Головной убор
К.М. Текеев
Традиционные черты народной одежды карачаевцев и балкарцев формировались в течение многих веков. Можно полагать, опираясь на археологический материал, что национальная карачаево-балкарская одежда, сложившись в основном в средние века, сохранялась затем очень долго.
Полный комплект мужской одежды у карачаевцев и балкарцев был довольно разнообразен и особенно обогатился начиная со второй половины ХIХ в. благодаря более тесному общению с соседними народами, особенно с жителями казачьих станиц. Вплоть до Октябрьской революции мужская одежда в своем ассортименте не только не сокращалась, но, по нашему мнению, наоборот, пополнялась и расширялась именно за счет заимствований у других народов. Для Карачая и Балкарии вторая половина ХIX в. - это такой период, когда, что мы не раз отмечали, шло интенсивное взаимовлияние культур с другими народами.
Из всего ассортимента мужской одежды важной по престижности была шапка (берк) во всех ее формах, какие только существовали в Карачае и Балкарии. Много карачаевских и балкарских пословиц, поговорок, народных игр, шуток, свадебных и похоронных обычаев связано с шапкой. О достоинстве мужчины судили по его головному убору.
По нашему полевому материалу, ничто из мужской одежды не имело столько разновидностей, как головной убор. Любой головной убор имел не только утилитарное, но часто и символическое значение. Такое отношение к головному убору возникло в Карачае и Балкарии в седой древности и, что интересно, сохраняется и в наши дни, хотя среди интеллигенции городская и даже сельская молодежь ходит уже в теплое время года с непокрытой головой. Прежде же ни один карачаевец или балкарец ни при каких случаях не расставался с шапкой, находился ли он в гостях, сидел ли в помещении, жарко ли было, холодно ли. Обмен с кем-либо шапками означал проявление самой большой дружбы и доверия. По этнической традиции, когда умирал мужчина, полагалось раздавать его вещи, годные к носке, близким родственникам; но головные уборы покойного не дарили никому, если было кому носить в семье, если же такого не оказывалось, их преподносили самому уважаемому мужчине в клане.
Шуточная шапка (теке берк)
Сохранился и обычай, связанный со свадебным обрядом и являющийся одним из наиболее выразительных элементов в этом церемониале. Это так называемое приглашения зятя (кюеуу чакъырыу). Вместе с зятем в дом невесты приходили его родственники разного возраста, кроме пожилых, но нередко и несовершеннолетние мальчики- близкие родственники. Обряд этот целиком посвящен чествованию зятя.
После обильного угощения гостей в отдельном помещении их приглашали в большую комнату- уллу юй, где уже находились почтенные члены рода хозяев дома- деды, бабки, родители невесты, пожилые близкие родственники и др. Зятя, так сказать, официально представляли всем членам рода, приобщали к данному роду. Происходило это так. Один из самых юных участников церемонии - из близких родственников молодой жены во время произнесения добрых пожеланий - алгъыш - тамадой со стороны гостей шутливо снимал с зятя шапку. Снятие шапки (берк алуу) совершал мальчик из многодетной семьи, символизируя этим приобщение зятя к клану его жены. Этот обряд соответствует обряду прикосновения невесты надочажной цепи в доме жениха, символизирующего ее полное приобщение к данной семье в день одаривания (берне чачыуу) родителями невесты родных и близких жениха.
Специально для обряда кюеуу чакъыруу карачаевцы и балкарцы специально шили шуточную свадебную шапку- теке берк (козлиная шапка), которая по своей форме не имела ничего общего ни с какой другой. Изобилует карачаево-балкарский язык и пословицами, связанными с головным убором: "Берю атырыкъны беркюнден белгили" ("Удалого видно по шапке"), "Беркю аманны бети аман" ("У кого шапка плохая, у того и лицо плохое") и др.
Карачаево-балкарские головные уборы подразделялись на меховые (тери берк) и войлочные (кииз берк). Если первые имели несколько названий в зависимости от фактуры используемого материала и формы, то последние были лишь одной формы и делались из одного материала. И первые и вторые имели несколько разновидностей по цвету. Если первые были в большинстве черного цвета, то вторые, наоборот, совершенно не делались такого цвета. Социальные различия выражались как в качестве, так и цвете изделия. Для социальных верхов были характерны светлые тона, для низов, наоборот- темные. Летом, в теплое время года, карачаевцы и балкарцы носили войлочную шляпу (кииз берк), (некоторая часть балкарцев такую шляпу называет "къалпакъ") В холодное время года носили различные меховые шапки, по- разному утепленные для разного температурного режима.
Меховые шапки (тери берк)
Обилие сырьевой базы предоставляло карачаевцам и балкарцам широкие возможности при изготовлении меховых головных уборов. Из всех меховых шапок, которые изготовлялись со второй половины XIX в., самой престижной была шапка из каракуля (бухар). Название "бухар" говорит само за себя- мех для этих шапок, видимо, попадал в Карачай и Балкарию из Бухары. Название это свидетельствует об этнических связях карачаевцев и балкарцев с жителями далекой, но генетически родственной Бухары. Шапки из каракуля носили в основном представители имущих слоев карачаево-балкарского общества, в основном взрослая молодежь; знать же надевала их даже на маленьких мальчиков. Из всех цветов для таких шапок карачаевцы и балкарцы для молодых парней отдавали предпочтение золотистому цвету (алтын бетли- сур); вторым по престижности для молодежи шел серый цвет (кек бетли), а последним- черный (къара бетли). Если первые два цвета предназначались, как правило, для молодежи, то черный- для мужчин пожилого возраста.
По престижности за каракулевыми шли шапки, изготовленные из собственного сырья- из шкур молодых ягнят, которых забивали в разном возрасте специально на шкуру, а также и для сычуга, используемого для приготовления "къарачай-малкъар бышлакъ" (карачаево-балкарского сыра). В зависимости от возраста ягненка шкура носила различное название. Многовековая практика овцеводства у карачаевцев и балкарцев выработала разумное, рачительное отношение к животным. Маленьких ягнят забивали у тех овцематок, которые по возрасту были уже на пределе плодоношения. Этих овец, забив весной их ягнят на шкурки, летом усиленно о пасли на альпийских лугах, которыми изобиловала территория Карачая и Балкарии, а осенью забивали на мясо, заготавливаемое впрок (согъум).
Карачаевские и балкарские традиционные меховые шапки (къарачай, малкъар берк) во второй половине ХIХ- начале XX в. имели различную отделку. Это были круглые высокие шапки- тегерек, края которых отделывались различным мехом, а верх был из дорогих тканей, как правило, из кашемира или сафьяна (сахтиян), по цвету меха. Говоря о цвете шапок, следует сразу отметить, что карачаевцы и балкарцы вообще не были привержены к особо броским цветам. Не одобрялись в народе, особенно Большом Карачае, и пестрота, крикливость, вычурность. Как во всем быту, так и в одежде прежде всего ценилась качественность, добротность, насыщенность окраса.
Детские меховые шапки
Детские меховые шапки имели верх не только из шерстяной ткани, но (в социальных верхах) и из бархата. Обшитые галуном (окъа), такие шапочки на макушке имели еще черненую серебряную бляшку в форме волчонка, лисенка, медвежонка, орленка и т.п.
Шапка из местного меха уступала шапке из каракуля. Но так как карачаевские овцы тоже из породы грубошерстных, завиток шерсти новорожденных ягнят у них довольно сильно выражен, и довольно часто попадаются такие экземпляры, которые трудно отличить от каракуля. Такие шапки, изготовленные из местного сырья, нередко оценивались довольно высоко по шкале престижности. Особенно высоко такие шкурки оценивались на рынках Кавказа; имели успех они и далеко за пределами региона. Карачаевцы и балкарцы, особенно первые, продавали их в большом количестве. Карачаево- балкарское название таких шкурок- "керпе"- вошло во многие языки народов Кавказа и вышло даже за пределы. Для собственных нужд керпе карачаевцы и балкарцы употребляли широко. Из керпе они шили целиком меховые шапки, особенно социальная знать, шапки которых выделялись и по высоте. Из керпе карачаевцы и балкарцы шили также специальные головные уборы, которые надевали только ночью,- кечеги берк. Это были невысокие шапки, чаще из одного только меха, но иногда отделанные по внешнему краю нешироким мехом, с верхом из кожи (сахтиян), окрашенной в нужный цвет. Такие шапки носили очень пожилые люди. Изготавливали также из двух слоев меха- изнутри и снаружи, для тепла. Снаружи обшивали мехом с длинным ворсом, а изнутри клали мех новорожденных ягнят, которые выполняли здесь роль каракульчи. Пастухи на коше носили круглые высокие меховые шапки - чырпа берк из несколько переросшего керпе.
Шапки-ушанки (къулакълы берк)
В конце ХIХ в. в Карачае и Балкарии начали появляться шапки-ушанки (къулакълы берк), для шитья которых шли те же материалы, с той лишь разницей, что для этого типа шапок (для верха) широко употребляли тщательно отделанную и окрашенную кожу (сахтиян). "В более поздний период появилась шапка- ушанка "къулакълы берк", - пишет И.М.Отаров. Такие шапки начали постепенно вытеснять некоторые традиционные формы. Къулакълы берк, сшитые уже на швейной машине из каракуля, прочно вошли в гардероб молодежи. Проникали они в Карачай и Балкарию через дагестанцев и отчасти жителей казачьих станиц. Постепенно дагестанские мастера монополизировали шапочное ремесло, особенно производство праздничных головных уборов. Но и тогда значительный процент головных уборов изготовляли сами карачаевские и балкарские мастерицы. Перед Октябрьской революцией в Карачае и Балкарии начали носить ушанки фабричного изготовления, которые по престижности ценились ниже, а выше всех ценились изделия дагестанских мастеров. И в настоящее время престижная шапка ассоциируется с дагестанской. Понятие "дагестанская шапка-ушанка" означает суперкласс изделия. В Дагестане лучшими мастерами- шапочниками (берк уста) считались лакцы и даргинцы, которые являлись и основными поставщиками среднеазиатского каракуля в Дагестан и в другие районы Кавказа, в том числе в Карачай и Балкарию.
Маленькая шапочка - тепбе берк, феска - (пес берк) и чалма (сарх)
Карачаевцы и балкарцы, в основном люди пожилого возраста, носили маленькую шапочку- тепбе берк (букв. "шапочка для макушки"), которая вполне соответствовала своему названию. Ее носили на макушке старики, а поверх надевали еще и меховую шапку. Тебпе берк имела еще и другое название- "такия" (заимствованное из арабского). Такию никогда не снимали, за исключением времени, когда совершали омовение перед намазом, да и в этом случае не всегда.
Служители культа в Карачае и Балкарии носили еще два вида головных уборов - феску - (пес берк) и чалму (сарх). Последнюю могли носить лишь совершившие паломничество в Мекку (хадж), а кроме них- только имамы и устазы, да и то не всегда. Носили сарх поверх папахи, обертывая вокруг ее тульи двумя или тремя рядами. Она била однотонной, обычно из тонкой белой ткани, часто из шелка, длиной около двух метров и шириной 50-60 см. Ее обычно носили в торжественных случаях- в дни праздничного богослужения и т.п.
Войлочные шапки (кииз берк)
Как отмечалось, в широком ходу у карачаевцев и балкарцев были войлочные шапки (кииз берк). Их в Карачае и Балкарии изготовляли нескольких цветов. По форме же для любого возраста и для любой социальной группы они были одинаковы. Если в пошиве меховых шапок у карачаевцев и балкарцев постоянно наблюдалось какое-либо культурное влияние, то здесь этого совершенно не наблюдалось. Это, в частности, отмечает Е.Н.Студенецкая. Войлочная шапка была, так сказать, очень консервативна, очень устойчива по форме, по технике изготовления и употребляемому сырью на протяжении длительного времени. Карачаевские и балкарские войлочные шляпы изготовлялись широко и на рынок, где они пользовались большим спросом. Этим они также отличались от меховых, которые карачаевцы и балкарцы на продажу не производили. В то же время войлочные шляпы, изготовляемые другими народами Кавказа, у карачаевцев и балкарцев не пользовались успехом. Единственно, детям иногда покупали на рынках Закавказья так называемые сванские шапочки (эбзе кииз берк) - в качестве сувенира (саугъа) на память о пребывании в Закавказье для продажи овец. Для изготовления войлочных шляп употребляли шерсть высокого класса- первой стрижки от ягнят (къозу джюн). Карачаевских овец, в частности ягнят, родившихся в мае, первый раз стригли в конце августа - начале сентября, чтобы животное успело обрасти к холодам новой шерстью нужной длины. Специальный войлок делали таким же методом, как и кийиз. Войлок для шляпы отличался тем, что был однотонным и намного тоньше, чем киизы. На каждую шляпу войлок готовили отдельно (берклик кииз). Готовый войлок натягивали на специальную деревянную форму (берк агъач) и крепко привязывали, рассчитав нужную глубину и размер. После того как заготовка высыхала, обрезали края и начинали формировать поля будущей шляпы, поливая их мыльной водой и натирая о специальную плетенку- четен. Шляпа с провисающими полями считалась браком, поскольку выполняла в какой-то степени и роль зонта, оберегая плечи мужчины от дождя и все тело от палящего горного солнца.
Бывали случаи, когда женщины также надевали шляпы с широкими полями во время сельскохозяйственных работ, чтобы уберечься от солнечных лучей. Но войлочные шляпы для женщин специально не делали, они просто временно пользовались мужскими, которых в каждой семье было в избытке, поскольку новые шляпы готовили ежегодно для каждого мужчины в семье, и не по одной, а по нескольку. Добротная и красивая шляпа имела не только утилитарное значение.
Немаловажным достоинством кииз берк была ее способность не пропускать воду, так что в пути владелец мог ее использовать и как "посуду" для питья воды или нарзана. Свернутая в четыре раза по наружной стороне, она напоминала нечто вроде черпака, и всадник не спешиваясь мог с помощью такого ковша выпить воды. Верх шляпы кантовали шнуром, сотканным из шелковых нитей в цвет изделия. Окантовывали и поля шляпы. На случай ветреной погоды посередине шляпы пришивали шнурок, с помощью которого ее подвязывали к подбородку. Иногда этим же шнурком подвязывали поля кверху, и тогда шляпа принимала форму ладьи.
Войлочные шляпы изготовляли и нескольких цветов: белые (акъ бетли), морского (темир бетли), черные (къара бетли), серые (кек бетли). Социальные различия проявлялись лишь в цвете и качестве изделия. Социальные верхи стремились носить шляпы белые и цвета маренго. Утверждение В.П.Невской о том, что "для изготовления войлочных шляп употребляли куски шерстяного войлока", по нашему мнению, ошибочно.
Одним из престижных предметов мужского костюма наравне с другими головными уборами являлся башлык. Башлык был широко распространен и, очевидно, является древнейшим головным убором, не изменившим своей формы на протяжении многих столетий.
См. также:
Комментариев нет