавказье. Сведения о народах Хазарии арабо-персидских авторов, в том числе и Ибн Русте, рассматривали в своих работах такие исследователи как В.А. Кузнецов, Т.М. Калинина, А.П. Новосельцев, В.Я. Петрухин, С.Я. Байчоров, Е.П. Алексеева, Т.М. Минаева, Г.Е. Афанасьев, Х.Х.-М. Биджиев, А.Х. Кубанов и др. 

По мнению В. А. Кузнецова, этноним тулас – это слегка искаженное таулас, что является двусоставным этнонимом таулу и ас. Он также считает, что данный этноним передает смешанный тюрко-аланский характер этого населения, где ас – наименование аланского племени, а таулу  наименование какого-то тюркского этноса, в переводе означающее «горец». Надо сказать, что самоназвание балкарцев таулу сохраняется до сих пор, ас – вторая часть раннесредневекового этнонима – выпала, видимо, после окончательной тюркизации алано-кавказского населения региона и превращения его в современных балкарцев. Но этноним ас в качестве экзоэтнонима балкарцев существовал еще в недавнем прошлом: так балкарцев называли их восточные соседи осетины (ассон, ассиаг) [7]. В этнической номенклатуре самих балкарцев на сегодняшний день этот термин не сохранился, но он встречается в эпосе [8]



Мы также вслед за В.А. Кузнецовым склонны видеть в этнониме тулас слово таулас/тяулас. Особенности арабской графики вполне допускают и такое прочтение [9], но даже в исходной форме тулас смысл не теряется, поскольку в некоторых тюркских языках слово тау «гора» может иметь форму ту или тоо (например, в алтайском и киргизском языках) [10]. Что же до второго этнического термина лугар/люгър, то тут всё достаточно сложно. С.Я. Байчоров  видит в нем слово сродни слову болгар/булгар [11], однако в самом первоисточнике, в главе, где речь идёт о булгарах, слово булгар/болгар написано вполне отчётливо, и поэтому версию о том, что лугар – это искаженное булгар, мы пока вынуждены отбросить. Хотя такую возможность теоретически не исключаем полностью. Здесь же, у Ибн Русте (Даста), есть этноним, достаточно известный и по другим источникам, не только арабо-персидским, (но образованный подобным же образом). Это этноним буртас

Этническая принадлежность населения, покрытого этноним буртас, остается дискуссионной, однако есть несколько версий, которые наиболее обоснованы. Одна из них – иранское (алано-асское) происхождение буртасов, которых археолог Г.Е. Афанасьев считает населением салтово-маяцкой культуры, т.е. переселенцами из кисловодской котловины, где их предки известны как носители аланской культуры Северного Кавказа. Обосновывает он также свою точку зрения иранской этимологией этнонима буртас, где бурт/фурт «большая река», ас собственно сам этноним, таким образом, получается буртасы «асы, живущие у большой реки», «речные асы» [12]. В свете этого интересен экзоэтноним суас [13], данный поволжским татарам их соседями марийцами (по сути являющийся тюркской калькой иранского бурт/фуртас). Возможно, данное этническое наименование было перенесено с более ранних обитателей этих мест на современных татар [14]

По мнению Афанасьева, на родине, т.е. на Кавказе, этот народ носил имя ассов, что засвидетельствовано многими источниками. Особо подробную информацию по данной теме содержит армянская география VII века Моисея Каланкатуаци, который в числе прочих аланских племен указывает племя аш-тигоров. В данном этнониме опять-таки отмечаются две составные части: аш/ас и тигор/дигор [15]. Возможно, что сам этноним тигор/дигор также является топонимом или гидронимом, впоследствии превратившимся в этноним. А, возможно, изначально это было этническим или родовым именем. Так или иначе, ясно одно: такие этнонимы как «буртас/фуртас» или «тулас/таулас» характеризуют в первом случае физико-географические особенности места проживания асов, а во втором – как особенности места проживания, так и смешанный характер населения, поскольку состоят из двух разноязычных слов. В первом случае речные, во втором – горные асы. 

Второй очень интересный момент, если допустить, что мы правы, заключается в том, что таулу «горец» – слово, не характерное для огурских языков, к которым, по данным советской и российской тюркологии, относятся как булгарский, так хазарский языки [16]. Что ставит вопрос о проникновении древнетюркского (не хазаро-булгарского) населения в горы Северного Кавказа до появления в степях Восточной Европы племен, говорящих на кыпчакских и огузских языках. Это, на наш взгляд, вполне согласуется с историческими событиями, предшествовавшими образованию Хазарского каганата, а именно: появлению древних тюрок в предкавказских степях, преследовавших так называемых псевдо-авар, а затем покоривших кочевое тюркское и не тюркское населения степей и предгорий [17]

После окончательного распада Великого Тюркского каганата на Восточный и Западный, Западный каганат распался на еще более мелкие части в виде таких государств, как Великая Болгария и Хазарский каганат. Но правящая династия в Хазарском каганате остается прежней древнетюркской Ашина. Возможно, не одна эта династия осталась из числа собственно тюркютов в пределах вновь образованного каганата [18]. Решение данного вопроса требует целенаправленного поиска новой информации в нарративных источниках и масштабных археологических исследований, но сегодняшнее состояние данного исторического источника позволяет сделать следующие выводы:

Во-первых, по данным Абу-Али Ахмед бен Омар ибн Русте (Даста), написавшего свой труд «Известия о хозарах, буртасах, булгарах, мадьярах, славянах и руссах», (по мнению его переводчика Д.А. Хвольсона, не позднее 20-х гг. X в., а именно: не позже 913 года), в горах, в пределах Хазарии, которые простираются до страны Тифлисской, жили народы тулас и лугар. Таким образом, возможно, это первая фиксация самоназвания балкарцев таулу в исторических источниках;

Во-вторых, этноним тулас/таулас не является хазаро-булгарским, что говорит о том, что он относится к собственно тюркской (общетюркской) группе, в которую и входит балкарский язык;

В-третьих, поднимается вопрос о происхождении населения, покрытого этнонимом тулас/таулуас, точнее, населения, обозначенного первой частью данного этнонима;

В-четвертых, встает вопрос о взаимоотношениях (родственных, вассальных, союзнических и т.д.) туласов и лугаров с собственно хазарами; 

В-пятых, поскольку сам переводчик сомневается в правильности прочтения этнонима лугар, возможно, в будущем при прочтении оригинального текста Абу-Али Ахмед бен Омар Ибн Русте (Даста) удастся связать с его с этнонимом булгар.

Чагаров И.С., 
Айбазов А.Ю.


Примечания:

1. Акбаев Ш.Х. Диалекты карачаево-балкарского языка. Карачаевск, 1999. С. 230-235.
2. Хвольсон Д.А. «Известия о хозарах, буртасах, булгарах, мадьярах, славянах и руссах Абу-Али Ахмед бен Омар ибн Даста». С. 54, СПб. 1869.
3. Артамонов М.И. История хазар. Ленинград, 1962. С. 202-232.
4. Биджиев Х.Х.-М., Гадло А.А. Исследования 1974 года на Хумаринском городище в Карачаево-Черкесии // V Крупновские чтения. Махачкала 1975. С. 70. 
5. Афанасьев Г.Е. Донские аланы. М. 1993. С. 129-150.
6. Услар П.К. Древнейшие сказания о Кавказе. Тифлис, 1881. С. 327.
7. Нарты карачаево-балкарский эпос. М., 1994. С. 135, 385. 
8. Кузнецов В.А. Аланские племена Северного Кавказа. М., 1962. С. 73, 87.
9. Русско-Киргизский словарь. М. 1957. С. 137; Русско-Алтайский словарь. М., 1964. С. 111.
10. Байчоров С.Я. Аланский язык предков карачаево-балкарцев. Карачаевск, 2009. С. 1.
13. Словарь марийского языка: В 10 т. Йошкар-Ола, 1990—2005.
14. Халиков А.Х. К вопросу об этнической территории буртасов во второй половине VIII — начале Х в // Советская этнография. № 5. 1985. С. 161-164.
15. Цукерман К. Аланы и асы в Раннем Средневековье // Краткие сообщения Института археологии РАН. Вып. 218. М., 2005. С. 65-78. 
16. Мудрак О.А. Булгарский язык // Большая российская энциклопедия, том 4. М.: Научное изд-во «Большая российская энциклопедия», 2006. С. 332.
17. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. СПб., 2010. С. 37-41.
18. Артамонов М.И. История хазар. Ленинград, 1962. С. 135-141.

(Голосов: 1, Рейтинг: 1)

  • Нравится

Комментарии (1)

    Джаратама0
    Шура Балаганов
    25.01.2017 17:08:38
    Карта Хазарского каганата указана неправильно. Во первых, нигде, кроме самых низовьев Волги, захоронений хазар не обнаружено. Эта карта - территория влияния каганата! а это огромная разница! Во вторых, район города Семендер указан неправильно! В этом месте всё было перепахано археологами и ничего не нашли! Никаких остатков города! Зато на территории Чеченской республики в районе станицы Шелковская ещё в 1960-х годах Лев Гумилёв обнаружил остатки валов древнего города, который и определили как Семендер. Это можно прочитать в его книге "Открытие Хазарии". Все остальные авторы только предполагают, где мог находиться этот город, но практически никто из них археологические исследования не проводил ни разу в жизни! Так что давайте поверим специалисту, а не журналисту! Сама статья довольно интересная,параллели, которые выдвигают авторы, имеют право на существование. Хорошо бы знать мнение специалистов по этому поводу.
    А теперь как контрпредложение я выдвину другую версию. Если всё-таки предположить, что к югу от Хазарии находится Дербент, то какие народы с названиями тулас и лугар там могли проживать? И ещё такой вопрос - при жизни Ибн Русте доходила ли граница Хазарии до Дербента? Насколько я знаю ещё при жизни Ибн Русте Хазарский каганат перестал существовать! Южная граница расселения хазар могла проходить недалеко от устья Волги! Какие народы, проживающие южнее устья Волги могли иметь такие названия? Надо зайти на сайт народов Дагестана!