Расширенный поиск
31 Января  2023 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ауузу аманнга «иги», деме.
  • Алгъанда – джууукъ, бергенде – джау.
  • Элде адам къалмаса, ит тахтагъа минер.
  • Гырджын – тепсини тамадасы.
  • Ойнай-ойнай кёз чыгъар.
  • Ёлген аслан – сау чычхан.
  • Юйюнгден чыкъдынг – кюнюнгден чыкъдынг.
  • Тойгъан джерге джети къайт.
  • Тешигини къатында, чычхан да батыр болур.
  • Джумушакъ терекни къурт ашар.
  • Керти сёзге тёре джокъ.
  • Иги – алгъыш этер, аман – къаргъыш этер.
  • Къарт бла баш аша, джаш бла аякъ аша.
  • Тилчиден кери бол.
  • Мал тутхан – май джалар.
  • Мураты болгъанны джюрек тебюую башхады.
  • Къаллай салам берсенг, аллай джууаб алырса.
  • Чомартха Тейри да борчлуду.
  • Иги бла джюрюсенг, джетерсе муратынга, аман бла джюрюсенг, къалырса уятха.
  • Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
  • Термилгенинги табмазса, кюлгенинге тюберсе.
  • Асхат ашлыкъ сата, юйдегиси ачдан къата.
  • Адамны бетине къарама, адетине къара.
  • Джарлыны эшигин махтагъан джабар.
  • Адамны аманы адамны бети бла ойнар.
  • Къар – келтирди, суу – элтди.
  • Ёгюзню мюйюзлери ауурлукъ этмейдиле.
  • Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.
  • Aдам боллукъ, сыфатындан белгили.
  • Тели турса – той бузар.
  • Шапа кёб болса, аш татымсыз болур.
  • Телиге от эт десенг, юйюнге от салыр.
  • Чомарт джарлы болмаз.
  • Ата – билек, ана – джюрек!
  • Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
  • Къозулугъунда тоймагъан, къойлугъунда тоймаз.
  • Башсыз урчукъ тюзюне айланмаз.
  • От кюйдюрген, сау болса да, тот кюйдюрген, сау болмаз.
  • Эм уллу байлыкъ – джан саулукъ.
  • Эркиши – от, тиширыу – суу.
  • Къартха ушагъан джаш – акъыллы, джашха ушагъан къарт – тели.
  • Накъырда – кертини келечиси.
  • Агъач – джерни чырайы, кийим – эрни чырайы.
  • Адам сёзге тынгыла, акъыл сёзню ангыла.
  • Иги адам абынса да, джангылмаз.
  • Окъумагъан сокъурду, сокъур ташха абыныр!
  • Ашхы тенг джолгъа салыр, аман тенг джолдан тайдырыр.
  • Юре билмеген ит, къонакъ келтирир.
  • Аджашхан тёгерек айланыр.
  • Сескекли кесин билдирир.

Чувство камня

12.09.2006 0 3757

Асият Гериева,
Нальчик

 

Бытует мнение, что все новое - это хорошо забытое старое. Все, что мы видим, носим и даже строим все чаще и чаще напоминает нам старину. Сейчас в Балкарии и Карачае стали появляться каменные заборы. Может это дань моде, а может заложено веками в генах народа. Они напоминают о древних поселениях и мастерах-каменщиках, чьи имена остались неизвестными. Пусть во многих местах сохранились только стены, но и они долгое время будут оставаться свидетелями своеобразного зодчества и показателями характера народа. 

Наш собеседник - Мухарбий Каркаев, Почетный архитектор России, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, главный архитектор Кабардино-Балкарии в 1971 - 1992 годах.

- Даже остатки старых поселений производят впечатление монументального труда. Стены выложены из таких камней, которые в настоящее время не каждый подъемный кран осилит...

- Я дату назвать не берусь, но по тому, что сейчас сохранилось в виде руин, в виде частично оставшихся сооружений, можно сделать вывод: все началось со скальной архитектуры, в которой были использованы пещеры. Принцип строительства прост: с одной стороны голая пещера или грот, а со всех остальных сторон выкладывается каменная стена. Это присуще всему Кавказу, по крайней мере, той его части, где люди жили в горах. Так вот, здесь в строительстве всегда использовался камень, и пока не вырубили все леса, - древесина. Исконное карачаево-балкарское слово "хуна" означает принцип возведения сооружений.

Например, говорят "кладка блоком", "глинобитная стена", "сруб" и т.д. У нас были свои названия, а общим словом "хуна" называли принцип строительства из камня. В предгорьях и в долине строили легкие недолговечные дома. Когда нападал враг, они сгорали дотла. И никаких следов о живущих там племенах не оставалось. А в верхней части, к примеру, нашей Кабардино-Балкарии, следы жилищ сохранились по сей день.

И каменная кладка это не просто сложенные друг на друге глыбы, а отражение того, как исторически формировался характер этого народа, его ментальность. Обратите внимание на башенные строения. Они требовали самого высокого мастерства в кладке. Несмотря на то, что все горцы, живущие на Кавказе, так или иначе сталкиваются с камнем, каменная кладка Балкарии, Карачая и Осетии в корне отличается от других. В Карачае, кстати, больше строили из древесины, чем из камня. 

Ленивый народ или народ, который не собирается долго жить на этом месте, так основательно, весомо не стал бы строить. Если бы мне сказали: "Покажи эти непревзойденные памятники!", я бы, к примеру, показал аул Шыкы. Чуть выше дома Кязима, протяженностью в полсотни метров и высотою в человеческий рост выложена подпорная стена. Наверху площадка, там, по видимому, проходила жизнь вне дома. Эта кладка сделана из естественного камня. Камни расположены строго горизонтально и зачастую кажется, что их каким-то образом обтесывали - настолько они подогнаны друг к другу. Но нет, их просто умело подбирали из десятков и сотен других. У нас даже есть такое образное выражение "хунагъа жарашмагъан ташча", когда имеют в виду что-то или кого-то не на своем месте. Несколько рядов совершенно сухой кладки, без применения каких-либо растворов. Каменные глыбы укреплялись только небольшими камешками, и с трудом верится, что к этому строительству приложил руку человек.

При въезде в Верхнюю Балкарию можно увидеть старый аул Зылгы, где сейчас ведутся археологические раскопки. То что мы увидели там, больше похоже на монастырский комплекс доисламского периода. Он как раз на той высоте, где монахи не сталкивались с обычными людьми. Может быть, у них была необходимость и защищаться. А вот внизу есть неплохо сохранившиеся следы обычной жилой застройки, возраст которой 150-200 лет. Я уверен, что эти раскопки удивят многих.  

- Как Вы думаете, камень всегда занимал особое место в жизни народа? К слову вспомним Тёре, который восседал на каменной скамье, или "налат ташы" (камень позора)...

- Наш народ всегда уважительно относился к камню. Например, "Раненный камень" у Кайсына Кулиева чуть ли не живое существо. Этот образ он придумал не сам, он пришел к нему из глубины веков, из истории народа. Так глубоко философски и с большим уважением относится мой народ к камню, в то время как у многих других народов камень является олицетворением бездушия. Вообще нужно сказать, что наши предки строили свои жилища не из случайно подобранных камней. Если строителю понравился какой-либо камень, он делал все возможное, чтобы перетащить его к себе. Рассказывают, что бывали случаи, когда четыре вола не справлялись с каменной глыбой, у бедных животных трескались копыта. Но человек, задумавший перенести камень, не отказывался от него.

В целом архитектура у нас брутальная. Она грубовата немного, но в то же время основательна, что во многом показывает менталитет народа. Или, если говорить о характере, балкарцы и карачаевцы - люди прямолинейные и, взявшись за что-то, не отступают. Может, потому и грубоваты во взаимоотношениях. Даже башни, по моему убеждению, строились не только в целях обороны и красоты, но и для того, чтобы утвердить статус той или иной фамилии, рода, человека. Эти башни играли морально-духовную роль. Подчеркивали общественное положение и материальное благосостояние хозяев.

 

- Так какое отношение имеют современные каменные стены Балкарии и Карачая к древним постройкам?

- Никакого. К сожалению, никакого! Они не имеют ничего общего с нашей национальной кладкой. Большая часть этих построек - имитация грузинской кладки. В Нальчике цокольный этаж гостиницы "Нарт" построили грузины. Именно такой кладкой и выложены многие современные каменные строения в наших республиках. Меня очень смущают швы на этих кладках: их выделяют да еще красят в разные цвета, что вообще не приемлемо по отношению к природному камню. Природный камень нельзя маскировать, его нужно оставлять обнаженным, он вполне самодостаточен своей неповторимой фактурностью. Именно так строили наши предки. Без единого намека на привнесенное изящество. Все, что делается из камня должно быть добротным и основательным. И с камнем надо разговаривать на "языке камня". Наши предки это не просто понимали, но и чувствовали очень тонко.

 

  • Так строили наши деды
    Институт взаимопомощи имел большое и непреходящее значение. В Карачае и Балкарии не выполнялась ни одна сколько-нибудь значительная работа без взаимопомощи (маммат, изеу).

(Голосов: 2, Рейтинг: 3)

  • Нравится

Комментариев нет