Расширенный поиск
27 Сентября  2020 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ана – юйню кюн джарыгъы.
  • Игини сыйлагъан адетди.
  • Билим – акъылны чырагъы.
  • Джюрек кёзден алгъа кёрюр.
  • Аманны къуугъан, аманлыкъ табар.
  • Ичимден чыкъды хата, къайры барайым сата?
  • Адам къыйынлыгъын кёлтюрюр, зауукълугъун кёлтюрмез.
  • Къатыны харакетли болса, эри къымсыз болур.
  • Джылкъыдан – ат чыгъар, тукъумдан – джаш чыгъар.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Байма, деб да, къууанма, джарлыма, деб да, джылама.
  • Кёзден кетген, кёлден да кетеди.
  • Эли джокъну – кёлю джокъ.
  • Намысы джокъну – дуниясы джокъ.
  • Душманны тышы – акъ, ичи – къара.
  • Эр сокъур болсун, къатын тилсиз болсун.
  • Байлыкъдан саулукъ ашхыды.
  • Адеби болмагъан къыз – тузсуз хант.
  • Магъанасыз сёз – тауушсуз сыбызгъы.
  • Кёпюр салгъан кеси ётер, уру къазгъан кеси кетер.
  • Байны къызы баймакъ болса да, юйде къалмаз!
  • Айтхан – тынч, этген – къыйын.
  • Къонагъынгы артмагъын алма да, алгъышын ал.
  • Тилчи тилден къаныкъмаз.
  • Атынг аманнга чыкъгъандан эсе, джанынг тамагъынгдан чыкъсын.
  • Джахил болса анасы, не билликди баласы?
  • Эки итни арасына сюек атма, эки адамны арасында сёз чыгъарма.
  • Ёлген ийнек сютлю болур.
  • Иги адам абынса да, джангылмаз.
  • Аман эсирсе, юйюн ояр.
  • Тамырсыз терекге таянма – джыгъылырса.
  • Ёлген эшек бёрюден къоркъмайды.
  • Чакъырылгъанны аты, чакъырылмагъанны багъасы болур.
  • Сууда джау джокъ, кёб сёзде магъана джокъ.
  • Ишин билген, аны сыйын чыгъарады.
  • Тойгъанлыкъ къойгъа джарашады.
  • Хантына кёре тузу, юйюне кёре къызы.
  • Кюлме джашха – келир башха.
  • Аман адамны тепсинге олтуртсанг, къызынгы тилер.
  • Къарнынг ауруса, ауузунгу тый
  • Дуния мал дунияда къалады.
  • Ач – эснер, ат – кишнер.
  • Ачлыкъда тары гырджын халыуадан татлы.
  • Таш бла ургъанны, аш бла ур.
  • Къаллай салам берсенг, аллай джууаб алырса.
  • Байлыкъ адамны сокъур этер.
  • Джангызны оту джарыкъ джанмаз!
  • Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
  • Тенги кёбню джау алмаз, акъылы кёбню дау алмаз.
  • Атлыны кёрсе, джаяуну буту талыр.

УРУСБИЕВ НАУРУЗ ИСМАИЛОВИЧ (1863 - 1928)

06.10.2003 0 4039

Тамара Биттирова, 
доктор филологических наук
 

Науруз Исмаилович Урусбиев обучался во Владикавказском реальном училище и закончил его в 1885 году. Одновременно с Наурузом во Владикавказском реальном училище занимались его двоюродные братья - Ибрагим Хамзатович, Сергей и Исмаил Александровичи (Асланбековичи) Урусбиевы.

Науруз Урусбиев неоднократно бывал в Москве, Санкт-Петербурге, Тифлисе... Он часто встречался с С.И.Танеевым, был знаком с Петром Ильичем Чайковским, посещал театры и музеи Москвы, участвовал в работе научных обществ. Из переписки С.Н. Танеева и П.И. Чайковского известно, что последний хорошо знал Науруза. В 1888 году Н. Урусбиев вместе с Танеевым в Большом театре слушает "Евгения Онегина". В 1891 году Танеев в Пятигорске вновь встречается с Наурузом и едет с ним в Урусбиево. Перед этой поездкой Танеев пишет П.И. Чайковскому: "Науруз будет в восторге, если ты его посетишь. Когда он приехал 3 года назад, я его повел на "Онегина". Это была первая опера, которую он увидел в своей жизни. И музыка, и декорация, и оркестр, и песни все это произвело на него необыкновенно сильное впечатление, и он до сих пор вспоминает об этом представлении. Я уверен, что впечатление, которое произведут на тебя его аул и путешествие, будут нисколько не слабее, чем то, которое испытал дикий горец, увидев "Онегина"... Я собираюсь выезжать первого августа, обдумай и решись".

Обосновавшись до конца жизни в родовом ауле Урусбиево, Науруз принялся собирать и готовить к публикации образцы карачаево-балкарского устного творчества. В кунацкой Науруза, где могли уместиться до 30 человек, был устроен своеобразный музей балкарских музыкальных инструментов, описание которых дает С.И. Танеев в статье "О музыке горских татар". Записи карачаево-балкарских фольклорных текстов, сделанные С.И.Танеевым и этнографом И.П. Тульчинским, пестрят ссылками - "заимствовано из тетради Науруза Урусбиева", "продиктовано Н.Урусбиевым". О тетрадях Науруза Урусбиева с записями текстов карачаево-балкарского фольклора пишет и Евгений Баранов.

Вся практическая деятельность Н. Урусбиева была направлена на улучшение социально-экономического положения балкарского крестьянства. У себя в ауле он занимался внедрением прогрессивных методов сельского хозяйства. В 1895 году Урусбиев разводит крупный рогатый скот швицкой породы, который был намного продуктивнее местных пород. Он пытается культивировать виды овощей, ранее неизвестных в Баксанском ущелье, добивается больших успехов в разведении лошадей карачаевской породы, что было отмечено серебряной медалью на выставке 1910 года в ст.Прохладной. Следуя начинаниям отца, Науруз улучшает проложенную по инициативе деда и отца, и частично на средства отца, колесную дорогу от Урусбиева "до крайних северных границ горско-татарских урусбиевских земель". Принимает у себя многочисленных альпинистов, ученых, художников, приезжающих в Приэльбрусье.

Науруз Исмаилович принимал самое активное участие в деятельности Абрамовской комиссии по землеустройству и по обсуждению ее проектов. Он был в числе представителей от Балкарии на особом освещении по рассмотрению выработанных проектов о поземельном устройстве жителей Нагорной полосы при генерал-губернаторе в г.Тифлисе в 1912 году. Большую работу по распространению просвещения среди горцев вели члены-учредители Нальчикского отделения "Общества по распространению образования и технических сведений среди кабардинцев и горцев Нальчикского округа" Науруз Урусбиев, Магомед и Исхак Муллаевы, Хаджимурза Акаев.

Как и все карачаево-балкарские деятели культуры, получившие образование в С.-Петербурге, Москве, Казани, Ставрополе, Киеве и др. городах России, Науруз Урусбиев стремился вернуться на родину и принести пользу своему народу, но они не находили приложения полученным знаниям, т. к. ни в Балкарии, ни в Карачае не было учреждений, где они могли бы работать. И поэтому они вынуждены были находиться далеко от родных ущелий, работая в различных ведомостях. Науруз Урусбиев был вынужден "замкнуться" в своей родовой усадьбе...

Науруз и его брат Сафар-Али, как и их предки знакомили ученых-путешественников, посещавших Приэльбрусье, с Балкарией, ее культурой, историей, современным состоянием. Братья Урусбиевы не ограничились этим. Они начали собирать образцы устного поэтического творчества, переводить их на русский язык и готовить к публикации. Они осознавали, что фольклор - это высшее проявление духа народа, ее живая душа. Они были первыми из среды карачаево-балкарской интеллигенции XIX века, кто познакомил читателей России с карачаево-балкарским устным поэтическим творчеством.

Точной даты смерти Науруза Урусбиева неизвестно. По косвенным источникам он покончил собой в 1927 или 1928 году. Уход из жизни был связан, вероятно, с неприятием новой власти, в период установления которой погибли его лучшие друзья и близкие. 

 

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет