Начало этой темы было положено в реале, обсуждение происходило эмоционально, разносторонне, а от того и запутанно))Поэтому решила перенести и в виртуал, чтобы либо все прояснить, либо окончательно запутать...))
Итого, можно ли считать добродетелью какое-либо качество, если оно в человеке никоим образом не подвергалось испытанию?
Если кто слышал, есть такая пословица китайская: легко быть святым на горе, трудно им оставаться на базаре.
Смысл реальной дискуссии сводился к тому, что потенциальная способность совершить грех/преступное сидит в каждом человеке. Только одни эти возможности периодически реализуют, другие хотят реализовать, но могут сдерживаться, а третьим как-то по жизни и не представлялось совершить нечто преступное и аморальное, то есть не было причины/ситуации/повода/человека, кто подтолкнул бы к этому и т.д.
Так вот, речь в большей степени велась по поводу третьей категории людей, и того, как расценивается их поведение с точки зрения обыденного человека и с точки зрения религии (особенно интересны положения религии по этому вопросу, ибо со светской точки зрения оправдать можно почти все, что угодно).
И вообще, можно ли человека, который не совершает ряд запретных вещей, считать добродетельным, если учитывать тот факт, что эти самые его качества по жизни испытанию не подвергались? Или это уже не добродетель, а простое везение?
Например, алкоголь. Он запретен. А конкретный человек не принимает его только потому, что его отталкивает запах и вкус спиртного, а пьяные люди раздражают одним своим видом? Конкретно по этому поводу данный "объект" добродетелен, или просто ему повезло, что алкоголь ему не по вкусу? По исламу вроде все оценивается по намерениям. То есть в данном случае отказ от алкоголя как благодеяние и не воспринимается?
Ну, и многие дискутирующие сошлись во мнении, что никогда нельзя говорить никогда)) потому что неизвестно, что будет завтра и что может совершить человек в крайне затруднительном положении, на что решиться, на какое сумасбродство пойти...))Однако из этого вытекает другое неутешительное заключение:
если человек и его нравственные качества не закалены и не проверены жизнью, тогда даже его мнение о самом себе остается просто неподтвержденной, хотя пока и не опровергнутой теорией?
Я все-таки склонялась ко мнению, что есть ряд определенных границ у каждого человека, за рамки которых он никогда не выйдет))Однако после разговоров начала сомневаться во всем подряд)))Наверное, так смогут сказать только те, кто уверены в своей вере (пардон за тавтологию)) и живут, опираясь исключительно на религиозные позиции...)Все остальные, так или иначе, в группе риска)))
Итого, можно ли считать добродетелью какое-либо качество, если оно в человеке никоим образом не подвергалось испытанию?
Если кто слышал, есть такая пословица китайская: легко быть святым на горе, трудно им оставаться на базаре.
Смысл реальной дискуссии сводился к тому, что потенциальная способность совершить грех/преступное сидит в каждом человеке. Только одни эти возможности периодически реализуют, другие хотят реализовать, но могут сдерживаться, а третьим как-то по жизни и не представлялось совершить нечто преступное и аморальное, то есть не было причины/ситуации/повода/человека, кто подтолкнул бы к этому и т.д.
Так вот, речь в большей степени велась по поводу третьей категории людей, и того, как расценивается их поведение с точки зрения обыденного человека и с точки зрения религии (особенно интересны положения религии по этому вопросу, ибо со светской точки зрения оправдать можно почти все, что угодно).
И вообще, можно ли человека, который не совершает ряд запретных вещей, считать добродетельным, если учитывать тот факт, что эти самые его качества по жизни испытанию не подвергались? Или это уже не добродетель, а простое везение?
Например, алкоголь. Он запретен. А конкретный человек не принимает его только потому, что его отталкивает запах и вкус спиртного, а пьяные люди раздражают одним своим видом? Конкретно по этому поводу данный "объект" добродетелен, или просто ему повезло, что алкоголь ему не по вкусу? По исламу вроде все оценивается по намерениям. То есть в данном случае отказ от алкоголя как благодеяние и не воспринимается?
Ну, и многие дискутирующие сошлись во мнении, что никогда нельзя говорить никогда)) потому что неизвестно, что будет завтра и что может совершить человек в крайне затруднительном положении, на что решиться, на какое сумасбродство пойти...))Однако из этого вытекает другое неутешительное заключение:
если человек и его нравственные качества не закалены и не проверены жизнью, тогда даже его мнение о самом себе остается просто неподтвержденной, хотя пока и не опровергнутой теорией?
Я все-таки склонялась ко мнению, что есть ряд определенных границ у каждого человека, за рамки которых он никогда не выйдет))Однако после разговоров начала сомневаться во всем подряд)))Наверное, так смогут сказать только те, кто уверены в своей вере (пардон за тавтологию)) и живут, опираясь исключительно на религиозные позиции...)Все остальные, так или иначе, в группе риска)))
You don't have a soul. You are a Soul. You have a body. © (C.S. Lewis)
Когда у меня проблемы: или финансовые, или там личные, я вспоминаю, что я молодой здоровый карачаевец)))) и сразу становится так радостно)))) (с)
Когда у меня проблемы: или финансовые, или там личные, я вспоминаю, что я молодой здоровый карачаевец)))) и сразу становится так радостно)))) (с)