Расширенный поиск
29 Марта  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Нёгер болсанг, тенг бол, тенг болмасанг, кенг бол.
  • Джылкъыдан – ат чыгъар, тукъумдан – джаш чыгъар.
  • Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
  • Тёзген – тёш ашар!
  • Терек ауса, отунчу – кёб.
  • Къарнынг бла ёч алма.
  • Мухардан ач ычхынмаз.
  • Сескекли кесин билдирир.
  • Бет бетге къараса, бет да джерге къарар.
  • Татлы тилде – сёз ариу, чемер къолда – иш ариу.
  • Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
  • Хансыз джомакъ болмаз.
  • Ач – эснер, ат – кишнер.
  • Хар ишни да аллы къыйынды.
  • Рысхысына кёре, джаш ёсер, къышлыгъына кёре, мал ёсер.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Окъумагъан сокъурду, сокъур ташха абыныр!
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Уллу сёлешме да, уллу къаб.
  • Ачылгъан эт джабылыр, кёрген кёз унутмаз.
  • Ёлюр джаннга, ёкюл джокъ.
  • Иесиз малны бёрю ашар.
  • Бал – татлы, балдан да бала – татлы.
  • Къыз чыгъаргъан – къызыл къымжа.
  • Сёз – кюмюш, джыр – алтын.
  • Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
  • Махтаннган къыз, тойда джукълар.
  • Тиширыусуз юй – отсуз от джагъа.
  • Ашлыкъны арба юйге келтирир, чана базаргъа элтир.
  • Къарын къуру болса, джюрек уру болур.
  • Сакъ юйюне сау барыр.
  • Арпа, будай – ащды, алтын, кюмюш а – ташды.
  • Джерни букъусу кёкге къонмаз.
  • Келлик заман – къартлыкъ келтирир, кетген заман – джашлыкъ ёлтюрюр.
  • Ата Джуртун танымагъан, атасын да танымаз.
  • Уллу суу бла уллу ауруудан башынгы сакъла.
  • Джюрекден джюрекге джол барды.
  • Соргъан айыб тюлдю, билмеген айыбды.
  • Джюз элде джюз ёгюзюм болгъандан эсе, джюз джууугъум болсун.
  • Ёзденликни джайгъан – джокълукъ.
  • Баланы адам этген анады.
  • Ауузу аманнга «иги», деме.
  • Гугурук къычырмаса да, тангны атары къалмаз.
  • Аман адамны тепсинге олтуртсанг, къызынгы тилер.
  • Ашаса, ашамаса да, бёрюню ауузу – къан.
  • Ауругъан – джашаудан умутчу.
  • Мени джылытмагъан кюн, меннге тиймесин!
  • Тойгъандан сора, ашны сёкме.
  • Ашыкъгъан cуу, тенгизге джетмез.
  • Джигер – джаннга къыйынлыкъ.
Страницы: 1
Даты аланской истории
 
Конгресс карачаевского народа
29 марта 2018 г. · https://www.facebook.com/karachay.kongress/posts/1545382372177201?__tn__=K-RH-R#

Письменно установленные даты аланской истории
для составления Календаря памятных дат Алании.


На обращение "Конгресса карачаевского народа" к Ученому совету Карачаевского научно-исследовательского института им.А.И.Батчаева с просьбой предоставить материалы для составления Календаря памятных дат Алании, поступил ответ.
Пресс-служба КЧ РОО
"Конгресс карачаевского народа"
Письменно установленные даты аланской истории
для составления Календаря памятных дат Алании.

6 февраля – день аланского просвещения.
Дата связывается с ценнейшим документом – «Аланским посланием», который является ныне первым из известных сочинений по аланам, который составлен лицом, не только жившим в Алании, но и занимавшимся духовным просвещением. Автор – Феодор, епископ Алании. Дата основывается на материалах исследований. Так, А.Алемань отмечает, что для датировки завершения пребывания епископа в Алании, по итогам которого было написано сочинение, «в качестве terminus post quern может служить акт патриархата, подписанный Феодором в Никее 6 февраля 1226 г.», указывая, что «вполне вероятно, что епископ знал аланский язык, если только сам не был аланом» /Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. М.: Издательство «Менеджер», 2003. С.316/. В.Х.Тменов пишет, что «скорее всего, Феодор составил свое сочинение в начале февраля 1226 г., вернувшись из Алании в Никею», о чем свидетельствуют «жанровые особенности» документа, который являет собой своего рода «отчет о проделанной работе.., представленный на суд патриарха и поместного собора в Никее». /Тменов В.Х. Западная Европа и Византия. Владикавказ, 1992. С.166-167/.

2 апреля – день аланского зодчества.
Дата связана с единственным на сей день письменным указанием на время открытия аланского храма /на тексте Сентинского хракма/: «Освящен, обновлен храм пресвятой Богородицы в царствование Никифора, императора… и Давида, эксусиократора Алании, и Марии эксусиократориссы 2 апреля.., рукою Феодора, митрополита освященного Алании, от сотворения мира в 6473 г.» (по византийской эре от сотворения мира = 965 г.) /Белецкий Д.В., Виноградов А.Ю. Фрески Сентинского храма и проблемы истории аланского христианства в Х в. //"Российская археология". М., 2005. №1/.

14 апреля – день поминовения алан, павших в борьбе с Тимуром
Связан с вторжением завоевателя Тимура /Тамерлана/ на аланскую землю. Согласно данным летописца Йезди, в канун генерального сражения с армией хана Тохтамыша (т.е. за день до 21 джумада ас-сани 792 г.х., или 15.04.1395), войско Тимура уже находилось на территории исторической Алании.

22 мая – день столицы Алании (Мингас/Маас, совр. Нижне-Архызское городище).
День связан с датой закладки кафедрального /Северного Зеленчукского/ храма в Нижнем Архызе, т.к. именно наличие кафедрального собора делало город как религиозным, так и политическим центром, в данном случае – столицей. Расчет даты закладки сделан по итогам инструментальных замеров азимутов главных продольных осей Северного храма с привлечением специалистов, в т.ч. из САО АН СССР /расчеты опубликованы в 1985 г./. Согласно данным исследователей, дни закладки кафедрального /Северного/ храма в Нижнем Архызе «наиболее близко соответствуют» христианскому празднику в честь св.Николая Мирликийского [22 мая – по новому стилю]. /Методика исследования и интерпретация археологических материалов Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1985. С.94-95/. Имя св.Николая выявлено в 1802 г. на надписи на стене внутри Северного храма, а также на найденном в 1900 г. на каменном кресте близ того же храма. Добавим, что имя этого популярного святого сохранилось в аланском реликте карачаево-балкарского народного календаря как наименование месяца св.Николая (Никкол ай), приходящегося на май-июнь.

16 сентября – день исламской общины Алании.
Дата связана с датировкой плиты с арабской куфической надписью, выявленной в Нижнем Архызе, где указано «…ал-аввал четыреста тридцать шестого года» /по хиджре/. Эта дата, согласно специалисту В.К.Крачковской, охватывает период с 16 сентября по 15 октября 1045 г. Данный и другие артефакты свидетельствуют о наличии мусульманской общины в столице Алании
Я самая классная на форуме))))))))))))))
 
Я самая классная на форуме))))))))))))))
 
Я самая классная на форуме))))))))))))))
 
Я самая классная на форуме))))))))))))))
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный