Расширенный поиск
6 Мая  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Тёрде – темир таякълы, къаяда – чыпчыкъ аякълы.
  • Тай асырагъан, атха минер.
  • Аллахдан тилесенг, кёб тиле.
  • Ач отунчуну ачыуу – бурнунда.
  • Джыгъылгъанны сырты джерден тоймаз.
  • Соргъан айыб тюлдю, билмеген айыбды.
  • Алтыннга тот къонмаз.
  • Къатыны харакетли болса, эри къымсыз болур.
  • Келлик заман – къартлыкъ келтирир, кетген заман – джашлыкъ ёлтюрюр.
  • Джюз элде джюз ёгюзюм болгъандан эсе, джюз джууугъум болсун.
  • Ата джурт – алтын бешик.
  • Тынгылагъан тынгы бузар.
  • Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.
  • Эки элинги тыйсанг, джети элде махталырса.
  • Къартны бурнун сюрт да, оноугъа тут.
  • Кенгеш болса, уруш болмаз.
  • Сибиртки да сыйлы болду, кюрек да кюнлю болду.
  • Игини сыйлагъан адетди.
  • Джаз бир кюнню джатсанг, къыш талай кюнню абынырса.
  • Аууз сакълагъан – джан сакълар.
  • Сёз сёзню айтдырыр.
  • Бозаны арты дауур болур.
  • Адеб этмеген, адеб кёрмез.
  • Къанны къан бла джуума, аманны аман бла къуума.
  • Ушамагъан – джукъмаз.
  • Къазанны башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Иги бла джюрюсенг, джетерсе муратынга, аман бла джюрюсенг, къалырса уятха.
  • Къарт айтханны этмеген, къартаймаз.
  • Ётюрюк хапар аякъ тюбю бла джюрюйдю.
  • Келгинчи, къонакъ уялыр, келгенден сора, къонакъбай уялыр.
  • Ачлыкъ отха секиртир.
  • Эртде тургъан бла эртде юйленнген сокъуранмаз.
  • Къонакъ аз олтурур, кёб сынар.
  • Телиге акъыл салгъандан эсе, ёлгеннге джан салырса.
  • Бет бетге къараса, бет да джерге къарар.
  • Юй ишлеген балта эшикде къалыр.
  • Уллу къашыкъ эрин джыртар.
  • Къонакъ хазыр болгъанлыкъгъа, къонакъбай хазыр тюлдю.
  • Аякъларынгы джууургъанынга кёре узат.
  • Биреуге аманлыкъны тилеме да, кесинге ашхылыкъны тиле.
  • Къарнынг бла ёч алма.
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Джаным-тиним – окъуу, билим.
  • Агъач – джерни чырайы, кийим – эрни чырайы.
  • Кесинг сынамагъан затны, адамгъа буюрма.
  • Къызбайны юйюне дери сюрсенг, батыр болур.
  • Къызгъанчдан ычхыныр, мухардан ычхынмаз.
  • Тамчы таш тешер.
  • Уллу айтханны этмеген – уллаймаз.
  • Джети тилни билген джети кишиди.
Страницы: 1 2 3 След.
И снова о родном языке., По-новому о старой проблеме...
 
Тема конечно не нова. Десятки (а может и сотни) обсуждений проблем родного языка имеются только на одном этом форуме, а по разным соцсетям их много больше наберется. Многие из нас озабочены, переживают за будущее родного языка. Кто-то пытается поддержать язык, занимаясь локализацией интерфейса популярных сайтов соцсетей. Кто-то создает агитационные баннеры. Кто-то пишет стихи... Это об отдельных людях. Главная же надежда и опора нашего народа - фонд Эльбрусоид - озвучивает популярные фильмы и мультфильмы, помогает издаваться писателям и поэтам, обеспечивает школьников учебниками... Всё это от того, что все мы испытываем одно чувство. Чувство которое, в том числе, заставляет нас переживать за будущее родного языка. Это же чувство делает нас всех одним народом... И так хочется смотреть в будущее с надеждой.

В нашумевшем, сильно воодушевляющем фильме ''Кавказский ренессанс по-карачаево-балкарски'' фонд Эльбрусоид как-будто бы показал нам главного врага родного языка - гидру глобализации; а также рассказал об успешных примерах возрождения исчезавших (исчезнувших) языков. Казалось бы, что мешает нам сохранить свой язык и сохраниться самим? Между тем, звучный и бодрый голос комментатора в фильме оставил без упоминания одну ''маленькую'' деталь всех этих ''языковых возрождений'' - все они имели место после обретением нациями политической самостоятельности и сопровождались административным принуждением. Для кого-то это прозвучит как крамола, но язык существует не для поэтов, писателей и их читателей; язык нужен лишь для канцелярии. Если у языка нет канцелярии (т.е. он не используется в административно-деловой сфере), он обречен на исчезновение. Пример возрождения национального языка в субъекте федеративного государства - Стране Басков - также сопровождался (сопровождается) борьбой за политическую самостоятельность соответствующего народа. Стало быть, естественным и главным врагом нашего языка (следовательно, и народа), как и соседних, является вовсе не гидра глобализации, а... совершенно иная гидра.

Как бы то ни было, язык у нас все еще имеется (хоть и сильно потрепанный). И наша главная задача состоит в том, что бы передать его следующему поколению. И в этом вопросе, кажется, слишком большое место отводится лозунгам, разного рода агитации. Однако нельзя заставить людей пользоваться языком апеллируя к памяти предков и прочим абстрактным понятиям. Нельзя бесконечно одухотворять и мифологизировать язык, как и историю. Язык - это всего лишь техника, приспособление для общения. И именно технические (строго научные) подходы должны применяться в первую очередь для его сохранения и трансляции будущим поколениям...


Все сказанное выше было лирическим вступлением. :)
Данную же тему мне хотелось бы посвятить языкам национальных меньшинств; имеющемуся в разных частях света опыту в борьбе за сохранение этих языков. Также предлагаю всем заинтересованным по-возможности собирать здесь полезные советы для родителей по вопросам языкового воспитания.
 
Очень полезная информация для родителей (и не только): вышедшая в Праге в 2009 году книга ''Язык и идентичность этнических меньшинств: возможности сохранения и возрождения'' приводит десять самых полезных рекомендаций по двуязычному воспитанию детей (на илл.).
 
Тилини сакълар ючюн Халкъны кесини энчи автономиясы болургъа керекди. Эм бек бузулгъан - тилин, адетин да унутхан - джыйымдыкъ элледиле. КЧР да аллай джыйымдыкъ эллени бириди. Къарачай кеси республика болса, Малкъар да кеси республика болса, бизни тилибизге, джерибизге - халкълыгъыбызгъа быллай бир къоркъуу тюшерик тюл эди. Бютеу халкъла къарыуларына кёре - кими кърал болургъа, кими башха къралны ичинде республикасын, областын, районун къураргъа аны ючюн кюрешедиле.

Алай а, КЧР-де да бир онглу къарачайлы Башчы болса, "миллетим, джуртум, тилим, культурам" дей билсе, кёб затны иги джанына тюрлендирирге боллукъду. Ёзге, аллай адамны да джыйымдыкъ Элде Башчы этген къыйынды. Генерал Семеновну да, Эбзе улуну да бир къауум къарачайлы бла къалгъан халкъла биригиб, алай къурутдула. Энтда биз бир Башчы сайлайбыз дегенлей, къалгъан къауумла биригиб, бир башха кандидатураны ётдюрлюкдюле. Алай бла, бу джыйымдыкъ республикада миллетибиз сакъланырча тюлдю.

Малкъар, Къарачай да кюрешиб, энчи республикала болалмасала - тилни сакъларгъа кюрешиуюбюз - тамыры кесилген терекни бутакъларын сакъларгъа кюрешгенча бир затды.

Аны себебли - халкъыбызны (динибизни, тилибизни, джуртубузну) сакълау, къраллыгъыбызны къайтартыудан (Реабилитация законну тамалында) барыргъа керекди. Кесибизни энчи Элибиз болмай, аны ючюн кюрешмей, КЧР-де саныбызгъа кёре юлюшюбюзню алаллыкъ тюлбюз. Аллалыкъ болсакъ, бюгюнннге дери да аллыкъ эдик.

Тема иги темады. Дунияда аз санлы халкъла, кеслерини автономиялары болгъанла, болмагъанла да тиллерин, культураларын сакълар ючюн не этедиле - айтылса. иги болур. Чеченде, Ингушда, Тегейде, Адыгеяда болум къалайды - ала къалай кюрешедиле кеслерин - тиллерин, джерлерин - сакълар ючюн? КЧР ала бла тенглешдириб джазылса, кёб зат ачыкъ болур.
 
Татарский язык онлайн, с 2013 года

С января 2013 года онлайн-обучение татарскому языку станет доступным для начинающих. Об этом шла речь 24 октября на совещании в правительстве РТ, где обсуждался вопрос реализации проекта «Родной язык» («Ана теле»).

Премьер-министр РТ Ильдар Халиков напомнил, что работа над проектом была начата после многочисленных обращений жителей Татарстана и соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации и желающих учить родной татарский язык. Разрабатывает его известный международный образовательный центр по обучению английскому языку, республика давно и успешно сотрудничает с этой организацией.

По словам первого заместителя министра образования и науки РТ Данила Мустафина, проект создания онлайн-школы обучения татарскому языку включает в себя такие направления, как разговорный класс, изучение грамматики, лексики, фонетики на различных уровнях. К нему привлечены высококвалифицированные филологи, преподаватели татарского языка. Предполагается, что с января 2013 года для пользователей онлайн-школы обучения татарскому языку будет доступен элементарный уровень для начинающих.

Хотя преподаванием татарского языка охвачены все школьники Татарстана, значительный процент татар и интересующихся татарской культурой людей проживает за пределами республики. Теперь у них появится важное подспорье в занятиях татарским языком.

Источник: lingvomania.info
Изменено: John Murphy - 10.11.2012 02:31:17
 
Если на уровне правительства РТ взялись за эту проблему, толк будет. Бизге да тынчыракъ болур аллай ишни этген. Есть с кого взять пример.
 
Цитата
Sabr пишет:
Если на уровне правительства РТ взялись за эту проблему, толк будет.

Несомненно будет толк. Республиканский проект «Ана теле» успешно реализуется. Правда для нас подобные проекты - как из другого мира...
 
Очень интересный опыт: на телевидении Республики Северная Осетия-Алания был показан ролик, в котором осетинские молодые люди призывали сверстников больше использовать осетинский: мол, «если ты называешь себя осетином, знай свой родной язык».

 
Тема предполагает долгосрочную и надеюсь полезную дискуссию. Не хочется отвлекаться от заданного автором вектора, но все же скажу свое понимание по популяризации языка. Еще Ленин, много лет назад говорил о кино. Сегодня это стало еще актуальней, в силу того, что люди все меньше читают, все больше смотрят и слушают. Хорошо это или плохо предмет отдельных дискуссий. Вместе с тем, сегодня это стало гораздо доступнее, и это можно использовать.

К счастью, хоть мы и присоединились к параду малых народов, забывающих свой язык, пока мы не прошли определенный рубеж. Да, у нас многие забывают язык, многие не говорят на нем, но основная масса все же понимает язык, может воспринимать на нем информацию. У нас проблема в том, что язык не востребован и нет интереса к языку. Поэтому, от того что мы начнем плодить курсы по изучению языка, печатать книги, журналы, словари и т.д. - проку нет, поскольку не наблюдается спроса. Был бы спрос - язык бы итак подтянули. Нужно спровоцировать спрос. Каким образом? В этом вся проблема. То о чем говорит Билял, а именно своя автономия - это идеал. Автономия решила бы много наших проблем - легче было бы сохранить и нравственность, и традиции, и язык. Но это не единственная возможность для сохранения этого. У нас уже около века нет автономии, а язык и традиции кое-как сохранились пока. Я не питаю иллюзий, я понимаю что все хуже год от года, особенно в последние десятилетия. Но не все потеряно.

Возвращаясь к Ленину. Эльбрусоид, а именно руководство фонда вспомнили Ленина, и воплотили его мысли о том что важнейшим из искусств является кино - наилучшим, из всех возможных пока для нас, образом, и начали дублировать детские мультфильмы и фильмы. Телевидения нет, но зато переводит и тиражирует диски - и распространяет в регионах - где уже люди сами начинают их тиражировать, и так они доходят до многих и без тв. Помимо этого, Фонд печатал антологию карачаевской поэзии, другие книги на карачаево-балкарском языке. Это важно, это останется, но в массе своей на полках, до востребования. Фильмы и мультики смотрели, смотрят и будут смотреть, и в большинстве своем молодежь. Городские дети иногда не понимая языка, с упоением ловят каждое слово мульгероев, а через немного начинают говорить их словами. А книги все лежат. Последнее время у молодежи выросло самосознание, патриотизм - это можно наблюдать в соцсетях. Не повально, но в массе это заметно. Это очень помогает в этом. Эльбрусоид вроде как будет продолжать переводить мультфильмы, фильмы, это уже не плохо, но этого на мой взгляд мало. Лучшим решением, после автономии. для сохранения языка и т.д. - было бы телевидение. Аллах айтса дорастем и до этого. Но говоря о тех возможностях, которые и не снились Ленину - сегодня есть интернет, есть возможности социальных сетей, есть видеосерверы, видеотехника доступна, умных и талантливых людей у нас тоже достаточно. Мы не умеем всем этим пользоваться, осталось соединить это все воедино, и на выходе получить качественные ролики, которые разойдутся за сутки во все карачаево-балкарские дома, где есть интернет, где бы они не находились.

В интернете, а именно в ютубе, есть примеры проектов, которые имеют свои каналы, и выпускают раз в месяц ролики, которые набирают десятки миллионов просмотров - от философа Фримена до наркомана Павлика. По содержанию - развлекалово, иногда пошло, но сделаны в основном качественно - где то качественно по форме, где то по содержанию, - что должно в них цеплять, поскольку авторы заинтересованы в рейтинге, это коммерческие проекты. Люди подсаживаются на это, и авторам достаточно один раз выложить, и дальше толпа разносит по всему интернету. А вы еще не слышали про Павлика и его револьвер? )))

Так вот нам нужно учиться этому. Научиться форме - и заполнять своим. Нам нужно постоянно и стабильно выпускать ролики. Социальные ролики различной направленности, ролики развлекательной направленности, всякие ролики. О том, какое наполнение могло бы быть у роликов - монологи, диалоги, миниатюры, дискуссии, интервью - тут можно что угодно, главное держаться главной цели. Язык это важно, но вместе с языком эти ролики должны пропагандировать адеты, ценности и все то, что нас делает карачаево-балкарцами. В соседней теме говорили об обращении к народу по поводу демографии - и по этому поводу, и по хызенам, можно по всему пройтись этими роликами. Это должно быть качественно, это должно быть о нас, о других, но для нас и в основном на нашем языке. Не на бытовом языке, а часто с возвратом к забытым словам. К забытым, но актуальным традициям. Продумывать и встраивать так, что бы все было понятно, и затягивало, было актуально и интересно. Что бы молодежь это подхватывала и несла в массы. Тогда можно будет положить многих зайцев.

Это конечно же сложная задача, но на сегодня мне кажется она оказалась бы очень действенной, и она реальнее чем многое. Работая в этом направлении, думаю это можно было бы довести до высокого уровня, а когда родится телевидение, этот проект перекочевал бы и туда, причем оставаясь и в интернете и соцсетях.
...
 
Цитата
John Murphy пишет:
Очень интересный опыт: на телевидении Республики Северная Осетия-Алания был показан ролик, в котором осетинские молодые люди призывали сверстников больше использовать осетинский: мол, «если ты называешь себя осетином, знай свой родной язык».

Вот примерно об этом и писал. Этот ролик я видел раньше, вроде ниче особенного, но качественно. Я ни черта не понял что они говорят, но посмотрел второй раз до конца... Если посмотрю 100 таких роликов, начну понимать осетинский. ))

п.с. уэд дэ мадаэлон аэвжаг жон)))
...
 
Нельзя все сваливать на власть, на государство, президента. Это замкнутый круг. Все было бы хорошо, если бы все было хорошо, а все плохо потому что все плохо. Всегда после вопроса Почему, надо задавать вопрос - Что делать? Что нам конкретно делать? Я думаю ролики это очень актуально. Как и остальное что предложено и будет предложено дальше - все это я думаю нужно будет брать на вооружение. А останавливаясь на роликах. Если все правильно сделать, это далеко пойдет. Это можно и немного коммерциализировать, заключив с Ютуб партнерство, выпуская параллельно актуальные ролики на общекавказскую, общероссийскую тематику - что бы собирались многотысячные рейтинги.

Предлагаю следующее. Я беру на себя обязательство договориться с эльбой на использование материально-технической базы - высококлассная камера, студийный свет, компьютеры, - с вас одаренные, умные люди, которым есть что предложить в описанном мною ключе - видеоролики. Кто готов? Если все удачно пойдет, если на общественных началах будет сложно, то возможно с дальнейшим трудоустройством в Эльбрусоид. Как раз, подозреваю что за это предложение ПЮ меня уволит из эльбы - пойдете на мое место. )))

Я серьезно, если есть такие кандидатуры - милости просим.
...
 
 
Цитата
Sabr пишет:
Малкъар, Къарачай да кюрешиб, энчи республикала болалмасала - тилни сакъларгъа кюрешиуюбюз - тамыры кесилген терекни бутакъларын сакъларгъа кюрешгенча бир затды.

Я конечно извиняюсь, но у вас видимо очень юное сердце, ибо вы до сих пор максималист. Лет эдак до 22 я бредил отдельной республикой - Балкарией. Я не так далеко ушел от этого возраста, но сегодня я понимаю, что это было бы хорошо, но... было бы. Это нереально сегодня, в нынешних политических условиях в стране, и в самих республиках. Нет, можно дальше об этом бредить, но какой смысл!? Я уверен, что без отдельной республики не будет такого рывка в нравственном, культурном, экономическом, политическом плане. Не все конечно по маслу пойдет, но это было бы сегодня лучшим вариантом. Но увы, нужно считаться с реальностью, как бы сильно она не расходилась с нашими мечтаниями. Исходя из вышеизложенного, думаю что будет правильно в этой теме говорить лишь о тех возможностях по пропаганде языка, культуры, нравственности, которые реальны в нынешних условиях. Что возможно делать сегодня? Некий мозговой штурм, с обращением к опыту других народов. Тема по-моему классная, не просто обсуждение, а для практического применения в жизни.
...
 
Цитата
KALAYSA Pictures пишет:Я беру на себя обязательство договориться с эльбой на использование материально-технической базы - высококлассная камера, студийный свет, компьютеры, - с вас одаренные, умные люди, которым есть что предложить в описанном мною ключе - видеоролики. Кто готов?
Я предлагаю(кому решать Вам) создать видеоролик ,объединив 2 известных произведения карачаевских авторов."Тум къарады къозучукъ,керпеслениб ойнайды,юзгерени къатында чапракъчыкъны чайнайды.Аны керюб анасы, узакъдан чабыб келиди джелининде къызгъан сютюн
балачыгъына береди" и басню Крымшамхалова "Берю бла Киштик." Просьба ,если предложение подойдет и кто-то возьмется реализовать его,то Къозучукъ должен остаться жив.Возможно ,при цитировании стихотворения ,я допустил ошибки,но их исправить легко,а вот реализовать предложение посложнее.Слабо ,KALAYSA Pictures?
 
Цитата
KALAYSA Pictures пишет:
Я конечно извиняюсь, но у вас видимо очень юное сердце, ибо вы до сих пор максималист. Лет эдак до 22 я бредил отдельной республикой - Балкарией. Я не так далеко ушел от этого возраста, но сегодня я понимаю, что это было бы хорошо, но... было бы. Это нереально сегодня, в нынешних политических условиях в стране, и в самих республиках. Нет, можно дальше об этом бредить, но какой смысл!?
Алай дженгил "сдаваться" этиб къалмагъыз. Малкъарлыла не ногъайлыладан, не абазалыладан аз тюлдюле, къарыусуз да тюлдюле. Къралны ичинде бир джерде, бир халкъгъа этилмеген зат этилди: КЧР-де Абаза, Ногъай районла къуралдыла. КБР-де тау районланы, сюргюннге дери болгъанларыча, реабилитация Законнга таяна ызына сюерге нек болмайды? Энчи республика болалмагъандан ары, боллукъ зат бла кюреширге керекди. Аны ючюн кюрешгенлени да кёреме - барына да Аллах кюч берсин.

Халкъла мингле бла, джюзле бла джылланы кюрешедиле къралла, республикала, областла, районла болур ючюн. Къралны ичинде адаргы къраллыгъынг да болмаса, джеринг-джуртунг да сеники болмаса - ала ючюн да кюреширге унамасанг - культурангы, тилинги да сакълаяллыкъ тюлсе.

Дунияда болмазлыкъ зат джокъду. Дуния тюрлене турады. Тамбла къалай боллугъун киши да билмейди. Неге да хазыр болгъанлай турургъа керекди.


"...говорить лишь о тех возможностях по пропаганде языка, культуры, нравственности, которые реальны в нынешних условиях. Что возможно делать сегодня? Некий мозговой штурм, с обращением к опыту других народов. Тема по-моему классная, не просто обсуждение, а для практического применения в жизни".

Ким огъай дейди? Не джаны бла да кюреширге, ишлерге керекди. Аллах болушсун барыбызгъа да.
 
Языки и политика: первый заместитель председателя Меджлиса крымскотатарского народа и депутат Верховной Рады Автономной Республики Крым Рефат Чубаров после принятия на Украине закона о региональных языках выступил на заседании крымского парламента на родном языке, что бы продемонстрировать, что данный закон касается не только русского языка.

 
Мусса,

Цитата
Мусса пишет:
Я предлагаю(кому решать Вам) создать видеоролик ,объединив 2 известных произведения карачаевских авторов."Тум къарады къозучукъ,керпеслениб ойнайды,юзгерени къатында чапракъчыкъны чайнайды.Аны керюб анасы, узакъдан чабыб келиди джелининде къызгъан сютюн
балачыгъына береди" и басню Крымшамхалова "Берю бла Киштик." Просьба ,если предложение подойдет и кто-то возьмется реализовать его,то Къозучукъ должен остаться жив.Возможно ,при цитировании стихотворения ,я допустил ошибки,но их исправить легко,а вот реализовать предложение посложнее.Слабо ,KALAYSA Pictures?

Я к сожалению не в теме, не могу высказаться по поводу конкретных произведений. Что касается слабо ли мне, то да, мне слабо. Каждый должен делать то что умеет делать, то что делает хорошо. Поэтому я решил ничего больше не делать. ))) Но если будет такой творческий коллектив, который сможет делать это хорошо, то я думаю им можно будет подкидывать различные идеи, мысли, произведения.


Sabr,

Согласен. Амин Аллах.
...
 
Цитата
KALAYSA Pictures пишет:
Нельзя все сваливать на власть, на государство, президента.
В нашем случае на них сваливать нельзя ничего, поскольку это бесполезно совершенно. :)
Однако существуют разные уровни власти. Ожидать сочувствия от руководства федерального или республиканского, естественно, не приходится. Я даже не виню в этом руководителей республиканских, они люди подневольные и, в отличие, например, от татарской элиты, не имеющие источников самофинансирования.

Вместе с тем, я бы хотел обратить внимание на возможность сотрудничества с муниципальными органами власти в интересующем вопросе. Если бы только удалось наладить связь. Я думаю, Эльбрусоиду это по силам (?). Приведу пример: около года назад девушка (по всей видимости, сотрудник администрации Карачаевсого городского округа) на форуме открыла тему, где просила придумать звучный лозунг для социальной рекламы администрации (мол, «не мусорьте там, где живете»); но мое предложение - сделать рекламу в двух вариантах (на русском и карачаевском) - не получило поддержки. Хотя мое предложение не требовало никаких дополнительных затрат и не нарушало никакие нормативные акты. Возможно, если бы подобные инициативы исходили от руководства соответствующего филиала фонда, они получили бы поддержку руководства города...

Хотел бы привести пример направленной языковой рекламы администрации города Минска:
На улицах белорусской столицы в скором времени могут появиться плакаты, пропагандирующие использование белорусского языка. Не секрет, что подавляющее большинство белорусов предпочитают пользоваться в повседневной жизни русским, и восстановление престижа белорусского языка во многом зависит не только от энтузиазма самих рядовых белорусов, но и от продуманной государственной и муниципальной политики. На плакатам предлагается вспомнить белорусские варианты слов, важных для каждого жителя Белоруссии: дзякуй «спасибо», поспех «успех», каханне «любовь», сябар «друг». Плакат завершается вопросом: «А каким будет твоё первое слово на родном языке?»

 
John Murphy,
Как говорится, в борьбе все средства хороши. И через муниципалитеты. и посредством плакатов. Тут главное понять, к чему мы хотим прийти в этой теме? Ведь не просто пообсуждать.. Мне кажется не нужно отделять язык от других проблем нашего общества, необходимо выработать проект, в рамках которого уместились все направления - язык, культура, нравственность, семья, религия и т.д. Далее обозначить какими средствами будем этого добиваться, например видеороликами, постерами для интернет-пользования, наклейками на машины и плакатами для размещения на улицах городов. Какие то другие инструменты. А уже как мы будем размещать плакаты, вопрос второй - никто не мешает найти спонсора и разместить на рекламных щитах улиц КЧР и КБР нашу соц.рекламу. У эльбрусоида в Карачаевске есть такой опыт, причем рекламщики бесплатно выделили пару щитов. Можно ролики те же размещать по тв как рекламу. Можно с муниципалитетами договариваться. Т.е. главное был бы предмет о чем договариваться. Вот и остается главный вопрос - люди, которые готовы это делать. Кадры решают все.)
...
 
Цитата
KALAYSA Pictures пишет:
Поэтому, от того что мы начнем плодить курсы по изучению языка, печатать книги, журналы, словари и т.д. – проку нет, поскольку не наблюдается спроса. Был бы спрос - язык бы итак подтянули. Нужно спровоцировать спрос. Каким образом? В этом вся проблема.

Очень адекватное слово – «спрос». Ведь люди не используют тот или иной язык лишь потому, что на нем размовляли их предки. Да, евреи возродили иврит. Но язык возродился не от того, что евреев всех разом некая благая идея охватила. Язык возродила буквально одна семья энтузиастов, воспитавшая своих детей на иврите, а массовым его сделало Еврейское государство и его административный аппарат. Я сам видел русскоязычных в Израиле, освоивших иврит за полгода, поскольку они не могли на русском языке ни работать, ни учиться, ни лечиться, а их детям ни книги, ни газеты, ни радио, ни телевидение на русском языке (которого там сейчас полно) уже не помогут сохранить русский язык.
Я хоть и понимаю твой скептицизм в отношении политических судеб нашего народа, но, применительно к нашему вопросу, это не меняет того, что никто кроме государства не сможет создать «спрос» на язык. А существующее государство ни просто не создает «спрос» на карачаево-балкарский (кабардино-черкесский, марийский, алтайский и пр.) язык, оно фактически объявило охоту на наши языки (см. 1, 2).
 
John Murphy, тюппе-тюз джазаса.

Никогда не был бы возрожден иврит, если бы евреи не создали свое государство. Может быть, языки малых народов угасли бы, если бы не ленинская национальная политика создания автономий 1920-е годы; издание учебников, книг на родном языке; некоторое время действовало даже политика коренизации - т.е. языком всех учреждений автономий должен был стать родной язык.

Сегодня иная политика. "А существующее государство ни просто не создает «спрос» на карачаево-балкарский (кабардино-черкесский, марийский, алтайский и пр.) язык, оно фактически объявило охоту на наши языки (см. 1, 2)."

Именно поэтому абазины и ногайцы боролись и добились создания своих национальных районов в настоящее время. Руководство этих районов, интеллигенция, общественные организации, бизнесмены - все объединились вокруг идеи сохранения языка, народа.

Карачай не имеет национальных районов, созданных путем референдума, по этническому признаку. Тем не менее, карачаевцы самый многочисленный народ КЧР и живут по все республике. Можно нужно наладить сотрудничество с муниципальными органами власти в интересующем вопросе. Есть хорошие руководители, думающие о родном языке, культуре.

"Если бы только удалось наладить связь". Связь удастся наладить, только кто этим будет заниматься? Весь вопрос в этом.
 
Цитата
KALAYSA Pictures пишет:
Мне кажется не нужно отделять язык от других проблем нашего общества, необходимо выработать проект, в рамках которого уместились все направления - язык, культура, нравственность, семья, религия и т.д.

Совершенно и абсолютно не согласен. Проблемы языка никак не связаны с нравственностью и религией. Ученые и политики, убийцы и насильники демонстрируют одинаковый уровень знания или незнания родного языка. Едва ли существует какая-либо корреляция между знанием родного языка и нравственным (культурным) уровнем людей.

Нравственность и семейные ценности нужно пропагандировать на языке, на котором это будет иметь наибольший успех. Если это карачаево-балкарский, то - замечательно. Однако моя идея состоит в том, что бы пропагандировать использование родного языка во всех сферах деятельности, где это только возможно. Статус языка семьи, который наш язык как-будто бы и так имеет (или еще более сомнительный статус языка религии), не обеспечит ему будущее, а окончательно закроет перед ним выход из кухни. Я думаю, попытка совместить все в одном не будет иметь должного результата...

Если мы хотим пропагандировать язык, то мы должны именно пропагандировать язык, т. е. призывать людей предпочесть использование того или иного языка (при наличии такой возможности). Где здесь можно поместить нравственность, семью и уж тем более религию?

Цитата
KALAYSA Pictures пишет:
Т.е. главное был бы предмет о чем договариваться.

Предлагаю фонду Эльбрусоид обратиться в администрацию Карачаевского городского округа с просьбой предусмотреть два языковых варианта намечающихся проектов по социальной рекламе. Это пробный шаг, который не потребует никаких затрат ни от фонда, ни от администрации.
 
John Murphy,

Цитата
John Murphy пишет:
Очень адекватное слово – «спрос»

Да, тут очень к месту говорить о спросе, это было основной мыслью, дальше меня уже понесло. То что создание государства (автономии, административного деления и т.п.) - создаст все предпосылки для спроса это понятно итак. Тут как говорится, к бабке не ходи. Говоря о спросе у евреев на иврит - тут спрос жизненный, у них как бы и вариантов не было, все перешло на иврит. Но как и говорилось выше, и я думаю с этим никто не будет спорить - это одновременно с тем что самый эффективный способ, но и самый труднореализуемый для нас. Мы не можем обсуждать методы пропаганды языка в условиях которых сегодня не имеем. Вопросы районного деления, автономий и прочие немаловажны, но все же они предмет обсуждения других тем.

Возвращаясь к спросу на язык. Мы не можем создать спрос как таковой, когда изучение языка будет без вариантов. Говоря о спросе, я имею ввиду больше интерес к языку. Создают ли спрос на язык - издаваемые книги, журналы и газеты на языке? Создают, но очень слабый, в основном его читают те кто уже хорошо владеет языком, и зачастую старшее поколение. Фильмы, мультфильмы, документальные фильмы - создают спрос. Больше мультфильмы, меньше документальные. Но в таком количестве этого очень мало. Так вот видеоролики, о которых я говорил, это не столько призывы к изучению языка. Просто призывы - это как выстрелы в воздух - все слышат, а толку нет. Я приводил для примера российские проекты - вирусные видео.

Из Википедии:

На данный момент практически каждая крупная компания старается делать свои рекламные ролики качественно для того, чтобы они имели вирусный эффект. Видеореклама - наиболее эффективный инструмент для достижения вирусного эффекта, так как имеет более широкие возможности для того, чтобы заинтересовать аудиторию. Именитые компании могут использовать вирусные ролики как анонс: компания Victoria's Secret в преддверии нового Fashion Show выпустила римейк видео на песню группы Maroon 5 «Moves Like Jagger» при участии в нем своих узнаваемых моделей. Также сейчас популярны интерактивные вирусные ролики, на развитие действия в которых зритель может принимать участие. Как пример русскоязычного ролика - реклама мороженого "Экзо", в котором певица и актриса Анна Семенович проводит различные действия с фруктами, названия которых зритель может вписать в специальной строке. Англоязычный пример подобной рекламы - ролик про День рождения медведя и корректор Tipp-Ex, в котором главные герои путешествовали во времени. Год, в который следовало перенестись, зритель мог вписать самостоятельно, в зависимости от этого менялось дальнейшее развитие сюжета.


Статьи на тему вирусного маркетинга


У эльбы был опыт запуска вирусного ролика, причем авторы ролика сами не осознавали этого.



Наверное все уже видели этот ролик. Даже "Кавказский ренессанс" частично можно считать вирусным роликом, правда не таким массовым. Наполнение может быть самым разным - от юмористических до серьезных, но главное что бы он соответствовал понятию "вирусный маркетинг" и был на карачаево-балкарском языке. Основная аудитория этих роликов - молодежь в соцсетях, коих тысячи. И все они будут пересылать ролики друг другу из-за содержания, и из раза в раз будут слушать карачаево-балкарскую речь, соответственно у тех кто плохо знает язык - будет спрос, интерес на него, что бы он мог понимать смысл роликов. Это спровоцирует и своего образа тренд, моду на знание языка.
...
 
Один из самых успешных студий вирусного видео - My Duck's Vision

...
 
John Murphy,

Цитата
John Murphy пишет:
Однако моя идея состоит в том, что бы пропагандировать использование родного языка во всех сферах деятельности, где это только возможно.

Это мало где возможно, если вообще возможно. Может ошибаюсь. А говоря об объединении пропаганды языка с пропагандой нравственности, культуры и т.д. - я говорил лишь об объединении усилий, при этом инструменты и формы могут быть совершенно различны, и отдельны друг от друга. Причем призывать людей предпочесть один язык другому, повторюсь, совершенно бессмысленно. Мы лишь можем создавать условия для интереса к языку, привлекать, завлекать. А что касается призывов - то это действенно в отношении нравственности, культуры, традиций. Такие пример тоже есть.

Несколько видео дагестанца с обращением к молодежи:



Или же проект Эльдара Иразиева (Горцы от ума):






Может быть любая другая форма. Но к языку не призовешь. Нужно давать людям кушать на языке.

В общем, все это касается роликов. Какие еще практические идеи.. если что будет отпишусь.

Что касается:

Цитата
John Murphy пишет:
Предлагаю фонду Эльбрусоид обратиться в администрацию Карачаевского городского округа с просьбой предусмотреть два языковых варианта намечающихся проектов по социальной рекламе. Это пробный шаг, который не потребует никаких затрат ни от фонда, ни от администрации.

На это наверное будет лучше если ответят сотрудники Эльбы в Карачаевске.
...
 
Цитата
KALAYSA Pictures пишет:
Мы не можем обсуждать методы пропаганды языка в условиях которых сегодня не имеем. Вопросы районного деления, автономий и прочие немаловажны, но все же они предмет обсуждения других тем.

Ты прав. И тот курс, который ты стараешься задать обсуждению, единственно правильный. Я изначально намереваться просто пофилософствовать в данной теме, однако ты завель её в практическое русло, за что я очень благодарен. :)

Об остальном отпишусь попозже.
 
Сильно взбудоражили последние события, не могу не уделить внимание словам М. Шаймиева:



Первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев в своей вступительной речи на конференции, посвящённой 20-летию Конституции республики, раскритиковал Москву за небрежное отношение к положению регионов в рамках Российской Федерации. Он сказал то, о чем многие думали, но не решались сказать вслух.

Весь громадный зал замер, когда он высказал жесткие претензии к депутатам от «партии власти», страдающим «имперским мышлением», федеральным структурам, зажимающим национальные языки, и ответил олигарху Михаилу Прохорову, озвучившему на днях идею о ликвидации республик в России.

«Вопреки конституционным нормам, где четко закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, мы не слышим официального осуждения институтами власти призывов типа «Россия для русских» или недостаточно строго придерживаемся статьи 14 Конституции, где четко установлено, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом», – сказал Шаймиев.

Он напомнил: «Конституция России гарантирует народам сохранение родного языка. И сегодня в условиях глобализации национальные республики прилагают громадные усилия по сохранению родного языка, в это же время вопреки провозглашенным конституционным нормам отдельные федеральные структуры принимают образовательные стандарты, отчасти ущемляющие права народов на изучение родного языка».

http://kavpolit.com
 
 
Побольше бы таких выступлений...
 
Вчера программа «Вести КЧР» показала интереснейший сюжет о замечательной семейной паре из Бирмингема, Англия. Ричард и Элисон Стант (Richard and Alison Stunt) с детьми в 2010 году переехали в Карачаевск, Карачаево-Черкесия. Цель их переезда - изучение карачаево-балкарского языка. Упорство этой семьи - как укор самим карачаевцев, в огромном большинстве своем пренебрежительно относящимся к родному языку. Я не поленился, вырезал этот сюжет и загрузил в youtube (см. ниже). А здесь - их семейный болг.

 
Хорошая тема. Правила двуязычного воспитания - очень полезная инфа для родителей. Сау болугъуз.

Цитата
John Murphy пишет:
Вчера программа «Вести КЧР» показала интереснейший сюжет о замечательной семейной паре из Бирмингема, Англия. Ричард и Элисон Стант ( Richard and Alison Stunt ) с детьми в 2010 году переехали в Карачаевск,

вот это да....может у них предки карачаевцы были?)) зачем им это нужно?))чего-то они не договаривают...может посланники Пентагона?))))
Изменено: Айза - 18.11.2012 02:29:20
 
Цитата
Айза пишет:
может посланники Пентагона?))))


да стопудово они не просто так приехали..
...
 
Белорусскоязычная онлайн-газета «Наша Нива» провела в Минске опрос «Почему белорусы редко разговаривают по-белорусски?» На улицах белорусской столицы было опрошено около десятка случайных прохожих.

Корреспонденты «Нашей Нивы» поставили себе целью найти ответ на вопрос, почему основной государственный язык Белоруссии в наши дни не в почёте у жителей страны: «Почему белорусы так редко разговаривают на белорусском языке? Стесняются? Не знают его? Не считают его своим родным или попросту не хотят слышать его и разговаривать на нём?»

Страницы: 1 2 3 След.
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный