- Ашда – бёрю, ишде – ёлю.
- Аманнга алтын чыдамаз.
- «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
- Кимни – тили, тиши онглу, кимни – къолу, иши онглу.
- Байдан умут эте, джарлыдан ёгюз багъасы къорады.
- Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
- Эринчекни эр алмаз, эр алса да, кёл салмаз, кёл салса да, кёб бармаз!
- Аман къатын алгъан, арыр, иги къатын алгъан джарыр.
- Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
- Кёб ант этген, кёб ётюрюк айтыр.
- Эли джокъну – кёлю джокъ.
- Кёл ашады да, кеси ашады.
- Садакъачыны джаны – къапчыгъында.
- Къарнынг ауруса, ауузунгу тый
- Аджаллыгъа окъсуз шкок атылыр.
- Адамны аманы адамны бети бла ойнар.
- Бети бедерден, намыс сакълама.
- Рысхысына кёре, джаш ёсер, къышлыгъына кёре, мал ёсер.
- Ёнгкюч къууана барыр, джылай келир.
- Башы джабылгъан челекге, кир тюшмез.
- Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
- Адам бла мюлк юлешмеген эсенг, ол адамны билиб бошагъанма, деб кесинги алдама.
- Къолу уллу – асыу, аягъы уллу – джарсыу.
- Джангыз терек къынгыр ёсер.
- Ата Джуртуму башы болмасам да, босагъасында ташы болайым.
- Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
- Гырджын – тепсини тамадасы.
- Келлик заман – къартлыкъ келтирир, кетген заман – джашлыкъ ёлтюрюр.
- Къозулугъунда тоймагъан, къойлугъунда тоймаз.
- Ойнай билмеген, уруб къачар.
- Телини эшигин, махтау джабар.
- Таш бла ургъанны, аш бла ур.
- Ата Джуртун танымагъан, атасын да танымаз.
- Ариу сёз джыланны орнундан чыгъарыр.
- Тура эдим джата, къайдан чыкъды хата?
- Мухардан ач ычхынмаз.
- Эл элде бирер малынг болгъандан эсе, бирер тенгинг болсун.
- Арба аугъандан сора, джол кёргюзтюучю кёб болур.
- Тюзню ётмеги тюзде къалса да, тас болмаз.
- Тилсиз миллет джокъ болур.
- Къобан да къуру да къобханлай турмайды, адам да къуру да патчахлай турмайды.
- Джети тилни билген джети кишиди.
- Тенги кёбню джау алмаз, акъылы кёбню дау алмаз.
- Къонакъ болсанг, ийнакъ бол.
- Джашда акъыл джокъ, къартда къарыу джокъ.
- Къолунгдан къуймакъ ашатсанг да, атаны борчундан къутулмазса.
- Алгъанда – джууукъ, бергенде – джау.
- Ишни ахырын ойламай, аллын башлама.
- Келинин тута билмеген, къул этер, къызын тута билмеген, тул этер.
- Къар – келтирди, суу – элтди.
САГА О ТЕКМЕТЕ (к вопросу об аланском флаге)
25.10.2011 22:30:04
Интерес к т.н. текмету появился у меня совершенно случайно. Оказавшись волею случая на одном из круглых столов, где обсуждался проект национального флага карачаево-балкарцев в присутствии именитых историков я понял, что существующее объяснение происхождения этого знака не основано на каком-либо серьезном подходе. Одна из существующих гипотез ? то, что этот знак олицетворяет собой религиозное мировоззрение тюрков (если быть точнее то прототюрков, так как этот знак существовал задолго до образования тюркютов как нации). Согласно этой версии - точка означает единство бога Тейри, круг ? Вселенная, ромб ?стороны света. Версия, имеющая право на жизнь, но... я все более склонялся к мысли, что истина сокрыта гораздо глубже. Вопросов было больше чем ответов: Во-первых, откуда известно, что точка олицетворяет единство Бога Тейри? Даже ели это так, причем здесь ромбообразная фигура? Объяснений нет. Боле того, все эти три элемента в рамках данной гипотезы слабо связаны между собой с точки зрения логики. Что-то подсказывало мне, что это связано с каким-то конкретным и важным событием, имеющим огромное значение для народа, проходящее через его тысячелетнюю историю, сознание, душу и сердце.
Путь к разгадке.... После пятичасовых и безрезультатных дискуссий я пришел домой и задался вопросом, а что в принципе означает этот текмет, почему мы, не зная его значение, так упорно не хотим с ним расставаться (встретить его можно везде: от мозаики домов, до муниципальной символики). Следующая мысль была подобна электрическому разряду: Это же и есть то историческое и длящееся веками событие ? исторический исход народа, его тысячелетний путь во все концы земного шара. Точка- это колыбель народа, место его зарождения, углы вогнутого вовнутрь ромба означают направление движения, а круг это земной шар. Для начала определимся, что правильное изображение текмета не такое: а такое: потому как на археологических артефактах он расположен именно так. Ушедшие во все стороны света... Официальная историческая наука уже начала процесс пересмотра устоявшихся представлений о том, что тюрки пришли с Востока (почитайте например Кызласова). Теперь ученым мужам все более становится ясным, что на Восток они пришли с Запада (!). Следовательно, великое переселение народов на Запад был путь НАЗАД, ДОМОЙ. В своей книге ?Карча? Н.Хасанов собрал уникальные по своему содержанию легенды, анализируя которые он приходит к выводу, что в древнейшие времена три брата (Сиби, Соми и Сюми) ушли на Восток Юг и Север, а потомки дома Айа-Хаз ушли на Восток и Запад. Земля на Востоке, где обосновался Сиби, стала называться Сиби-Ер (Джер)- Сибирь. Соми остановился на Севере, а Сюми где-то в южных землях, получивших название Сюми-Ер. Отсюда пошли шумеры ( до 20 века в научной литературе использовался термин ?суммеры? (!), а не ?шумеры?. Кстати поиски исследователей топонимов со словом ?шумер? ничего не дали, а вот топоним ?сумер? встречается в Индонезии, Пакистане, Ираке, Индии). Вероятно, что описываемые в легенде события (по подсчетам Хасанова братья жили где-то 8 тыс. лет до н.э.) есть первый исход наших предков. Затем были еще, и еще, и еще.... Вероятно, что именно это отражено в волнообразных линиях текмета... Например в известной ?Саге об Инглингах?, автором которой был Снорри Стурлусон говорится о том, что вождь по имени Один возглавил племя, называемое асами, и повёл его на север, через Саксонию на остров Фюн в Дании, и, наконец, обосновался в Швеции. Там, согласно тексту Снорри Стурлусона, он произвёл такое впечатление на местных жителей своими разнообразными познаниями, что они стали поклоняться ему после его смерти, как богу. Исследуя ?Сагу об Инглингах? Тур Хейерда́л, знаменитый норвежский путешественник и учёный-антрополог в своей книге ?В поисках Одина. По следам нашего прошлого? пришел к выводу скандинавы являются потомками ассов, вышедших с Причерноморья. Наверное, про движение тюрков на Запад знают все. Кто не слышал про завоевания гуннов и алан, про хана Аспаруха и т.д. Но есть и другие свидетельства, просто поражающие своей древностью. Например, в ?истории бриттов? автор пишет: ?Постараюсь, следуя преданию древних, описать остров Британию. Остров Британия назван так по имени Бритта, сына Изиокона, который был сыном Алана (!) из рода Иафетова?. Далее там сказано, что ?три сына Ноя разделили после потопа весь земной круг на три части. Сим свои пределы распространил в Азии, Хам ? в Африке, Иафет ? в Европе. Из рода Иафетова первым прибыл в Европу Алан (!) с тремя сыновьями?. Одним из самых ярких свидетельств огромного значения этого знака для наших предков является вот эта находка в захоронении вождя скифов у станицы Келермесская Краснодарского края: Захоронение датируется VI в. до н. э. В комментарии написано, что это предмет неизвестного назначения (хранится в Эрмитаже). Однако ряд исследователей склоняются к тому, что это некий властный атрибут (царский скипетр, если хотите). Для сравнения гравюры Ивана Грозного Обратите внимание на форму скипетра (кто знает, может версия болгарских ученых о болгарских (гуннских) корнях ?рюриковичей? не лишена смысла даже с учетом их скандинавского происхождения (вспомним, например Тура Хейерда́ла, или наличие карачаевской ветви Святославовичей, официально закрепленной в генеалогическом древе Рюриковичей ( Если задаться целью можно отыскать множество совпадений и совсем не случайных, а обусловленных генетической памятью народа забывшего смысл знака, но не привязанность к нему. Взгляните, например на эту резную плиту из храма 8-10 века недалеко от совхоза ?Южные культуры? (район Сочи): Сравните орнамент из ряда ?аланских знаков? на плите и заборе а. Каменномост в Карачаево-Черкесии. Интересное сравнение, не правда ли? Теперь, что касается флага. Указанные выше дискуссии на тему флага можно было охарактеризовать как борьба двух знаков: ?Эльбруса? и ?Текмета?. Один из присутствующих встал и сказал: ?Мне, как карачаевцу трудно отказаться как от Эльбруса, так и от текмета?. Это высказывание означало, что обсуждение зашло в тупик. Неопределенность сохраняется до сих пор... На рабочем варианте флага остаются эти два знака и никак не хотят мириться между собой |
|
|
|
Ответы
20.11.2011 02:23:02
красный цвет- цвет государственности, развития и демократии..
прежде всего агрессии) |
|
|
|
20.11.2011 02:33:15
а давайте тогда оранжевый
ни государственность, ни развитие, ни тем более демократия, нам еще долго не светят... |
|
|
|
20.11.2011 15:07:24
Во-вторых, следуя твоей "логике", я тоже могу обвинить тебя в синтоизме или еще каком-нибудь камнепоклонничестве.
eto pro Elbrus, chto li?? |
|
|
|
20.11.2011 15:13:21
Интеллектуальный вирус
otdam golos za tvoi T., esli pomenyaesh` svet na Albertovskiy goluboi |
|
|
|
20.11.2011 16:14:32
Ocean
otdam golos za tvoi T., esli pomenyaesh` svet na Albertovskiy goluboi Это балкарский флаг, придуманный, как карачаево-балкарский, только без полос)) Автор Джанкишиев.) |
|
|
|
20.11.2011 21:24:06
Я сдаюсь, ты победил на такие вопросы мне больше нечем ответить
|
|
|
|
20.11.2011 21:57:03
Интеллектуальный вирус
А как тебе предложенный одним форумчанином зеленый флаг с эльбрусоим и текметом)? Кстати, он сейчас набрал в два раза больше голосов... |
|
|
|
22.11.2011 12:18:59
erikgen на зеленом) къайдам жашил да ариуду,ол текметов болмасын анса))))алай кёзге кёк ариу кёрюнеди манга аны ючюн кесими оюмуму айтдым.
|
|
|
|
Читают тему (гостей: 1)