В штрафных подразделениях не принято было награждать,но изредка ,в исключительных случаях, приходилось представлять и ,пожалуй,самой распространенной наградой была медаль " За отвагу".
Штрафные воинские подразделения
######Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 28 мая 2013; проверки требуют .
Перейти к: ,
Запрос «Штрафбат» перенаправляется сюда; см. также .
Штрафные части — (специальные ) , в которые в в качестве наказания направлялись , совершившие преступления (кроме тяжких преступлений, за которые полагалась ) по (осуждённые) с применением отсрочки исполнения приговора до окончания войны (только в , в осужденный не мог рассчитывать на перевод из штрафной части в обычную).
Во время в штрафные части существовали в виде отдельных штрафных и отдельных штрафных . В авиационных соединениях предполагалось создавать отдельные штрафные .
Помимо , штрафные части и подразделения имелись в других государств.
Штрафник — наименование штрафной части.
Штрафные части в СССР
Во время штрафные части в существовали с по .
Они направлялись на самые опасные участки , при этом были неизбежны большие потери в личном составе.
Самой первой штрафной ротой во время была Отдельная штрафная — 25 июля , за 3 дня до знаменитого , официально вводившего штрафные батальоны. В составе 42-й армии она воевала до 10 октября и была расформирована. Самой последней отдельной штрафной ротой была 32-я армейская отдельная штрафная рота , расформированная 6 июня .
За всю войну (то есть не одновременно) на всех фронтах всего было 65 отдельных штрафных батальонов и 1037 отдельных штрафных рот. Обычно эти части расформировывались через несколько месяцев. С 1942 по 1945 просуществовал только один отдельный штрафной батальон — 9-й отдельный штрафной.
За все годы Великой Отечественной войны через штрафные части прошло, по некоторым данным, 427 910 человек. Если учесть, что за всю войну через вооружённые силы СССР прошло 34 476 700 человек, то доля бойцов и командиров () , прошедших через штрафные части за весь период , составляет примерно 1,24 %.
Например, в общие потери Красной Армии (убитые, раненые, пленные, заболевшие) — 6 503 204 человек; из них штрафников — 170 298. Всего в 1944 году в Красной Армии имелось 11 отдельных штрафных батальонов по 226 человек в каждом и 243 отдельные штрафные роты по 102 человека в каждой. Среднемесячная численность армейских отдельных штрафных рот в 1944 году на всех фронтах колебалась от 204 до 295. Наивысшая точка ежедневной численности армейских отдельных штрафных рот (335 рот) была достигнута 20 июля 1943 года.
Среднемесячные постоянного и переменного личного состава всех штрафных частей за год составили 14 191 чел., или 52 % от среднемесячной их численности (27 326 чел.). Это в 3-6 раз больше, чем общие среднемесячные потери личного состава в обычных войсках в тех же наступательных операциях 1944 г.
в штрафные части за совершённые ими преступления не направляли.
Отдельный штрафной батальон
Отдельный штрафной батальон (штрафбат) — штрафная часть в ранге отдельного .
В Красной Армии туда направлялись военнослужащие среднего командного () состава всех , осуждённые за воинские или общеуголовные преступления. Данные части формировались по . Положение о штрафных батальонах Действующей армии утверждено Приказом наркома обороны СССР № 298 28 сентября 1942 года. В пределах фронтов штрафбаты формировались в количестве от 1 до 3 (смотря по обстановке). В них насчитывалось по 800 человек. Командовали штрафбатами кадровые командиры (офицеры).
Все освобождённые из отдельного штрафного батальона восстанавливались в звании и во всех правах. В случае гибели, семье полагалась пенсия на общих основаниях из оклада по последней до направления в отдельный штрафной батальон.
Отдельная штрафная рота
Отдельная штрафная рота (штрафрота) — штрафная часть в ранге отдельной .
В Красной Армии туда направлялись военнослужащие рядового и младшего командного () состава всех родов войск, осуждённые за воинские или общеуголовные преступления. Данные подразделения формировались по приказу народного комиссара обороны СССР в пределах армий в количестве от 5 до 10 (смотря по обстановке). В них насчитывалось по 150—200 человек. Командовали штрафными ротами кадровые офицеры.
Штрафная авиаэскадрилья
Штрафные предполагалось создавать согласно ДИРЕКТИВЕ СТАВКИ ВГК № 170549, для лётчиков, которые проявили саботаж, трусость и шкурничество.
Основания, чтобы попасть в штрафную эскадрилью — те же, а вернуться в часть позволяло только число и итоги боевых вылетов.
Однако распространения они не получили. Директивой НКО № 0685 предписывалось отправлять провинившихся лётчиков в пехоту.
Гриф «Секретно» с документов по штрафным эскадрильям и делам штрафников был снят только в .
Отдельные штурмовые стрелковые батальоны
Появились в 1943 году. Формировались из советских командиров побывавших в плену и находящихся под подозрением в сотрудничестве с врагом. Срок пребывания-2 месяца, либо до первого ордена или ранения. В отличие от штрафбатов, офицерских званий здесь не лишали.
Штат штрафных частей
Личный состав штрафбатов и штрафрот делился на переменный и постоянный состав. Переменный состав представлял собою непосредственно штрафников, находившихся в подразделении временно до отбытия срока наказания (до 3-х месяцев), перевода в обычную часть за проявленное личное мужество, либо по ранению. Постоянным составом являлись командиры подразделений от взвода и выше, назначавшимися из числа кадровых офицеров, политработники, штабные работники (связисты, писари и др.) и медицинский персонал.
Лицам из числа постоянного состава служба в штрафном подразделении компенсировалась рядом льгот — при начислении пенсии один месяц службы засчитывался за шесть месяцев стажа, офицеры получали повышенное (командир взвода получал на 100 рублей больше, чем его коллега в обычной части) и усиленное снабжение по продовольственному аттестату, рядовой и младший начальствующий состав получал повышенное продовольственное обеспечение.
Штат штрафного батальона насчитывал 800 человек, штрафной роты — 200.
Основания направления в штрафные части
Основанием для направления военнослужащего в штрафное воинское подразделение служил приказ командования в связи с нарушением воинской дисциплины или приговор суда за совершение воинского или общеуголовного преступления (за исключением преступления, по которому как мера наказания была предусмотрена смертная казнь).
В качестве альтернативной меры наказания допускалось направление в штрафные роты гражданских лиц, осужденных судом и по приговору суда за совершение нетяжких и средней тяжести общеуголовных преступлений. Лица, осужденные за тяжкие и государственные преступления, отбывали наказания в местах лишения свободы.
В соответствии с действующими на тот момент нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок направления в штрафные части, комплектование указанных частей лицами отбывающими наказание за тяжкие уголовные преступления, а также за государственные преступления (т. н. «политические») не разрешалось. Лица, уже отбывающие наказание в местах лишения свободы, согласно действовавшим на тот момент и , обязаны были отбыть весь положенный срок только в учреждениях исполнения наказания. По этой же причине не могли быть направлены в штрафные батальоны отбывающие наказание «».
В виде исключения, по личному ходатайству Наркома внутренних дел , лица из числа осужденных, отбывающих наказание в исправительно-трудовых лагерях, колониях-поселениях, независимо от состава совершенного преступления (за исключением лиц, осужденных за тяжкие общеуголовные преступления и особо тяжкие государственные), могли быть амнистированы или условно-досрочно освобождены за примерное поведение и перевыполнение плана, и только после этого призывались в действующую армию в регулярные части на общих основаниях.
В то же время имелись отдельные случаи направления в штрафные подразделения «политических» заключенных (в частности, в 1942 году в 45-ю штрафную роту был направлен осужденный в 1941 году на 5 лет лагерей по статье , ставший впоследствии и известным писателем),.
Основания освобождения из штрафных частей
Основаниями для освобождения лиц, отбывающих наказание в штрафных войсковых подразделениях, являлись:
Награждение в штрафных частях
За проявленные отвагу, мужество и героизм в боях, военнослужащие, отбывающие наказание, могли быть награждены. Почти все награды, полученные в штрафных частях, были .
В песне «Штрафные батальоны» есть строки:
В отдельных случаях в 1944-45 гг. военнослужащие переменного состава штрафных батальонов награждались .
Штрафные формирования в Вермахте
После начала , в , были созданы «Полевые особые подразделения», которые должны были размещаться в «зонах непосредственной опасности». Помимо сухопутных войск, аналогичные структуры были сформированы в авиации и на флоте. В штрафные подразделения переводили на срок от трех до пяти лет. То есть, в отличие от , в вермахте осужденный не мог рассчитывать на перевод из штрафного подразделения в обычное — ни на основании ранения, ни за совершение героического поступка. В штрафных подразделениях вермахта в отличие от РККА военнослужащих не лишали званий и наград, но на этот период повышение в звании и награждения не полагались. Существовали солдатские, унтер-офицерские и офицерские подразделения вермахта.
В декабре 1940 года были образованы «исправительные части 500» (Bewaerungstruppe 500) — так называемые «пятисотые батальоны» (500-й, 540-й, 550-й, 560-й, 561-й). После нападения Германии на СССР эти части активно применялись на Восточном фронте. Всего за время войны через них прошло около 30 тысяч человек.
Ещё одной разновидностью немецких штрафных частей стали созданные так называемые «формации солдат второго класса» — 999-е батальоны, предназначенные для «».
Наконец, существовали полевые штрафные подразделения (Feldstrafgefangenabteilungen), которые комплектовались непосредственно в зоне боевых действий из числа военнослужащих, совершивших преступления и проступки.
Штрафные войсковые формирования Великобритании
В произведениях искусства
См. также
Штрафные воинские подразделения
######Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 28 мая 2013; проверки требуют .
Перейти к: ,
Запрос «Штрафбат» перенаправляется сюда; см. также .
Штрафные части — (специальные ) , в которые в в качестве наказания направлялись , совершившие преступления (кроме тяжких преступлений, за которые полагалась ) по (осуждённые) с применением отсрочки исполнения приговора до окончания войны (только в , в осужденный не мог рассчитывать на перевод из штрафной части в обычную).
Во время в штрафные части существовали в виде отдельных штрафных и отдельных штрафных . В авиационных соединениях предполагалось создавать отдельные штрафные .
Помимо , штрафные части и подразделения имелись в других государств.
Штрафник — наименование штрафной части.
|
Содержание |
Штрафные части в СССР
Во время штрафные части в существовали с по .
Они направлялись на самые опасные участки , при этом были неизбежны большие потери в личном составе.
Самой первой штрафной ротой во время была Отдельная штрафная — 25 июля , за 3 дня до знаменитого , официально вводившего штрафные батальоны. В составе 42-й армии она воевала до 10 октября и была расформирована. Самой последней отдельной штрафной ротой была 32-я армейская отдельная штрафная рота , расформированная 6 июня .
| Цитата |
|---|
|
о направлении в штрафные части , осуждённых военными трибуналами с применением отсрочки исполнения приговора до окончания войны № 323, г.. тов. в приказе № 227 указал, что главной причиной наших временных неудач на является слабая дисциплина в :
Срок пребывания в штрафных частях исчисляется с момента фактического прибытия осужденного в штрафную часть.
[RIGHT]— , ф. 4, оп. 12, д. 106, л. 106—108. Подлинник.[/RIGHT] |
За все годы Великой Отечественной войны через штрафные части прошло, по некоторым данным, 427 910 человек. Если учесть, что за всю войну через вооружённые силы СССР прошло 34 476 700 человек, то доля бойцов и командиров () , прошедших через штрафные части за весь период , составляет примерно 1,24 %.
Например, в общие потери Красной Армии (убитые, раненые, пленные, заболевшие) — 6 503 204 человек; из них штрафников — 170 298. Всего в 1944 году в Красной Армии имелось 11 отдельных штрафных батальонов по 226 человек в каждом и 243 отдельные штрафные роты по 102 человека в каждой. Среднемесячная численность армейских отдельных штрафных рот в 1944 году на всех фронтах колебалась от 204 до 295. Наивысшая точка ежедневной численности армейских отдельных штрафных рот (335 рот) была достигнута 20 июля 1943 года.
Среднемесячные постоянного и переменного личного состава всех штрафных частей за год составили 14 191 чел., или 52 % от среднемесячной их численности (27 326 чел.). Это в 3-6 раз больше, чем общие среднемесячные потери личного состава в обычных войсках в тех же наступательных операциях 1944 г.
в штрафные части за совершённые ими преступления не направляли.
Отдельный штрафной батальон
Отдельный штрафной батальон (штрафбат) — штрафная часть в ранге отдельного .
В Красной Армии туда направлялись военнослужащие среднего командного () состава всех , осуждённые за воинские или общеуголовные преступления. Данные части формировались по . Положение о штрафных батальонах Действующей армии утверждено Приказом наркома обороны СССР № 298 28 сентября 1942 года. В пределах фронтов штрафбаты формировались в количестве от 1 до 3 (смотря по обстановке). В них насчитывалось по 800 человек. Командовали штрафбатами кадровые командиры (офицеры).
Все освобождённые из отдельного штрафного батальона восстанавливались в звании и во всех правах. В случае гибели, семье полагалась пенсия на общих основаниях из оклада по последней до направления в отдельный штрафной батальон.
Отдельная штрафная рота
Отдельная штрафная рота (штрафрота) — штрафная часть в ранге отдельной .
В Красной Армии туда направлялись военнослужащие рядового и младшего командного () состава всех родов войск, осуждённые за воинские или общеуголовные преступления. Данные подразделения формировались по приказу народного комиссара обороны СССР в пределах армий в количестве от 5 до 10 (смотря по обстановке). В них насчитывалось по 150—200 человек. Командовали штрафными ротами кадровые офицеры.
Штрафная авиаэскадрилья
Штрафные предполагалось создавать согласно ДИРЕКТИВЕ СТАВКИ ВГК № 170549, для лётчиков, которые проявили саботаж, трусость и шкурничество.
Основания, чтобы попасть в штрафную эскадрилью — те же, а вернуться в часть позволяло только число и итоги боевых вылетов.
Однако распространения они не получили. Директивой НКО № 0685 предписывалось отправлять провинившихся лётчиков в пехоту.
Гриф «Секретно» с документов по штрафным эскадрильям и делам штрафников был снят только в .
Отдельные штурмовые стрелковые батальоны
Появились в 1943 году. Формировались из советских командиров побывавших в плену и находящихся под подозрением в сотрудничестве с врагом. Срок пребывания-2 месяца, либо до первого ордена или ранения. В отличие от штрафбатов, офицерских званий здесь не лишали.
Штат штрафных частей
Личный состав штрафбатов и штрафрот делился на переменный и постоянный состав. Переменный состав представлял собою непосредственно штрафников, находившихся в подразделении временно до отбытия срока наказания (до 3-х месяцев), перевода в обычную часть за проявленное личное мужество, либо по ранению. Постоянным составом являлись командиры подразделений от взвода и выше, назначавшимися из числа кадровых офицеров, политработники, штабные работники (связисты, писари и др.) и медицинский персонал.
Лицам из числа постоянного состава служба в штрафном подразделении компенсировалась рядом льгот — при начислении пенсии один месяц службы засчитывался за шесть месяцев стажа, офицеры получали повышенное (командир взвода получал на 100 рублей больше, чем его коллега в обычной части) и усиленное снабжение по продовольственному аттестату, рядовой и младший начальствующий состав получал повышенное продовольственное обеспечение.
Штат штрафного батальона насчитывал 800 человек, штрафной роты — 200.
Основания направления в штрафные части
Основанием для направления военнослужащего в штрафное воинское подразделение служил приказ командования в связи с нарушением воинской дисциплины или приговор суда за совершение воинского или общеуголовного преступления (за исключением преступления, по которому как мера наказания была предусмотрена смертная казнь).
В качестве альтернативной меры наказания допускалось направление в штрафные роты гражданских лиц, осужденных судом и по приговору суда за совершение нетяжких и средней тяжести общеуголовных преступлений. Лица, осужденные за тяжкие и государственные преступления, отбывали наказания в местах лишения свободы.
В соответствии с действующими на тот момент нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок направления в штрафные части, комплектование указанных частей лицами отбывающими наказание за тяжкие уголовные преступления, а также за государственные преступления (т. н. «политические») не разрешалось. Лица, уже отбывающие наказание в местах лишения свободы, согласно действовавшим на тот момент и , обязаны были отбыть весь положенный срок только в учреждениях исполнения наказания. По этой же причине не могли быть направлены в штрафные батальоны отбывающие наказание «».
В виде исключения, по личному ходатайству Наркома внутренних дел , лица из числа осужденных, отбывающих наказание в исправительно-трудовых лагерях, колониях-поселениях, независимо от состава совершенного преступления (за исключением лиц, осужденных за тяжкие общеуголовные преступления и особо тяжкие государственные), могли быть амнистированы или условно-досрочно освобождены за примерное поведение и перевыполнение плана, и только после этого призывались в действующую армию в регулярные части на общих основаниях.
В то же время имелись отдельные случаи направления в штрафные подразделения «политических» заключенных (в частности, в 1942 году в 45-ю штрафную роту был направлен осужденный в 1941 году на 5 лет лагерей по статье , ставший впоследствии и известным писателем),.
Основания освобождения из штрафных частей
Основаниями для освобождения лиц, отбывающих наказание в штрафных войсковых подразделениях, являлись:
- Отбытие срока наказания (не более 3-х месяцев). Осуждённые на 10 лет — 3 месяца, от 5 до 8 лет — 2 месяца, до 5 лет — 1 месяц.
- Для штрафных эскадрилий — число и итоги боевых вылетов.
- Получение военнослужащим, отбывающим наказание, средней тяжести или тяжелого ранения, требовавшего госпитализации.
- Досрочно решением военного совета армии по ходатайству командира штрафного войскового подразделения в виде поощрения в отношении военнослужащих, проявивших исключительное мужество и храбрость.
Награждение в штрафных частях
За проявленные отвагу, мужество и героизм в боях, военнослужащие, отбывающие наказание, могли быть награждены. Почти все награды, полученные в штрафных частях, были .
В песне «Штрафные батальоны» есть строки:
| Цитата |
|---|
| И если не поймаешь в грудь свинец,
Медаль на грудь поймаешь «За отвагу». |
Штрафные формирования в Вермахте
- ()
После начала , в , были созданы «Полевые особые подразделения», которые должны были размещаться в «зонах непосредственной опасности». Помимо сухопутных войск, аналогичные структуры были сформированы в авиации и на флоте. В штрафные подразделения переводили на срок от трех до пяти лет. То есть, в отличие от , в вермахте осужденный не мог рассчитывать на перевод из штрафного подразделения в обычное — ни на основании ранения, ни за совершение героического поступка. В штрафных подразделениях вермахта в отличие от РККА военнослужащих не лишали званий и наград, но на этот период повышение в звании и награждения не полагались. Существовали солдатские, унтер-офицерские и офицерские подразделения вермахта.
В декабре 1940 года были образованы «исправительные части 500» (Bewaerungstruppe 500) — так называемые «пятисотые батальоны» (500-й, 540-й, 550-й, 560-й, 561-й). После нападения Германии на СССР эти части активно применялись на Восточном фронте. Всего за время войны через них прошло около 30 тысяч человек.
Ещё одной разновидностью немецких штрафных частей стали созданные так называемые «формации солдат второго класса» — 999-е батальоны, предназначенные для «».
Наконец, существовали полевые штрафные подразделения (Feldstrafgefangenabteilungen), которые комплектовались непосредственно в зоне боевых действий из числа военнослужащих, совершивших преступления и проступки.
Штрафные войсковые формирования Великобритании
- (Royal African Corps) (—).
В произведениях искусства
- песня «Штрафные батальоны»
- х/ф (The Dirty Dozen) (США, 1967)
- х/ф (, 1989)
- телесериал (Россия, 2004)
- х/ф (Россия, 2006)
- х/ф
- х/ф «» (1993, Германия)
- фант. фильме «»
- Антон Кротков. «Воздушный штрафбат» — М. Издательство Русь-Олимп. 2009 год — роман о бойцах штрафной истребительной эскадрильи.
См. также
2. В соответствии с этим предложить Верховным Советам союзных республик внести соответствующие изменения в Уголовные кодексы союзных республик.Цитата
а) самовольная отлучка рядового и младшего начальствующего состава продолжительностью до 2-х часов, совершенная впервые, влечет за собой предание товарищескому суду или наказание в дисциплинарном порядке;б) самовольная отлучка, совершенная теми же лицами свыше одного раза до 2-х часов или продолжительностью свыше 2-х часов хотя бы один раз, влечет за собой предание суду Военного трибунала с направлением в дисциплинарный батальон на срок от шести месяцев до двух лет;в) деяния, предусмотренные пунктом «б» настоящей статьи, совершенные в военное время, влекут за собой лишение свободы на срок от 3-х до 7 лет;г) самовольная отлучка свыше суток является дезертирством и влечет за собой лишение свободы на срок от 5 до 10 лет, а в военное время высшую меру наказания — расстрел с конфискацией имущества.
[RIGHT] Председатель Президиума
Верховного Совета СССР
М. КАЛИНИН
Секретарь Президиума
Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН
[/RIGHT] Москва, Кремль.
6 июля 1940 г.
Изменено: - 01.05.2014 12:27:29
