Расширенный поиск
10 Июля  2025 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Мураты болгъанны джюрек тебюую башхады.
  • Аджашхан тёгерек айланыр.
  • Ёмюрлюк шохлукъну джел элтмез.
  • Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
  • Ёгюзню мюйюзлери ауурлукъ этмейдиле.
  • Джашлыкъ этмеген, башлыкъ этмез.
  • Бал – татлы, балдан да бала – татлы.
  • Келгинчи, къонакъ уялыр, келгенден сора, къонакъбай уялыр.
  • Тойну къарнашы – харс, джырны къарнашы – эжиу.
  • Игиге айтсанг – билир, аманнга айтсанг – кюлюр.
  • Къуллукъчума, деб махтанма, къуллукъ – хаух джамчыды!
  • Мал кёб болса, джууукъ кёб болур.
  • Намысы джокъну – дуниясы джокъ.
  • Аджашханны ызындагъы кёреди, джангылгъанны джанындагъы биледи.
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Ач, тоймам, дейди, тойгъан, ач болмам, дейди.
  • Ана – юйню кюн джарыгъы.
  • Сангырау къулакъ эл бузар.
  • Терек ауса, отунчу – кёб.
  • Сёз сёзню айтдырыр.
  • Кёкдеги болмаса, джердегин кёрмейди.
  • Кёпюр салгъан кеси ётер, уру къазгъан кеси кетер.
  • Биреуге аманлыкъ этиб, кесинге игилик табмазса.
  • Агъач халкъгъа алтынды, иссиликге салкъынды.
  • Эртде тургъан бла эртде юйленнген сокъуранмаз.
  • Джюрекден джюрекге джол барды.
  • Тенгни тенглиги джашай барсанг билинир.
  • Джыйырма къойну юч джыйырма эбзе кюте эди.
  • Эки къатын алгъан – эки ташны ортасына башын салгъан.
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Душманны тышы – акъ, ичи – къара.
  • Башы джабылгъан челекге, кир тюшмез.
  • Нарт сёз къарт болмаз.
  • Кюн кёрмеген, кюн кёрсе, кюндюз чыракъ джандырыр.
  • Къыйынлы джети элге оноу этер.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Эл ауузу – элия.
  • Таякъ этден ётер, тил сюекден ётер.
  • Уясында не кёрсе, учханында аны этер.
  • Ишни аллы бла къууанма да, арты бла къууан.
  • Хоншуну тауугъу къаз кёрюнюр, келини къыз кёрюнюр.
  • Джашны джигитлиги сорулур, къызны джигерлиги сорулур.
  • Адеб этмеген, адеб кёрмез.
  • Ёнгкюч къууана барыр, джылай келир.
  • Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
  • Танг атмайма десе да, кюн къоярыкъ тюйюлдю.
  • Халкъны джырын джырласанг, халкъ санга эжиу этер.
  • Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
  • Зарда марда джокъ.
  • Къонакъ аз олтурур, кёб сынар.
Страницы: 1
Даты аланской истории
 
Конгресс карачаевского народа
29 марта 2018 г. · https://www.facebook.com/karachay.kongress/posts/1545382372177201?__tn__=K-RH-R#

Письменно установленные даты аланской истории
для составления Календаря памятных дат Алании.


На обращение "Конгресса карачаевского народа" к Ученому совету Карачаевского научно-исследовательского института им.А.И.Батчаева с просьбой предоставить материалы для составления Календаря памятных дат Алании, поступил ответ.
Пресс-служба КЧ РОО
"Конгресс карачаевского народа"
Письменно установленные даты аланской истории
для составления Календаря памятных дат Алании.

6 февраля – день аланского просвещения.
Дата связывается с ценнейшим документом – «Аланским посланием», который является ныне первым из известных сочинений по аланам, который составлен лицом, не только жившим в Алании, но и занимавшимся духовным просвещением. Автор – Феодор, епископ Алании. Дата основывается на материалах исследований. Так, А.Алемань отмечает, что для датировки завершения пребывания епископа в Алании, по итогам которого было написано сочинение, «в качестве terminus post quern может служить акт патриархата, подписанный Феодором в Никее 6 февраля 1226 г.», указывая, что «вполне вероятно, что епископ знал аланский язык, если только сам не был аланом» /Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. М.: Издательство «Менеджер», 2003. С.316/. В.Х.Тменов пишет, что «скорее всего, Феодор составил свое сочинение в начале февраля 1226 г., вернувшись из Алании в Никею», о чем свидетельствуют «жанровые особенности» документа, который являет собой своего рода «отчет о проделанной работе.., представленный на суд патриарха и поместного собора в Никее». /Тменов В.Х. Западная Европа и Византия. Владикавказ, 1992. С.166-167/.

2 апреля – день аланского зодчества.
Дата связана с единственным на сей день письменным указанием на время открытия аланского храма /на тексте Сентинского хракма/: «Освящен, обновлен храм пресвятой Богородицы в царствование Никифора, императора… и Давида, эксусиократора Алании, и Марии эксусиократориссы 2 апреля.., рукою Феодора, митрополита освященного Алании, от сотворения мира в 6473 г.» (по византийской эре от сотворения мира = 965 г.) /Белецкий Д.В., Виноградов А.Ю. Фрески Сентинского храма и проблемы истории аланского христианства в Х в. //"Российская археология". М., 2005. №1/.

14 апреля – день поминовения алан, павших в борьбе с Тимуром
Связан с вторжением завоевателя Тимура /Тамерлана/ на аланскую землю. Согласно данным летописца Йезди, в канун генерального сражения с армией хана Тохтамыша (т.е. за день до 21 джумада ас-сани 792 г.х., или 15.04.1395), войско Тимура уже находилось на территории исторической Алании.

22 мая – день столицы Алании (Мингас/Маас, совр. Нижне-Архызское городище).
День связан с датой закладки кафедрального /Северного Зеленчукского/ храма в Нижнем Архызе, т.к. именно наличие кафедрального собора делало город как религиозным, так и политическим центром, в данном случае – столицей. Расчет даты закладки сделан по итогам инструментальных замеров азимутов главных продольных осей Северного храма с привлечением специалистов, в т.ч. из САО АН СССР /расчеты опубликованы в 1985 г./. Согласно данным исследователей, дни закладки кафедрального /Северного/ храма в Нижнем Архызе «наиболее близко соответствуют» христианскому празднику в честь св.Николая Мирликийского [22 мая – по новому стилю]. /Методика исследования и интерпретация археологических материалов Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1985. С.94-95/. Имя св.Николая выявлено в 1802 г. на надписи на стене внутри Северного храма, а также на найденном в 1900 г. на каменном кресте близ того же храма. Добавим, что имя этого популярного святого сохранилось в аланском реликте карачаево-балкарского народного календаря как наименование месяца св.Николая (Никкол ай), приходящегося на май-июнь.

16 сентября – день исламской общины Алании.
Дата связана с датировкой плиты с арабской куфической надписью, выявленной в Нижнем Архызе, где указано «…ал-аввал четыреста тридцать шестого года» /по хиджре/. Эта дата, согласно специалисту В.К.Крачковской, охватывает период с 16 сентября по 15 октября 1045 г. Данный и другие артефакты свидетельствуют о наличии мусульманской общины в столице Алании
Я самая классная на форуме))))))))))))))
 
Я самая классная на форуме))))))))))))))
 
Я самая классная на форуме))))))))))))))
 
Я самая классная на форуме))))))))))))))
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный