Расширенный поиск
23 Апреля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Чарсда алчыны эл кёреди.
  • Тас болгъан бычакъны сабы – алтын.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Джашынгы кесинг юретмесенг, джашау юретир.
  • Хантына кёре тузу, юйюне кёре къызы.
  • Агъач халкъгъа алтынды, иссиликге салкъынды.
  • Ата Джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз.
  • Бети къызарыучу адамны, джюреги харам болмаз.
  • Айран ичген – къутулду, джугъусун джалагъан – тутулду.
  • Къонагъынгы артмагъын алма да, алгъышын ал.
  • Къонакъ аз олтурур, кёб сынар.
  • Ёзденликни джайгъан – джокълукъ.
  • Аш иеси бла татлыды.
  • Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
  • Таукелге нюр джауар.
  • Тилсиз миллет джокъ болур.
  • Мал кёб болса, джууукъ кёб болур.
  • Къонакъ аман болса, къонакъбай джунчур
  • Тиширыусуз юй – отсуз от джагъа.
  • «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
  • Кирсизни – саны таза, халалны – къаны таза.
  • Биреуню тёрюнден, кесинги эшик артынг игиди.
  • Танг атмайма десе да, кюн къоярыкъ тюйюлдю.
  • Бети – къучакълар, джюреги – бычакълар.
  • Ишлемеген – тишлемез.
  • Нарт сёз – тилни бети.
  • Келгинчи, къонакъ уялыр, келгенден сора, къонакъбай уялыр.
  • Дуния мал дунияда къалады.
  • Акъыл сабырлыкъ берир.
  • Эллинг бла джау болсанг да, юйюнг бла джау болма.
  • Джауумдан сора, кюн кюйдюрюр, ётюрюкден сора, айыб кюйдюрюр.
  • Тау башында, тау болмаз, джангыз терек, бау болмаз.
  • Къарт бла баш аша, джаш бла аякъ аша.
  • Зар адам ашынгы ашар, кесинги сатар.
  • Чабакъгъа акъыл, табагъа тюшсе келеди.
  • Ауругъан – джашаудан умутчу.
  • Ариу сёзде ауруу джокъ.
  • Эрине къаргъыш этген къатын, эрнин къабар.
  • Уллу айтханны этмеген – уллаймаз.
  • Окъуу – билимни ачхычы, окъуу – дунияны бачхычы.
  • Къыз келсе, джумуш эте келеди, къатын келсе, ушакъ эте келеди.
  • Акъдан къара болмаз.
  • Орундукъ тюбюнде атылсам да, орта джиликме, де да айлан.
  • Къатын байлыкъны сюер, эр саулукъну сюер.
  • Чакъырылгъанны аты, чакъырылмагъанны багъасы болур.
  • Джиби бир къат джетмей эди да, эки къат тарта эди.
  • Кёзден кетген, кёлден да кетеди.
  • Орну джокъну – сыйы джокъ.
  • Босагъагъа джууукъ орун болса, ашыгъыб тёрге озма.
  • Джогъун бар этген, барын бал этген.

АБАЕВА ХАНИФА АСЛАНБЕКОВНА (1853 - 1929)

23.04.2003 0 7077

 

Дочь Балкарии, просветительница Азербайджана.

Одними из первых горянок на Северном Кавказе, получивших светское образование стали две девушки-балкарки - Ханифа Абаева и Фуза Шакманова, которые обучались в учебном заведении св. Нины в Tифлисе в 1862-1872 гг. Они были первыми не только на Северном Кавказе, но и первыми мусульманками Кавказа, решившимися на этот трудный путь. В ту эпоху, когда деятельность женщины вне семьи осуждалась, это был настоящий подвиг.

Ханифа Абаева родилась в высокогорном балкарском ауле Шканты - старинном родовом поместье Абаевых. Отец Ханифы, князь Асланбек, один из первых кавказских офицеров царской армии, после выхода в отставку решительно взялся за дело просвещения своих соплеменников. Свою благородную деятельность он начал с обучения в светских заведениях своих детей. Ханифа проучилась в Тифлисе десять лет.

В 1872 году состоялась ее встреча с азербайджанским общественным деятелем Гасанбеком Меликовым (Зардаби), определившая дальнейшую ее судьбу. А встреча эта была необычной. Гасанбек прочитал в газете "Кавказ" список девушек, окончивших обучение в заведении св.Нины, в числе которых значилось имя девушки-мусульманки. Гасанбек к этому времени закончил Московский университет, преподавал в Бакинской гимназии. Прочитав газетную публикацию, Гасанбек понял, что близок к осуществлению своей мечты - иметь подругой жизни образованную женщину. Не откладывая, он поехал в Тифлис, явился к начальнице учебного заведения и рассказал о цели своего приезда. Когда их познакомили, он был крайне обрадован, что Ханифа отличалась не только красотой, но и стремлением нести свет знаний своим сестрам - мусульманкам. С этого начинается их ладная жизнь и совместный труд на ниве просветителей азербайджанского народа.

В первый год после женитьбы Гасанбек приступает к изданию первой демократической газеты на азербайджанском языке - газеты "Экинчи" ("Пахарь"). Во всех начинаниях мужа Ханифа принимает самое активное участие, в то же время она не забывает о своей основной цели - просвещении женщин-мусульманок. Первую школу она открывает в Баку у себя дома - в 1873 году ее посещало уже 12 девочек. Вскоре реакционные силы добились запрещения газеты "Экинчи", а в 1877 году закрывается и школа Ханифы. Когда началась неприкрытая травля четы Меликовых, они решили уехать в Зардоб, родину Гасанбека, где они прожили почти 20 лет. Но и здесь Ханифа не прекращала своей педагогической деятельности.

Вернулись Гасанбек и Ханифа в Баку в 1896 году, к этому времени в общественном сознании произошли сильные перемены. Первые ученицы Ханифы Абаевой сами стали педагогами: если в самом начале педагогической деятельности у нее было 12 учениц, то в 1914 году Ханифа и ее бывшие ученицы обучали более 2000 девочек Азербайджана.

В доме Меликовых часто бывали представители прогрессивной интеллигенции Баку, среди них - Нариман Нариманов, Алекбер Сабир, Джалиль Мамед Кули-заде, Наджаф-бей Везиров и др.

В 1904 году открывается женская гимназия, где именно Ханифа становится начальницей. В 1909 году при содействии миллионера Гаджи Зейналабдина Тагиева была учреждена русско-мусульманская школа, на деятельность которой бакинская интеллигенция возлагала большие надежды. И Ханифа Абаева, оставив налаженное дело и процветающую гимназию, начала устраивать новое учебное заведение. В этой школе она проработала до 1927 года.

Помимо педагогической деятельности, Ханифа Абаева занималась и большой общественной работой - руководила различными благотворительными обществами, возглавляла движение по снятию чадры в Азербайджане.

Выступая в 1906 году на съезде учителей-мусульман России, Ханифа говорила: "Если мужчина - глава семьи, то женщина - ее основа, на ней все заботы о домашнем очаге, на ней воспитание детей, но какой же воспитатель мать-мусульманка, если она сама забитый, неграмотный человек. Это хорошо знают богатые мусульмане и женятся на женщинах с образованием, или нанимают гувернанток и бонн. Простой народ сделать этого не может. На благо будущего мы должны учить наших девочек наравне с мальчиками".

Среди учениц Ханифы Абаевой были прославленные дочери Азербайджана - Анна Султанова, Джейран Байрамова, Хавяр Шабалова, Шарабаны Зейналова, Сона Ахундова, Мина Мирзоева, Фатьма Идрисова, Хейранса Гулиева и многие другие.

Ханифе Абаевой мы обязаны установлением культурных связей между Азербайджаном и Кабардино-Балкарией. Еще в начале 20 века в газете "Каспий", редактируемой ее зятем А.М. Топчибашевым, печатались статьи общественных деятелей Балкарии Мисоста Абаева и Басията Шаханова. Свое дальнейшее развитие эти культурные связи получили в последующие годы, в частности, подготовкой научных кадров вузами Баку для Балкарии и Карачая, помощью в издании книг, пособий и т.д. Ханифа Абаева умерла 2 мая 1929 года. Судя по сохранившимся фотографиям, хоронил ее весь Баку. Выступая на траурном митинге, тогдашний председатель Азербайджанского ЦИКа Газанфар Мусабеков сказал: " Сегодня мы потеряли мать, воспитавшую не двух, не трех и даже не десять, а тысячи детей. Народ никогда не забудет все то доброе, что сделано ею". И азербайджанский, и карачаево-балкарский народы помнят свою дочь, более полувека своей жизни, отдавшую делу просвещения мусульманок

(Голосов: 2, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет