Расширенный поиск
26 Апреля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Джаралыны джастыгъында сау ёлюр.
  • Ёгюзню мюйюзлери ауурлукъ этмейдиле.
  • Тамчы таш тешер.
  • Элни кючю – эмеген.
  • Адам сёзюнден белгили.
  • Ачылгъан эт джабылыр, кёрген кёз унутмаз.
  • Хансыз джомакъ болмаз.
  • Уллу атлама – абынырса, уллу къабма – къарылырса.
  • Булут кёкге джарашыу, уят бетге джарашыу.
  • Сууда джау джокъ, кёб сёзде магъана джокъ.
  • Ким бла джюрюсенг, аны кёзю бла кёрюнюрсе.
  • Ата – билек, ана – джюрек!
  • Къонакъ аман болса, къонакъбай джунчур
  • Чомарт бергенин айтмаз.
  • Ариу – кёзге, акъыл – джюрекге.
  • Джумушакъ сёз къаты таякъны сындырыр.
  • Дуния мал дунияда къалады.
  • Биреуню тёрюнден, кесинги эшик артынг игиди.
  • Ойнай-ойнай кёз чыгъар.
  • Къыз чыгъаргъан – къызыл къымжа.
  • Ана кёлю – балада, бала кёлю – талада.
  • Джырына кёре эжиую.
  • Ариу сёз джыланны орнундан чыгъарыр.
  • Къонакъны къачан кетерин сорма, къачан келлигин сор.
  • Этек чакъмакълары баш джаргъан, сёлешген сёзлери таш джаргъан.
  • Тамбла алтындан бюгюн багъыр ашхы.
  • Ашарыкъда сайлагъаннга – чий гырджын.
  • Тилде сюек болмаса да, сюек сындырыр.
  • Джыйырма къойну юч джыйырма эбзе кюте эди.
  • Чакъырылмагъан къонакъ – орунсуз.
  • Ариу сёз – джаннга азыкъ, аман сёз – башха къазыкъ.
  • Ач къалгъандан, кеч къалгъан къолай.
  • Билген билмегенни юретген адетди.
  • Къарнынг тойгъунчу аша да, белинг талгъынчы ишле.
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Эки къатын алгъанны къулагъы тынгнгаймаз.
  • Ётюрюкню башын керти кесер.
  • Эки къатын алгъан – эки ташны ортасына башын салгъан.
  • Ач – эснер, ат – кишнер.
  • Джетген къыз джерли эшекни танымаз.
  • Чакъырылмай келген къонакъ сыйланмай кетер.
  • Ашхы сёз таш тешер.
  • Ат басханны джер билед.
  • Итли къонакъ джарашмаз.
  • Джаш къарыу бла кючлю, къарт акъыл бла кючлю.
  • Тай асырагъан, атха минер.
  • Иесиз малны бёрю ашар.
  • Чомарт къонакъ юй иесин сыйлар.
  • Башынга джетмегенни сорма.
  • Ашын ашагъанынгы, башын да сыйла.

Т.Хаджиева. Исмаил Урусбиев и его сыновья

06.11.2003 0 9270

 

В XIX в. под благотворным влиянием представителей русской демократической культуры на Северном Кавказе среди местной интеллигенции возникает интерес к истории и культуре края.
Начиная с конца XIX в. в дело собирания и изучения истории, этнографии, материальной и духовной культуры балкарцев и карачаевцев большой вклад внесли Исмаил Мырзакулович Урусбиев и его сыновья - Сафар-Али и Науруз.

Они не только принимали у себя (в Урусбиево) и сопровождали в поездках иностранных альпинистов, учёных, представителей русской академической науки и культуры академиков Вс.Ф.Миллера, Г.Абиха, профессоров Л.Г.Ковалевского, Л.Г.Лопатинского, Л.Н.Дьячкова-Тарасова, композиторов С.И.Танеева, М.А.Балакирева, художника Н.А.Ярошенко и др., но и знакомили их с историей, фольклором своего народа. Вот что пишет о своих информаторах братьях Наурузе и Сафар-Али Урусбиевых один из русских путешественников П.Остряков в своём Предисловии к текстам карачаево-балкарских нартских сказаний, опубликованных в 1879г.: "Им дороги памятники родной поэзии и они с прискорбием боятся, что не найдётся человека, который бы хотя в русском переводе, сохранил заветные песни. Желание и любовь их доходит до того, что оба брата наперерыв предлагали мне быть переводчиками и комментаторами..." [11, с.701]. Читая далее восторженные слова П.Острякова относительно фольклора балкарцев и карачаевцев: "Какая колоссальная фантазия, какие описания природы, какие величественные типы! Из легенд их, кроме поэтической стороны, можно было бы узнать все их религиозные и нравственные идеалы, обыденную жизнь, историю с мифических времён до наших дней, потому что нет того выдающегося в их жизни события, нет того мало-мальски замечательного лица, которое не было бы воспето своим Гомером и песня последнего не переходила из рода в род" [11, с. 700-701], - лишний раз убеждаешься, насколько прекрасно Урусбиевы знали своё словесное искусство и насколько искусными рассказчиками они были.

В этой же публикации П.Остряков пишет: "Когда сюда (на Кавказ - Т.Х.) приезжал наш многоуважаемый М.А.Балакирев с целью собрать и аранжировать местные мотивы, то князь У.-Б.(Исмаил Урусбиев - Т.Х.), как лучший знаток, приехал со своими национальными инструментами в Пятигорск, и доставил М.А.(Балкиреву - Т.Х.) полный материал для репертуара балкарских мелодий..." [11, с.704].

В 1885г. в Урусбиево "С.И.Танеев произвёл от князя Исмаила Урусбиева, считавшегося тогда "одним из немногих знатоков старых кавказских песен", двадцать записей этих песен. Одновременно С.И.Танеев собрал от Урусбиева ряд сведений о музыке кавказских горцев, послуживших материалом к составлению заметки о музыке горских татар (балкарцев - Т.Х.)"[3,С. 212].

Сам же С.И.Танеев в одном из своих писем так характеризует И.М.Урусбиева: "С нами едет владелец урусбиевского аула, человек во многих отношениях замечательный, Измаил Мирзакулович ... лицо, знающее весь Кавказ, обычаи разных народов, музыку старинную и новейшую (понятно, кавказскую), знающий историю и географию, Бокля, Дарвина и т.п. Считается здесь первым знатоком кавказских преданий" [14, с.490].
Помимо П.Острякова, М.А.Балакирева, С.И.Танеева Исмаилом Урусбиевым и его сыновьями очень много фольклорного и этнографического материала было сообщено М.М.Ковалевскому, Вс.Миллеру, Г.Н.Потанину и др., которые использовали его в своих работах.

Исмаил Урусбиев

О том, что князь Урусбиев и его сыновья прекрасно знали свою изустную словесность и были великолепными рассказчиками, упоминают в своих публикациях и исследователи Кавказских гор и альпинисты. Вот что пишет геолог М.К.Голомбиевский в одном из своих очерков: "В ущелье между вершинами (Эльбруса - Т.Х.) нам опять попалось пространство, покрытое гололедицей, которая привела мне на память интересную легенду, существовавшую между горцами и рассказанную мне в 1887г. покойным Исмаилом Урусбиевым. Легенда эта говорит, что между вершинами Эльбруса, пониже седловины, есть родник с теплою водой, выходящей наружу двумя струями, одна из которых даёт живую воду, другая - мёртвую. Стережёт этот родник особого вида орел, который на всякого дерзкого, взбиравшегося на вершину, сначала напускает метель, а если это не заставит его вернуться, выклёвывает ему глаза" [4, с.34].
У С.Анисимова читаем: "Занимая гостей, Науруз отдался воспоминаниям, рассказывал горские легенды, рассказывал о своих экскурсиях с альпинистами, об охоте" [1, с.94].

А один из постоянных гостей и слушателей Науруза Исмаиловича профессор В.В.Дубянский в своих путевых заметках, описывая оружие, висевшее в гостиной Урубиевых, пишет: "Безмолвно глядели на нас беспристрастные свидетели былых кровавых битв, дорогою ценой которых покупалась свобода, и шумных пиров среди насиженных скал и лесов под звуки песни народного барда, облекавшего в форму поэтической импровизации те или иные яркие эпизоды из истории... татарского (балкарского - Т.Х.) племени или посвящавшего вольную песнь свою героическим сказаниям о древних, некогда будто живших на Северном Кавказе от Чёрного моря до Волги нартах-богатырях, отличавшихся величественной и привлекательной наружностью и прославленных в памяти потомков подвигами благородства, бесстрашия и силы" [6, с. 55].

Братья Урусбиевы не только рассказывали и записывали, но и публиковали фольклор своего народа. Так, в 1881г. Сафар-Али Исмаилович опубликовал на русском языке нартские сказания балкарцев. Небольшое его предисловие к этим сказаниям "Несколько слов от составителя и переводчика" и комментарии положили начало научному изучению эпоса балкарцев и карачаевцев [16]. Нужно отметить, что сказания, опубликованные Сафар-Али Урусбиевым, послужили основой и для энциклопедической статьи "Нартские богатыри", опубликованной в 40-м томе словаря Брокгауза и Ефрона (1897 год). А часть, записанных Наурузом Исмаиловичем карачаево-балкарских фольклорных текстов, вошла в публикацию Н.П.Тульчинского: "Поэмы, легенды, песни, сказки и пословицы горских татар (балкарцев - Т.Х.) нальчикского округа Терской области" [15]. "Издание Н.П.Тульчинским старинных песен, собранных Наурузом Урусбаевым, создание М.А.Балакиревым концертной лезгинки "Исламей", картин Н.Ярошенко "Песня о былом", "У Подножия Эльбруса", "Шат-гора"... - всё это культурные плоды "обратной связи", возникшей в результате знакомства первых просвещённых горцев с лучшими представителями русской демократической культуры", - пишет первая исследовательница карачаево-балкарского просветительства Ф.А.Урусбиева в своей статье "Просвещение и культура Балкарии в XIX - начале XX века", которая является одной из самых основательных и значимых работ по данной проблеме [17, с.38].

Подвижническая деятельность Урусбиевых отвечала потребностям русской науки того времени и поэтому была в значительной степени плодотворной. Именно благодаря им история, этнография, народное творчество балкарцев и карачаевцев нашли широкое отражение в русской историографии второй половины XIX в.

Помимо просветительства и различных культурных и хозяйственных начинаний с ними связано горовосходительство и изучение края. Урусбиево было центром "альпийских экскурсий" не только для русских, но и иностранных учёных и альпинистов. Именно отсюда они при самом внимательном содействии Урусбиевых и их односельчан-проводников, отправлялись для восхождения на Эльбрус, на вершины Главного хребта и на перевалы, для перехода в Сванетию или Карачай.

"Милый Пётр Ильич! - пишет в своём письме Чайковскому С.И.Танеев. - Завтра выезжаю в путешествие, которое продолжится двадцать дней. Мы сделаем перевал через Кавказский хребет близ Эльбруса, что представляет очень большие трудности, ... потом проедем в Сванетию... Наше путешествие обставлено очень большими удобствами: нас провожает владелец перевала Измаил Урусбиев. Лошади и проводники будут готовы..." [14, с.491].

Слева направо: С.И.Танеев, М.М.Ковалевский, И.М.Урусбиев, Суюнчев (?), Н.К.Михайловский, И.И.Иванюков

Во второй половине XIX века интерес иностранных альпинистов и учёных к Кавказским горам значительно возрос. Так, Председатель Английского Королевского Географического Общества Дуглас Фрешфильд, основав в Лондоне первый альпийский клуб, стал инициатором в деле исследования Кавказских гор. Его восхождения в горах Кавказа описаны в ряде книг, которые считаются одними из лучших дореволюционных трудов, посвящённых описанию Кавказа и его обитателей (к сожалению, до сих пор ни эти работы, ни книги Ф.С.Грове, М.Деши, Г.Мерцбахера и других иностранных авторов, в которых также сосредоточен огромнейший материал по Кавказу, не переведены на русский язык. Сколько интересных исследований появилось бы в кавказоведении, будь они в своё время переведены и опубликованы).

Этому знаменитому альпинисту, дважды покорившему Эльбрус (1868, 1886) в 1907 году, во время празднования юбилея английского альпинистского клуба, был вручен диплом почётного члена Русского Горного общества.После Д.Фрешфильда на Эльбрусе побывали не только члены его альпийского клуба, но и швейцарцы, итальянцы, немцы и другие иностранцы.
Что касается последних, то многие из них являлись членами "Кавказского альпийского клуба", основанного в конце XIX в. в Баденском гросс-герцогстве Германии, который впоследствии очень много сделал в деле изучения Кавказа.

Все эти альпинисты, будучи на Кавказе, каждый раз останавливались в доме Исмаила Урусбиева, который всегда был очень внимателен к своим гостям. Вот что по этому поводу писал известный венгерский альпинист Деши, покоривший в 1884г. западную вершину Эльбруса: "Среди всех горных жителей, которых я во время своих частых путешествий встречал, единственный, быть может, Исмаил Урусбиев относился сознательно к задачам нашего путешествия и всецело входил в наше положение..." [9, с.182]. Именно за это своё внимание и понимание, и за неоценимую помощь учёным, людям искусства и альпинистам Исмаил Мурзакулович Урусбиев был избран почётным членом Русского Географического Общества. В дореволюционных публикациях указывается и то, что он был награждён и орденом св.Станислава 3-й степени, а также медалью "За усердие".

После того как в Пятигорске в 1902г. было открыто Кавказское Горное Общество под председательством О.А.Чечотта, многие члены Общества: P.P.Лейцингер, В.В.Дубянский, Я.И.Фролов и многие другие, приезжая в Урусбиево, уже прибегали к помощи сына покойного Исмаила - Науруза, который был действительным членом этого Общества.
А о том, как много сделал для Кавказского Горного Общества Науруз Урусбиев свидетельствует специальная статья В.В.Дубянского "К портрету князя Науруза Исмаиловича Урусбиева", опубликованная в 1917г. в журнале "Кавказские курорты".

"Фамилия князей Урусбиевых на Северном Кавказе бесспорно принадлежит к числу тех немногих туземных фамилий, которые приобрели почётную известность далеко за пределами родных гор и России. Мы не знаем ни одного капитального труда среди посвящённой высокогорному Кавказу и району Эльбруса отечественной и иностранной литературы - английской, итальянской, немецкой, французской, где бы ни упоминалось с признательностью о покойном князе Исмаиле, свидетеле времён покорения Кавказа, или об его достойном наследнике, ныне здравствующем князе Наурузе Исмаиловиче, никогда не отказывавших в радушном гостеприимстве и просвёщенном содействии, заброшенным в самое сердце Центрального Кавказа учёным и путешественникам.

Князь Измаил лично сопровождал в 1868г. до большой высоты по фирновым полям юного Фрешфильда в его восхождении на восточную вершину Эльбруса (19 июня); он обошел все окрестные высоты и ущелья с неутомимым исследователем и отцом геологии Кавказа, знаменитым нашим академиком Германом Абихом; на его средства была проложена прекрасная для того времени колесная дорога от селения Урусбиево, последнего административного центра в верховьях Баксанской долины, до крайних северных границ горско-татарских урусбиевских земель и выхода Баксана из доломито-известняковых горных теснин в область Гундулена-Атажукинских верхнемеловых предгорий.

...Следуя благому примеру покойного отца, князь Науруз Исмаилович по мере сил старается поддерживать сооружённую старым князем дорогу. Благодаря его же заботам поддерживаются в полной исправности и своевременно перебрасываются новые мосты через Баксан на смену снесённым бурной рекой в пределах земель Урусбиевского общества.
...Князь Науруз Измаилович всегда относился с большим сочувствием к начинаниям и задачам Кавказского Горного Общества, с главным учредителем которого - покойным P.P.Лейцингером его связывали узы старинной дружбы. Неоднократные многолюдные экскурсии по долине Баксана к Азаусскому глетчеру, на фирновые поля Эльбруса и на вершины седого великана, традиционно устраивавшиеся ежегодно под флагом Кавказского Горного Общества, при жизни чутко интересовавшегося ими старого альпиниста, всеми горячо любимого Рудольфа Рудольфовича, неизменно встречали самый приём в усадьбе князя Урусбиева. И, вероятно, многие из участников таких экскурсий, когда дойдут до них эти строки, живо с благодарностью вспомнят те часы, которые они провели в уютной и поместительной "кунацкой" урусбиевского дома под шум волн Баксана и Кыртык суу за уставленным угощением столом в непринужденной и интересной беседе с радушным хозяином, имеющим и умеющим порассказать немало занимательного о родных горах и ущельях, о длинном ряде заглядывавших сюда путешественников нередко с очень громкими именами (Максим Ковалевский, композитор Римский-Корсаков, Фрешфильд, Мерцбахер, Селла, Грове, Деши и т.д.), то здравствующих и поныне, то переселившихся уже в лучший мир и смотрящих на всё с пожелтевших картонов фамильного альбома Урусбиевых такими сильными, энергичными, бодрыми, свежими...
На глазах у нижеподписавшегося родилось и росло Кавказское Горное Общество, пережило и светлые и чёрные дни. С тем большей готовностью откликнулся он в переживаемый момент перелома в жизни дорогой ему общественной организации на предложение редакции К.Г.О. написать несколько строк к портрету князя Н.И.Урусбиева и выражает твёрдую уверенность, что явится выразителем мнения всех, имевших счастье полюбоваться вблизи дивной картиной царственного величия Эльбруса и соплеменных ему гор, если позволить себе с печатных страниц "Кавказских курортов" обратиться с сердечным приветом и чисто русским "спасибо!" к князю Наурузу Исмаиловичу Урусбиеву за его радушье и тёплое участье"
[5, с.118-120].

В этом же журнале была напечатана статья А.П.Лорча "Мы и горцы", в начале которой он, сообщив об открытии Кисловодского отдела Кавказского Горного Общества, далее знакомит читателей с рядом задач, стоящих перед Отделом, и с людьми, оказывающими поддержку и помощь Обществу. Среди этих людей автор особенно выделяет Урусбиевых: "На открытии Кисловодского отдела Кавказского Горного Общества сын диких гор живописной Балкарии таубий Баксанук Тавлет-Гиреевич Сюйюнчев приветствовал нарождение этой культурной ячейки, обещая как нравственную, так и посильную поддержку со стороны горского населения.
Предполагая в настоящей заметке сказать несколько слов о желательности совместной работы нашего Общества с горским населением, я ограничусь здесь указанием на те две из народностей Северного Кавказа, которые по своему этнографическому распределению ближе других стоят району деятельности "Кисловодского отдела" - то есть балкарцев и родственных им карачаевцев.

Благодаря их миролюбивому характеру и большому интересу проявляемому ими ко всем культурным начинаниям и науке, они несомненно оправдывают возложенные на них надежды.
Начало этой культурной работы давно уже положено было ныне покойным князем Исмаилом Урусбиевым, имя которого стало известно всем русским и иностранным исследователям Кавказских гор, как равно и всем туристам, посещающим Баксанское ущелье с целью взобраться на седого великана, царственно возвышающегося над сниженными вершинами Кавказского хребта.

Имя таубия Исмаила связано с лучшими воспоминаниями о Кавказе таких учёных альпинистов, как Абих (1853), Фрешфильд (1868), Деши (1884), Мерцбахер (1891) и других, которые под кровлей этого просвещённого и гостеприимного горского князя всегда находили поддержку в своих предприятиях и радушный прием.

Сын его, Науруз Исмаилович продолжает начатое отцом дело и дом Урусбиева - в ауле того же имени, расположенном у подножья двуглавого Менги Тау, который, благодаря накопившимся за свыше шестидесятилетним подаркам, портретам и воспоминаниям побывавших там путешественников, представляет собой миниатюрный альпинистский музей, служит по сей день убежищем для туристов" [9, с.183-184].

С.С.Анисимов в своей работе "От Казбека к Эльбрусу" пишет: "Ещё в 1868г. известный английский альпинист Дуглас Фрешфильд оставил здесь (в семье Урусбиевых - Т.Х.) переплетённую тетрадь, в которую записал своё восхождение на вершину Эльбруса с проводником Ахией (Соттаевым - Т.Х.) из Урусбиева и с двумя альпийскими проводниками Тукером и Муром. С тех пор в эту книгу вносили свои записи все, кто бывал в Урусбиево и останавливался в кунацкой Урусбиевых... Всем им Урусбиевы оказывали самый радушный приём, о котором и сейчас свидетельствуют их признательные записи, оставленные в названной тетради. Она хранится и теперь ещё в роду Урусбиевых" [1, с.93].

В 1894г., после окончания первой тетради Науруз Исмаилович для своих гостей завёл новую тетрадь. К сожалению, эти тетради до сих пор не обнаружены. Вот что о них говорится в статье "Ценное приобретение", опубликованной в 1929г.: "По всей вероятности нет ни одного человека в СССР и Европе из числа путешествовавших по Кавказу в период до и после Октября и предпринимавших экспедиции и экскурсии с разнообразными целями... в высокогорном Кавказе, особенно в районе Эльбруса, который бы ни останавливался в сел. Верхний Баксан (с.Урусбиево) в семье Урусбиевых и не сделал бы своих записей в их фамильной тетради. Эти тетради (одна с 1868г.), которую оставил знаменитый альпинист Дуглас Фрешфильд с записью своего первого восхождения на вершину Эльбруса и целым рядом последующих всех, кто бывал в Урусбиево, а другая с 1894г. такого же характера, является драгоценной летописью и памятником продолжительной полосы в истории альпинизма и исследовании высокогорного Кавказа и его обитателей, а помещённые в них записи ряда учёных, художников, писателей, альпинистов как русских, так и европейцев, обрисовывают яркими и подчас художественными чертами отдельных выдающихся представителей культурной общественности дореволюционной России.

До последнего времени эти тетради хранились в роду Урусбиевых как фамильная реликвия.
Облполитпросвету КБАО недавно удалось приобрести одну из вышеуказанных тетрадей-записей (с 1894г.) и в настоящее время она хранится в центральной библиотеке г. Нальчика.
Облполитпросвет совместно с кабинетом краеведения Ленучгородка надеется в ближайшем будущем материал этих записей использовать для составления и издания очерка по истории альпинизма и туризма в высокогорном Кавказе"
[13, с.76].

А Опрышко О.Л. в своей книге "По тропам истории" отмечает, что Облполитпросвет КБАО тогда приобрел не только тетрадь, но и редкие фотографии людей, посетивших Приэльбрусье и, что и первая тетрадь (записи с 1868г.) в двадцатые годы была подарена Урусбиевыми "областному обществу краеведов, возглавляемому основателем и первым директором Кабардино-Балкарского краеведческого музея М.И.Ермоленко" [10, с.297].

О судьбе данной тетради существует и другая версия, по которой её якобы в 1895г. вместе с коллекцией Исмаила Урусбиева древних археологических памятников из Баксанского и Чегемского ущелий приобрёл у Науруза Исмаиловича венгерский археолог Енэ Зичи. Что касается коллекции, она сейчас хранится в одном из будапештских музеев, а о тетради ничего не известно.

Может быть эти бесценные тетради погибли во время Великой Отечественной войны и "потеряны навсегда, а может быть они где-то лежат и ждут своего часа". То же самое можно сказать и о картинах, картах, фотографиях, оружии и других экспонатах из кунацкой родоначальника эльбрусианы Исмаила Мырзакуловича Урусбиева, который, по словам многих очевидцев, представлял собой миниатюрный альпинистский музей.

Этнограф М.М.Ковалевский и таубий Исмаил Урусбиев. Скульптор Х.Крымшамхалов. 

Литература:
1. Анисимов С.С. От Казбека к Эльбрусу. М.-Л., 1928.
2. Балакирев М.А. Воспоминания и письма. Л., 1962.
3. Беляев В.М.  По поводу записей музыки кавказских горцев С.И.Танеева// Памяти С.И.Танеева. М.-Л., 1947.
4. Голомбиевский М.К. Попытка восхождения на Эльбрус в 1887 и 1888 гг. и топография этой горы и её окрестностей// Известия Кавказского отдела Русского географического общества, 1903, XVI, вып.З.
5. Дубянский В.В. К портрету князя Науруза Урусбиева// Кавказские курорты. 1917, №10.
6. Дубянский В.В. На Эльбрус по Баксану. Пятигорск, 1911.
7. Иванюков И.,   Ковалевский М.   Подошвы   Эльборуса// Вестник Европы, т.I, кн.1.
8. Кавказские курорты. 1917,  №15.
9. Лорч А.П. Мы и горцы// Кавказские курорты. 1917, №14.
10. Опрышко О.Л. По тропам истории. Нальчик, 1979.
11. Остряков П. Народная  литература  кабардинцев и её образцы// Вестник Европы. 1879, т. IV, кн.8-9.
12. Рахаев А.И. Песенная эпика Балкарии. Нальчик, 1988.
13. Революция и горец. 1929, №3 (5).
14. Танеев С.П. Избранные письма. Т.2. М., 1958.
15. Тульчинский Н.П.  Поэмы,  легенды,  песни, сказки  и пословицы горских  татар  Нальчикского округа Терской области// Терский сборник на 1904г.Вып.6. Владикавказ, 1903.
16. Урусбиев С.-А. Сказания о нартских богатырях у татар-горцев Пятигорского округа Терской области// Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. 188, Вып. I, отд. 2.
17. Урусбиева Ф.А. Просвещение и культура Балкарии в XIX - начале XX в.// Очерки истории балкарской литературы. Нальчик, 1981.

(Из книги: "КАРАЧАЕВЦЫ И БАЛКАРЦЫ: ЯЗЫК. ЭТНОГРАФИЯ. АРХЕОЛОГИЯ. ФОЛЬКЛОР" - М., 2001г.)

Еще по этой теме: О музыке горских татар
...Встречаются гаммы с интервалами, меньшими полутона. Известно, что подобные гаммы существуют у восточных народов. В данном случае особенно интересно то обстоятельство, что эти песни исполнялись в два голоса.

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет