Расширенный поиск
29 Марта  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Илму – джашауну джолу.
  • Чакъырылмагъан джерге барма, чакъырылгъан джерден къалма.
  • Нарт сёз – тилни бети.
  • Телини эшигин, махтау джабар.
  • Аууздан келген, къолдан келсе, ким да патчах болур эди.
  • Хар адамгъа кеси миннген тау кибик.
  • Кёзден кетген, кёлден да кетеди.
  • Келгинчи, къонакъ уялыр, келгенден сора, къонакъбай уялыр.
  • Минг тенг да азды, бир джау да кёбдю.
  • Эрине къаргъыш этген къатын, эрнин къабар.
  • Танг атмайма десе да, кюн къоярыкъ тюйюлдю.
  • Мен да «сен», дейме, сен да «кесим», дейсе.
  • Мухар, кеси тойса да, кёзю тоймаз.
  • Чарсда алчыны эл кёреди.
  • Акъыл неден да кючлюдю.
  • Хазыр ашха – терен къашыкъ.
  • Кёл – къызбай, къол – батыр.
  • Баш – акъыл ючюн, акъылман – халкъ ючюн.
  • Биреуню къыйынлыгъы бла кесинге джол ишлеме.
  • Ариу сёзде ауруу джокъ.
  • Чомарт къолда мал къалмаз.
  • Этни да ашады, бетни да ашады.
  • Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
  • Чомартха Тейри да борчлуду.
  • Суу ичген шауданынга тюкюрме.
  • Аманны эки битли тону болур, бирин сеннге кийдирир, бирин кеси киер.
  • Къыйынлы джети элге оноу этер.
  • Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
  • Билим къая тешер.
  • Ачны эсинде – аш.
  • Къарны аманнга къазан такъдырма, къолу аманнга от джакъдырма.
  • Ёлген аслан – сау чычхан.
  • Къонакъ аз олтурур, кёб сынар.
  • Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
  • Махтаннган къыз, тойда джукълар.
  • Хатерли къул болур.
  • Къумурсхала джыйылсала, пилни да джыгъадыла.
  • Келинни – келгинчи, бёркню кийгинчи кёр.
  • Ёмюрлюк шохлукъну джел элтмез.
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Айырылгъанланы айю ашар, бёлюннгенлени бёрю ашар.
  • Джеринден айырылгъан – джети джылар, джуртундан айырылгъан – ёлгюнчю джылар.
  • Нёгерсизни джолу узун.
  • Термилгенинги табмазса, кюлгенинге тюберсе.
  • Эртде тургъан бла эртде юйленнген сокъуранмаз.
  • Сёз садакъдан кючлюдю.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.
  • Адамны аманы адамны бети бла ойнар.
  • Намысы джокъну – дуниясы джокъ.

Светское образование горянок

19.07.2007 0 2499

Аслан Созаев,
Нальчик

После отмены крепостного права в 1861 году и в связи с начавшимися изменениями в общественной жизни Российской империи и ростом потребности в грамотных людях усиливается стремление горцев к образованию. В пореформенный период в развитии школьного дела в Терской области происходит некоторый сдвиг в сторону количественного роста школ и пересмотра их программ. В этот период открываются первые женские учебные заведения в Терской области.

В 60-80-х гг. XIX в. всего женских учебных заведений в Терской области было 5, в том числе: Нальчикская бесплатная женская школа, Ольгинская женская гимназия, женское училище, частное заведение Липинской и элементарная женская школа.

Нальчикская бесплатная женская школа, "существующая с октября 1860 г., - сообщалось в газете "Терские ведомости" за 7 мая 1869 г., - по курсу учения подходя к разряду начальных школ, содержится на добровольные пожертвования членов-благотворителей, которыми состоит благородное общество укрепления Нальчика. В этой школе предметами учебного курса служат: а) закон Божий; б) по русскому языку: чтение и письмо; в) первые четыре действия арифметики и рукоделие". С 1868 г. школа именовалась "Нальчикской Михайловской женской бесплатной школой", сегодня это - лицей № 2 г. Нальчика. К 1868 г. школу-училище посещали 22 девицы, из которых 9 состояли в старшем отделении, а 13 - в младшем приготовительном классе. В училищной библиотеке в то время находилось учебных пособий и руководств - 98 экземпляров "24 разных наименований".

Начало создания первой в Осетии женской школы было положено усердием частного лица. Владикавказский протоиерей Колиев открыл в своем доме, на свои средства, школу для обучения девочек (осетинок) грамоте и - на родном языке - начаткам христианского учения. В течение 1863 г. посещало ее от 10 до 23 девочек. Когда об этой школе доведено было до сведения Общества восстановления христианства на Кавказе, то оно с особым сочувствием отнеслось к полезному делу, начатому отцом Колиевым, и тогда же назначило в названную школу учителя с жалованием 200 рублей в год, а также учительницу рукоделия с тем же содержанием, определило отпускать ежегодно по 100 рублей на приобретение материалов, необходимых для рукодельных занятий. Помещение школы, ремонт, снабжение необходимыми принадлежностями и наем прислуги протоиерей Колиев принял на свой счет. Школа имела один класс, давала своим воспитанникам только самые элементарные знания, девицы большую часть времени проводили в кругу своих родных.

В 1866 г. "по воле его Величества Августейшего председателя Отечества", Владикавказская осетинская школа преобразована. В том же году, кроме подготовительного класса, были открыты два и учрежден пансион для 24 девочек; с тем вместе приискано удобное для классных занятий помещение с необходимыми к нему службами. С преобразованием школа стала называться "Ольгинской". К 1872 г. в школе насчитывалось 24 пансионерки и 35 приходящих. По национальному составу: осетинов - 35, русских - 15, грузинок - 4, армянок - 3, гречанок - 1, ингушек - 1. К началу XX в. Владикавказская женская школа была преобразована в гимназию. В результате этого усложнилась и программа обучения.

Первая революция 1905-1907 гг. в России всколыхнула молодежь Терской области. В частности, на собрании от 24 октября 1905 г. учащиеся Владикавказской Ольгинской женской гимназии поставили перед учебным округом и педагогическим обществом 27 требований, в их числе были: "отмена большой системы отметок, медалей и наград; замена аттестата свидетельством; уравнение учебных программ мужских и женских гимназий, в частности, преподавания истории и географии. Обязательное изучение французского и немецкого языка и как необязательного - латинского; одинаковая плата во всех классах и др. Только при удовлетворении этих требований, отмечалось в документе, гимназисты получат настоящие и твердые знания…".

Частично их требования были удовлетворены. Помощник начальника Терской области князь Д.И. Святополк-Мирской принял училище под свое особое покровительство и изъявил согласие быть попечителем общества, формирующегося для поддержания учебных и материальных средств. "Княжна, жена его, С.Я. Святополк-Мирская приняла на себя обязанность председателя в совете училища". Училище располагалось в каменном доме почетных граждан Лебедевых, расположенном в центре города. Учебные занятия в женском училище начались 1 сентября 1867 г., сами же занятия проходили ежедневно, кроме праздничных дней.

Частное заведение Липинской и элементарная женская школа, открытые в 60-х гг. XIX в., существовали на частные средства, в них всего обучалось 30 девочек. Таким образом, эти учебные заведения просуществовали недолго и были закрыты ввиду трудного финансового положения. К середине 70-х гг. XIX в. в осетинских селах была открыта 21 школа (и мужские, и женские). Женские школы были одноклассными, рассчитанными на небольшое число учеников - от 20 до 60. К 1876 г. в женских школах обучалось 158 учениц. Чтению и письму в школах обучали на русском языке, чтобы учащиеся могли заучить закон божий и отдельные молитвы.

В 80-х гг. XIX в. в условиях контрреформ положение в народном образовании Терской области значительно ухудшилось в связи с изменением в стране политической реакции. Наряду с мужскими учебными заведениями стали закрываться и женские. Лишь к 1895 г. были восстановлены женские начальные школы на селе. В это десятилетие развернулась широкая кампания по составлению на сельских сходах общественных приговоров об открытии школ. Эти приговоры представлялись в различные административные и учебные органы. Сельские жители брали на себя обязательство построить и оборудовать школьное здание, содержать его, платить учителям. Тем не менее большинство приговоров отклонялось под разными предлогами, разрешение давалось обычно на открытие школ грамоты - начальных школ простейшего типа.

Несмотря на серьезные препятствия в 90-х гг. XIX в. в школьном деле произошли положительные сдвиги. Именно тогда за счет средств самого сельского населения большинство школ обрело собственные помещения, что позволило увеличить в них число учащихся. В начале XX в. росла численность женских учебных заведений Терской области. К 1910 г. их было: гимназий - 6, прогимназий - 1, училищ - 2. Большинство этих заведений просуществовали вплоть до Октябрьской революции.

В начале XX в. в связи с новым общественным пробуждением передовые деятели культуры Кабарды и Балкарии начали ставить вопрос об эмансипации женщины. Путь к раскрепощению горянки они видели в ее просвещении. Были сделаны попытки открыть в некоторых селах Ка- барды школы смешанного типа, где обучались бы мальчики и девочки. По инициативе Талиба Кашежева и Махмуда Кармова, доверенные селения Кармова (нынешнее с.Каменномостское), в 1914 г. ходатайствовали об открытии женской школы. Жители наметили назначить учителем Талиба Кашежева. Общество обратилось к попечителю Кавказского учебного округа с просьбой разрешить им открыть женскую школу и назначить учителем Талиба Кашежева. Но просьба была отклонена. В переписке между попечителем и директором народных училищ Терской области сообщалось, что "попечитель" уведомил… "последнего, что Талиб Кашежев не может быть допущен на должность учителя начального училища в сел. Кармова, как не имеющий достаточного образовательного ценза и вследствие неблаговидных о нем сведений, поэтому кандидатура его отклоняется навсегда", - писал М.З. Саблиров. Таким образом, местные власти под разными предлогами стремились изолировать население от него.

В 1914 г. в управление Нальчикского округа был подан проект "женской туземной школы" для обсуждения. По замыслу автора проекта, Марии Ивановны Шершуновой, программа женской школы должна была соответствовать "…общеобразовательным предметам курса начальной школы, и научить читать, писать, первым правилам арифметики, кратким сведениям по географии, истории и закону божию на туземном языке". Однако этот проект остался на бумаге, ибо это не отвечало интересам царизма.

В начале XX в. общество осознало необходимость обучения девочек в светских школах. Женские учебные заведения имели очень важное значение в подготовке грамотных людей, особенно учителей для школ Терской области.

Ссылки по теме:

АБАЕВА ХАНИФА АСЛАНБЕКОВНА (1853 - 1929)
Дочь Балкарии, просветительница Азербайджана.

УРУСОВА АМИНАТ МУДАЛИФОВНА (1911 - 1995)
Общественный деятель, литератор и просветитель.

Зукку-пристав
Память о добром "зукку-приставе", как называли карачаевцы Н.Г. Петрусевича, удивительно жива и сейчас, хотя прошло более ста лет со дня его смерти.

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет