Приближается значимое событие для всей российской и мировой культуры – 200-летие со дня рождения великого русского поэта, прозаика, драматурга, художника Михаила Юрьевича Лермонтова.
Сложно переоценить значение Лермонтова в истории русской литературы, поскольку оно определяется прежде всего тем, что его поэзия, по выражению Белинского,— «совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».
Творчество Лермонтова с наибольшей полнотой и с предельной художественной силой выразило все основные идеи, волновавшие передовые умы России. Крупнейшие русские поэты и прозаики находили в художественной палитре юного поэта краски и для своих холстов: так, отличительная особенность лирики Лермонтова — слияние в ней общественно-политических мотивов с мотивами личными — находит преломление в творчестве Некрасова, его прозаические произведения перекликаются с романами Тургенева и Л. Толстого; Чехов перенимал у автора «Тамани» мастерство короткого рассказа, простоту и точность построения фразы.
Влияние Лермонтова не ограничилось рамками русской литературы. У него учились выдающиеся поэты Армении (Шах-Азиз, О. Туманян, А. Исаакян), Грузии (Н. Бараташвили, А. Церетели, И. Чавчавадзе), Осетии (К. Хетагуров) и других народов.
Особое значение в жизни и творчестве Лермонтова занимает тема Кавказа, проходящая через всю судьбу поэта. По мнению В.Г.Белинского: «Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благодатнейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии, так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно величавой природы, как Лермонтов...»
Лира Лермонтова звучит с неугасающей силой в русской и мировой литературе, заставляя все новые поколения читателей восторгаться гением великого поэта, и сегодня современная Россия отдает ему дань, отмечая в течение года Лермонтовский юбилей.
Фонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи «Эльбрусоид» совместно с КЧГУ им. У.Д.Алиева и Администрацией Карачаевского городского округа проводит цикл мероприятий, посвященных 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова
Школьники среднего звена помимо указанных номинаций будут состязаться еще и в написании сочинений по творчеству М.Ю. Лермонтова, а для старшеклассников, студентов педагогического факультета и института филологии будут проведены конкурсы научно-исследовательских работ, конкурс фотографий и олимпиада по творчеству поэта.
Кроме того в рамках фестиваля пройдет конкурс на лучший отрытый урок по творчеству М.Ю. Лермонтова, поездка в Дом-музей Лермонтова в г. Пятигорск и экскурсия к развалинам аула Джамагат.
Еженедельно в течение сентября-октября в читальном зале КЧГУ будут проводиться открытые лекции, круглые столы, литературно-музыкальные композиции по творчеству поэта.
Организаторы надеются с помощью этих мероприятий способствовать популяризации творческого наследия поэта, повышению образовательного и эстетического уровня учащихся, формированию духовных ценностей и нравственно-эстетических принципов у подрастающего поколения.
Мероприятия ко дню рождения М.Ю. Лермонтова для начальной школы
1.Конкурс чтецов «Стихи великого поэта»
Цели конкурса:
1) способствовать знакомству учащихся с лучшими образцами поэзии Лермонтова;
2) выявить наиболее талантливых чтецов среди учащихся начальной школы;
3) способствовать повышению интереса учащихся к русской литературе.
Задачи конкурса:
1) воспитание патриотизма и гражданственности на примере произведений М.Ю. Лермонтова;
2) формирование интереса к истории малой родины и истории России.
3) эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей.
Условия проведения: конкурс проводится в два этапа. На первом этапе конкурс проводится в школах. Победители школьного этапа выходят на второй этап.
Критерии оценки:
1) использование средств выразительного чтения (логических ударений, интонирования, темпа, тембра, эмоционально-экспрессивной окраски выступления) для реализации художественного замысла автора;
2) грамотное произношение слов (ударение, окончание);
3) дикционная, артикуляционная и орфоэпическая чистота речи.
2.Конкурс рисунков по произведениям М.Ю. Лермонтова «Произведения М.Ю. Лермонтова - глазами детей»
На конкурс принимаются работы, иллюстрирующие произведения
М.Ю. Лермонтова, либо работы ассоциативного характера, возникшие на основе творчества писателя.
М.Ю. Лермонтова, либо работы ассоциативного характера, возникшие на основе творчества писателя.
Цели конкурса:
1) популяризация творческого наследия поэта;
2) раскрытие творческих способностей участников и поощрение талантов.
Задачи конкурса:
1) пропаганда творчества М.Ю. Лермонтова;
2) содействие эстетическому воспитанию подрастающего поколения;
3) повышение духовной культуры младших школьников;
4) стимулировать развитие у детей фантазии, воображения, способностей к прикладному и художественному творчеству.
Содержание конкурса:
1) рисунок может быть выполнен любым способом (в техниках карандаш, гуашь, пастель, акварель, гравюра, коллаж, аппликация и др.);
2) размер рисунка должен быть не менее формата А4, не более формата А3;
3) участник представляет к участию в конкурсе не более одной работы;
4) на обратной стороне рисунка, в левом верхнем углу необходимо прикрепить этикетку (этикетка должна содержать название работы, номинации, данные об авторе: Ф.И.О., возраст, номер школы и класса, название работы).
5) написать сопроводительный текст к рисунку (письменное обоснование, раскрывающее замысел автора в произвольной форме).
Объем текста должен быть не более одной страницы формата А4 (Times New Roman, 14 размер, полуторный интервал).
Текст должен быть представлен в печатном виде. В нем также необходимо повторить информацию об авторе (Ф.И.О. возраст, номер школы и класса, название работы).
Критерии оценки рисунков:
1) соответствие содержания работы теме конкурса;
2) художественное мастерство (техника и качество исполнения работы, соответствие творческого уровня возрасту автора);
3) оригинальность замысла;
4) соответствие требованиям к оформлению конкурсных работ.
Порядок определения победителей конкурса:
1) Определение победителей конкурса осуществляет жюри.
2) Жюри принимает решение простым большинством голосов. Решение жюри оформляется протоколом, который хранится у организаторов конкурса.
3) Фамилии и работы победителей Конкурса публикуются на официальном сайте университета.
Порядок награждения участников конкурса:
Все победители конкурса получают дипломы и призы.
3. Олимпиада по творчеству М.Ю. Лермонтова «Мой Лермонтов»
Цели конкурса: стимулировать детей к более глубокому изучению истории жизни и творчества Михаила Юрьевича Лермонтова, сформировать их интерес к отечественной прозе и поэзии.
Задачи конкурса:
1)приобщение учащихся к изучению и анализу литературного наследия М.Ю. Лермонтова – великого русского поэта, прозаика, драматурга;
2)интеллектуальное и духовно-нравственное, патриотическое воспитание подрастающего поколения;
3)приобщение школьников к художественному творчеству;
4)формирование познавательной активности учащихся.
Участники: учащиеся 1-4 классов.
Содержание конкурса: учащимся предоставляются отпечатанные задания.
Порядок проведения конкурса:
- конкурс проводится в 2 тура. По итогам каждого тура подводятся итоги, определяются участники 2-го тура и победители.
Критерии оценки конкурсных материалов:
- наличие правильного ответа, при необходимости – комментарий участника;
Подведение итогов конкурса:
1)итоги конкурса подводятся по окончании каждого тура;
2)участникам, победившим в конкурсе, присваивается звание победителя I, II, III степеней;
3)каждый участник получает сертификат об участии;
3)победители конкурса награждаются дипломами;
4)результаты конкурса публикуются на сайтах КЧГУ им. У.Д.Алиева и "www.elbrusoid.org "
Мероприятия ко дню рождения М.Ю. Лермонтова для средней школы
1.Конкурс чтецов «Стихи великого поэта»
Цели конкурса:
1) способствовать знакомству учащихся с лучшими образцами поэзии Лермонтова;
2) выявить наиболее талантливых чтецов среди учащихся начальной школы;
3) способствовать повышению интереса учащихся к русской литературе.
Задачи конкурса:
1) воспитание патриотизма и гражданственности на примере произведений М.Ю. Лермонтова;
2) формирование интереса к истории малой родины и истории России.
3) эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей.
Условия проведения: конкурс проводится в два этапа. На первом этапе конкурс проводится в школах. Победители школьного этапа выходят на второй этап.
Критерии оценки:
1) использование средств выразительного чтения (логических ударений, интонирования, темпа, тембра, эмоционально-экспрессивной окраски выступления) для реализации художественного замысла автора;
2) грамотное произношение слов (ударение, окончание);
3) дикционная, артикуляционная и орфоэпическая чистота речи.
2.Конкурс рисунков по произведениям М.Ю. Лермонтова «Мой Лермонтов»
На конкурс принимаются работы, иллюстрирующие произведения М.Ю. Лермонтова, либо работы ассоциативного характера, возникшие на основе творчества писателя.
Цели конкурса:
1) популяризация творческого наследия поэта;
2) раскрытие творческих способностей участников и поощрение талантов.
Задачи конкурса:
1) пропаганда творчества М.Ю. Лермонтова;
2) содействие эстетическому воспитанию подрастающего поколения;
3) повышение духовной культуры младших школьников;
4) стимулировать развитие у детей фантазии, воображения, способностей к прикладному и художественному творчеству.
Содержание конкурса:
1) рисунок может быть выполнен любым способом (в техниках карандаш, гуашь, пастель, акварель, гравюра, коллаж, аппликация и др.);
2) размер рисунка должен быть не менее формата А4, не более формата А3;
3) участник представляет к участию в конкурсе не более одной работы;
4) на обратной стороне рисунка, в левом верхнем углу необходимо прикрепить этикетку (этикетка должна содержать название работы, номинации, данные об авторе: Ф.И.О., возраст, номер школы и класса, название работы).
5) написать сопроводительный текст к рисунку (письменное обоснование, раскрывающее замысел автора в произвольной форме). Объем текста должен быть не более одной страницы формата А4 (Times New Roman, 14 размер, полуторный интервал). Текст должен быть представлен в печатном виде. В нем также необходимо повторить информацию об авторе (Ф.И.О. возраст, номер школы и класса, название работы).
Критерии оценки рисунков:
1) соответствие содержания работы теме конкурса;
2) художественное мастерство (техника и качество исполнения работы, соответствие творческого уровня возрасту автора);
3) оригинальность замысла;
4) соответствие требованиям к оформлению конкурсных работ.
Порядок определения победителей конкурса:
1) Определение победителей конкурса осуществляет жюри.
2) Жюри принимает решение простым большинством голосов. Решение жюри оформляется протоколом, который хранится у организаторов конкурса.
3) Фамилии и работы победителей Конкурса публикуются на официальном сайте университета.
Порядок награждения участников конкурса:
Все победители конкурса получают дипломы и призы.
Контактная информация
3. Конкурс сочинений по творчеству М.Ю. Лермонтова
Цели конкурса: стимулировать детей к более глубокому изучению истории жизни и творчества Михаила Юрьевича Лермонтова, сформировать их интерес к отечественной прозе и поэзии.
Задачи конкурса:
1)приобщение учащихся к изучению и анализу литературного наследия М.Ю. Лермонтова – великого русского поэта, прозаика, драматурга;
2)интеллектуальное и духовно-нравственное, патриотическое воспитание подрастающего поколения;
3)приобщение школьников к художественному творчеству;
4)формирование познавательной активности учащихся и закрепление навыка в написании письменных творческих работ.
Участники: учащиеся 5-8 классов.
Порядок проведения конкурса:
- конкурс проводится в 2 тура. По итогам каждого тура подводятся итоги, определяются участники 2-го тура и победители.
Критерии оценки конкурсных материалов:
- наличие работы, написанной без орфографических ошибок, в соответствии с заявленной темой, демонстрирующей хорошее владение письменной речью и самостоятельные суждения.
Подведение итогов конкурса:
1)итоги конкурса подводятся по окончании каждого тура;
2)участникам, победившим в конкурсе, присваивается звание победителя I, II, III степеней;
3)каждый участник получает сертификат об участии;
3)победители конкурса награждаются дипломами;
4)результаты конкурса будут опубликованы на сайтах КЧГУ им. У.Д.Алиева и "www.elbrusoid.org "
Говорят, физически человек обновляется каждые семь лет. А духовно не обновляется ли человек еще чаще? Сколько человек умирает в одном человеке, прежде чем сам он умрет?