Расширенный поиск
9 Декабря  2016 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Азыгъы аз, алгъа къабар, аты аман, алгъа чабар.
  • Чомартны къолу берекет.
  • Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
  • Хаухну атма, ёнгкючню сатма.
  • Экеу тутушса, биреу джыгъылыр.
  • Кёзню ачылгъаны – иги, ауузну джабылгъаны – иги.
  • Къонакъ хазыр болгъанлыкъгъа, къонакъбай хазыр тюлдю.
  • Ат басханны джер билед.
  • Кёрмегеннге кебек – танг, битмегеннге сакъал – танг.
  • Кёл – къызбай, къол – батыр.
  • Иши джокъну, сыйы джокъ.
  • Билимсиз иш бармаз.
  • Эл элде бирер малынг болгъандан эсе, бирер тенгинг болсун.
  • Ишлерге уял да, ашаргъа табма.
  • Джырына кёре эжиую.
  • Къатыны харакетли болса, эри къымсыз болур.
  • Алма терегинден кери кетмез.
  • Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
  • Арба аугъандан сора, джол кёргюзтюучю кёб болур.
  • Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
  • Къызгъанчдан ычхыныр, мухардан ычхынмаз.
  • Ат да турмайды бир териде.
  • Эте билген, этген этеди, эте билмеген, юретген этеди!
  • Сормай – алма, чакъырылмай – барма.
  • Тели турса – той бузар.
  • Чакъырылмагъан къонакъ – орунсуз.
  • Баш – акъыл ючюн, акъылман – халкъ ючюн.
  • Тынгылагъан тынгы бузар.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Тилде сюек болмаса да, сюек сындырыр.
  • Ушамагъан – джукъмаз.
  • Эл ауузу – элек, анга ийнаннган – халек.
  • Дженгил джетерикме деб, узун джолну къоюб, къысхасын барма.
  • Адам къыйынлыгъын кёлтюрюр, зауукълугъун кёлтюрмез.
  • Артына баргъанны, къатына барма.
  • Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
  • Джашынгы кесинг юретмесенг, джашау юретир.
  • Ёлген эшек бёрюден къоркъмайды.
  • Тойну къарнашы – харс, джырны къарнашы – эжиу.
  • Къаллай салам берсенг, аллай джууаб алырса.
  • Уллу атлама – абынырса, уллу къабма – къарылырса.
  • Хансыз джомакъ болмаз.
  • Таякъ этден ётер, тил сюекден ётер.
  • Иги адамны бир сёзю эки болмаз.
  • Игилик игилик бла сингдирилиучю затды.
  • Эллинг бла джау болсанг да, юйюнг бла джау болма.
  • Ойнай билмеген, оюн бузар.
  • Тойгъанлыкъ къойгъа джарашады.
  • Кёзден кетген, кёлден да кетеди.
  • Ёксюзню тилеги къабыл болур.

МОКАЕВ ВЛАДИМИР АЛЛАХБЕРДИЕВИЧ

14.06.2005 0 3828

Хасан Конаков, 
Нальчик

Каждое дерево имеет свою неповторимость

Народный мастер России, лауреат премии Президента Кабардино-Балкарии, главный хранитель Музея изобразительных искусств г. Нальчика, лауреат II-ой Артиады РФ, художник, музыкант, автор трех сборников "Спасение", "Черное окно" и "Сон во сне".
Организатор более 100 выставок, в том числе региональных и международных. Выставлялся в Сирии, Германии, США, Японии и в других станах. В 1997 году в Нальчике состоялась персональная выставка  прикладных работ, которая до сих пор остается единственной в Северо-Кавказском регионе.

 

Работы Мокаева хранятся в частных коллекциях, они есть у Бориса Ельцина, Виктора Черномырдина, Иосифа Кабзона и у многих других. Он, настоящий признанный мастер, из тех самородков и самоучек, чей дар прекрасно обходится без специального образования.
Владимир Аллахбердиевич родился в 1950 году в Свердловской области. Первые детские впечатления, связанные с красивой природой Урала, не могли не отразиться в мировоззрении будущего мастера.

- Владимр Аллахбердиевич, в музее мне рассказали, что вы уникальный человек - мастер на все руки. Говорят, что из старых шкафов вы делаете уникальные музыкальные инструменты, другие интересные вещи, пишете стихи, неплохо поете. Все же, вершиной вашего искусства является резьба по дереву, а она считается одним из сложных видов художественного творчества. Откуда у Вас столько энергии и времени, чтобы одинаково на хорошем уровне заниматься разными видами творчества?

- Стихи я начал писать рано. Это, несомненно, влияние моих родителей. В нашу семью были вхожи поэты Кайсын Кулиев, Алим Кешоков, Магомед Мокаев, Ибрагим Бабаев… Общение с ними естественно отразилось в моем мировоззрении. А личное знакомство с Беллой Ахмадулиной побудило меня к поэтическому творчеству.
Как-то в одной из программ центрального телевидения Вячеслав Малежик рассказывал о том, что сейчас обрабатывает одну из народных песен. А когда он запел, я услышал свою песню, которую написал более 20 лет назад.
Резьбу по дереву выбрал, потому что дерево это биологический живой материал. Каждое дерево индивидуально. В холсте в краске не выразишь так свою мысль, как это можно воплотить в дереве.
В прикладном искусстве достаточно трудно утвердиться. Нужно иметь хорошие технические навыки, виртуозно уметь владеть инструментами. Вы правильно заметили, для этого требуется огромное желание, время и немало физических сил.  Можно на взлете написать, например, пейзаж на пленэре, с прикладным же искусством так не получится. У этого искусства есть свои четкие ориентиры. Для меня таким ориентиром является Фаберже, который использовал в своем творчестве широкий ассортимент материалов, от золота до пробки.

- Выполненный Вами рог из дерева в свое время произвел  фурор среди знатоков, говорят, что до сих пор нет ему аналогов. В чем секрет этой работы?

- На Кавказе рог всегда считался своеобразным символом, его украшали национальной атрибутикой. Но при этом всегда брали естественный материал и обрабатывали. Я же полностью, вплоть до цепочки, выполнил его из дерева, что его приняли за исконно национальное   изделие, будто балкарцы испокон веков только такими и пользовались.
Помню один случай, на выставке группа пожилых людей подошли к рогу и долго разглядывали его. Потом один из них, поразившись размерам, все-таки спросил у меня, от какого же животного рог... По текстуре орех, из которого сделана вещь, трудно отличить от естественного материала.
И еще   расскажу  одну трогательную историю. Однажды столетняя бабушка из рода Шахмурзаевых, увидела мою деревянную посуду, прижала к груди и со слезами произнесла: "Это наше". Для меня ее признание особенно дорого, так как балкарцы в годы репрессий вынуждены были скитаться на чужбине, и теперь особенно ревностно относятся ко всему исконно народному. Если уж они приняли мои изделия, значит, я сумел уловить и национальную форму, а самое главное национальный дух.

- Откуда черпаете информацию, в чем секрет вашего мастерства? Насколько я знаю Вы с детства живете в городе.

- Конечно, трудно поверить, но, все то вы что увидели сегодня в музее, я делаю на кухне своей однокомнатной квартиры. К сожалению, ни мастерской, ни отдельного помещения вне дома у меня до сих пор нет. Об этой проблеме можно говорить долго, но я уже устал просить и ходить по инстанциям о выделении мне дополнительной жилплощади или мастерской.
Не смотря на трудности в жизни, я объездил все балкарские села, беседовал со стариками, и они охотно показывали мне все сохранившиеся образцы. Сложность заключается в том, что деревянные предметы быта давно утратили свое утилитарное значение, и чтобы повторить их на более высоком творческом уровне сознания, нужна простая душевная любовь к ремеслу. Нужно чтобы художественные, декоративные вещи передавали культуру наших предков.

- Определить, какое из дарований у Вас является важным простому человеку трудно, поскольку все грани вашего таланта слагаются в одно целое - художник. Вы довольны тем, что творите в жизни?

- Гитара, поэзия и резьба по дереву для меня неразделимы. Даже когда я режу, гитара стоит рядом. Понятие "звучание дерева", как материала, божественно. Каждое дерево имеет свой голос, тембр - только прислушайся. Мне совершено непонятно, как можно пройти мимо камня, дерева, и ничего в них не увидеть. Разумеется, никакое произведение искусства не стоит того, чтобы специально для этого погубить здоровое дерево. Но если уж в силу каких-то причин это случилось, то между мной и деревом на ментальном уровне, идет диалог: "Ты спиленное дерево. Ты очень несчастно, ибо обречено превратиться в прах, но я хочу дать тебе вторую жизнь". 
Как всякий творческий человек я всегда возвращаюсь к готовому произведению и пытаюсь его дополнить. Иногда получается лучше, бывает, что могу испортить что-то, и начинаю делать вещь заново.

- В Вашей поэзии иногда просвечивается религиозный мистицизм. Что это означает? Вы верующий человек?

- Мне кажется, что мистический опыт доступен каждому, но не всякий может сосредоточиться на сути этих явлений. У меня были случаи, когда некий "голос" предостерегал меня от опасностей в жизни. Эти переживания носили духовный характер, которые я никогда не выносил на аудиторию. Да есть стихи, которые наполнены глубоким религиозно-философским смыслом и отражают мое отношение к человеческим ценностям. Некоторые произведения наполнены провиденциальным смыслом. Это результат моего духовного опыта, плоды общения с некими, для меня реальными, тонкоматериальными существами. Опыт этого общения зажигает во мне огонь поэтического вдохновения, и я пытаюсь реализовать себя через слово данное мне.
Я глубоко верующий человек. Вера - потрясающее духовное качество, оно как внутреннее состояние человека, которое ответственно перед творцом за все, что делает. Религия для меня - это мощнейший творческий импульс. Я не говорю, что принадлежу к какой-либо конфессии, ибо высокие общечеловеческие нравственные ценности едины для всех.

- Если я правильно понял, никому, в том числе и материалисту, не обойтись без духовного начала? 

- На мой взгляд, любому верующему при вдумчивом исследовании религиозного учения не миновать науки.

- Владимир Аллахбердиевич, огромное спасибо за содержательную беседу. Желаю новых творческих успехов, чтобы все ваши мечты  сбылись, в том числе благоустройство жилья. Надеемся, что в скором времени власти решат вопрос о выделении Вам помещения под мастерскую.

Стихи Владимира Мокаева

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет