Расширенный поиск
19 Июня  2021 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Дуния малгъа сатылма, кесингден телиге къатылма.
  • Аш иеси бла татлыды.
  • Башсыз урчукъ тюзюне айланмаз.
  • Къарны аманнга къазан такъдырма, къолу аманнга от джакъдырма.
  • Тойчу джашха къарама, къойчу джашха къара.
  • Къызын тута билмеген, тул этер, джашын тута билмеген, къул этер.
  • Экеу тутушса, биреу джыгъылыр.
  • Кютгени беш эчки, сызгъыргъаны уа, джерни джарады.
  • Къарнынг ауруса, ауузунгу тый
  • Бюгюн дуния кибик, тамбла ахыратды.
  • Бек анасы джыламаз.
  • Насыблы элин сюер, насыбсыз кесин сюер.
  • Баланы адам этген анады.
  • Арпа, будай – ащды, алтын, кюмюш а – ташды.
  • Ёпкелегенни ашы татлы болады.
  • Керек ташны ауурлугъу джокъ.
  • Ичимден чыкъды хата, къайры барайым сата?
  • Биреу къой излей, биреу той излей.
  • Къолу уллу – асыу, аягъы уллу – джарсыу.
  • Таугъа чыгъаллыкъ эсенг, тюзде къалма.
  • Кёзюнде тереги болгъан, чёбю болгъаннга кюле эди.
  • Къайгъыны сюйген, къайгъы табар.
  • Тиширыусуз юй – отсуз от джагъа.
  • Ишлегенден, къарагъан уста.
  • Башда акъыл болмаса, эки аякъгъа кюч джетер.
  • Эшекни не къадар тюйсенг да, ат болмаз.
  • Айран ичген – къутулду, джугъусун джалагъан – тутулду.
  • Ойнай-ойнай кёз чыгъар.
  • Джангыз терек къынгыр ёсер.
  • Къарнынг бла ёч алма.
  • Эрине къаргъыш этген къатын, эрнин къабар.
  • Ойнай билмеген, оюн бузар.
  • Сыфатында болмагъаны, суратында болмаз.
  • Аман адамны тепсинге олтуртсанг, къызынгы тилер.
  • Ишни ахырын ойламай, аллын башлама.
  • Къалгъан ишге къар джауар.
  • Тёрдеги кюлсе, эшикдеги ышарыр.
  • Хантына кёре тузу, юйюне кёре къызы.
  • Ёзденликни джайгъан – джокълукъ.
  • Ашлыкъ – бюртюкден, джюн – тюкден.
  • Болджал ишни бёрю ашар.
  • Джукъу тёшек сайламайды.
  • Ашха уста, юйюнде болсун
  • Аманнга алтын чыдамаз.
  • Къызгъанчдан ычхыныр, мухардан ычхынмаз.
  • Аш кетер да бет къалыр.
  • Ётюрюкчюню шагъаты – къатында.
  • Таш бла ургъанны, аш бла ур.
  • Иги болса, тамадама – махтау, аман болса, меннге – айыб.
  • Уллу къашыкъ эрин джыртар.

ТЕППЕЕВ АЛИМ МАГОМЕДОВИЧ

09.06.2005 0 7849


Жанна Кулиева,
Нальчик

Известный балкарский писатель, драматург, литературовед Теппеев Алим Магомедович родился в 1937 году в селении Кёнделен Баксанского района КБР. В 1963 г. Теппеев закончил Литературный институт им. М. Горького в Москве. Вернувшись в Нальчик, работал собственным корреспондентом газеты "Коммунизмге жол", а с марта 1967 г. - младшим научным сотрудником КБНИИ. В 1974 г. заочно окончил аспирантуру и защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук в Московском педагогическом институте. В 1971 г.  принят в Союз писателей СССР. С 1982 г. секретарь Правления Союза писателей КБАССР, сопредседатель Правления Союза писателей КБР. В 1997 г. А. Теппеев удостоен звания лауреата Государственной премии КБР по литературе.

Алим Теппеев пришел в балкарскую литературу как автор лирических стихотворений. Первые поэтические опыты Теппеева относятся к его юношеским годам, проведенным в Киргизии сборник лирики "Жаным сенсе" (Радость моей души), повесть в стихах "Жаннетни къызы" (Дочь Жаннет). В начале творческого пути Теппеева напутствовал поэт Евгений Долматовский: "В литературном институте я с большим интересом наблюдал за ростом и развитием молодого балкарского поэта, и теперь, когда он возвращается в Кабардино-Балкарию, могу порадоваться сильному пополнению, которое в лице Алима Теппеева приобретает балкарская поэзия".

С середины 60-х гг. в творчестве А. Теппеева главенствует проза. Воспитанный на духовных традициях тюркского мира, на эстетических началах русской классической литературы, Теппеев вносит значительный вклад в дальнейшее развитие балкарской литературы. В основе произведений собственный жизненный материал, жизненный опыт. В его прозе - судьбы отдельных людей переплетены с историей народа и страны. Наряду с лирикой в ней присутствуют эпическое начало, элементы публицистики, хроники, документа. Все это создает интересный сплав, способствует наиболее полному воплощению авторского замысла.
Роман "Отлукъ ташла" (Кремни), изданный в 1969-м, повествует о жизни простых горцев на стыке эпох, двух рубежей. Ибрагим Бабаев так отозвался о книге: "Читая этот роман, я оказался в мире острых страстей, мире прекрасной, неповторимой молодости, в мире искателей. И закрыл книгу с теплым чувством душевной удовлетворенности. Она хороша не только актуальностью поднимаемых в ней вопросов, но и тем, что наполнена национальным колоритом, написана на высоком идейно-художественном уровне" (СМ. 1969. 5 апр.).

Теппеев в своих произведениях дает широкую панораму жизни народа. Опираясь на то, что уже было сделано в балкарской литературе его предшественниками, он в то же время в своем творчестве самостоятелен, индивидуален. Положительно в его произведениях отсутствие голой поучительности, стремление создать движение характеров…

Особенно плодотворными для писателя были 70-80-е гг.
Понимая хорошо задачи художественной культуры собственного народа, Теппеев способствовал ее подъему в полную меру своего таланта и мастерства: стал пионером в разработке многих жанров современной балкарской литературы, создав полнокровные художественные произведения в прозе и в драматургии.

В числе наиболее значительных его произведений - романы и повести: "Ташыуул" (Тяжелые жернова. 1976), "Твой свет" (1977), "Гуппур Геюуюзню кёпюрю" (Мост горбатого Геуза. 1978), "Яблоки до весны" (1983), "Азатлыкъ" (Воля. 1981), "Адамны ичер суу" (Горькое земное питье. 1984), "Сыйрат кепюр" (Мост Сират. 1993) и др…

Роман "Тяжелые жернова" - это большое художественное полотно, повествующее не только о жизненных коллизиях, о нравственно-психологическом совершенствовании героев, об их духовном возрождении, мотивации их поступков, но и о связи личного с общественным, узко-национального - с общечеловеческими нравственными категориями и, что немаловажно,- о росте национального самосознания. С большой художественной силой писатель освещает такие вопросы, как добро и зло, нравственность и человечность, гуманизм и человеконенавистничество.

Роман "Тяжелые жернова" стал заметным явлением в отечественной литературе. Слова В. Дементьева о романе как нельзя лучше свидетельствуют о большой творческой удаче писателя: "Вот еще загорелся один очаг на литературной карте современной многонациональной прозы - аул Жамауат! Алим Теппеев не в первой своей книге остается, верен этому балкарскому аулу, его судьбе; его современное существование выписывается автором кропотливо и дотошно, можно ли здесь сказать о какой-то камерности взгляда или же замкнутости событий?.. Алим Теппеев "извлекает" из жизни вымышленного им селения большой эпический материал, позволяющий ему слагать своеобразную "сагу о Жамауате"…

…За роман "Мост Сират" (1993) Теппеев удостоен государственной премии КБР в области литературы. Высокую оценку этому роману дал М. Эльберд: "Мы часто бываем неумеренно щедры на громкие слова, легко манипулируем почти священными понятиями высокого штиля, вроде "эпохальное произведение", "эпическое полотно", "классический роман". Глубоко и твердо убежден, что все те качества, которые должны отличать "эпическое, эпохальное, классическое", в полной мере относятся к "Мосту Сират".

Этот роман - свидетельство зрелости и мастерства писателя. Он посвящен трагическому периоду в жизни балкарского народа - его незаконной депортации. Роман отличается многоплановостью действия, полифониичностью и глубиной в раскрытии человеческих характеров, в разрешении нравственных проблем.

При всем трагизме мироощущения писателя и при его обращении к непростым вопросам бытия, в его творчестве нет уныния и пессимизма. Он вселяет в людей веру в прекрасное, в жизнь, в будущее. В подтверждение этих слов можно привести следующие высказывания самого писателя: "Жизнь всегда прекрасна. Даже тогда, когда арба твоя перевернулась. И ты идешь, поверженный, а над тобой птицы поют, облака проплывают: где-то начинается новая дорога...".
Прозу Теппеева - многогранного художника отличает подлинный глубокий национальный характер. Кроме своего художественного назначения, она выполняет задачу формирования высоких идеалов, нравственного становления личности. Плодотворно и обращение Теппеева к драматургии, вызванное не только творческой потребностью, но и насущными задачами национального театра, нуждающегося в оригинальных пьесах. Это значительно расширило репертуар национального театра республики, который с успехом поставил его пьесы "Намыс" (Честь. 1971), "Сени жарыгьынг" (Твой свет 1976), "Коммунист" (1976), "Къарындашла" (Братья. 1981), "Жолда тюшген таш" (Камень на дороге. 1983), "Азап жол" (Тяжкий путь. 1990), "Артутай" (1996).

На Всесоюзном театральном смотре спектакль балкарской труппы Госдрамтеатра им. К. Кулиева "Твой свет", посвященный строительству Баксанской ГЭС, удостоился первой премии Министерства культуры СССР (1975), а "Братья" и "Тяжкий путь", как лучшие спектакли среди национальных театров России, показывались в Москве во время театральных фестивалей.
Обращение Теппеева как переводчика к наиболее трудным произведениям русской и мировой классической прозы и драматургии свидетельствует о широте его интересов. Им переведены на балкарский язык "Горе от ума" А. Грибоедова, "Коварство и любовь" Ф. Шиллера, "Жорж Данден или одураченный муж" Ж.-Б.Мольера, "Принцесса Турандот" К. Гоцци, "За тех, кто в море" Б. Лавренева, "Однажды в Чулимске" А. Вампилова, повести Ч. Айтматова "Джамиля" и "И первый учитель", рассказы М. Шолохова, Марко Вовчок, А. Чехова, стихи Т. Шевченко, Ахундова, Махтумкули, А. Кешокова, Б. Куашева и др.

На протяжении многих лет А. Теппеев вел серьезную научную деятельность. Он - автор целого ряда литературоведческих работ. Среди них: "Очерки истории балкарской литературы" (им написано 7 глав (1981), монографии: "Омар Этезов" (1968), "Балкарская проза" (1974), "Кязим Мечиев" (1979), "Кайсын Кулиев" (1995). Т. подготовлено собрание сочинений основоположника балкарской литературы Кязима Мечиева в 2 томах. Издание снабжено обширным предисловием и научным справочным аппаратом.

Алим Теппеев - один из ведущих балкарских прозаиков. Его творчество во многом предопределяло становление жанра романа, литературного языка, повлияло на процесс формирования индивидуальных писательских стилей…

Алим Теппеев. "Мечта о большой книге". Рассказ

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет