Расширенный поиск
18 Мая  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Тенгни тенглиги джашай барсанг билинир.
  • Тин – байлыгъынг, терен саулугъунг.
  • Къартны сыйын кёрмеген, къартлыгъында сыйлы болмаз.
  • Ушамагъан – джукъмаз.
  • Махтаннган къыз, тойда джукълар.
  • Тил джюрекге джол ишлейди.
  • Айранны сюйген, ийнек тутар.
  • Билимсиз иш бармаз.
  • Дуния мал дунияда къалады.
  • Арбаз къынгырды да, ийнек сауалмайма.
  • Кёб къычыргъандан – къоркъма, тынч олтургъандан – къоркъ.
  • Адам туугъан джеринде, ит тойгъан джеринде.
  • Къатыны харакетли болса, эри къымсыз болур.
  • Кесинге джетмегенни, кёб сёлешме.
  • Кёбге таш атма.
  • Огъурлуну сёзю – суу, огъурсузну сёзю – уу.
  • Къарнынг къанлынга кийирир.
  • Таула не мийик болсала да, аууш табылыр.
  • Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.
  • Оюмсуз атлагъан, аджалсыз ёлюр.
  • Суугъа – чабакъ, къаягъа – ыргъакъ.
  • Ишленмеклик адамлыкъды.
  • Къазанда болса, чолпугъа чыгъар.
  • Окъугъан озар, окъумагъан тозар.
  • Акъыл къартда, джашда тюйюлдю – башдады.
  • Тиширыусуз юй – отсуз от джагъа.
  • Эринчекни аурууу – кёб.
  • Мен да «сен», дейме, сен да «кесим», дейсе.
  • Адам боллукъ, атламындан белгили болур.
  • Ауурну тюбю бла, дженгилни башы бла джюрюген.
  • Акъдан къара болмаз.
  • Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
  • Ариу джол аджал келтирмез.
  • Айтылгъан буйрукъ, сёгюлмез
  • Кюн – узун, ёмюр – къысха.
  • Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
  • Эрни эр этерик да, къара джер этерик да, тиширыуду.
  • Акъыл сабырлыкъ берир.
  • Халкъны юйю – туугъан джери.
  • Сабий болмагъан джерде, мёлек болмаз.
  • Хантына кёре тузу, юйюне кёре къызы.
  • Тёрде – темир таякълы, къаяда – чыпчыкъ аякълы.
  • Аз сёлеш, кёб ишле.
  • Кёбден умут этиб, аздан къуру къалма.
  • Чомарт къолда мал къалмаз.
  • Бетинги сатма, малынгы сат.
  • Аз сёлешген, къайгъысыз турур.
  • Игиге айтсанг – билир, аманнга айтсанг – кюлюр.
  • Эшекге миннген – биринчи айыб, андан джыгъылгъан – экинчи айыб.
  • Айныгъанлы алты кюн, тогъайгъанлы тогъуз кюн.
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6
Международный фестиваль-конкурс Этнического искусства «АЛТЫН МАЙДАН – Эльбрус» 2012, И снова вместе у подножия Эльбруса с 25-31 марта
 
ЧТОБЫ ВЫЖИТЬ И ЖИТЬ – НАДО ДРУЖИТЬ
Под таким девизом в Приэльбрусье завершился международный эстнофестиваль "АЛТЫН-МАЙДАН – Эльбрус". В течении шести фестивальных дней творческие коллективы и исполнители обменивались культурными традициями народов, проводили мастер классы, организовывали выставки народно-прикладного искусства.

Веселье, смех и несмолкающая музыка царили на поляне "Чегет". Участники фестиваля приурочили концертную программу "Карусель дружбы" ко Дню возрождения балкарского народа. В подарок от русскоязычного коллектива "Россичи" была исполнена песня на балкарском языке "Минги тау". Праздник сопровождался знакомством гостей с национальной кухней балкарцев за праздничными столами, разнообразием мясных блюд.

В концертных номерах – мужественность парней, грация девушек, отточенность движений кавказской лезгинки и почти плывущая женственность киргизского танца. Несмотря на национальное отличие участников фестиваля, на поляне царила единая дружеская атмосфера.

В рамках фестиваля в фойе пансионата "Чегет" была проведена открытая шестидневная выставка народно-прикладного искусства, которая сопровождалась полиэтнической дискотекой и национальным дефиле – "Театр национальной моды".
Мастер-классы стали основой взаимообмена культурными традициями между участниками фестиваля. Гости из Украины за несколько дней выучили татарскую народную песню, а осетинские мальчики обучали азам лезгинки киргизских ребят. Такая атмосфера фестиваля заставила забыть о конкурсном соперничестве. Свое мнение по этому поводу выразил председатель жюри фестиваля, народный артист РФ Бисер Киров: "Фольклорный фестиваль "АЛТЫН-МАЙДАН" - это возможность передать будущему поколению через этих замечательных, талантливых ребят историю культурных традиций разных народов, и что самое главное - сохранить дружбу народов".
Торжественное закрытие фестиваля состоялось на сцене пансионата "Чегет". Мероприятие сопровождалось красочными выступлениями участников фестиваля. Зрители с восторгом встречали образцовый ансамбль народного танца "БОНВАРНОН" Северная Осетия - Алания, который стал победителем в номинации Хореография. Особое внимание зрителей было направлено на выступление Зилии Бахтиевой из Башкортостана, обладательницу первого места в номинации "Вокал". Бурными овациями встречали фольклорный вокально-инструментальный ансамбль республики Саха-Якутия "Уьуор-тайук", победителя в номинации "Музыка"
Гран при фестиваля увез детский фольклорный ансамбль "САРМАТ" во Владикавказ.
Все коллективы были отмечены членами жюри на высоком уровне. Профессиональный уровень танца, прекрасные костюмы и музыкальное оформление участников фестиваля впечатляли гостей. Каждому коллективу и исполнителю были вручены специальные призы и почетные грамоты по различным номинациям.

Популярные известные песни "Птица счастья", "Моя Болгария", "Дождь", которые исполнил Бисер Киров во втором отделении гала-концерта, вызвали бурные овации в зале.
Глава Совета местного самоуправления Эльбрусского района Исмаил Отаров поблагодарил организаторов и спонсоров фестиваля, которыми стали: пансионат "Эльбрус" - генеральный спонсор, администрация Эльбрусского района, администрация с.п. Эльбрус, общественный фонд "Содействие развитию карачаево-балкарской молодежи "Эльбрусоид", интернациональный фестивальный проект "АЛТЫН МАЙДАН", министерство культуры КБР, предприниматели Приэльбрусья. "Фестиваль "АЛТЫН-МАЙДАН" стал доброй традицией, и мы планируем проводить его ежегодно. Искренне надеемся, что количество и география участников станет намного шире, а фестиваль будет сплачивать все народности России, ближнего и дальнего зарубежья у подножия величественной горы Эльбрус", - подчеркнул Исмаил Отаров.

Алиса Тарим, пресс-секретарь местной администрации Эльбрусского муниципального района

Официальный сайт "Эльбрусского муниципального района" КБР

и еще :превед:

Кавказский Узел: В Приэльбрусье завершился фольклорный фестиваль "Алтын Майдан Эльбрус"

News-KBR.Ru: "Карусель дружбы" на Чегете

News-KBR.Ru: Гран-при фестиваля "АЛТЫН-МАЙДАН – Эльбрус" достался детям из Осетии

Вести. Кавказ: В КБР завершился этнофестиваль "Алтын-Майдан – Эльбрус".

Кавказский Информационный Портал: В Приэльбрусье завершился фольклорный фестиваль "Алтын Майдан - Эльбрус".

Ансамбль "Мишар" награжден специальным призом на Международном этническом фестивале "Алтын майдан-Эльбрус"

а тут про открытие :дайпять:

В ПРИЭЛЬБРУСЬЕ СТАРТОВАЛ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭТНОФЕСТИВАЛЬ АЛТЫН-МАЙДАН – ЭЛЬБРУС
если хочешь обвинить человека, прежде найди ему семьдесят оправданий ©
 
Загрузка плеера


Дуэт РСО-Алания Ансамбль "БОНВАРНОН" -"Осетинский танец невесты"
 
Загрузка плеера


Чувашский Ансамбль "МИШАР" с зажигательной песенкой "Эх, татар къызлары"
 
а теперь о приятном... :усипуси:

конечно же, самым приятным моментом на гала-концерте был тот, когда Бисер Киров, высоко оценив деятельность Фонда, отметил большой вклад Алий Хасановича в развитие культуры и воспитание молодежи, отметил высокий уровень, профессионализм проведения концертов-землячеств и от имени всего болгарского народа наградил Тоторкулова Алий Хасановича "Почетным Серебряным знаком Древней Плиски". Эта медаль учреждена министерством иностранных дел Болгарии.

и еще

специальным призом "За великолепное воплощение этнического вокала" и "Знаком Древней Плиски" была награждена Зилия Бахтиева (АЙЛИЗ) (Башкортостан) и Согаев Дахир Рамазанович, генеральный спонсор фестиваля "За вдохновенную и преданную работу по осуществлению проекта "АЛТЫН МАЙДАН".

принимайте поздравления:танцую: :браво: :танцую:
P1300176.JPG (2.81 МБ)
P1290970.JPG (3.91 МБ)
если хочешь обвинить человека, прежде найди ему семьдесят оправданий ©
 
Прошлый Фестиваль был лучше!!!!
 
Mingi-Tay,
просто на прошлом фестивале было больше коллективов, а в этот раз многие побоялись приезжать из-за непростого положения, так сказать, в нашей республике :тук: вот...но было все равно интересно....все коллективы молодцы!!! :превед: выкладывались по полной программе :гоккачыкъ: :браво: :браво: :браво:
 
ОСЕТИНЫ МОЛОДЦЫ! ДПОКАЗАЛИ...
АНЫ ЮЧЮН СОРАЕМ "КЪАЙДАДЫЛА КЪАРАЧАЙЛЫЛА?" - ДЕБ! :)
с УВАЖЕНИЕм !
 
Четыре юные модели из Кыргызстана стали призерами этнического фестиваля «Алтын майдан-Эльбрус» в Кабардино-Балкарии
04 апреля 2012, 14:10

CA-NEWS (KG) - Четыре юные кыргызстанки стали призерами Международного этнического фестиваля «Алтын майдан-Эльбрус», который проходил с 26 по 31 марта в Кабардино-Балкарии.

«Несмотря на то, что наши девочки являются моделями, они приняли участие в этническом фестивале. Там девочки пели, играли на национальных инструментах и дефилировали в национальных костюмах. Так, мы заняли первое место в двух номинациях, в частности, «Хореография-соло» за танец «Ак-Куу» в исполнении Арианы Касымбековой и первое место в номинации «Инструментальное исполнение» Жазиры Мурзабековой», - сообщила директор театра мод «Дизайн Мода» Замира Ибраимова 4 апреля на пресс-конференции в агентстве АКИpress.

По ее словам, этнофестиваль «Алтын майдан-Эльбрус» был приурочен ко Дню возрождения балкарского народа.

Также З.Ибримова рассказала, что на фестивале участницы столкнулись с такой проблемой, как отсутствие детских песен на кыргызском языке. И в этой связи им пришлось писать новую детскую песню. Несмотря на это, участницы из Кыргызстана отличились разнообразием национальных костюмов, и «Дизайн Мода» заняла первые места в номинациях «Дефиле в национальных костюмах» и «Фольклор-группа».

Кроме этого, директор рассказала, что участники из других стран удивлялись тому, что девочки из Кыргызстана не знают родного языка.

«Участники очень удивлялись, что наши девочки разговаривают между собой на русском языке и не знают кыргызского. Я считаю тому виной школы, где обучение проходит только на русском языке», - сказала З.Ибраимова.

Отмечается, что поездку на фестиваль финансировали из собственных средств, а проживание обеспечивалось приглашающей стороной.

В планах театра мод «Дизайн Мод» в мае принять участие в конкурсах в Турции, Черногории и Венгрии.







ca-news.org: Четыре юные модели из Кыргызстана стали призерами этнического фестиваля «Алтын майдан-Эльбрус» в Кабардино-Балкарии
если хочешь обвинить человека, прежде найди ему семьдесят оправданий ©
 
из сайта: http://urmai-urmaevo.ucoz.ru

если хочешь обвинить человека, прежде найди ему семьдесят оправданий ©
 
если хочешь обвинить человека, прежде найди ему семьдесят оправданий ©
 
 
если хочешь обвинить человека, прежде найди ему семьдесят оправданий ©
 
если хочешь обвинить человека, прежде найди ему семьдесят оправданий ©
 
если хочешь обвинить человека, прежде найди ему семьдесят оправданий ©
 
если хочешь обвинить человека, прежде найди ему семьдесят оправданий ©
 
если хочешь обвинить человека, прежде найди ему семьдесят оправданий ©
 
если хочешь обвинить человека, прежде найди ему семьдесят оправданий ©
 
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ МУХТАРА КУДАЕВА ПОЛУЧИЛ АНСАМБЛЬ "МИШАР"



Народный фольклорно-эстрадный ансамбль "Мишар" МБУК "Урмаевский информационно-культурный центр" , участник Международного этнического фестиваля "Алтын майдан-Эльбрус" награжден специальным призом одного из самых знаменитых этнохореографов России, заслуженного деятеля искусств Кабардино-Балкарской Республики МУХТАРА КУДАЕВА, основоположника хореографической этнографии Северного Кавказа.
Жители Урмаево наверное помнят, в 2010году на Межрегиональном фестивале мусульманского песнопения "ART-MADHIA" (ЗИКЕР,ФИКЕР, ШЭКЕР") в составе почетных гостей участвовал Мухтар Чукаевич Кудаев, также народный хореографический ансамбль "Эльбрус" КБР. Живая легенда, знаменитый этнохореограф посетил соборную мечеть с.Шыгырданы, мечети Урмаево, посетил г.Чебоксары, несколько дней жил и изучил жизнь татарского населения с.Урмаево. Ему все понравилось, как живут люди, насколько сильно сохранили этнического многообразия, культуры, языка, религии. К сожалению, Мухтар агай сильно болен.

Джуртубаев Махти Чиппаевич
Возрождение красоты

С давних времен Кавказ именуют "горой языков". В особенности это выражение применимо к Северному Кавказу, региону, в котором с глубокой древности в условиях интенсивных контактов живут народы, относящиеся к разным языковым семьям и группам: кавказско-иберийской (абхазы, абазинцы, адыги, вайнахи, большая часть народов Дагестана), тюркской группе (карачаево-балкарцы", кумыки, ногайцы), иранской (осетины и таты). Еще "отец истории" Геродот писал: "И живут в том Кавказе народы многоразличные". В результате вековых контактов этих "многоразличных" народов, постоянного взаимовлияния, в их культуре и быту появилось много сходного. Общие черты - вот что бросается в глаза при первом знакомстве с ними. И гораздо труднее обнаружить черты своеобразия, присущие традиционной культуре каждого из горских народов. В полной мере это относится и к одной из важных и ярких частей духовного наследия наших предков - народной хореографии. Долгое время на сценах Кабардино-Балкарии исполнялись только те танцы, которые присутствуют, с небольшими вариациями, в хореографии почти всех народов Кавказа. Разумеется, ничего плохого в этом не было, более того, это необходимо. Беда только в том, что постепенно танцы стерлись до полной неузнаваемости, лишились "авторства". Нельзя было понять - какому же народу принадлежит тот или иной танец. Одним словом, сложился некий стереотипный хореографический шаблон, дополненный еще и совершенно одинаковыми костюмами. Дальше - больше: появились, и в неимоверном количестве, нелепые сценические постановки, сочиненные ретивыми хореографами - опять-таки исполняемые на всех сценах Кавказа, - "У ручья", "Молодежный танец", "Танец чабанов" (а также кукурузоводов, доярок, косарей; для полного антуража не хватало только пляски знатных хлопкоробов). Надо ли говорить, что все это не имело никакого отношения к подлинно народным танцам и пляскам, которые тем временем приходили в полное забвение. А ведь танцы, связанные с исторической жизнью, бытом, мифологическими воззрениями и обрядами, - самое ценное и своеобразное, древнее, исконное в народном искусстве. Остановить этот процесс, не дать погибнуть тому, что создавалось веками, - весьма сложная задача, особенно если учесть, как много времени было упущено. К счастью, у нас были люди, которые понимали великую ценность народного искусства и в нелегких условиях почти полного пренебрежения к нему, делали все возможное для его спасения. Более тридцати лет жизни посвятил собирательской деятельности этнограф и хореограф Мухтар Чукаевич Кудаев. Разыскивал публикации дореволюционных ученых и путешественников - Н. Ф. Грабовского, В. М. Сысоева, И. С. Иванюкова, М. М. Ковалевского, И. С. Щукина, Г. Ф. Чурсина и других. Важно то, что все они записывали не только названия карачаево-балкарских танцев, но и давали краткое - к сожалению, часто слишком краткое - описание их характера, манеры исполнения и музыки. Анализировал М. Ч. Кудаев и работы современных ученых-всех, кто зафиксировал хотя бы несколько деталей, отметил приуроченность или обрядовую функцию того или иного танца. Но самое главное это то, что М. Ч. Кудаев из года в год вел записи бесед со старожилами балкарских и карачаевских селений, отмечая все, что они могли поведать о народной хореографии. Яснее, чем кто-либо, он понимал, какую огромную часть богатств своего духа потерял народ, переживший тринадцатилетний сталинский геноцид, - слишком мало осталось подлинных знатоков. Но все, что было в его силах, этнограф сделал. Результатом этой работы, значение которой трудно переоценить, точнее, одним из результатов, явилось создание монографии "Карачаево-балкарские народные танцы" (1984г.). В этой книге даны описания 28 танцев и плясок с небольшими этнографическими комментариями. Конечно, данное число невелико, если мы сравним его с тем богатством, которым обладают, например, индийцы, армяне или испанцы (по несколько сот названий). Но разве от этого ценность наших танцев, общее число которых не достигает и ста, однако в которых воплощено народное понимание красоты свободного движения, радость движения, становится меньше? Ничуть, скорее наоборот. Но танец только в том случае можно считать возрожденным, когда он воплощен на сцене, когда есть исполнители и есть публика, умеющая оценить произведение. Опять-таки благодаря усилиям М. Ч. Кудаева и группы собранных им молодых энтузиастов был создан фольклорно-этнографический ансамбль танца "Балкария", руководить которым пригласили замечательного хореографа, народного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии КБР Мутая Исмаиловича Ульбашева. Несколько месяцев изнурительных - другого слова не подберу - репетиций на маленькой, тесной сцене санатория "Терек". Нет ни реквизита, ни костюмов. Но за короткий срок все же удалось поставить 12 танцев. И вот - просмотр, который состоялся 23 апреля в зале Музыкального театра в присутствии комиссии, созданной Министерством культуры КБССР. С первых же минут многочисленные зрители, почти заполнившие вместительный зал (хотя объявления о концерте не было), захвачены мощью и красотой древних мелодий, темпераментом и грацией исполнителей. Каждый танец сопровождается овациями. И это притом, что танцоры выступали в костюмах для репетиций. Можно с полной уверенностью сказать, что равнодушных в тот вечер в зале не было: в нем царила радость от долгожданной встречи с ожившей красотой. Танцы, включенные в программу, носили разнообразный характер: бурный "Тёгерек тепсеу" ("Круговой"), плавный "Тюз тепсеу" (букв.: "по линии"), веселый, живой "Той тепсеу" ("Свадебный") - постановка этого танца была хороша тем, что совместила раскованность поведения танцоров, позволяющую воссоздать атмосферу сельской свадьбы, с гармонией группового исполнения. Великолепной была песня-пляска ряженых "Озай", которая и открывала программу. В еще не столь отдаленные времена она исполнялась в дни весеннего равноденствия - в канун Нового года (по старинному карачаево-балкарскому календарю). Молодежь тогда обходила с песнями и плясками дома односельчан, которые обязаны были одаривать какой-нибудь снедью ряженых (обряд, аналогичный колядкам).
Большое удовольствие зрителям доставил древний танец "Арсланбия" (от арслан - "лев, львиный" и архаического бия - "танец", "львиный танец"). Он имеет два варианта; парный, в котором юноша и девушка демонстрируют свою ловкость и грацию, и групповой, имитирующий обстановку боя, подобно воинственным танцам других народов. Ансамбль показал второй вариант. Танец не случайно называется именно так. В фольклорных текстах и в обыденной речи балкарцев и карачаевцев со львом сравнивают только человека, воина "без страха и упрека", смелого и высоконравственного. Нет необходимости говорить о всей программе. Важно одно - судя по тому, что представил ансамбль "Балкария", коллектив был на верном пути. Во главу угла его руководители поставили эстетику движения, на перегружая танцы демонстрацией связанных с ними обрядов и в то же время сохраняя необходимый минимум театрализации. Нарушение этой меры, равновесия, требующего в каждом конкретном случае особого внимания, грозило бы художественными потерями. Вполне закономерно, что после концерта комиссия, в составе которой были хореографы, этнографы, фольклористы, работники министерства культуры, единогласно проголосовала за присвоение коллективу статуса государственного. Это было начало, и начало прекрасное. И все же все же... С сожалением думалось, насколько зрительские впечатления были бы ярче, если бы молодые артисты, вложившие всю душу в эти танцы, были одеты в приличествующие костюмы; если бы ансамбль хоть чуточку богаче был оснащен музыкальными инструментами и самое главное - если бы имел сносное помещение для репетиций. Но ничего этого не было. А были изнурительные репетиции на маленькой пыльной сцене санатория "Терек", была ежедневная работа, поиск средств для пошива костюмов, хождения по инстанциям. Но ансамбль не сдался. С большим успехом прошли концерты во всех балкарских населенных пунктах. В течение четырех дней, с 17-го по 21 сентября 1990 года, в столице Абхазии городе Сухуми состоялся Первый фестиваль горских народов, у которых бытует нартский эпос. Фестиваль так и назывался - "Нартла" ("Нарты"). В рамках фестиваля предусматривалось проведение конкурса профессиональных ансамблей народного танца. В конкурсе участвовали известные, популярные коллективы - "Эльбрус" из Карачаево-Черкесии, "Симд" из Южной Осетии, прославленный "Алан" из Северной Осетии, "Шаратын" (Абхазия), "Башлам" из Чечено-Ингушетии. Нашу республику представлял молодой коллектив "Балкарии". Это было его второе выступление за пределами Кабардино-Балкарии. По условиям фестиваля, съехавшиеся коллективы дали по одному концерту в селах и городах Абхазии. "Балкария" выступала в Пицунде. Огромный зал Большого Дворца культуры, вмещающий 1200 зрителей, был переполнен. Каждый танец встречали и провожали овациями. После концерта городской совет Пицунды предложил ансамблю провести месячные гастроли по республике, в любое приемлемое для ансамбля время, а также поставить три карачаево-балкарских танца для включения в репертуар ансамбля "Афартын". С разным настроением ехали на конкурс артисты ансамбля - предстояла конкуренция с известными коллективами, имеющими большие традиции, прошедшими долгий творческий путь. А у "Балкарии" за плечами лишь год репетиций, три месяца выступлений и ни одного участия в каком-либо конкурсе. Но после концерта в Пицунде появилась уверенность, тем более, что художественный руководитель ансамбля "Шаратын" Эдуард Бэбия, просмотрев на репетиции фрагмент пляски "Чоппа", предрек "Балкарии" большой успех. И вот - заключительный день фестиваля и концерт-конкурс коллективов народного танца на стадионе "Абхазия". В составе жюри - руководители ансамблей, хореографы, ученые - всего более 20 человек. Председатель жюри - Эдуард Бэбия. Концерт начался с выступления замечательного ансамбля абхазских долгожителей. Вне конкурса выступили два ансамбля - "Афартын" и "Башлам". Из шести профессиональных коллективов, принявших участие в конкурсе, первой выступала "Балкария". Она привезла 5 танцев. "Озай" - праздничный новогодний, которым открылась конкурсная программа "Балкарии". Многотысячная аудитория в продолжение всего танца стоя приветствовала артистов. "Къарашауай" - инсценировка эпизода из нартского эпоса. "Голлу" - замечательный танец в честь умирающего и воскресающего бога Голлу; яркая, мощная мелодия привела в восторг весь стадион. "Дебет" - пляска, посвященная богу кузнечного дела, прародителю богатырей - нартов. Регламент конкурсных выступлений был жестким - 25 минут. Однако по настоянию зрителей выступление "Балкарии" длилось вдвое больше, прерываясь овациями и дружными возгласами "Браво, "Балкария"!" Сразу после концерта был проведен конкурс красоты. Каждый ансамбль был представлен тремя девушками. Из 18 участниц в финал вышли только солистка ансамбля "Алан" и солистка "Балкарии" Марина Токумаева. Победительницей стала представительница Северной Осетии. Диплом лауреата и Хрустальную вазу - приз за лучшее исполнение женской партии - получила Лейля Караева. Еще один диплом лауреата и Фарфоровую вазу - приз за фольклорную направленность репертуара - получил балетмейстер-этнограф "Балкарии" Мухтар Кудаев. Эдуард Бэбия оглашает решение жюри: - Главный приз Первого фестиваля горских народов - "Золотой шлем" - единогласно присуждается ансамблю "Балкария". Зрители встретили решение жюри бурными овациями, проявив всю меру абхазского темперамента. Не это ли было одной из главных наград трудолюбию и мастерству молодого коллектива? После возвращения ансамбля в Нальчик я задал несколько вопросов Мухтару Кудаеву: - Итак, три из четырех главных призов фестиваля - у вашего ансамбля. Конечно, это радостное событие в культурной жизни нашего народа. Первое участие в конкурсе - и победа, притом в конкурентной борьбе с известными, сильными коллективами. Какой из них вам понравился больше? - Конечно же, "Шаратын" из Сухуми! Это коллектив, который идет своим путем, никого не копируя и никому не подражая. Абхазские танцы в их исполнении не спутаешь ни с какими другими. Самобытный, замечательный коллектив. Блестяще, на мой взгляд, выступил "Алан", продемонстрировав великолепную технику исполнения, изящество и отменный вкус. Это не осталось неотмеченным и зрителями. - Что дало вам участие в конкурсе? - Полезно было, что мы смогли сравнить сделанное нами с достижениями других. Было чему поучиться. Это, во-первых. Во-вторых, мы еще раз убедились, что избрали верный путь. И не случайно, надеюсь, Эдуард Бэбия, выражая мнение жюри, говорил в своем выступлении, что и другим ансамблям следует присмотреться к опыту "Балкарии". Это очень лестная оценка. Мы и дальше, в меру своих сил и способностей, будем продолжать работу над возрождением древних танцев балкарцев и карачаевцев. Мы уверены, что замечательное искусство нашего народа будет жить, и полны желания донести до зрителя красоту этого искусства. Дальнейшее показало, что Мухтар Кудаев не преувеличивал и не ошибался. В течение следующего года с большим успехом прошли гастроли ансамбля в Северной Осетии, Чечено-Ингушетии, Дагестане. Всего за три года - очень короткий срок - в затруднительных обстоятельствах, в тесноте, неурядицах были поставлены 25 танцев, большинство из них впервые. Особо хотелось бы выделить постановку пляски "Къабышханла" - "Пляски бесовок" - в исполнении девушек. Пожалуй, именно здесь ансамбль наиболее приблизился к магии фольклора. Отточенный ритм, завораживающая, колдовская музыка, замечательные костюмы, грация и мастерство исполнительниц - все это оказывает на зрителей огромное воздействие. И снова фестиваль. На сей раз в Турции, на первом фестивале тюркоязычных народов собрались многочисленные коллективы со всего света. И снова ошеломляющий успех, превзошедший все ожидания. Древнее самобытное искусство карачаево-балкарцев покорило турецкую публику. Концерты в Анкаре и Конии, двухчасовое выступление по турецкому телевидению, встречи с земляками - потомками балкарцев и карачаевцев, эмигрировавших в Турцию после Кавказской войны, их радость и слезы... Достигнутый ансамблем успех, в первую очередь, как мы уже говорили, связан с тем, что "Балкария" отказалась от шаблонов, сделав ставку на максимально точное сценическое воплощение и воспроизведение именно специфических черт народного искусства, его национальную окраску. Это во многом удалось коллективу. И в то же время есть и тревожные симптомы. Неудачны и искусственны некоторые инсценировки. Может быть, они и нужны. Но инсценировки требуют чрезвычайно тщательной разработки, иначе это грозит откатом к уровню "Танцев у ручья", "Танцев молодых чабанов" и т. п. Долгое мелькание на сценах Кавказа псевдокавказских, лишенных черт национального своеобразия танцев, несомненно, привело к упадку вкуса зрителей, многие из которых считают искусством чуть ли не цирковую акробатику - прыжки, кульбиты, сопровождаемые исступленными воплями. Пойти на поводу у этой части публики - означало бы нанести непоправимый урон репутация ансамбля, а она, как известно, складывается очень трудно и долго. А самое главное, это был бы урон для того главного дела, которым призван заниматься ансамбль, - для возрождения древнего хореографического искусства балкарцев и карачаевцев. Будем надеяться, что досадные упущения и эпизодические откаты к избитым шаблонам носят все же случайный характер, что это трудности роста. Те возможности, которые имеются у ансамбля, и большая часть двух новых программ, подготовленных им, дают основания для оптимизма.

из сайта: http://urmai-urmaevo.ucoz.ru/news/unikalnyj_priz_specialnyj_priz_mukhtara_kudaeva_poluchil_ansambl_mishar/2012-03-30-2347
если хочешь обвинить человека, прежде найди ему семьдесят оправданий ©
 
Загрузка плеера


Образцовый ансамбль национального танца "САЛАМ"
Изменено: ЭгешЦик - 05.04.2012 20:03:44
 
Загрузка плеера

Детский фольклорный ансамбль «САРМАТ» Арина Дзидаханова
Изменено: ЭгешЦик - 05.04.2012 20:16:09
 
Загрузка плеера
 
Репортаж с международного фестиваля этнического искусства "АЛТЫН МАЙДАН – Эльбрус"

Загрузка плеера
если хочешь обвинить человека, прежде найди ему семьдесят оправданий ©
 
Месси пишет: А кабардинский коллектив был какой-нибудь? Ну так, чисто для политкорректности :гыы: Все таки Кабардино - Балкария пока еще.
Выскажу свое мнение.
Видать сработало пословица как аукнется... Кумахов и Мезова блестнули политкорректностью на Медиа Форуме тюркоязычных народов в Баку.

(попрошу не политизировать эту ПРЕКРАСНУЮ тему, я всего лишь ответил на вопрос)
Изменено: Сахадин - 07.04.2012 03:23:00
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный