Расширенный поиск
28 Марта  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Билеги кючлю, бирни джыгъар, билими кючлю, мингни джыгъар.
  • Атадан ёксюз – бир ёксюз, анадан ёксюз – эки ёксюз.
  • Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.
  • Джолунга кёре – джюрюшюнг, джагъанга кёре – юлюшюнг.
  • Олтуруб кёрюнмей эди да, ёрге туруб кёрюне эди.
  • Тилчи тилден къаныкъмаз.
  • Ана кёлю – балада, бала кёлю – талада.
  • Мал тутхан – май джалар.
  • Джаш болсун, къыз болсун, акъылы, саны тюз болсун.
  • Ашлыкъ – бюртюкден, джюн – тюкден.
  • Къарыусузгъа кюлме, онгсузгъа тийме.
  • Таула не мийик болсала да, аууш табылыр.
  • Окъугъанны бети джарыкъ.
  • Чабар ат – джетген къыз.
  • Акъыл бла адеб эгизледиле.
  • Ач келгенни – тойдур, кеч келгенни – къондур.
  • Джуртун къоругъан озар.
  • Адамны аты башхача, акъылы да башхады.
  • Эллинг бла джау болсанг да, юйюнг бла джау болма.
  • «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
  • Мураты болгъанны джюрек тебюую башхады.
  • Ашхы болсанг, атынг чыгъар, аман болсанг, джанынг чыгъар.
  • Билимсиз иш бармаз.
  • Тойчу джашха къарама, къойчу джашха къара.
  • Ачлыкъ отха секиртир.
  • Зарда марда джокъ.
  • Билмезни кёзю кёрмез, этмезни къулагъы эшитмез.
  • Тёзгеннге, джабылгъан эшик ачылыр.
  • Къазанда болса, чолпугъа чыгъар.
  • Нарт сёз къарт болмаз.
  • Дуния малгъа сатылма, кесингден телиге къатылма.
  • Чакъырылмагъан къонакъ – орунсуз.
  • Рысхысына кёре, джаш ёсер, къышлыгъына кёре, мал ёсер.
  • Аджашхан тёгерек айланыр.
  • Эр абынмай, эл танымаз.
  • Эртде тургъан бла эртде юйленнген сокъуранмаз.
  • Туз, гырджын аша, тюзлюк бла джаша.
  • Малны кют, джерни тюрт.
  • Тойгъа барсанг, тоюб бар, эски тонунгу къоюб бар.
  • Биреуню тёрюнден, кесинги эшик артынг игиди.
  • Къарт болгъан джерде, берекет болур, сабий болгъан джерде, оюн болур.
  • Къарт бла баш аша, джаш бла аякъ аша.
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Сёз садакъдан кючлюдю.
  • Къарын къуру болса, джюрек уру болур.
  • Башынга джетмегенни сорма.
  • Къонакъны къачан кетерин сорма, къачан келлигин сор.
  • Акъыл аздырмаз, билим тоздурмаз.
  • Намыс сатылыб алынмайды.
  • Къозулугъунда тоймагъан, къойлугъунда тоймаз.
Страницы: 1
«Трагедия, пронесённая сквозь года", Обратите внимание!
 
Депортация карачаевского народа – это трагедия, которая коснулась каждой семьи. Карачаевцев хотели уничтожить как нацию, лишив Родины. Но они выстояли, сберегли язык, обычаи, культуру, живую душу Карачая. И в наших с вами силах сохранить память о тех страшных 14 лет пребывания в ссылке, вдали от родной земли нашими отцами, матерями, дедушками, бабушками и передать её нашим потомкам. Мы не в праве это всё забыть!!!




Друзья, Карачаевский филиал Фонда "Эльбрусоид" запускает новый проект, под названием «Трагедия, пронесённая сквозь года".

У каждого, кто стал жертвой депортации, есть своя, собственная история, которая заслуживает должного внимания. Цель нашего проекта заключается в том, чтобы собрать в одном месте воспоминания людей, переживших ужасы тех лет.

Мы призываем Вас принять активное участие в данном проекте.
Каждый из Вас может внести свой вклад в историю. Для этого вам всего лишь нужно записать воспоминания старшего поколения о пережитом в годы депортации. Приветствуется любая форма записи: видео (желательно! ), аудио, печатный текст.

Очень важно зафиксировать данные рассказчика. Получившийся материал присылайте на почту:

[img]file:///C:\Users\ADM\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image012.gif[/img] bizny_millet@mail.ru либо приносите к нам в офисы по адресу:
г.Черкесск, пер. Одесский, д.15.
г.Карачаевск, ул.Ленина,34 а (напротив КЧГУ).
Телефон для справок: 89257330209
Говорят, физически человек обновляется каждые семь лет. А духовно не обновляется ли человек еще чаще? Сколько человек умирает в одном человеке, прежде чем сам он умрет?
 
Я когда-то в здесь писал о переселении.Посчитал,что можно еще разок это опубликовать опять здесь же.Конечно,можно было дополнить,что-то может убрать,но сейчас нет времени этим заниматься.Потом,может быть.


Я сам родился в 1947 году и поэтому расскажу, что
слышал от своих родителей.
На момент переселения у меня было 3 сестры и брат. Мы хурзукчане, но отец в конце 30-х переехал в Микоян-Шахар и работал дорожным мастером. В конце 1941-го был призван на военную службу. Был пулеметчиком, воевал в Крыму, где был тяжело ранен. В апреле месяце 1942 года моя мама получила письмо от папы, что он ранен и находится в госпитале в Ессентуках. Мама и ее свояченица (апсыны) решили проведать папу в госпитале. Пробыв целый день в Черкесске, не смогли сесть ни на автобус, ни на какую попутную машину и вернулись в Микоян-Шахар. Мама сумела договориться с одним русским стариком, что он на бричке за 5 пудов кукурузы и бедро (джапхакъ) барана отвезет их до Кисловодска. Оттуда как-то добрались до госпиталя вместе с хурджунами и моим старшим братом Борей, которому было 2,5 года. Войдя во двор госпиталя, услышали карачаевскую песню. Пели ее два раненых карачаевца. Слова мама, когда рассказывала, обязательно напевала: " Огъары Марада Тебен талада ма быллай гардошла бителле" и разводила руками. Размеры не картошки, а валунов. Поговорили и узнала мама, что отца моего как тяжелораненого отправили в Баку. Оставили гостинцы им, что отцу везли, особенно обрадовались раненые, когда с гыбыта угостили айраном. Отец из госпиталя вернулся за несколько дней до оккупации Карачая немцами. И в первый же день столкнулся с Байрамуковым Кады и с десятком его бойцов.
Кады без угроз, с некоторой усмешкой сказал:" Что немцы сделали тебя четвероногим "(Тертаякълы эттиртирдингъ кесинги", кивая на костыли, а затем сказал, обращаясь к своим спутникам: " Не трогайте его, он хоть и был коммунистом, но вреда от него не было никому, да и коммунисты сами от него отказались, выгнав из партии. Он вместе с моим братом еще юношей воевал против Советской власти".
Моего отца исключили из компартии, но не арестовали, а его младшего брата Наны - председателя Хурзукского аулсовета расстреляли. Отец спустя год восстановился в партии, а т.к. он жил то в Микоян-Шахаре, то в Кисловодске, то, наверное, не все знали, что отец мой член партии. С месяц ему удалось без больших проблем прожить с семьей, а затем под предлогом, что он едет менять несколько бревен на зерно, пришлось уехать с Хурзука и жить за пределами Карачая в Краснодарском крае у старых знакомых. Когда немцев погнали с Карачая, отец был проводником одной из частей, на машине подъехал с командиром к обкому партии и там красноармейцы водрузили знамя освобождения. Дня через 3 красноармеец пригнал его лошадь и бричку, оставленную в Краснодарском крае, когда поехал показывать дорогу. Я спрашивал у отца, как его НКВД-шники не посадили, ведь он жил при немцах.
Отец отвечал,что его, конечно, допрашивали, посмотрели справку командира, что он был проводником, сделали запрос в Краснодарский край и оставили в покое.
2 ноября рано утром вошли несколько солдат и офицер прочитал указ Президиума ВС СССР о переселении. Отец начал выступать, что он инвалид войны, коммунист и т.п., на что офицер матом обложил отца и сказал, что пристрелит как пытавшегося бежать, а одному из солдат приказал увести отца. Мама кроме вещей детей ничего не сумела собрать, как стали их выгонять. Идти было недалеко, собирали их во дворе начальной школы. На улице было прохладно, шел дождь со снегом. Народ прибывал, а машин не было. Подошла группа офицеров и отец обратился к старшему по званию, что его дети голодны т.к. лейтенант, который зашел к ним, не дал взять ничего. Мать называла этого офицера-еврея генералом, а отец - человек военный, капитаном. Никогда и никто, наверное, этому офицеру не желал столько благ и здоровья, как моя мама. Когда слушал здравицы (Алгъышла) этому капитану-еврею, я почему-то вспоминал и сейчас вспомнил картину узбекского художника. Там на площади, на коленях стоят человек 10 приговоренных к смерти, палач отрезает одному из них голову. Тот, кто стоит рядом с казненным, не смотрит на палача и кому голову отрезали, но остальные с любопытством смотрят, как происходит казнь, а последние аж вытягивают шеи. Капитан-палач только отсрочил казнь, а получает благодарность. Офицер разрешил маме и ее дяде Узденову Унуху - внуку одного из богатейших в свое время карачаевцев - Хырха-Хаджи в сопровождении красноармейца пойти и собрать вещи и еду. За короткое время старик Унух и мама освежевали 3 коз, собрали почти все что было из еды и ценного столько, что нельзя было унести на руках. Мама сказала Унуху, чтобы он запряг ишака. Солдату, чтобы не выступал, мама дала кусок вяленого мяса, сыра и кукурузной лепешки. Мама жалела и этого солдата, говорила бедняг, наверное, плохо кормили (хариблени къарынларына къарай болмаз эдиле. Ач берюча алай ашай эди эшикке да къарай, абчар кириб кермесин деб). В тот день наших не отправили, наверное, произошел какой-то сбой. Всех загнали в школу и до утра по очереди на кострах готовили еду. То, что их в тот день не отправили, сыграло на руку нашим, т.к. этот капитан отпускал по 1-2 человека пойти домой и собрать вещи, разумеется, под конвоем солдат. И в Усть-Джегутинской пришлось ждать сутки посадки в "телятники". В вагоне, как только тронулись, ко всем обратился Узденов Абул-Керим. Он считался святым (шийих), был знатоком Къорана.
Благодаря этому человеку и Герюкову Исмаилу дорога была не столь мучительной, хотя трудно писать такое, но это слова моей мамы
и я ей верю. Абул-Керим сказал, что Аллах решил испытать нас, проверить какие мы люди, насколько сильна наша вера, и что мы обязательно вернемся в свои дома, когда кончится испытание, если мы с честью выдержим и покажем, что достойные люди. И тут же он показал, что у него слова и дела не расходятся. Как-то случилось, что в один вагон с хурзукчанами попали две женщины без вещей и еды с другого аула. Абул-Керим сказал, что эти женщины сегодня его гости и питаться будут вместе с его семьей, а затем по очереди
будут питаться у всех, но через какое-то время нашлись родственники и их перевели к своим. Самый трудный вопрос, прошу прощения, это исправление нужды, и этот вопрос был оптимально разрешен. Во время движения поезда на дверь "телятника" накидывался снаружи крючок. Отцу моему и еще нескольким ребятам на остановке приходилось под конвоем получать кашу, селедку и воду. Поскольку селедку в вагоне никто не ел, то отцу разрешили поменять селедку на ведро, нож и небольшой кусок проволоки. Это все ему дал конвоир - по национальности кумукъ, имевший родственников в Карачае. Конечно, он рисковал, но кто не рискует, тот не ест селедку. Из проволоки сделали крючок и им удавалось откидывать крючок во время езды и обратно накидывать перед остановкой. Ведро - горшок. Может и не стоит писать про это столь подробно, но ... Впрочем, модератор может убрать, если посчитает это лишним.
Я спрашивал у мамы про смертельные случаи в дороге, но у них в вагоне их не было. Возможно, потому, что эшелон, где ехала наша семья, был одним из последних, а может Берия хотел отрапортовать о досрочном окончании операции, но в пути наши были гораздо меньше остальных - около недели. Сначала попали в село Кара-Кунуз под Джамбулом, но потом, когда отец нашел своих трех сестер, переехали к ним в село Ново-Троицкое Чуйского района той же области. Отец за год сумел построить себе и сестрам 2 дома из самана. Не ахти какие хоромы, но мы прожили в них до отъезда на Кавказ. Со слов мамы, с голода у них в селе никто не умер, старались друг друга выручать. По приезду все были устроены на работу, попробовали бы не работать во время войны. Давали паек - немного, но все-таки какое-то подспорье. Ну а когда с фронта стали возвращаться солдаты и офицеры, то жить стало легче. В колхозе многие чабаны и доярки были карачаевцы, попозже появились механизаторы, продавцы, в школе работали учителями Чотчаев Ислам (а если не ошибаюсь,то он был то ли директором,то ли завучем интерната), Хаджичиков Юсуф, парторгом, бухгалтером, ревизором (не помню в какой последовательности) Узденов Рамазан, зав. амбулаторией была старший лейтенант запаса Узденова Багдат, завмагами Чагаров Юсуф, Биджиева Нади. Жить, конечное, было трудно, но выжили же и назло родной коммунистической партии и вождю мирового пролетариата, мы вернулись на Родину. Их уже нет, а мы, карачаевцы, живы и, надеюсь, никакая сила уже не сможет нас лишить родного Карачая. А теперь свои воспоминания. Однажды я с соседскими ребятами играл в войну, когда мама позвала послушать радио и перевести т.к. она не очень хорошо понимала русский. Она сказала, что с утра говорят о пыргъауне (я не знаю и сегодня перевод этого слова, но только этим словом мама называла Сталина), может умер. Ни один режиссер мира не сможет поставить танец моей мамы, когда я подтвердил ее догадку. Мы жили на центральной улице рядом со зданием райпотребсоюза. Из окон этого здания
смотрели как беременная карачаевка пляшет, когда по всей стране объявлен траур. Наверное, они что-то и говорили маме - я уже и не помню, но когда перестала плясать, дала мне деньги - сюйюмчю. Сумму не помню, но помню, что в тот день был праздник живота. Я со старшей сестрой Зульфой, ныне уже покойной, купили пряники, конфеты в жестяной коробке и 2 литра морса. Но и это не все. Мама сказала к кому бы ей пойти рассказать о смерти Сталина и получить сюйюмчи. А в это время к нам шла соседка Узденова Маймулат и мама ей и сказала. Маймулат было за 70лет, грузная, ежедневно обходила все карачаевские семьи, живущие на нашей улице. Если она к кому-то не заходила, то там уже начинали беспокоиться о ее здоровье. Маймулат, как услышала известие мамы, так прямо и села на пыльную дорогу и заголосила, что снова начнется война и нас переселят теперь в Сибирь и мы все там умрем. Мама ей: "Маймулат, мы все скоро уедем на Кавказ. Сталин нас выслал, а раз он умер, то никто нас здесь держать не будет". Плач прекратился мгновенно, мама помогла ей подняться и они уже вдвоем пошли радовать других карачаевцев. Маймулат дала маме отрез на платье и мы, дети, еще долго говорили, что сегодня мама надела платье Маймулат, значит, она идет к кому-то в гости. Так случилось, что именно в этот день 5 марта 1953 г.из тюрьмы освободился и вернулся домой брат Маймулат Джагафар.
Траур трауром, но карачаевские-то обычаи( в частности хош келдилик) никто не отменял, и люди стали собираться к их дому. Другой брат Маймулат Рамазан был парторгом в колхозе и ему, наверное, не совсем было комфортно в день траура получать поздравления по поводу возвращения брата из тюрьмы, но адет сильнее всяких условностей. Сначала все было тихо, но потом зарезали барашку, стали жарить хычыны и одим из первых я попробовал вкус локумов. Заиграла гармошка, молодежь стала танцевать. Мир не без "добрых", кто-то "настучал" в комендатуру, что "Карачаи " празднуют день смерти вождя. Я помню, как приехал "воронок" и несколько милиционеров с автоматами разогнали всех. Кажется, были какие-то неприятности у Рамазана, но точно не знаю. Из-за смерти Сталина пострадал мой старший брат. В школе пионерам на красные галстуки стали привязывать черные ленты, наверное, в знак траура, а брат не дал сделать это какой-то активистке. Дело дошло до директора, Борю исключили из пионеров, в школу вызывали папу, и на этом и закончилась партийно-политическая карьера брата. Я иногда подкалываю брата, говоря, что ему могут дать персональную пенсию, если он найдет свидетелей как его исключали из пионеров, но пенсия его пока что обычная.
1956-й - знаменательный для нас год. В то, что сейчас хочу написать, могут некоторые не поверить, подумав, что я "реализую" известное карачаевское изречение: "Сууун ичиб,ташын джалаб турур эдим", но ничего я не придумываю. У нас в селе жил Гебенов Унух - начальник колхозного масштаба. Кем он работал не помню. В 1956г. когда вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о снятии ограничений с депортированных народов, он первым поехал в Карачай, побыл там несколько дней и привез несколько литров воды с Кубани, камушки, сосновые шишки. Я собственными глазами видел, как взрослые мужчины и женщины плакали во дворе у Гебенова, когда он им наливал в маленький стакан воды и давал кому камушек, кому шишку. Жуткая картина, не дай бог это кому-нибудь на свете это пришлось увидеть.
Вскоре отец продал дом, животных, погрузил вещи на 2 железнодорожных контейнера и в октябре 1956 года мы были уже в Хурзуке. Я был свидетелем, как уезжали сваны. На каждую семью давали 3 автомобиля для загрузки вещей, ну а если вещи не помещались, то за плату можно было заказать еще пару машин. Никаких войск не было, только милиционеры, старшим у них был майор Матакаев, не знаю почему, но его фамилия крепко врезалась в память. Вот, пожалуй, и все. Добавлю, что в Казахстане, в других местах не знаю как, но у нас в Ново-Троицком часто молодежь устраивала танцы. Большим праздником был день, когда из соседнего села приезжал Дудов Шаухал - поэт, по-нынешнему бард. Он сам пел свои песни. К сожалению, он разбился на мотоцикле где-то в Мало-Карачаевском районе. Он был неграмотным и поэтому, наверное, большинство его песен безвозвратно пропали. Может, что-то и сохранилось в его семье. Может, когда-нибудь найдется собиратель фольклора, и песни Дудова Шаухала станут известны большинству карачаевцев.
 
Мусса, Спасибо за исторический экскурс.

Цитата
Мусса пишет:
Она сказала, что с утра говорят о пыргъауне (я не знаю и сегодня перевод этого слова, но только этим словом мама называла Сталина),


Насколько я знаю, здесь речь идет о фараонах.

Фараон - ф(п)ыргъаун
 
Мусса, бу проектни магъанасы - кёбюрек адам окъурча фейсбукда, контактда, инстаграмда берирге излейбиз адамланы хапарларын. Огъай демесегиз, былайгъа суратла да салсагъыз, мен сиз джазгъанны соцсетьлеге салыр эдим.
Говорят, физически человек обновляется каждые семь лет. А духовно не обновляется ли человек еще чаще? Сколько человек умирает в одном человеке, прежде чем сам он умрет?
 
Цитата
Девушка Гор пишет:
Мусса , бу проектни магъанасы - кёбюрек адам окъурча фейсбукда, контактда, инстаграмда берирге излейбиз адамланы хапарларын. Огъай демесегиз, былайгъа суратла да салсагъыз, мен сиз джазгъанны соцсетьлеге салыр эдим.
Сюйгенингча эт.



Суратдагъы атамды:Хапаулу Борисбий Гыкканы джашы. Сканерим ишлемейди,суратла да да Къарачайдадыла .Мени суратларымдан кеб
Интернетде джукъ да болмаз.
Хапаев Мусса,УЗДЕНОВ МУХТАР;2РЯД:бОРЛАКОВА АМИНАТ,ХАПАЕВ МАДЖИР,БАЙРАМУКОВ АНЗОР, КАСАЕВ ИСХАК,кажется,КОРКМАЗОВА ЛИДА;3РЯД:УЗДЕНОВА ЛЮБА,ХАПЧАЕВА ЛЮБА,ХАПАЕВА ЛЕНА,ТЕМИРБОЛАТОВА ЗАРИЯТ;4РЯД КОРКМАЗОВА ЛИЗА,ЭРКЕНОВА ХАЛИМАТ.ХАСАНОВА КУЛИСТАН ХАРУНОВНА ,ГОГУЕВА АСИЯТ,НЕ ЗНАЮ,КАЖЕТСЯ,БОТАШЕВА БОЛДУ.ВЕСНА 1958Г.3 класс.



ХАПАЕВ МУССА,АКБАЕВА АЙШАТ,АРДУХАНОВА АМИНАТ,БАЙРАМУКОВА ФАТИМА,ДЖАНИБЕКОВ СОСЛАНБЕК ЮНУСОВИЧ,КОДЖАКОВА МАРИЯМ,УЗДЕНОВА ЛЮБА,БОРЛАКОВА АМИНАТ,ХАПАЕВ МАДЖИР.муж УЗДЕНОВОЙ ЛЮБЫ;2 РЯДБОРЛАКОВЫ КАПЛАНБИЙ И МАГОМЕД.
Изменено: Мусса - 16.10.2016 00:53:37
 
Цитата
Мусса пишет:
Суратдагъы атамды:Хапаулу Борисбий Гыкканы джашы
Джандетли болсун!Мен джаз кърымдан къонакъла бла хапаланы тийреге баргъанымда, кирген эдим къабырлагъа дууа этерге. Карты да бар эди сын ташда, только атын унутханма.
псори тамам
 
Загрузка плеера
Говорят, физически человек обновляется каждые семь лет. А духовно не обновляется ли человек еще чаще? Сколько человек умирает в одном человеке, прежде чем сам он умрет?
 
http://www.elbrusoid.org/articles/karachay-balkar/460623/?sphrase_id=78407
с УВАЖЕНИЕм !
 
НАС МОГЛО БЫ БЫТЬ 370 000…
Память активна. Она не оставляет человека равнодушным.
Бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека.
Память противостоит уничтожающей силе времени.
В этом величайшее значение памяти.
Д.С.Лихачев.
Память сохраняет одно, опускает другое. Я помню в деталях некоторые картины моего детства в далекой Киргизии, помню одних людей и начисто забыл других. Память похожа на фары машины, которые освещают то дерево, то дом, то человека.
Ребенком я слышал поговорку: «Тому тяжело, кто помнит все», - и потом убедился, что век был слишком трудным для того, кто волочит груз воспоминаний. Даже такое потрясшее народов событие, как высылка в Среднюю Азию народов Кавказа, быстро становится историей. Многие говорят, что она не идет. Одни уже не помнят, другие не хотят узнавать о минувшем. Все смотрят вперед, это, конечно, хорошо, но древние не зря обожествляли Януса. У него было два лица, не потому, что он был двуличным, как часто говорят, нет, он был мудрым: одно его лицо было обращено к прошлому, другое – к будущему. Память должна уберечь от повторения ошибок, все мы в долгу перед прошлым и будущим, каждый из нас отвечает за свое время, которое это будущее готовит. Ведь не бывает же ответственности без чувства памяти, сопричастности жизни.
Память не может забыть живую боль былого, забыть родных и близких, она не магнитная лента.
Память не способна прятать прошлое, она дорожит собою, не позволяет забыть суровую среду обитания и условия нашей жизни в изгнании. Они были нам совершенно не привычны.
В морозном поле по зарослям кружился злой ветер, сгонял снег в крутые плотные сугробы. Дороги, прокаленные морозом, звенели под ногами, как железо. Сизые иззябшие вербы согнулись над арыками. Небо, казалось, опустилось ниже, мир как бы сузился, уменьшился, зима была туманной, хмурой, температура иногда опускалась до -35С. Мутные, серые тучи застилали небо, с запада дул холодный ветер, позёмка пошевелилась, перекати-поле посвистывал вместе с воем волков к бурану, где-то на развалинах перекликались совы. Снег кружил над безжизненной улицей, заметая сугробами зияющие пустотой руины глинобитных домишек с камышовыми разваленными крышами, саманные дувалы и унылые заросли верблюжьих колючек. Гудели дымоходы и телеграфные провода, скрипели неплотно закрытые наскоро сколоченные деревянные калитки и сломанные ветви тополей. Пронизывающий ветер наводил безысходную тоску на наши и без того потрясенные души. Было холодно, безлюдно, тоскливо. Северная Киргизия, близ казахстанской границы, была страной вечной пыли, липкой грязи, непроходимых болот, зарослей камыша. На небе кружились бесконечные мириады малярийных комаров, земля кишела ядовитыми змеями, пауками и фалангами. Особенно много их было в районе Бештерека с его соленными солончаками. Свинцово-сизый горизонт был вечно закрыт из-за большого количества пыли в атмосфере, солнце светило тускло, хотя температура подымалась до +40С.
Весной буйно расцветали травы, тюльпаны и маки и всё это быстро выгорало, яркий ковер цветов за короткое время успевал отцвести и суховейный горячий ветер с полынным запахом уносил их семена. С ранней весны до самой поздней осени грустно куковали удоды.
Жара наступала, когда умирал последний ветерок. Организм уже не охлаждается. Нет хорошей питьевой воды, вода не помогает. Не ясно было, откуда больше исходит жара: от раскаленной, пылающей жаром земли, покрытой толстым слоем горячей пыли, или от неподвижно зависшего в мутном небе тяжелого красноватого солнца. Дышать нечем. Жизнь прекратилась. Началось терпеливое мучение карачаевцев и балкарцев на свекловичных, хлопковых, табачных полях и в кошарах, работающих с утра до вечера, чтобы не нарушить «сталинский устав колхоза».
После Кавказа, после горного воздуха и воды, после умеренной среднегодовой температуры, не знавшие голода, жившие среди гор, долин и прекрасных лесов, пользовавшиеся минеральными источниками, мясомолочными продуктами, мы, карачаевцы и балкарцы по злой воле кремлевских палачей были вынуждены существовать в таких суровых условиях депортации. Мы очутились в первом круге ада. Недаром карачаевцы пели: «Джангур джаумайын кюн къыздырса тамам джаханимге ушайды» - (если нет дождя и печет солнце, то все напоминает настоящий ад).
Мы существовали в этом аду, взрослые работали, девушки копали русло Чуйского канала, дети учились. Учить стихи о Сталине, петь о нем песни, любить его больше своих родителей – было обязанностью нас, учеников. Мы учили стихотворение Джамбула Джабаева: «Великий Сталинский закон» -«закон по которому сердце поет, закон по которому радость приходит, закон по которому юность цветет»…мне кажется, что это стихотворение было вершиной самого наглого цинизма, обмана и двуличия, хотя, видимо, автор искренне верил в эти слова и боготворил Сталина.
Имя Сталина было у всех на устах, его склоняли газеты мира, все фильмы восхваляли его, даже приговоренные к расстрелу умирали произнеся его имя. Это имя воспевало маломощное киргизское радио из Фрунзе, у которого были очень приятные позывные.
Будучи подростком мне довелось испытать на себе злое воздействие этого ненавистного и Богом отвергнутого имени.
Мы жили в Петровском районе Фрунзенской области. Жизнь начала мало - помалу налаживаться. В 1952-53 учебном году в школе был открыт радиокружок, и мы собирали примитивные детекторные приемники. Они не были частотно настроены и ловили любые передачи, направленные в этот регион ночью, когда местные передачи прекращались. И вот ночью 5 марта 1953 года я четко услышал из Лондона фразу, что по неподтвержденным данным из Москвы, умер Иосиф Сталин. Это я сразу рассказал матери. Она была глубоко верующая и очень испугалась. Мать очень просила, чтобы я об этом никому не говорил, иначе нас арестуют. Но легче во рту держать горячие угли, чем такую новость. В школе я передал записку единственной карачаевской девушке, где было написано: «Бюгече къара Мыйыкъ ёлгенди дейдиле, бир къууан». Учительница истории заметила и отобрала записку. Алефтина Федоровна была известна с плохой стороны, она видела во всех учениках тех, кто « следят» за ней. Она побежала, чтобы ей перевели содержание записки, но многие дети отказались и все же нашёлся один «грамотный» из старших классов, который перевел, сказав, что здесь написано - «Умер Сталин, радуйся».
Моментально прибежали директор школы Николай Васильевич и эта грязная пыльная мышь – Алефтина Федоровна. В директорской она превратилась в грозного идола и набросилась на пятиклассника «Всех, всех вас надо было к стенке. Не добили мы их там на Кавказе, вот теперь и хлебаем результаты. Не было в истории человечества такого как И.В.Сталин» - изрыгала эта лакированная обезьянка. Откуда ты знаешь, что «Кара миик» умер, кто это тебя надоумил, да ты знаешь, бандитское отродье, за это вас отправят в Сибирь – говорил директор, крепко схватив меня за руки. Да вас всех надо расстрелять, сволочи. Откуда ты взялся на мою голову….Да ты знаешь, что он бессмертен»…Ученик съежился, онемел и дрожит, как зайчонок перед коброй и в сгустившемся свете в зеркало видно было, что мое лицо стало еще более беззащитно - детским, как у вифлеемских младенцев перед избиением.
Страшную картину экзекуции перебила черная тарелка (динамик) из темного угла директорской. Под апокалипсические раскаты «Итальянского каприччио под грозные аккорды Бетховена и рыдания Шопена-никогда не ошибающееся советское радио устами Левитана обнесчастило весь наш народ, сообщив, что «Отец Всех Народов Умер».
Горе нам, осиротели навеки – завопили учителя школы, но директор успел исключить из школы на десять дней автора этих строк и пригрозил никогда не рассказывать никому ни одного слова о случившемся.
Да, чертов батька сдох - говорили чеченские ребята. Ол ёлгенли бери джер аман ийис этеди…, анда да бир ёллюк- говорили карачаевцы (Земля наполнился неприятным запахом после его смерти, она не воспринимает его, чтобы он и на том свете умер ещё раз).
Траурный митинг провели в коридоре школы. Все были подавлены, растеряны, говорили сбивчиво, как будто это не опытные словесники, а математики или рабочие, впервые выступающие на собрании.
Был холодный, снежный, хмурый день. В сугробах тонули дети, все испытывали ужас и оцепенение. Директор школы считал его бессмертным, а народ давно забыл, что Сталин – человек. Он превратился во всемогущего и таинственного «бога». И вот этот новоиспеченный «бог» умер от кровоизлияния в мозг в девять часов пятьдесят минут вечера в возрасте семидесяти четырех лет.
Карачаевцы и балкарцы не любили Сталина в Средней Азии, но долго верили в него и боялись. Разговаривая о нем, мы называли его «Къара Мыйыкъ»- то есть «черноусый».
Макиавелли во времена итальянского Возрождения писал, что для создания сильного государства любые средства хороши - яд, доносы, убийства из-за угла; он предлагал правителю быть мудрым, как человек, и хищным, как зверь, сочетать в себе храбрость льва и хитрость лисицы. Все это Сталин проявил по отношению к карачаевцам и балкарцам.
Ко времени Октябрьской революции Карачай имел хорошую репутацию и во всех источниках подчеркивается удивительное трудолюбие карачаевцев, они оправдали слова К. Хетагурова.
Много написано об успехах карачаево-балкарского народа в предвоенные годы. Наш народ был в нужде и в беде, но продолжал идти по трудному пути ненавистному для большинства Октябрьского переворота.
Шел 1941 год, люди были заняты неотложными весенне-летними работами.
Настало 22 июня 1941 года. Диктор Юрий Левитан взволнованно прочитал последние известия. «Сегодня в 4 часа утра посол Германии в СССР граф фон Шуленбург вручил заместителю председателя Совета Комиссаров товарищу Молотову Гитлеровскую декларацию об объявлении войны».
Сталин сначала даже не поверил в это. Он не поверил своему сну: «Мясо в кровавом соусе. Тарелку на подносе подают Гитлер и Никита Хрущев, а сзади у них стоит улыбающийся Молотов».
Сталин говорил: «Я никогда никому не верил так, как Адольфу Гитлеру, мне казалось, что он правдивее Черчилля и Рузвельта».
Началась Великая Отечественная война для Советского народа – кровавая мясорубка между двумя тиранами. Настало 22 июня 1941 года. Москва передавала залихватские песни в этот тяжелый трагический день…
Это был самый длинный день в году, и он длился очень долго - почти четыре года, день больших испытаний, большого мужества, большой беды, когда советский народ показал свою духовную силу. Началась война, а вместе с ней и мобилизация в армию. Женщины с горькими слезами на глазах провожали на фронт мужей, братьев, сыновей, отцов. К началу войны карачаевцев насчитывалось 80 тысяч человек, из них 15 тысяч были призваны в армию, они с оружием в руках защищали страну, 2 тысячи карачаевцев работали на трудовом фронте. О том, как они воевали, говорит количество погибших и награжденных: 9 тысяч карачаевцев не вернулись домой с фронта, положили головы за Родину, а 11 человек стали героями СССР и России… Как видите, мы заплатили очень дорого за эту победу.
…Через 11 месяцев после освобождения Карачая от немецко-фашистских захватчиков, 2 ноября 1943 года, в отношении карачаевского народа были совершены произвол и геноцид – всех до единого карачаевцев и балкарцев 8 марта 1944 депортировали в Казахстан, Киргизию и Узбекистан, с огульным обвинением народа в массовой измене Родине и бандитизме.
Главным палачом карачаево-балкарцев и других репрессированных народов были параноик Сталин и фальсификаторы Берия и Суслов. Берию все ненавидели, рассказывали о нем, как о человеке развращенном властью, жестоком и низком.
О, этот вторник 2 ноября 1943 года! Этот черный день нашего народа, день всеобщего унижения и страха, когда ты ощущаешь полную безнаказанность тех, кто может сотворить с тобой все, что угодно. Арестовать, избить, искалечить, морить голодом, издеваться над твоей религией.
Сотую долю трагедии этого дня не может передать самое трагическое из всех музыкальных произведений – «Зимний путь» Шуберта. Мы жили в долг у случая и этот кредитор – случай был по страшнее шекспировского Шейлона, он опротестовывал на голову всего нашего праведного карачаево-балкарского народа, кремлевские Шейлоны никого не жалели. Нас было мало. Но каждый малый народ есть неповторимая грань Божьего замысла. На свете есть большие страны и большие нации, маленькие страны и маленькие нации, но выясняется, если вдуматься в историю, что маленькая Греция породила высочающую культуру и высший тип демократии, крохотная Иудея подарила миру основу монотеизма, на котором по сей день держится цивилизация, а небольшой остров Британия ещё в 13 веке определил великую доктрину Политической Свободы… Без принципа свободы любая страна не сможет долго существовать, он нужен для каждого человека, для каждого, пусть самого малочисленного народа.
Карачаевский народ неизменно оставался верным договору с Россией от 20 октября 1828г. и не нарушал его даже в пору Кавказских войн. И вдруг мы оказались бандитами и изменниками.
Да, трагедию восьмого марта и черного вторника можно сравнить с трагедией «Хрустальной ночи» в Германии или «Варфоломеевской ночи» во Франции или же с трагедией сторонников Аль- Хусейна, когда их погнали из Багдада в Дамаск пешком… с нашествием диких орд Хромого Темирлана … с трагедией Чернобыля, Хатыни, Лидицы и Сонгми.
……Карачаевцы и балкарцы были расселены в 500 населенных пунктах. И народ по всем семи ступеням опустился в АД. Мы стали изгоями сталинщины, опальной нацией.
Жизнь стала невыносимой. Ну что же, спасибо тебе жизнь – ты отменила все заповеди пророка Муссы. Ты повелела сотворить себе кумира, и нарекли мы его «богом», ты велела повсеминутно употреблять его имя – Сталин. Ты приказала властно - убий, и объявив все общим, разрешила – укради, ты воспитала нас в возжелании чужого добра,- по словам братьев Вайнеров. Ты заставила нас позабыть совесть и обрекла на вечное лжесвидетельство и освободила нас от почитания отца своего… Мы – в строгих тисках у злых архангелов – у комендантов, они наши судьи, они же палачи, они начало и конец нашей жизни. Бежать – некуда, жаловаться – некому, добиваться – бесполезно, узнавать – не у кого. О, Аллах! Зачем ты взыскал нас, не дав завтрашнего дня? Зови – не дозовешься, жалуйся – никто не слышит, мы абсолютно никому не нужны. Как жить дальше? Строим на песке, сеем на камне, кричим на ветер. И слёзы стали дешевле воды. Великая сила ужаса, неслыханная энергия страха. Действительно был прав Карл Маркс: «что жизнь есть способ существования белковых тел плюс обмен веществ». Но он забыл включить в формулу минус. Минус духовность. Минус нравственность, человечность.
Белковые тела… Карачаево-балкарцы превратились в глухонемые и слепые донные жители, плохо представляли себе, что происходит в океанской толще, отделившей нас навсегда от мира, от поверхности жизни, от солнца и Кавказа. Мы генетически усвоили раз и навсегда: ничего нет проще, чем изменить способ существования наших белковых тел и прекратить обмен веществ. Надо превратиться в трудовые армии, отбывающие трудовую повинность и выполнять принудительный и подневольный труд, и славословить «Отца Народов».
Каждый день мы слышали: «весь мир насилья мы разрушим до основания», «летят самолеты, строчат пулеметы», «Каховка, Каховка – родная винтовка, горячая пуля – лети!» или у Маяковского: «В гущу бегущих грянь, парабеллум!»… Не было нашей интеллигенции, а её сравнивают с тонким озоновым слоем, который защищает нашу землю от смертельных ультрафиолетовых лучей. Её истребили в 1937 году, а оставшиеся - погибли на войне.
Лучшие представители крестьянства были давно раскулачены, мечети разрушены, и вера была запрещена, откуда было взяться нравственности? Робинзон, почему ты не оставил нам координаты твоего райского острова, думали мы, дети. О страданиях и горестях нашего народа хочется высказать языком высшей математики. Карачаевцы и балкарцы знали, что они вне закона, что они на полулегальном положении, что никто их не защитит от произвола и насилия, и потому многие сидели дома тихо, стараясь не появляться на людях. Все они были наполнены неисчислимой энергией боли, стыда и страха тысячи людей, - безграничная энергия зла и безверия. Эта энергия растворилась в людях.
Её не измеришь счетчиками, и никто не в силах подсчитать её запасы она не программируется на языке «Quick Basic» компьютером «Pentium IV».
Люди измучены этой горькой энергией, они неосознанно мечтают освободиться от нее, и поняли, что свобода величайшее благо.
В священном Коране написано, что человек без свободы без родства духа не способен выжить. У нас отняли Родину и мы молились Аллаху, чтобы Он вернул нас на землю предков. Кавказ был как мираж. Как надежда. Как обещание счастья. Как, голубые снега Эльбруса, вздымающиеся далеко за смертельными песками Средней Азии. Все возвращается «на круги своя». В прошлом столетии революции и войны не раз попытались растоптать человеческую веру и свободу. Карачаевцы и балкарцы не очень знали основы наук, но та наука, которую прошли там, в ссылке, удивительно надежна – надежнее революции и политики. Она в единстве народа, она – в молитве: ИМЕННО МОЛИТВА НЕ ДАЛА КАРАЧАЕВЦАМ И БАЛКАРЦАМ ПОГИБНУТЬ. В ней – глубина мудрости, строгий порядок мысли и состояния души, четкие правила жизни, подчиненной жестокой дисциплине. Законы Шариата и наши национальные обычаи соединились, вместе в час тяжкого испытания и ничто не могло сломить людей, ни голод, ни бесправие. Интересно, какая педагогика из 40 существующих ныне способна похвастаться такой стойкостью духа, стойкостью духа даже против такого тирана как Сталин?
Что же имеет вечную ценность? Конечно же, вера, которая, уберегла нас от синтетической смерти, от гибели. Эта вера имеет великую притягательную силу, это Ислам - религия для всех народов и для всех времен, религия, вооруженная ПОСЛЕДНИМ ЗАВЕТОМ АЛЛАХА – СВЯЩЕННЫМ КОРАНОМ и СУННОЙ ПРОРОКА (мир ему).
У ссыльных отняли книги, школу, уничтожена интеллигенция, народ живет под наблюдением НКВД, голод, стужа, лагерное рабство, а карачаевцы и балкарцы умудряются обучать детей родному языку, из уст в уста передают историю, в полголоса напевают песни, работают. Старики собирают родичей малыми группами, стелят на землю камышовые циновки и молятся. Но эта непростая молитва: люди с её помощью постигали науку выживания. И такие семьи выживали больше других. Этот феномен ждет своего осмысления, его должны осветить религиозные деятели. А Солженицын глубоко описывает все зверства над ссыльными, но у него нет главы, описывающей подвиг обреченных народов, он не заметил, что многих спасла религия Аллаха. Гулаги рухнули, рухнула система, их породившая. Ведь недаром говорится в Библии: «Все, кто сеет на земле смуту, братоубийства и смерть, сами будут Богом прокляты и убиты». Как топором рублено.
Нет, сейчас надобности более подробно говорить о тех жестоких испытаниях, которые выпали на долю карачаевского народа и других репрессированных братских народов. Достаточно сказать, что лишь за первые два года ссылки погибли от голода и болезней, от невыносимых условий жизни – около 40000 человек, в том числе 22000 детей. Нас осталось около 36000. Думаю, что такого дикого, варварского отношения к своим гражданам не допускало ни одно государство за всю историю человечества.
Это можно лишь сравнить с Конкистой (завоевание Южной Америки испанцами), истреблением альбигойцев в Провансе в 13 веке, с избиением гугенотов во Франции, истреблением североамериканских индейцев в США и изгнанием Палестинцев в 1948 г., с трагедией Сабры и Шатилы. Дорогой читатель! Если бы нас не депортировали в Среднюю Азию, то сейчас нас стало бы около 370000. Это получается из решения простейшего дифференциального уравнения показательного роста и убывания и согласуется с формулой Пуассона из теории вероятности. Вдумайтесь в эту цифру…. Но, как ни длинна ночь, рассвет приходит – говорят англичане. Наш народ не забыл свою землю обетованную, ее луга, леса и скалы, не забыл красоту гор и их природные богатства, он хотел пить воды Кубани,Баксана и Черека и приветствовать величавого Минги Тау. Для этого призвали друг друга к терпению (сабырлыкъ), ведь недаром это слово упоминается 900 раз в священном Коране.
Конечно же такое никогда не забывается, если оно записано в детской памяти, как на камне. Да, а мы должны нести память своих мучений. Мучений после того, как прошли все круги сталинского ада и « посетили сей мир в его минуты роковые».
Мой многострадальный, праведный карачаево-балкарский народ, ты самый толерантный народ на Кавказе, ты великая нация, имеешь древнюю историю со времен шумеров, занимаешь достойное место в семье кавказских народов, ты сможешь вернуть славу и блеск республике, ты должен быть той вожделенной силой, которая укрепляет и цементирует нормальную жизнь, ты можешь возродить нравственный пласт, намыс и адамлыкъ народов КЧР и КБР, ты сможешь содействовать, тому, чтобы во главу угла будет поставлен приоритет права человека над правом государства, ты уже доказал многое своим терпением и разумом, у тебя есть много образованных, владеющих знаниями людей, а ведь слово знание в священном Коране занимает второе место по частоте употребления после слова Аллах.
Благодарение и слава Аллаху – всевышнему повелителю нашему. Он создал землю и небо и всем живущим дал пропитание. Он дал нам закон жизни, любви, праведности, благословия, милосердия и мира. Именно этими чертами мы отличаемся от всех других народов, именно эти черты помогают нам выжить в любой ситуации, не дают погаснуть огню Прометея, - огню мирного очага карачаевцев и балкарцев.
Если мы сохраним свою правильную природу, она спасет нас, как спасла человечество со времен пророка Адама и до сегодняшнего дня.
Не красота, не рынок, не культура, а правильная природа человека спасет мир. С правильной природой мы спокойно будем двигаться вперед в 21 веке вместе с Россией, в новую эпоху человечества, в миллениум.
Великий Чарльз Диккенс в своем романе : «A TALE OF TWO CITIES»- «История двух городов» дал вечный эпиграф к любой эпохе человечества : « I see….a lot of new oppressions have come…- Я вижу…множество новых угнетателей, пришедших на смену старым, и всех их настигнет народное возмездие..Я вижу цветущий город и прекрасный народ, поднявшийся из бездны, вижу как он добьется настоящей свободы… терпением, страданием, победами рано или поздно загладит зло своего жестокого времени и всех предыдущих времен, носивших это зло». Скажите, разве это не есть история карачаевцев и балкарцев, разве это не есть наше будущее?
Говорят, что время залечивает душевные раны. Но оно не в силах изгладить из людской памяти ту бесчеловечную и чудовищную ошибку, которая была нанесена безвинным народам в ноябрьские дни карачаевцам и в мартовские-балкарцам. В то же время ни жестокий режим, голод, холод, ни огромные тяготы и лишения не сломили воли к жизни горцев. Они бережно сохранили лучшие черты своего характера: трудолюбие мужество, доброту, душевную красоту и человечность и молитву, которые помогают ему выживать ещё раз в наше время в тяжелых условиях перехода к «светлому» капитализму. Все можно восстановить, НО НЕВОЗМОЖНО ВЕРНУТЬ УНИЧТОЖЕННЫЙ ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ФОНД НАРОДА.
И, наконец, Аллах, благоволи благословить мой многострадальный карачаево-балкарский народ, во все времена и в каждое мгновение миром.Аминь. Да принесет нашим народам счастье 21 век.
Каппушев Шагабан Халитович, с.Терезе, КЧР.
 
Девушка Гор, салам.

Не ачы болса да, тюзю айтыла турургъа керекди. Тариххе кетди деб, болгъанны унутуб къойсакъ, манкъуртла болуб къалырбыз. Сен этген затла миллет ангыбызны, тарих эсибизни джукъланыргъа къоймайдыла.
Кёчгюнчюлюкню-сюргюнню юсюнден ол видеобериуюнг ючюн да, Асият Эльканованы эсге тюшюрюулерин басмалагъанынг ючюн да, къысхасы - иги ишлеринг ючюн санга кёбле разыдыла. Бек сау бол, кёб джаша. Энтда халкъынга кёб джылланы къуллукъ этерча, Аллах кюч-къарыу берсин.
 
 
Sabr, сау болугъуз. Аллах барыбызгъа да саулукъ, насыб буюрсун. Миллетибизни атын иги бла айтдырыб турургъа болушсун!
Говорят, физически человек обновляется каждые семь лет. А духовно не обновляется ли человек еще чаще? Сколько человек умирает в одном человеке, прежде чем сам он умрет?
 
Талай джылны мындан алгъа бу материалны джарашдырыб, "Эльбрусоидни" сайтында чыгъаргъан эдим. Бюгюнлюкде бек къууанама, къарт атам сау заманда бу сёзлени джазыб алыб къойгъаныма. Сизге да теджейме аттямы кёчгюнчюлюкню юсюнден айтхан хапарын.


______________________
Акъыл унутургъа излесе да, джюрек къоймайды...
Ноябрь айны 2-си къарачай миллетни джашауунда эм къыйын, эм бушуу кюнюдю. Саулай миллетни харам этиб, Ата джуртларын сатхандыла деб, гюнахы болмагъан адамланы оргъан - соргъан этмегенлей, - Орта Азиягъа, Къазахстанга, Кыргъызстаннга кёчюрген кюнлериди ол кюн. Андан башланыб, миллетни инджилгени сау 14 джылгъа созулгъанды. Не кёб джыл ётсе да унутуллукъ тюлдю къарачай миллет чекген къыйынлыкъ. Акъыл унутургъа излесе да, джюрек къоймайды. Аны унутсакъ, асыры кёб затны, кёб адамны унутургъа керек боллукъбуз.
Орта Азияда къарачай миллетни 43 мингден асламысы сууукъдан, ачдан къырылгъандыла, аланы ичлеринде 22 минг сабий. Сиз, джаш адамла борчлусуз халкъыгъызны джашау китабында ол бетин билирге - деб кёб эшитгенме къарт атамдан, Токъланы Магамет-Алийден. Ол кюнлени сагъыныргъа сюймесе да ол, ачыу басыбмы къояды бир-бирледе солуу табмагъан чабакъча дженгил-дженгил солуй, хапар айтыб тебрерге ёчдю.
- Мен уллу юйдегиде туугъанма. Бусагъатдача эки-юч болмайын, бизни заманда сабий кёб эди. Атам, Махай бла анам Букъминатны 7 сабийлери болгъанды: Мухаммат-Хамит, Фатима, мен, Хурият, Хураймат, Хасанбий, Шахарбий. Атам окъугъан, кърал къуллукъда кёб ишлеген адам эди. Сюдде народный заседаниеде, хлебкомбинатда завсклад болуб, военкоматда, "Къызыл Къарачай" газетни редакциясында. Ата джурт къазауат башланганында ол джылы келген адам болуб, 55-ден атлагъан эди, бронь бла къалгъанды урушдан. Эсимдеди, бек къыйнала эди фронтха бармагъанына.
2-чи ноябрь бизни юйдегиге саулай къарачай халкъгъа да уллу къыйынлыкъ болуб тюшген эди. Мен ол заманда 13 джыл бола тургъан джашчыкъ эдим, эсимдеди танг аласы бла юйге аскер формалары бла кириб келгенлерин адамланы. Ташкёпюрде, джашаб тургъан юйюбюзден бир сагъатны ичинде чыгъаргъан эдиле. Джолгъа не алгъаныбыздан хапарсызма, алай а, поезде уллу ачлыкъ сынамагъаныбыз себебли, анам джарлы бир затчыкъла къыстырыргъа кюрешгенин ангылай эдим. Хариб анам, къолунда джети сабий, ауругъан эри къайдан табхан эди кюч джолгъа къуралыргъа, бизни булджутургъа, бюгюн да ангылаялмайма.
Джети сабийден экиси ол заманда ёлгендиле, кёчюб баргъан заманда, огъесе, Къазахстандамы къарт атамы эсинде тюлдю. Келишдирелмейме Фатима бла Хасанбийни ёлген заманларын- дейди ол. Мени кёлюме келгени, ала джолда ёлюб, къабырлары да болмагъаны себебли, кеси ичинден кюйсе да, бизге айтыб къояла болмазмы аттям.
- Къаллай бир джашасам да унутурукъ тюлме ол мал вагонланы ийислерин, тарлыкъларын, адамланы инджилгенлерин- дейди аття. Эркишиле, тиширыула, къартла, сабийле-барысыда бир вагонда, эшикге чыгъаргъа мадарынг болмай, ашаргъа-ичерге джугъунг джокъ. Сабийле джылаб башласала, неда сууукъдан-ачдан къатыб къалсала, джарлы тиширыула биринчи заманда ичлерин уруб сарнай эдиле, артда Аллахны буйругъуна сыйыныбмы, огъесе джашаудан тюнгюлюбмю, акъыртынчыкъ эте эдиле джылауларын…
Бизни Къазахстанга элтиб къуйдула. Бир - бир къатында джашагъан къарачайлыла аз эдиле. Мени юйдегим Джамбул областны Чуйский районунда, Новый путь элге тюшген эди. Сууукъ бараклада джашаб башладыкъ, отун болмагъаны себебли къамишни оруб, къурай джыйыб тургъан джерибизни джылытыргъа кюреше эдик. Отунча болмай, ол бошалгъанлай юйден джылыу къуруй эди да кете эди. Бизни элтген сагъатда "бандитле", къралны джаулары дегенликлерине, орус миллет болмаса, бизге киши ол ачы сёзлени айтмай эди. Къазакълыла не кючлеринден келгенни да этерге кюреше эдиле, алай а, кеслерини да джашагъанлары алай иги тюл эди. Сууукъдан, ачдан адамла тели ауруу бла ауруб башладыла. Бир джылны ичинде атам, 2 къарнашым бла эгечим ёлген эди. Анам бла мен кесибиз бастыргъан эдик аланы, кюреклерибиз болмай, кече къолларыбыз бла къаза эдик къабырла. Эсимден кетмейди, бастырыргъа адамлары болмайын талай арбазда ёлюкле атылыб тургъанлары. Ашаргъа, ичерге джукъ джокъ, кърал берген кесекчикни да комендантла кеслери сюйгенча эте - къыйын эди джашауубуз. Юйде бири-биринден гитче талай сабий, мен гитчелигимден ишлерге кюреше эдим. Кесим тенгли джашчыкъла бла бирге ёгюз арбала бла тракторлагъа суу ташый эдик, 17 джыл болгъанында Балхач атлы озеродан Кёкджетау станциягъа дери темир джолда ёте эди кюнюм. Танг джарыгъандан, батхынчысына таш ташыб, аны джолгъа къуя эдик.



Къарачай къызла, кёзлери сау ёлюкледеча джукъланыб, чегетледе агъач кесе эдиле, таш джюклей эдиле. Аталарыны, къарнашларыны алларына къарай эдиле, къазауатдан келедиле деб.
Эркишиле джыламайдыла - дейдиле. Кёчгюнчюлюкню юсюнден сёлешсе къарт атамы кёзлеринден джыламукъла кеслери аллына тёгюледиле. Артыкъсыз да сабийле кёрген къыйынлыкъланы юслеринден айтса.
1954 джыл къарт атам Магомет-Алий чюгюндюр колхозда водоканалны учетчиги болуб ишлегенди, анда ол джашау нёгери Татьянагъа тюбегенди. Татьяна, Халкечланы Абдулну къызы, 10 джыл болуб Сары-Тюзден кёчгенди бу элге юйдегиси бла. Юй гитче сабийледен толу, анасы да ауушуб, кеси къарагъанды алагъа. Магомет-Алий ишлеген колхозда ийнек саугъанды. Бир-эки айдан бу эки адам юйленедиле. 1955-чи джыл, алагъа джаш тууады. Атына Къурман атайдыла.
- Юйюбюзге, джерибизге келликбиз деб уллу ийнанмай эдик, тюнгюлюб бошагъан эди миллет. Ызыбызгъа къайтыргъа хапар келгенинде, бизни къууанчыбызны учу-къыйыры джокъ эди-дейди аття.
-Джуртубузгъа къайта тебрегеникде, къарачайлыла бла малкъарлыла бизде къалыгъыз деб къазакълыла кёб кюрешген эдиле. "Къаллай джер десегиз аллай берирбиз, ишлегиз, джашагъыз", - деб, джыларгъа джетиб тилей эди ала. Алай а, 14 джылны Ата джуртуна термилиб тургъан миллет аллай сёзлени эшитирге да унамай эди. Майда 1-чи эшелон бла "Аллах сен джол бер!" деб, Къарачайгъа атландыкъ.
Къарт атам бла анням Къазахстандан эки сабий бла къайтхандыла, къызчыкълары Зарифа эки ай болуб, анасыны къойнунда келгенди ата-бабаларыны джуртуна.
-Келсенг а, аллайгъа кел, юйле оюлуб, хапчюк джокъ, бачхаларыбыз ташлача къатыб - джыларыбыз келген эди. Алай а: "Ата джуртда таула, суула да болушадыла" - деб, бош айтмайдыла. Акъыртын-акъыртын кюнге чыгъа башладыкъ, юйлени ишленнгенлери бла адамланы бетлерине да джылыу къайта тебреди. "Карачаевский" совхозну "Ташкёпюр" деген бёлюмюн ачхан эдик кёб турмайын. Мен анда талай джылны урунганма.
Къарт атам окъууну сюйгени себебли, Къазахастандан келгенден сора Ставропольда бухгалтерликге окъугъанды, Къарачай району культура отделинде баш бухгалтер болуб ишлегенди, "Верхнекубанский" совхозда учетчик болуб талай джылны тургъанды. Пенсиягъа чыкъгъанында да Къарачай району пенсионерлери бла къарт адамларыны комитетини Председатели болуб тургъанды.



Бюгюнлюкде Магомет-Алий бла Татьянаны 5 сабийлери, туудукълары, туудукъларындан туугъанлары къонакъгъа келгенлей турадыла.
Аллах биз сынагъанны сизге сынатмасын. Келлик тёлюле тынчлыкъда, рахатлыкъда джашарча этсин Аллах- дейди Магомет-Алий.
http://www.elbrusoid.org/articles/tarih/358998/…
Говорят, физически человек обновляется каждые семь лет. А духовно не обновляется ли человек еще чаще? Сколько человек умирает в одном человеке, прежде чем сам он умрет?
 
Загрузка плеера
Говорят, физически человек обновляется каждые семь лет. А духовно не обновляется ли человек еще чаще? Сколько человек умирает в одном человеке, прежде чем сам он умрет?
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный