Расширенный поиск
22 Мая  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Босагъагъа джууукъ орун болса, ашыгъыб тёрге озма.
  • Дуния аламаты сен эсенг да, игиме деб айтма.
  • Алтыннга тот къонмаз.
  • Билмейме деген – бир сёз
  • Шайтан алдады, тюзлюк къаргъады.
  • Ачлыкъда тары гырджын халыуадан татлы.
  • Атадан ёксюз – бир ёксюз, анадан ёксюз – эки ёксюз.
  • Ишлемеген – тишлемез.
  • Айтханы чапыракъдан ётмеген.
  • Къарын къуру болса, джюрек уру болур.
  • Хар адамгъа кеси миннген тау кибик.
  • Кёзюнде тереги болгъан, чёбю болгъаннга кюле эди.
  • Гитче джилтин уллу элни джандырыр.
  • Кирсизни – саны таза, халалны – къаны таза.
  • Джюрек кёзден алгъа кёрюр.
  • Кёзню ачылгъаны – иги, ауузну джабылгъаны – иги.
  • Башы ишлегенни, ауузу да ишлер.
  • Махтаннган къыз, тойда джукълар.
  • Иши джокъну, сыйы джокъ.
  • Биреуню къыйынлыгъы бла кесинге джол ишлеме.
  • Чомартха хар кюн да байрамды.
  • Башынга джетмегенни сорма.
  • Тенгинг джокъ эсе – изле, бар эсе – сакъла!
  • Магъанасыз сёз – тауушсуз сыбызгъы.
  • Эшекге миннген – биринчи айыб, андан джыгъылгъан – экинчи айыб.
  • Азыгъы аз, алгъа къабар, аты аман, алгъа чабар.
  • Мени джылытмагъан кюн, меннге тиймесин!
  • Къоркъакъны кёзю экили кёрюр.
  • Кюн – узун, ёмюр – къысха.
  • Акъыл бла адеб эгизледиле.
  • Тас болгъан бычакъны сабы – алтын.
  • Джиби бир къат джетмей эди да, эки къат тарта эди.
  • Уллу суу бла уллу ауруудан башынгы сакъла.
  • Азыкъ аз болса, эртде орун сал.
  • Атынг аманнга чыкъгъандан эсе, джанынг тамагъынгдан чыкъсын.
  • Юй ишлеген балта эшикде къалыр.
  • Эри аманны, къатыны – аман.
  • Чалманны аллы къалай башланса, арты да алай барады.
  • Кийим тукъум сордурур.
  • Иги адам абынса да, джангылмаз.
  • Керек ташны ауурлугъу джокъ.
  • Эл тойса, тоймагъан, эл къойса, къоймагъан.
  • Кюл тюбюндеги от кёрюнмейди.
  • Джарлы эскисин джамаса, къууаныр.
  • Тойгъа алгъа да барма, тойда артха да къалма.
  • Бёрю да ач къалмасын, эчки да ашалмасын.
  • Иги бла джюрюсенг, джетерсе муратынга, аман бла джюрюсенг, къалырса уятха.
  • Ышармагъан – кюлмез, кюлмеген – къууанчны билмез.
  • Чомарт къолда мал къалмаз.
  • Джукъу тёшек сайламайды.
Страницы: 1
И снова о Барс Эль ... или старая песня о главном!!!, Уважаемые в народе люди о Барс Эль...
 
Салам алейкум, багъалы жамаууат!!! Наверное, многие могут подумать, зачем нужна еще одна тема про "Барс Эль"? "Сколько не произноси слово "халва" во рту слаще не становится", и даже наличие рецепта не поможет если не приготовить по этому рецепту халву. К сожалению, и в нашем случае, мы получили "рецепт", но выражая одобрение, поддерживая идею создания, Барс Эль, представители Фамилий не спешат определяться со своими делегатами, не оформляют должным образом анкеты и заявления...
Возможно, одни еще не знают о Барс Эль, другие не знают чем эта организация будет заниматься, третьи осторожны в определении своего отношения к новой организации и т.д. поэтому, думается необходимо говорить о Барс Эль, и говорить с разных позиций и с разными людьми. Обсуждалась идея создания специального выпуска газеты, в которой уважаемые люди, пользующиеся в народе авторитетом, представляющие различные направления деятельности, высказали бы свое мнение по Барс Эль… так вот, не отказываясь от этой идеи, хотелось в этой теме начать делиться мнениями этих людей. Это короткие блиц-опросы …
P.S. И еще... хотелось, чтобы здесь указывались люди пользующиеся авторитетом, чье мнение было бы весомым, кого хотели бы услышать...
 
1. Мухтар Табаксоев - поэт, заведующий отделом балкарской литературы издательства "Эльбрус" г.Нальчик

Идея создания «Барс Эль», безусловно, очень положительная. Возможно – эта единственная организация деятельность, которой направлена на сохранение традиционной культуры и духовное единение нашего карачаево-балкарского народа.
Более того, впервые основным принципом при создании новой общественной организации явилось объединение всего народа, через представителей из каждой фамилии. Данный подход при осуществлении деятельности является принципиально новым, что особенно важно при обращении к вопросам общенациональной значимости – к обсуждению которых, будут причастны, в первую очередь, представители каждой карачаево-балкарской фамилии. Каждый делегат будет представлять свою фамилию, от имени всего рода будет иметь право, высказывать и предлагать свои идеи, руководствуясь благополучием своего народа.
Поиск собственного народного взгляда на сохранение и укрепление традиций и культуры имеет большое значение. Сохранение традиционной культуры, основанной на национальных и общечеловеческих ценностях, сложившейся не за один век и изменившейся за тринадцать лет вынужденного переселения, меняющейся сегодня в эпоху глобализации – процесс более длительный и сложный, чем мы можем предполагать, требующий не только сохранения, но нередко и возрождения.
Решением этого не простого вопроса планирует заниматься «Барс Эль», направляя свою деятельность на возрождение и сохранение традиций, воспитание подрастающего поколения, решение вопросов образования, культуры, спорта, а также сохранение дружеских отношений с соседними народами.
Мы проживаем в одной стране, и неважно при этом какие расстояния разделяют карачаевцев и балкарцев - мы всегда были объединены духовно и культурно. История нашего народа показывает обладателями, какого богатого наследия в плане традиций, культуры мы являемся и наша задача передать это богатство, нашим потомкам сохранив и приумножив. А через деятельность нашей народной организации «Барс Эль» нам, я думаю, удастся осуществить задуманное.
«Барс Эль» - возможно единственный вариант объединения наших усилий для того что бы наш карачаево – балкарский народ, аланский народ самосохранился. Очень приятно когда, рассказывая о «Барс Эль» видишь в лицах людей надежду, одобрение и желание участвовать, в общем, и полезном для народа деле.
 
2. Назир – Хажи Ахматов – президент благотворительного фонда «Мир»

Мне довелось стать участником первого презентационного собрания «Барс Эль», проходившего в Карачаевске, где были озвучены какие цели и задачи ставятся перед новой организацией, на решение каких задач будет направлена её деятельность. Возложенная на «Барс Эль» ответственность - это большая ответственность. В работе этой организации, должны участвовать все представители народа в меру своих сил и возможностей, для достижения главных целей - сохранение культуры, языка, традиций, духовности, вероисповедания. Просветительская деятельность, направленная на решение поставленных задач, несомненно, полезна и сегодня актуальна как никогда.
Возращение нации к тем принципам, которые существовали у нас в прошлом - уважение к словам и действиям старших, отношение старших с младшими, мужчин и женщин, религиозное воспитание – это возрождение традиционных институтов воспитания, на основе которых и формировалась культура.
Я бы хотел напомнить, что и раньше наши старшие решали важные вопросы, управляли народом, сдерживая от необдуманных действий, их авторитет, их решение всегда были непререкаемыми, они пользовались уважением и авторитетом, и не только у своего народа. Их мнение было важным, ценным в некоторых случаях жизненно необходимым, а они к решению сложных вопросов подходили коллегиально, и всегда опирались на священный Коран. Хочу пожелать, чтобы в работе «Барс Эль» этот имеющийся в народе опыт был бы взят во внимание, пользы будет, несомненно, больше.
Главная ценность братских по характеру и всеобъемлющих по уровню взаимоотношений наших народов является их нерушимость, которая предопределяется их исторической общностью. Это главное и общее наше богатство, которое каждое поколение наших народов получает в наследство и наследует само.
Аллах утала, огъур бла башлсын бу ишни! Кесигиз умут этгенден да бек, халкъыбыз бу ишигизден къуанырча этсин!
 
3. Абдул-Халим Ёльмезов - президент Федерации альпинизма КБР, знаменитый спортсмен-альпинист

Самое лучшее, что должно было бы быть в истории нашего народа - это создание «Барс Эль». Идея, которая поможет сохранить нашу историю, культуру, язык, традиции, нашу самобытность. Деятельность организации ее цели и задачи, четко расписанные в уставе - на деле должны доказать жизнеспособность организации, ее умение адаптироваться к быстро меняющейся геополитической обстановке в стране. Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, наиболее подверженной деструктивному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения, чтобы этот важный процесс был под контролем наших старших, и нужна единая объединяющая сила «Барс Эль».
Задач, требующих срочного решения, перед нами много. В деятельности организации особое внимание планируется уделять воспитанию подрастающего поколения, возрождению и сохранению традиций, этнической самобытности, поддержанию добрососедских отношений с соседними народами.
Хотелось бы, что б наш народ активно поддерживал эту идею, помогал в осуществлении и воплощении ее целей и задач в жизнь. Потому, что передать важность, которую содержит идея «Барс Эль» не возможно словами, этой идеей нужно заразиться, работать над ее усовершенствованием ежечасно, совместно с представителями каждой фамилии, с каждым разом улучшая результат.
Мы готовы меняться только к лучшему, ведь наша история, наша культура, наша самобытность позволяют гордо называть себя карачаево-балкарским народом.
 
4. Хаджимурат Аккаев - двукратный призер олимпийских игр по тяжелой атлетике, чемпион Мира.

На мой взгляд, создание «Барс Эль» это замечательная идея, тем более, учитывая, что инициатором выступил Фонд «Эльбрусоид», чья слаженная работа не может не вызывать уважения. Ваши достижения во многих сферах, стали результатом системно организованной деятельности и являются гарантией того, что и новая организация будет вызывать доверие и, несомненно, будет приносить пользу нашему народу.
Великолепно, когда есть возможность народу самому выбирать и влиять на важные вопросы, которые определят его дельнейшую судьбу. Добавлю также, что, будучи народом, имеющим богатую культуру как у нас, говорить о поиске и формировании национальной идентичности вроде бы не приходится, другое дело – суметь сохранить и передать потомкам, то, что мы имеем. На мой взгляд – это важнее всего. Наличие возможности общенародного решения возникающих задач, осуществления деятельности направленной на сохранения национальной культуры, истории, наших традиционных ценностей необходимо использовать, несмотря на то, что эта работа не на один день, а потому нужна преемственность поколений. Общим, объединяющим, всех в решении этих непростых задач выступает «Барс Эль». Задачи, которые обозначает в своей работе «Барс Эль» - это на перспективу, на будущее. Ну а нам, каждой фамилии, необходимо поддерживать и оказывать помощь в таком благородном деле.
 
салам алейкум. мне кажется ни то что про барс эль, про эльбрусоид не все знают или знают но очень мало. если есть возможность нужно бы в карачай газете опубликовать материал рассказывающий про эльбу и про барс эль, затем на телевидении кчр сюжет показать, можно и на учкекенском телевидении пустить сюжет который расскажет о новой организации барс эль и что необходимо фамильным организациям.
бла бла бла, бла бла !
 
Цитата
Зукку Пристоп пишет:
салам алейкум. мне кажется ни то что про барс эль, про эльбрусоид не все знают или знают но очень мало. если есть возможность нужно бы в карачай газете опубликовать материал рассказывающий про эльбу и про барс эль, затем на телевидении кчр сюжет показать, можно и на учкекенском телевидении пустить сюжет который расскажет о новой организации барс эль и что необходимо фамильным организациям.

Не раз публиковали материалы в республиканских СМИ :)

Вот, что говорят в Карачае о МОУ "Барс Эль" :)
Алиева Т.К., доктор филологических наук,
профессор, зав. филиалом кафедры ЮНЕСКО



Родной язык - важнейший инструмент социализации, основное средство развития образного мышления, главный канал трансляции национальной культуры. Известно, что потеря языкового генофонда означает безвозвратную утрату уникального исторического, антропологического, этнографического и культурного информационного блока научной картины мира. Между тем глобализационные тенденции сегодня осложняют положение языков и культур народов РФ. В этом контексте идентичность карачаево-балкарского народа претерпевает серьезные деформации в духовной и культурно-языковой сфере.
Закон «О языках народов РФ» малочисленным народам России гарантирует государственную поддержку, «содействие в организации различных форм воспитания и обучения на родном языке независимо от их количества и в соответствии с их потребностями» (ст. 9, п. 5), создание необходимых условий для сохранения и развития их языков (ст. 6). При этом «вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик» (ст. 6). Закон «О языках народов КЧР», так же, как и Закон «О языках народов КБР», является логическим продолжением Федерального Закона о языках народов РФ, однако в регионах не реализуются вышеприведенные статьи Закона в соответствии с потребностями народов. В связи с этим современное состояние карачаево-балкарского языка отличается ограниченностью поля его социального функционирования, несоответствием коммуникативных возможностей требованиям сегодняшнего дня и низким уровнем общественного престижа. Таким образом, статус «государственного» карачаево-балкарского языка не соответствует его корпусу. В итоге, по данным ЮНЕСКО, карачаево-балкарский язык в числе 2500 из 6900 языков оказался в списке отмирающих языков.
Актуальными вопросами языковой ситуации в РФ является создание национальной школы в современной полилингвальной и поликультурной форме, способной обеспечить формирование российской гражданской идентичности, что предполагает: осуществление стабильного преподавания родного языка в школах как учебной дисциплины с увеличением количества часов, издание учебников нового поколения, отражающих культурное наследие и нравственные идеалы народов, введение системы обучения в начальной школе на родном языке. Непременным условием также является разработка и реализация концепций и программ развития языков народов РФ. Карачаево-балкарский язык, пожалуй, острее других языков, нуждается в этих преобразованиях.
Сегодня правовое регулирование языковых вопросов, определение приоритетов в осуществлении языковой политики не могут быть решены без поддержки государства и общественности. Межрегиональная Общественная организация «Барс-Эль», цели которой предусматривают объединение карачаево-балкарского сообщества в интересах «удовлетворения его общественных, национально-культурных и религиозных потребностей», может явиться «спасательным кругом» в деле сохранения языка и культуры народа. Содействуя «сохранению и развитию традиций карачаевского и балкарского народов», новая организация инициирует поддержку возрождения истинных ценностей народа – духовного богатства, традиций, принципов и норм карачаево-балкарской этики, – хранителем и носителем которых является родной язык.
Мы уверены в том, что «Барс-Эль» во взаимодействии с органами государственной власти, научными, образовательными и просветительскими учреждениями КЧР и КБР будет активно участвовать в реализации существующих документов, защищающих языки малочисленных народов, разработке и внедрении новых моделей образования и конкретных программ по развитию карачаево-балкарского языка.
:) :) :)

Начальник информационно-аналитического управления
КЧГУ им. У.Дж.Алиева Шамиль Бадахов



Вопрос о создании организации, которая должна заниматься языком, культурой, литературой назрел еще лет 10 назад. «Барс Эль» - это организация, которая реально будет работать и решать проблемы народа и в общественно-политической жизни республики займет хорошую нишу, достойное место. Проблнм очень много, во всех сферах жизнедеятельности карачаево-балкарского народа. То, что многие вопросы должны решаться самим народом, государство от этого в стороне, политические организации тоже сторонятся этих проблем, и потому, такая форма общественной организаций как «Барс Эль» должна быть у народа. Тем более, что у Фонда «Содействие развитию карачаево-балкарской молодежи Эльбрусоид» (инициатора создания и регистрации МОО «Барс Эль») большой опыт работы с молодежью. Я думаю, что общественная организация «Барс Эль» на сегодняшний день очень востребована.
:) :) :)
Рашид Хатуев, кандидат исторических наук

Создание любой организации, призванной служить единению карачаево-балкарского народа, следует не только приветствовать, но и оказывать ей всемерное содействие. Это – элемент формирующегося гражданского общества и, следовательно, шаг в направлении цивилизованности.
На октябрьской презентации организации мы услышали о довольно масштабных задачах, которые она перед собой ставит. Поначалу, на мой взгляд, ей следует воздержаться от «наступления широким фронтом» – во избежание распыления ресурсов. Необходимо сосредоточиться на трех приоритетах – работе с подрастающим поколением, патриотическом воспитании, просвещении. Отсюда – поддержка функционирующих самодеятельных структур в сфере молодежного движения, технического творчества, искусства, науки.
:) :) :)
Ибрагим Шаманов, кандидат исторических наук, Директор Карачаевского НИИ

На моей памяти последняя попытка такого рода предпринималась лет 6-7 назад, когда в КЧР и КБР проводились мероприятия по созданию карачаево-балкарской национально-культурной автономии. Но в условиях той поры идея не была реализована. Сейчас другая ситуация и хочется надеяться на успех. Предпосылками к этому является удачная апробация Фонда «Эльбрусоид».
Первоочередной задачей, видимо, является преодоление бескультурья. Оно проявляется во всех сферах – и в семье, и в публичном поведении, и на рабочем месте, и в манере вождения автомобиля. Оказались забытыми нормы не только этики в целом, но и элементарного этикета. Например, матерятся и перед старшими, и перед младшими – в школе, на улице и даже на заседаниях иных общественных организациях в присутствии женщин. А где мусульманская благовоспитанность, горский этикет, ёзденлик? Сквернословие, конечно, не главная проблема. Но как театр начинается с вешалки, так и народ начинается с публичных манер. Поэтому я бы начал с культуры.
:) :) :)
Мариям Хубиева, учитель карачаевского языка и литературы высшей категории. Заслуженный учитель КЧР. Заслуженный работник культуры КЧР.

Ничто не может заменить человеку трудового воспитания. Только труд, серьёзные обязанности в жизни формируют у него чувство ответственности, чувство гражданина.
Этими критериями определяет свою трудовую и организационную деятельность Тоторкулов Алий Хасанович, который создает карачаево-балкарскую организацию «Барс-Эль». Эта организация нужна народу как воздух, как вода жаждущему. Карачаево-балкарский народ, потерявший во время геноцида основу своей материальной культуры, должен крепко встать на ноги, только эта организация даст возможность это сделать.
Мы должны вернуть народу былую славу и уважение, о чём писали великие люди мира: учёные, путешественники, миссионеры, генералы, поэты и писатели. Мы должны возродить и внедрить свои вековечные обычаи и традиции. А путь к этому укажет, поможет это сделать только организация «Барс-Эль».
:) :) :)
продолжение следует...
Говорят, физически человек обновляется каждые семь лет. А духовно не обновляется ли человек еще чаще? Сколько человек умирает в одном человеке, прежде чем сам он умрет?
 
Салам!
Уважаемые друзья, мне известно, что первоначально перед вами ставилась задача задавать своим респондентам только два-три вопроса касательно "Барс-Эль". Но мы тут обсудили и пришли к выводу, что лучше всего не ограничивать людей, а просить их изложить все свои мысли на заданную тему (идеи, предложения) в развернутом виде. Если мы соберем от пятидесяти-ста человек ответы на одни и те же вопросы, то мы по любому не избежим тавтологии, а так мы сможем сделать более содержательную выборку. Кроме того, пожалуйста, не зацикливайтесь только на "персонажах" из списков, пусть пишут все желающие: может статься, что какой-нибудь школьник или простой аульский "философ" напишет такое, о чем наши публичные люди и не подумали бы.
И еще... Все материалы должны быть сопровождены как "полной подписью" (ФИО, должность, род занятий; для отдельных лиц будет важно указать кем он был в прошлые лета) и, внимание, фотографией. Предвижу возражения, но, пожалуйста, постарайтесь добыть портрет каждого. Ну, кроме тех, кто будет решительно возражать против публикации своего фото.
Требования к иллюстрациям следующие... кроме того, что они должны быть 300 dpi и не менее 800 кб, они еще должны быть максимально разноплановыми. На газетной полосе куча одинаковых "3Х4")))) будет смотреться не комильфо))))
Знаю, что, как всегда, усложняю вам задачу, но :oops: чень нужно! :ухх:
Трудно найти слова, когда действительно есть, что сказать.
 
Зукку Пристоп,
А на какие вопросы ты бы лично хотел получить ответ от руководства "Барс эль"?
Спрашиваю не из праздного любопытства: готовится развернутое интервью с АХ, как раз с той целью.
Трудно найти слова, когда действительно есть, что сказать.
 
Цитата
Enter пишет:
Но мы тут обсудили и пришли к выводу, что лучше всего не ограничивать людей, а просить их изложить все свои мысли на заданную тему (идеи, предложения) в развернутом виде. Если мы соберем от пятидесяти-ста человек ответы на одни и те же вопросы, то мы по любому не избежим тавтологии, а так мы сможем сделать более содержательную выборку.
Enter,
Так и стараемся делать :)
Цитата
Enter пишет:
Кроме того, пожалуйста, не зацикливайтесь только на "персонажах" из списков, пусть пишут все желающие: может статься, что какой-нибудь школьник или простой аульский "философ" напишет такое, о чем наши публичные люди и не подумали бы.

Приняла к сведению :)
Цитата
Enter пишет:
Требования к иллюстрациям следующие... кроме того, что они должны быть 300 dpi и не менее 800 кб,

Некоторые фотографии люди отправляют мне по почте, заранее отсканировав, какое разрешение при этом они применяют....я не в курсе. Надеюсь, что с этими фотографиями проблем не будет. А так, на будущее, будем иметь ввиду :)
У меня вопрос :думаю: А тексты должны быть только на русском? А то у меня есть и на родном :)
Салпагъарланы Кулина СССР-ни, РФ-ны джазыучуларыны, журналистлерини союзларыны члени, КЧР-ни Окъуууну махтаулу къуллукъчусу, «Ильячин» журналны баш редактору, «Халкъ тёрени» исполкомуну члени, РГУ КЧИПКРО-ну тамада устазы, методисти.

Мен “Барс Эл» атлы аллай джамагъат къозгъалыу къуралырына хакъ джюрегимден бек къууандым, къураб кюреше тургъанлагъа бек разы да болдум. «Эльбрусоидни» бу башламчылыгъы да, эндиге дери этген, баджаргъан ишлерича, бек магъаналы, хайырлы, керекли иш болуб этиле турады. Мен «Эльбрусоидни» ол ишни къурауну юсюнден бардыргъан конференциясында болуб, сёлешгенлеге да къууаныб тынгылагъан эдим. Планларын да бек джаратхан эдим. Сёлешгенле бары да аламат «Эльбрусоидни» муратларына, ишлерине, ашхы джораларына да бек разы болуб, джаратханларын айтхан эдиле. Джыйылгъанланы кёллерибиз кётюрюлюб, джарыб чачылгъан эдик. Миллетибизге бек керекли, магъаналы ишлерине «Эльбрусоидни» эндиге дери этгенлери да, этер муратлары да. Аллах болушсун ишлерине. Миллет да ангылар, болушур деб ийнанама.
Бизни миллет не заманда да иш тирилиги бла, пахмулугъу бла, чыгъармачылыкъ закийлиги бла махталыб, джюрек джарыгъы тёгерегиндегилеге чыракъ болуб тургъанды. Алай а, ахыр джюзджыллыкъда, хар небиз бек седирегенди. Огъарыда тёгерегинде иш этиб терс иннетли политиканы бардырылгъаныны себебинден.
Ол себебден, миллетибизни чыгъармачылыкъ тюз ангысын уятыргъа, ол джаны бла къарыуун айнытыргъа, тюзетирге, кереклисича хайырланыргъа, кёб регионлагъа чачылыб тургъан миллетибизни бирикдириб, уллу тин байлыгъын джангыртыб, айнытыб, не джаны бла да миллетибиз тыйыншлы орун алыр ючюн тири кюреширге эртде заман болгъанды. Миллетибизни не джаны бла да айнытыргъа, сакъларгъа керекбиз. Ол джаш тёлюню келлик тёлюлени алларында баш борчубузду. «Эльбрусоид» эндиге дери да ол джаны бла кёб ашхы ишле баджарыб келгенди. «Барс Эл» къозгъалыуну къураб башлагъаны да уллу, ашхы ишлени этерине шагъатды. Аны этер муратлары, миллетибизге огъай, башхалагъа да, адам улуну барына да болушлукъду. Адам улу миллетледен къуралады.Бизни бек бурунладан келген бай тилибиз а, къораб бара тургъан тиллени тизимине ЮНЕСКО-да тюшгенли бир бёлек джыл болады.
Мени бир излегеним а: джангы бирлешликни атында Алан деген сёз къошулуб болса эди. Ол бизни талай минг джылны айтылыб тургъан сыйлы атыбызды. Кавказда да 2-3 минг джылны къыралыбызны, миллетибизни аты болуб тургъаны белгилиди. Алан бизни бюгюн – бюгече да бир-бирибизге айтыучу ат сёзюбюздю, къуру бизде джюрюйдю. Эбзеле бусагъатда да алай айтадыла бизге.
Аланнга не аз да тыйыншлы болгъанла кеслерине алан атаб неда аны кеслерине къошулгъанга санатыргъа кюрешген бла кеслерин былайда Шымал Кавказда узакъ ёмюрлени джашагъан, джерчили халкъла этиб, бизни уа къайдан эсе да айлана, кёб болмай келген тыш миллетчикге санатыргъа кюрешиб, дыгъалас этедиле. Сора ала «алан» сёзге къадаладыла деб, биз кесибизни атыбызны нек учуз этерге, андан нек артха турургъа керекбиз? Алагъа джол бериб, ала сюйгенча этиб. Конференцияда мен аны айтыб сёлеширге кеч болуб къалгъан эди. Энди, кеч айта эсем да, аны юсюнден бир кенгешсегиз «Эл» - деген, бурунгу «къырал» деген сёздю. «Алан» да къошулса, игиси ол эди. Миллетибиз тюз атын билир эди.
«Къарачай» а джерни атыды. Аланияны Тимур къырыб, Къарча зат аны къалгъанын джангыдан къыралгъа бирикдиргенлеринде, «Алан» асыры белгили атды, тынчлыкъ бермейдиле, белгисиз ат бла джашай турайыкъ да, киши эс бёлмезча, аякъ юсюне минейик деб, «Бирсил Къарачай» атны аны ючюн алгъандыла. Ол тарихде белгилиди. Миллет а, дагъыда тёрт кере кирген эминадан къырылыб, аз болуб, тышындан бери артыкъ да кёб башхала кире кергендиле.
Аны эсге тюшюре, миллетибиз тюз атына къайтырына ишек этмезге керек болур, эшта.
Бирлешликни программасы аламатды. Бу затлагъа айырыб уллу эс бёлюр деб ышанама «Барс Эл»:
1) Къарачай-малкъар тилни Бютеудуния кюнюн къураргъа, бегитирге.
2) Къазахстанда, Орта Азияда ёзгеде къалгъанлагъа бери кёчерге мадар излерге.
3) Джаш тёлю бла тукъум тамадаланы игирек ишлетирге, хар джашны – къызны атламына эс бёлюрча иш къураргъа
4) Тукъум тамадала ишлерине отчет этгенлей турурча таблыкъ-излем къуралса.
5) «Алан» джамагъат тойланы джангыртыб, районлада, шахарлада, элледе бардырыб турургъа.
Говорят, физически человек обновляется каждые семь лет. А духовно не обновляется ли человек еще чаще? Сколько человек умирает в одном человеке, прежде чем сам он умрет?
 
 
Цитата
Девушка Гор пишет:
У меня вопросА тексты должны быть только на русском? А то у меня есть и на родном
Девушка Гор,

Можно и на родном.
Трудно найти слова, когда действительно есть, что сказать.
 
Съездге регистрация бардырылады

Къарачай-малкъар тёрелени айынытыу жаны бла «Барс Эл» жамауат организацияны кезиулю съездине делегатланы регистрация этиу бардырылады. Съездге алыкъын келечилерин айырмагъан тукъумла ол жумушну къысха заманны ичинде тамамларгъа керекдиле.
Регистрация бу адрес бла бардырылады: Нальчик шахар, Ахохов атлы орам 92, 5-чи эм 9-чу офисле. тел: (8866-2)77-59-12.

http://www.smikbr.ru/2012/zaman/01/14.pdf
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный