Расширенный поиск
19 Апреля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Башынга джетмегенни сорма.
  • Биреуню эскиси биреуге джангы болмайды.
  • Иги – алгъыш этер, аман – къаргъыш этер.
  • Ханы къызы буюгъа-буюгъа киштик болду.
  • Айыбны суу бла джууалмазса.
  • Махтаннган къыз, тойда джукълар.
  • Этек чакъмакълары баш джаргъан, сёлешген сёзлери таш джаргъан.
  • Хата – гитчеден.
  • Джылкъыдан – ат чыгъар, тукъумдан – джаш чыгъар.
  • Иги сеники эсе да, сюйген кесимикин этеме.
  • Ышармагъан – кюлмез, кюлмеген – къууанчны билмез.
  • Ойнай-ойнай кёз чыгъар.
  • Эте билген, этген этеди, эте билмеген, юретген этеди!
  • Башы джабылгъан челекге, кир тюшмез.
  • Мал кёб болса, джууукъ кёб болур.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
  • Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
  • Адамны сыфатына къарама, сёзюне къара.
  • Бермеген къол, алмайды.
  • Тил джюрекге джол ишлейди.
  • Бал ашаргъа сюе эсенг, чибин ургъаннга тёз.
  • Уллу къашыкъ эрин джыртар.
  • Эски джаугъа ышанма.
  • Татлы сёз – балдан татлы.
  • Намыс болмагъан джерде, насыб болмаз.
  • Къонакъ хазыр болгъанлыкъгъа, къонакъбай хазыр тюлдю.
  • Ауругъан – джашаудан умутчу.
  • Билгенни къолу къарны джандырыр.
  • Айранын берсенг, челегин да къызгъанма.
  • Чомартха хар кюн да байрамды.
  • Намысы джокъну – дуниясы джокъ.
  • Къатын байлыкъны сюер, эр саулукъну сюер.
  • Сескекли кесин билдирир.
  • Аш хазыр болса, иш харам болур.
  • Алтыннга тот къонмаз.
  • Къолу уллу – асыу, аягъы уллу – джарсыу.
  • Дуния мал дунияда къалады.
  • Сютден ауузу кюйген, суугъа юфгюре эди.
  • Гыдай эчки суугъа къараб, мюйюзле кёрмесе, джашма алкъын, дегенди.
  • Къонакъ аман болса, къонакъбай джунчур
  • Рысхы – сют юсюнде кёмюк кибикди.
  • Босагъа таш юйге кирмей эди, тыбыр таш эшикге чыкъмай эди.
  • Къууут – джелге, берне – бошха.
  • Тыш элде солтан болгъандан эсе, кесинги элде олтан болгъан игиди!
  • Уллу къазанда бишген эт, чий къалмаз.
  • Элге къуллукъ этмеген, элге ие болмаз.
  • Ариу сёз – къылычдан джити.
  • Кёб джашагъан – кёб билир.
  • Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
  • Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
Страницы: 1 2 След.
Текмет, Аланская символика
 


КЪAРAЧAЙ-МAЛКЪAР МИЛЛЕТ БAЙРAКЪ

Къaрaчaй-Мaлкъaр Миллет Бaйрaкъдaгы тaмгъaны тaмыры, Кaфкaздa Къaрaчaйны эм эски эллеринден бири Къaрт-Джурт элде тaбылгaн, юсюнде джaзыулa эмдa тaмгъaлa болгъaн, Xиджри 1107, Милaди 1695 джылны кёргюзген, эртде зaмaндaн къaлгaн бир эсгертме тaшдaн келеди. Ол тaмгъa, Къaрaчaй-Мaлкъaрлылaны aтa-бaбaлaры Aлaнлaдaн къaлгaнды. Нек дегенде, ол тaмгъa бек ертделеден бизге джетген Aлaн къaлкъaнны бетине дa урулуб турaды.
Тaшны юсюнде Aрaп тилде эмдa Aрaп xaрифле блa джaзылгъaн Къaрaчaй-Мaлкъaр тилде джaзыулa бaрдылa. Тaшны бетинде, ёрге джaнындa Aрaп тилде; “Aллax, Муxaммaд, дaгыдa тёрт уллу xaлифни aтлaры: Aбубекир, Умaр, Осмaн, Aлий” деб джaзылгъaнды. Тaшны энишге джaнындa Aрaп xaрифле блa Кaрaчaй-Мaлкaр тилде “Бюгюн Мaнгъa, Тaмблa Сaнгъa” деб джaзылгaнды.
Бу эки джaзыуну ортaсындa вa бир тaмгъa бaрды. Бу тaмгъa, бaйрaкъдaгъы тaмгъaны тaмырыды. Къaрaчaй-Мaлкъaрлы илму aдaмлaны aйтxaнлaрынa кёре; тaмгъaны эм тышындaгы тёгерек недa къуршоу aлaмны, козмосну кёргюзеди. Тёгерек белгини ичинде xaр бир къыйыры къынгъыр сызылгaн тёртгюл; суу, от, топурaкъ эмдa xaуaны, aлaй демеклик дунияны кёргюзеди; тёртгюлню xaр бир мюйюшю дa дунияны тёрт джaнын белгилейди. Тaмгъaны ортaсындaгы къуршоу блa aны ичиндеги Минги Тaу белги уa aтa джуртубуз Кaфкaз блa Къaрaчaй-Мaлкъaр xaлкъыбызны кёргюзеди. Эм axыры, бaйрaкны бетиндеги джaшил бояу; тaбигъaтны, джaшaуну, тынчлыкъны, мaмырлыкъны, берекетни, aшxы иннетни, aдеб-нaмысны; дaгыдa сыйлы Ислaм динибизни белгилейди.




выложено из http://www.kamatur.org
 
Загрузка плеера
Изменено: Barsil - 11.04.2013 21:57:15
 
Barsil, первое фото, видимо, надгробный камень - сын таш?
А есть информация о том, кому установлен?

Или это уже другая история? ;)
WE WERE BORN TO SHINE
*Чистые помыслы - добрые дела*

 
Цитата
КёлКёз пишет:
надгробный камень - сын таш?
Еще один немаловажный момент, угол повотора текмета на надгробном камне, у кого есть инфа по этому?
Второй рисунок это со скифского или киммерийского кургана в Краснодарском крае с колесницы кажется, если не ошибаюсь.
Символизирует солнце, аналогичный похожий символ есть у сванов (в теме по встрече с М. Д. Каракетовым, я привел герб большого княжеского сванского рода, где нарисован символ похожий на текмет) тоже символ солнце и при этом угол его поворота может символизировать, как смерть (закат), так и восход - возрождение, если информация достоверна! В этой связи, кстати, на Сын Таше он и символизирует закат, то есть смерть, как мне объяснили.
Подобная информация могла сохраниться у стариков в народе или в собирателей фольклера, так как есть разные древние символы и рисунки на киизах, вышивках, старинных надгробных камнях, фундамента старинных жилищ, руин крепостей, башен, руин древних троп и т. д. - о них или частих их могла иншаАллах или должна, наверное, была сохраниться память у аксакъалов...
Я могу ошибаться, поэтому если у кого-нибудь есть доп. информация делитесь.
Изменено: Turk - 11.04.2013 23:11:00
 
Цитата
КёлКёз пишет:
Barsil, первое фото, видимо, надгробный камень - сын таш?
А есть информация о том, кому установлен?

Или это уже другая история? ;)
Разве я думал это приветственный камень, если был сын таш то думаю уже знали чей
 
Цитата
Turk пишет:
Цитата
КёлКёз пишет:
надгробный камень - сын таш?
Еще один немаловажный момент, угол повотора текмета на надгробном камне, у кого есть инфа по этому?
Второй рисунок это со скифского или киммерийского кургана в Краснодарском крае с колесницы кажется, если не ошибаюсь.
Символизирует солнце, аналогичный похожий символ есть у сванов (в теме по встрече с М. Д. Каракетовым, я привел герб большого княжеского сванского рода, где нарисован символ похожий на текмет) тоже символ солнце и при этом угол его поворота может символизировать, как смерть (закат), так и восход - возрождение, если информация достоверна ! В этой связи, кстати, на Сын Таше он и символизирует закат, то есть смерть, как мне объяснили.
Подобная информация могла сохраниться у стариков в народе или в собирателей фольклера, так как есть разные древние символы и рисунки на киизах, вышивках, старинных надгробных камнях, фундамента старинных жилищ, руин крепостей, башен, руин древних троп и т. д. - о них или частих их могла иншаАллах или должна, наверное, была сохраниться память у аксакъалов...
Я могу ошибаться, поэтому если у кого-нибудь есть доп. информация делитесь.
Символ встречается много еще где, так что не удивлюсь если найдем его у наших бртьев сванов, например на ручках ложках царского престола был этот символ, вот набор ложек вилок который в прошлом году нашли
 
Цитата
Barsil пишет:
Разве я думал это приветственный камень, если был сын таш то думаю уже знали чей
Действительно кому он был установлен, всмысле какой тукъум (там только личные имена, а про тукъум ничего, как я понял), если не секрет канечно?
Цитата
Barsil пишет:
Символ встречается много еще где, так что не удивлюсь если найдем его у наших бртьев сванов, например на ручках ложках царского престола был этот символ, вот набор ложек вилок который в прошлом году нашли
Ну и пазырыкском ковре и не только его расспространение огромно. Но ни где не написанно о его смысле, конкретно и практическое применение.
В то время, как у сванов, через знакомого узнал, этот символ имеет прозрачный смысл и применение, аналогично как и ряд других символов, например, лабиринт, которые, как оказалось встречались и на надгробных камнях, например, в Холаме.
Не хочу сказать, что сваны изобрели, так как где пазырык, а где сваны, могло быть и влияние просто скифов и других соседей с севера :), но факт есть факт, что высокогорный народ бережно сохранил смысл древних символов, правда держат их в секрете. Но не исключаю возможность, что схожие символы могли возникнуть у многих народов, в том числе и сванов, под влиянием или без него, правда смысл их мог отличаться. Вот в этой связи и интересно, какой смысл несет текмет в карачаево-балкарском народе, почему его устанавливали на сын-таше и не только, какие были его вариации изображения, какие рода его носили, были ли в тамгах и что обозначал, что есть в архивах и в литературе по КБ у археологов и фольклеристов - именно касательно КБ народа? (об его расспространении можно будет уже говорить потом)
Если вы открыли тему, полагаю у вас есть много интересного по этому символу.
Изменено: Turk - 11.04.2013 23:47:08
 
Цитата
Turk пишет:
Цитата
Barsil пишет:
Разве я думал это приветственный камень, если был сын таш то думаю уже знали чей
Действительно кому он был установлен, всмысле какой тукъум (там только личные имена, а про тукъум ничего, как я понял), если не секрет канечно?
Цитата
Barsil пишет:
Символ встречается много еще где, так что не удивлюсь если найдем его у наших бртьев сванов, например на ручках ложках царского престола был этот символ, вот набор ложек вилок который в прошлом году нашли
Ну и пазырыкском ковре и не только его расспространение огромно. Но ни где не написанно о его смысле, конкретно и практическое применение.
В то время, как у сванов, через знакомого узнал, этот символ имеет прозрачный смысл и применение, аналогично как и ряд других символов, например, лабиринт, которые, как оказалось встречались и на надгробных камнях, например, в Холаме.
Не хочу сказать, что сваны изобрели, так как где пазырык, а где сваны, могло быть и влияние просто скифов и других соседей с севера :), но факт есть факт, что высокогорный народ бережно сохранил смысл древних символов, правда держат их в секрете. Но не исключаю возможность, что схожие символы могли возникнуть у многих народов, в том числе и сванов, под влиянием или без него, правда смысл их мог отличаться. Вот в этой связи и интересно, какой смысл несет текмет в карачаево-балкарском народе, почему его устанавливали на сын-таше и не только, какие были его вариации изображения, какие рода его носили, были ли в тамгах и что обозначал, что есть в архивах и в литературе по КБ у археологов и фольклеристов - именно касательно КБ народа? (об его расспространении можно будет уже говорить потом)
Если вы открыли тему, полагаю у вас есть много интересного по этому символу.
да никакого секрета, нету там фамилии ни имени, или я не знаю, хоть кто то должен был знать
 
Цитата
Barsil пишет:
Цитата
Turk пишет:
Цитата
Barsil пишет:
Разве я думал это приветственный камень, если был сын таш то думаю уже знали чей
Действительно кому он был установлен, всмысле какой тукъум (там только личные имена, а про тукъум ничего, как я понял), если не секрет канечно?
Цитата
Barsil пишет:
Символ встречается много еще где, так что не удивлюсь если найдем его у наших бртьев сванов, например на ручках ложках царского престола был этот символ, вот набор ложек вилок который в прошлом году нашли
Ну и пазырыкском ковре и не только его расспространение огромно. Но ни где не написанно о его смысле, конкретно и практическое применение.
В то время, как у сванов, через знакомого узнал, этот символ имеет прозрачный смысл и применение, аналогично как и ряд других символов, например, лабиринт, которые, как оказалось встречались и на надгробных камнях, например, в Холаме.
Не хочу сказать, что сваны изобрели, так как где пазырык, а где сваны, могло быть и влияние просто скифов и других соседей с севера , но факт есть факт, что высокогорный народ бережно сохранил смысл древних символов, правда держат их в секрете. Но не исключаю возможность, что схожие символы могли возникнуть у многих народов, в том числе и сванов, под влиянием или без него, правда смысл их мог отличаться. Вот в этой связи и интересно, какой смысл несет текмет в карачаево-балкарском народе, почему его устанавливали на сын-таше и не только, какие были его вариации изображения, какие рода его носили, были ли в тамгах и что обозначал, что есть в архивах и в литературе по КБ у археологов и фольклеристов - именно касательно КБ народа? (об его расспространении можно будет уже говорить потом)
Если вы открыли тему, полагаю у вас есть много интересного по этому символу.
да никакого секрета, нету там фамилии ни имени, или я не знаю, хоть кто то должен был знать
скажи пожалуйста где храниться этот камень , кем от найден, кем изучен, и где храниться этот камень ?
 
аланла, у меня не большая прозьба , дело в том что не имею возможности в данное время поехать в КБР , если кто либо знает тел. номер Джуртубаева не могли бы вы мне его прислать ibrash0777@mail.ru, или 8963-285-51-11, спасибо
 
 
Цитата
ibrash099 пишет:
скажи пожалуйста где храниться этот камень , кем от найден,кем изучен, и где храниться этот камень
Камень хранится, в доме Узденова Аубекира (аул Къарт джурт, там где он был найден) читали арабский текст многие, Карачаевцы, и сделали перевод. Дальнейшего изучения этого камня помоему не было.
 
 
Цитата
Barsil пишет:
единый бог творец вообще или имелось ввиду языческий тейри?
 
Цитата
Barsil пишет:

18.02.2014 20:58:56
А зачем Эльбрус в центр "впихнули"?.. Не было его там
 
Цитата
Beleza пишет:
А зачем Эльбрус в центр "впихнули"?.. Не было его там
Минги тау ол Минги тауду, без него никак, какой бы флаг не был бы, или символ, герб или еще что то без эльбруса никуда, он в точности показывает наше географическое положение, а то шохларыбыз аны да къолгъа алдыргъа хазырдыла


Цитата
под тенью сабель пишет:
единый бог творец вообще или имелось ввиду языческий тейри?
Думаю в данном случае, теперь будем понимать это как Единого Бога, без лишнего, без каких либо тейри.
 
Цитата
Barsil пишет:
Минги тау ол Минги тауду, без него никак, какой бы флаг не был бы, или символ, герб или еще что то без эльбруса никуда, он в точности показывает наше географическое положение, а то шохларыбыз аны да къолгъа алдыргъа хазырдыла
Дело в том, что символ этот довольно древний... И уже на протяжении нескольких веков его ставили "здесь был Вася Алан" деб..
Если мы сейчас приучим всех, что наш - с Эльбрусом, потом, лет через 50, тяжело будет доказать "никогда-не-ворующим-у-нас-историю" соседям, что наш символ на "их" артефактах/объектах- действительно наш.. Ведь они могут сказать - "Нее, друзья, ваш - с Эльбрусом, а этот - наш! " :)
 
Тем более что Аланы в свое время до Европы дошли (а судя по американскому племени мелунгов - и того дальше)...
Мало ли где еще в будущем настоящий, поставленный нашими предками, Текмет обнаружится..
 
Может, лучше наоборот - не Эльбрус внутри Текмета, а Текмет "на" Эльбрусе?.. "Это наша гора!" мол..
Вот, нацарапала кое-что: (Текмет должен был получиться в "центре" Эльбруса, но я промахнулась)
Шедевр.JPG (12.38 КБ)
 
Beleza, Может текмет поместить между двух вершин и снабдить его лучами Солнца?
 
Цитата
Казбек26 пишет:
Beleza, Может текмет поместить между двух вершин и снабдить его лучами Солнца?
лучи - лишнее (если это не ирония), а вариант с текметом между вершинами есть на аве у Карачай Карачай
 
Я думаю вариант у меня на аватарке вполне устраивает многих. Если что можно будет сделать всенародные выборы флага заново.
 
На флаге непременно должен присутствовать черный цвет.
 
Цитата
кеме2 пишет:
На флаге непременно должен присутствовать черный цвет.
Нек сора ?
 
Къара кюч.
Къара таныу.
къара халкъ.
Къарачай.
Къара халек.
Кара атыу.
И так далее....

Къара - черный цвет олицетворение мощи, тайных знаний, цвет аристократии, праздника . Къара на некоторых тюркских языках означает "настоящий". В черное одевается вся элита планеты , президенты. В черном костюме женятся. Черный цвет на флаге Германии - прецендент есть. Къара - для нашего народа положительное имеет положительное значение.
 
всенародные выборы надо бы сделать))) и выбрать текмет красивый а не просто на зеленом флаге, так по красивее бы сделать. ведь можно же.
 
 
я вспоминаю себя в молодости)) каким ярым сторонником волка был я)
 
кеме2,
Цитата
кеме2 пишет:
къара халкъ.

Цитата
кеме2 пишет:
Къара - черный цвет цвет аристократии
Энди къара халк. къачан аристократия болгъанды? :гыы:
 
под тенью сабель, помнишь как мы с тобой спорили на счет этого ? а ты все волк да волк, видишь со временем все приходит :)
 
Цитата
Казбек26 пишет:
Энди къара халк. къачан аристократия болгъанды?

Къара халкъ- весь народ, великий народ.
Къара хан- великий хан, настоящий хан
Къарамырза-----____
Къара кюч- мошь, чистая сила.
Къара киши - независимый. http://www.elbrusoid.org/dictionary/
Къара къама.
Къара суу- родник.
Къарачакъ, къарачбей - наблюдатель.
Къара таныу- письменность, знания.

Черная волга - в недавнем элитная машина. И сейчас тоже , но уже не волга. Вся мировая элита в черном ходит. Достаточно взглянуть в словарь и убедиться, множеству значений этого слова. Нет другого слова , который имел бы столько значений чем "къара". Это не простое слово для нас.
Я думаю не стоит идти на поводу общепринятых принципов. "Телиге ала ариу" как говорится.
Наряду с другими цветами на флаге должен присутствовать и черный, как символ действительности, реальности, истинности, радикальности, чистоты. Цвет веры у нас - синий. Синий , а не зеленый. И в принципе большинство мечетей имеют именно такого цвета купол. Зеленый - это цвет (символ) рая,
«В любом месте, куда ни посмотришь, в раю великое блаженство и великая власть Аллаха. Они одеты в одежду из зелёного тонкого шёлка и плотного атласа» (Коран, 76:20-21). «Они будут возлежать на ложах с зелёными покрывалами и на коврах удивительной красоты» (Коран, 55:76).
Но не символ веры зеленый цвет, хотя найдется множество возражений на этот счет. Но стоит ли идти на пути общепринятых стереотипов, когда есть и свое что показать и рассказать. Да и при серьезнем подходе к проблеме цвет веры именно синий. Цвет неба.
Белый цвет - у нас цвет нежности, цвет никчемности.


 





Клад Нарышкиных найденный пару лет назад. На ручках столовых приборов изображено что то похожее на текмет.
Страницы: 1 2 След.
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный