Войти на сайт
9 Мая  2024 года

 

  • Акъыл неден да кючлюдю.
  • Баш – акъыл ючюн, акъылман – халкъ ючюн.
  • Аман къатын алгъан, арыр, иги къатын алгъан джарыр.
  • Къарт айтханны этмеген, къартаймаз.
  • Терслик кетер, тюзлюк джетер.
  • Сёз къанатсыз учар.
  • Мухардан ач ычхынмаз.
  • Аманнга игилик этсенг, юйюнге сау бармазса.
  • Тёрени джагъы джокъ.
  • Къан бла кирген, джан бла чыгъар.
  • Эл ауузу – элек, анга ийнаннган – халек.
  • Къартны бурнун сюрт да, оноугъа тут.
  • Чомарт джарлы болмаз.
  • Тойгъандан сора, ашны сёкме.
  • Ким бла джюрюсенг, аны кёзю бла кёрюнюрсе.
  • Ишлерге уял да, ашаргъа табма.
  • Джырына кёре эжиую.
  • Къарнынг тойгъунчу аша да, белинг талгъынчы ишле.
  • Ашатыргъа иш – ашхы, ишлетирге аш – ашхы.
  • Кёпюр салгъан кеси ётер, уру къазгъан кеси кетер.
  • Джарлы джети элни сёзюн этер.
  • Ана къолу ачытмаз.
  • Кёл – къызбай, къол – батыр.
  • Къумурсхала джыйылсала, пилни да джыгъадыла.
  • Кюн кёрмеген, кюн кёрсе, кюндюз чыракъ джандырыр.
  • Тешик этген тынчды, аны джамагъан къыйынды.
  • Аман адам этегингден тутса, кес да къач.
  • «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
  • Иги адам абынса да, джангылмаз.
  • Босагъа таш юйге кирмей эди, тыбыр таш эшикге чыкъмай эди.
  • Ариу – кёзге, акъыл – джюрекге.
  • Аууз сакълагъан – джан сакълар.
  • Бек ашыкъгъан меннге джетсин, дегенди аракъы.
  • Адамны сыфатына къарама, сёзюне къара.
  • Тамбла алтындан бюгюн багъыр ашхы.
  • Баланы адам этген анады.
  • Ханы къызы буюгъа-буюгъа киштик болду.
  • Тин – байлыгъынг, терен саулугъунг.
  • Ёксюзню тилеги къабыл болур.
  • Уллу айтханны этмеген – уллаймаз.
  • Ёнгкюч къууана барыр, джылай келир.
  • Джахил болса анасы, не билликди баласы?
  • Тюзлюк тас болмайды.
  • Таукел тауну аудурур.
  • Келинни – келгинчи, бёркню кийгинчи кёр.
  • Къаллай салам берсенг, аллай джууаб алырса.
  • Билимли ёлмез, билимсиз кёрмез.
  • Аман киши кеси юйюнде – къонакъ.
  • Элге къуллукъ этмеген, элге ие болмаз.
  • Окъ къызбайны джокълайды.

 

   RSS
САГА О ТЕКМЕТЕ (к вопросу об аланском флаге)
 
Интерес к т.н. текмету появился у меня совершенно случайно. Оказавшись волею случая на одном из круглых столов, где обсуждался проект национального флага карачаево-балкарцев в присутствии именитых историков я понял, что существующее объяснение происхождения этого знака не основано на каком-либо серьезном подходе. Одна из существующих гипотез ? то, что этот знак олицетворяет собой религиозное мировоззрение тюрков (если быть точнее то прототюрков, так как этот знак существовал задолго до образования тюркютов как нации). Согласно этой версии - точка означает единство бога Тейри, круг ? Вселенная, ромб ?стороны света. Версия, имеющая право на жизнь, но... я все более склонялся к мысли, что истина сокрыта гораздо глубже. Вопросов было больше чем ответов: Во-первых, откуда известно, что точка олицетворяет единство Бога Тейри? Даже ели это так, причем здесь ромбообразная фигура? Объяснений нет. Боле того, все эти три элемента в рамках данной гипотезы слабо связаны между собой с точки зрения логики. Что-то подсказывало мне, что это связано с каким-то конкретным и важным событием, имеющим огромное значение для народа, проходящее через его тысячелетнюю историю, сознание, душу и сердце.

Путь к разгадке....

После пятичасовых и безрезультатных дискуссий я пришел домой и задался вопросом, а что в принципе означает этот текмет, почему мы, не зная его значение, так упорно не хотим с ним расставаться (встретить его можно везде: от мозаики домов, до муниципальной символики).
Следующая мысль была подобна электрическому разряду: Это же и есть то историческое и длящееся веками событие ? исторический исход народа, его тысячелетний путь во все концы земного шара. Точка- это колыбель народа, место его зарождения, углы вогнутого вовнутрь ромба означают направление движения, а круг это земной шар.
Для начала определимся, что правильное изображение текмета не такое:


а такое:


потому как на археологических артефактах он расположен именно так.

Ушедшие во все стороны света...
Официальная историческая наука уже начала процесс пересмотра устоявшихся представлений о том, что тюрки пришли с Востока (почитайте например Кызласова). Теперь ученым мужам все более становится ясным, что на Восток они пришли с Запада (!). Следовательно, великое переселение народов на Запад был путь НАЗАД, ДОМОЙ.
В своей книге ?Карча? Н.Хасанов собрал уникальные по своему содержанию легенды, анализируя которые он приходит к выводу, что в древнейшие времена три брата (Сиби, Соми и Сюми) ушли на Восток Юг и Север, а потомки дома Айа-Хаз ушли на Восток и Запад. Земля на Востоке, где обосновался Сиби, стала называться Сиби-Ер (Джер)- Сибирь. Соми остановился на Севере, а Сюми где-то в южных землях, получивших название Сюми-Ер. Отсюда пошли шумеры ( до 20 века в научной литературе использовался термин ?суммеры? (!), а не ?шумеры?. Кстати поиски исследователей топонимов со словом ?шумер? ничего не дали, а вот топоним ?сумер? встречается в Индонезии, Пакистане, Ираке, Индии).
Вероятно, что описываемые в легенде события (по подсчетам Хасанова братья жили где-то 8 тыс. лет до н.э.) есть первый исход наших предков. Затем были еще, и еще, и еще.... Вероятно, что именно это отражено в волнообразных линиях текмета...


Например в известной ?Саге об Инглингах?, автором которой был Снорри Стурлусон говорится о том, что вождь по имени Один возглавил племя, называемое асами, и повёл его на север, через Саксонию на остров Фюн в Дании, и, наконец, обосновался в Швеции. Там, согласно тексту Снорри Стурлусона, он произвёл такое впечатление на местных жителей своими разнообразными познаниями, что они стали поклоняться ему после его смерти, как богу. Исследуя ?Сагу об Инглингах? Тур Хейерда́л, знаменитый норвежский путешественник и учёный-антрополог в своей книге ?В поисках Одина. По следам нашего прошлого? пришел к выводу скандинавы являются потомками ассов, вышедших с Причерноморья.
Наверное, про движение тюрков на Запад знают все. Кто не слышал про завоевания гуннов и алан, про хана Аспаруха и т.д. Но есть и другие свидетельства, просто поражающие своей древностью. Например, в ?истории бриттов? автор пишет: ?Постараюсь, следуя преданию древних, описать остров Британию. Остров Британия назван так по имени Бритта, сына Изиокона, который был сыном Алана (!) из рода Иафетова?. Далее там сказано, что ?три сына Ноя разделили после потопа весь земной круг на три части. Сим свои пределы распространил в Азии, Хам ? в Африке, Иафет ? в Европе. Из рода Иафетова первым прибыл в Европу Алан (!) с тремя сыновьями?.
Одним из самых ярких свидетельств огромного значения этого знака для наших предков является вот эта находка в захоронении вождя скифов у станицы Келермесская Краснодарского края:

Захоронение датируется VI в. до н. э. В комментарии написано, что это предмет неизвестного назначения (хранится в Эрмитаже). Однако ряд исследователей склоняются к тому, что это некий властный атрибут (царский скипетр, если хотите). Для сравнения гравюры Ивана Грозного


Обратите внимание на форму скипетра (кто знает, может версия болгарских ученых о болгарских (гуннских) корнях ?рюриковичей? не лишена смысла даже с учетом их скандинавского происхождения (вспомним, например Тура Хейерда́ла, или наличие карачаевской ветви Святославовичей, официально закрепленной в генеалогическом древе Рюриковичей (http://www.rusempire.ru/dinastiya-ryurikovichey.h tml)).
Если задаться целью можно отыскать множество совпадений и совсем не случайных, а обусловленных генетической памятью народа забывшего смысл знака, но не привязанность к нему. Взгляните, например на эту резную плиту из храма 8-10 века недалеко от совхоза ?Южные культуры? (район Сочи):


Сравните орнамент из ряда ?аланских знаков? на плите и заборе а. Каменномост в Карачаево-Черкесии.




Интересное сравнение, не правда ли?



Теперь, что касается флага. Указанные выше дискуссии на тему флага можно было охарактеризовать как борьба двух знаков: ?Эльбруса? и ?Текмета?. Один из присутствующих встал и сказал: ?Мне, как карачаевцу трудно отказаться как от Эльбруса, так и от текмета?. Это высказывание означало, что обсуждение зашло в тупик. Неопределенность сохраняется до сих пор... На рабочем варианте флага остаются эти два знака и никак не хотят мириться между собой

Страницы: Пред. 1 ... 6 7 8 9 10 ... 19 След.
Ответы
 
EL_HALED

лобби Интелектуального вируса конечно сильное, но Эльбрус важнее..
У меня не такого лобби, чтобы влиять на таяние Эльбруса

Приводили примеры Японии, но разве флаг этой страны не характеризует именно территориальную принадлежность(место где восходит солнце)?
В случае с Японией речь шла о географичеком объекте (горе Фудзи).
Даже если кто-то может считать солнце географическим объектом, то уж точно в меньшей степени чем гору

Эльбрус место где живут К и Б, одна гора с двумя верщинами-две части одного народа,
Согласен, это аргумент, но вот этот вариант тоже
символизирует две части одного народа:



наивысшая точка Европы(!!!)
Да, но в мире еще 48 подобных вершин и 110 более высоких

гора которую знают все, а кто знает о Текмете?
Да Эльбрус знают многие, но были времена когда и с текметом мало кто не встречался. Согласно только официальным находкам этот знак культивировался в период с 2000 лет до н.э. до 17 века н.э., т.е. практически 4 тысячи лет. При этом делайте скидку на то, что эти две вещи имеют разную природу: гора- это творение Всевышего, а текмет - изобретение нашего с вами далекого предка
Даже вы знатоки Текмета не можете с уверенностью сказать что это, откуда взялось и что означает

Изложенная версия, конечно не будет в срочном порядке принята официальной наукой, но в обыденном понимании я думаю, все ясно и подкреплено аргументами.
так это больше плод фантазий нежели иное.
Можно и так воспринимать, каждому - своё.
Я не против Т но он вторичен для нас, а если выбирать один то несомненно Эдьбрус.
Да и я не против Эльбруса, пусть себе стоит во веки вечные, а выбирает пусть народ.
 
Интеллектуальный вирус
В случае с Японией речь шла о географичеком объекте
не только о Фудзиямке
Да, но в мире еще 48 подобных вершин и 110 более высоких
и ни одной из них в Европе))))

гора- это творение Всевышего, а текмет - изобретение нашего с вами далекого предка
Ты ставишь творение человека выше творения Бога? ))) Без единой нотки богохульства...
так это больше плод фантазий нежели иное.
Можно и так воспринимать, каждому - своё.

У каждой создаваемой "вещи" есть свое четкое предназначение а когда эту вещь начинают трактовать всяко-разно - что это?Да и я не против Эльбруса, пусть себе стоит во веки вечные, а выбирает пусть народ.
Согласен. Эльбрус знают все а о Т многие и представления не имеют, так что думай сам. И это не "къарангылыкъ"...
У меня не такого лобби, чтобы влиять на таяние Эльбруса
кто вас знает вирусов... ))))
Согласен, это аргумент, но вот этот вариант тоже
символизирует две части одного народа:

На еврейский похож ))))
 
Ты ставишь творение человека выше творения Бога? ))
Тогда давай нарисуем вселенную и все вопросы сами отпадут

Я считаю, что на флаге должно быть нечто, характеризующее внутренний мир народа, то, с чем он дожил до сегодняшнего дня, то что он творил на протяжении всей своей истории то, что будет определять его будущее. Да горы - это часть нашего мира, но только часть его. Наша же история выходит за рамки региональной географии.
На еврейский похож ))))
Евреи тоже часть нашей истории
 
Тогда давай нарисуем вселенную и все вопросы сами отпадут
Оставим крайности
Я считаю, что на флаге должно быть нечто, характеризующее внутренний мир народа, то, с чем он дожил до сегодняшнего дня, то что он творил на протяжении всей своей истории то, что будет определять его будущее.
Согласен. Но Т не отвечает всем этим требованиям в той интерпретации как ты указал Я не увидел ответа на вопрос о том в какой степени наш народ знаком с Т, многие ведь не то, что не видели но и не слышали о нем. А здесь им придут и будут "впаривать" знак на флаг....
Следовательно если будет выбирать народ, то ты в проигрыше, так можно и вообще без Т на флаге остаться)))
Миру мир Аланам флаг! )))
 
EL_HALED

Следовательно если будет выбирать народ, то ты в проигрыше, так можно и вообще без Т на флаге остаться)))

Я уже в выигрыше, независимо о того, что будет на флаге

Я не увидел ответа на вопрос

Зри в корень
 
НАЦИОНАЛЬНОЙ СИМВОЛИКЕ БЫТЬ!
Следует с грустью признать: в том, что карачаево-балкарцы основательно запутались в национальной символике виноваты мы, историки, а еще больше ? геральдисты. Напомним, что геральдика ? это наука о гербах, частью которой выступает ваксиллография ? дисциплина о флагах.
Действительно, в историческом сознании нашего народа очень слабо от-ражена тема общенационального символа. Во многом это проистекает из того, что у нас нет собственной государственности и мы вынуждены следовать искусственным, на наших глазах сочиненных знакам в виде символики КЧР.
Другие считают, что нашим символом якобы выступал волк и украшают свои автомобили фигурой серого хищника, воющего на луну. Любой исто-рик скажет, что к карачаево-балкарской символике этот образ не имеет никакого отношения. Это из сугубо турецкого геральдического ?арсенала?. Лишь в одном тюркском государстве ? каганате ?голубых тюрков? ? на флаге голубого цвета помещался образ этого животного, да и тот не весь, а голова с оскаленной пастью.
В реальности это был геральдический образ той части Осетии, которая в позднем средневековье входила в состав Грузинского царства. Там барс помещался на флаге розового цвета.
Да и вообще нет никаких данных и о том, что карачаево-балкарцы использовали голубой или розовый цвета в своей символике. Оба этих цвета у карачаево-балкарцев считались ?несерьезными?, поскольку наши предки даже в одежде предпочитали ткани глубоко насыщенных тонов. А какой цвет был нам предпочтителен ? коснемся ниже.
Откуда появился флаг
Изначально флаг (кар.-балк. байракъ) был порожден обрядово-культовой жизнью людей архаики, их представлениями о мироздании. В древней космологии бытовала идея о центре вселенной, ?пупе земли? в виде Древа жизни (Мирового Дерева). Живым воплощением его в Карачае выступал Джуртда Джаенгыз Терек, в Балкарии ? дерево Раубазы. Эти ?святые деревья? дошли до современности и упоминаются во многих источниках...
Символом, ?заместителем? такого дерева в культовой практике часто выступал ритуальный шест (кар.-балк. къурукъ), к которому во время обрядов часто привязывали куски цветной ткани, откуда возникает и собственно флаг. По сей день такие цветные куски материи привязывают к ?святым деревьям? (напр., у ?святой могилы? в Хурзуке).
В русском языке слово ?стяг? (военное знамя, флаг) в прошлом обозначало длинный прямой шест, а позднее ? и знамя в целом, и его древко. Райское дерево, ветвь райского дерева, символ ?древа жизни? обозначал у наших соседей-осетин похоронный, т.е. обрядовый флаг /В.С.Уарзиати/.
Разновидности
Использование флага в военной практике сохраняло традицию их этногенетических предков-алан. Так, карачаево-балкарцы использовали ?флаг тревоги? (къуугъун байракъ) черного цвета с изображением двух перекрещенных кинжалов; он вывешивался для военных сборов как ?сигнал к началу войны? (А.И.Мусукаев) /рис.1/.
Отметим, что черный цвет знамени встречается и в истории других тюркских народов: например, у османских султанов было знамя черного цвета (этот цвет шел от огузов), украшенное изображениями трех фигур: дракона, льва и двуглавого орла.
Добавим, что для военных сборов в случае нападения извне карачаевцы в Верхне-Кубанской котловине вывешивали на вершине Голалада-Аман-Ныхыт три шеста (къурукъ). Они были трех разных цветов (белый, черный, красный), каждый из которых обозначал один из трех аулов котловины (Хурзук, Учкулан, Картджурт), с которых просматривалась упомянутая вершина. Поднятие одного шеста означало, что народ должен устремится в тот аул, шест которого поднят; если же поднимались все три шеста, то это означал всеобщую тревогу (П/материал 1991 г., Кулчаев Мухаммад Кёккёзович, 1914 г.р., а.Хурзук).
В преданиях сохранялись сведения о флаге ?кипке? (кипке-байракъ), который сшивался из четырех кусков козьей шкуры. Его использовали в обряде побратимства (присягали на этом флаге, держась за него), в ритуальных скачках на игрищах праздника Чоппа-Той (М.Д.Каракетов). По-видимому, с функцией знаменосца связано и имя эпонима фамилии Кипкеевых (добавим, что в средние века на Северном Кавказе известно и племя кипке).
Флаги использовались и в свадебной обрядности, где участники ехали с флагами, на которых изображалась родовая тамга жениха под тамгой невесты (И.М.Шаманов).
Наличие на флагах родовых тамг в целом имеет аналогом европейскую традицию помещать на флагах, штандартах знати фамильные геральдиче-ские знаки.
Аланский дракон
У карачаево-балкарцев и их предков большим почитанием пользовался дракон (джелмаууз, сарыубек), образ которого сохранился в нашем нартском эпосе. Дракон, видимо, фигурировал в языческом пантеоне скифов, о чем говорят найденные археологами скифские бронзовые навершия рубежа IV-III вв. до н.э., где помещены изображения стилизованного дракона, ?скифского бога Геракла-Таргитая, оседлавшего дракона и охотящегося на оленя? /А.Р.Канторович/.
О драконовидных военных значках (штандартах) ?скифов? впервые сообщает автор второй половины II в. Валерий Флакк. Античный историк и писатель Флавий Арриан (в 131-137 гг. римский наместник Каппадокии), который был первым известным нам западным военоначальником, встретившимся с аланами на поле боя, также упоминал о ?скифских? драконовидных значках. Арриан, пишет, что ?скифские военные значки представляют собой драконов, развевающихся на шестах соразмерной длины. Они сшиваются из цветных лоскутьев, причем головы и все тело вплоть до хвостов делаются наподобие змеиных, как только можно представить страшнее. Выдумка состоит в следующем. Когда кони стоят смирно, видишь только разноцветные лоскутья, свешивающиеся вниз, но при движении они от ветра надуваются так, что делаются очень похожими на названных животных и при быстром движении даже издают свист от сильного дуновения, проходящего сквозь них. Эти значки не только своим видом причиняют удовольствие или ужас, но полезны и для различия атаки и для того, чтобы разные отряды не нападали один на другой?.
Отметим, что драконовидные значки изображены как знамена противни-ков римлян на знаменитой колонне Траяна (рис.2). Позднее у степняков их переняла римская армия; уже при Флавии Арриане такие значки использовались римскими кавалеристами в военных играх и состязаниях ?ради зрелищности и удобства управления отдельными группами? (С.М.Перевалов).
Поскольку настоящие скифы к тому времени уже давно сошли с исторической сцены, полагают, что речь идет о сарматских военных значках (Я.Лебединский).
К кругу сарматских племен, как известно, относят и алан. Поэтому вполне понятно сообщение армянского автора V в. Мовсеса Хоренаци о том, что образ дракона чтился у аланской знати, а аланская царевна Сатиник испытывала ?страсть к потомкам дракона ? то есть к потомкам Аждахака?. Напомним, что аждагъан у карачаево-балкарцев ? одно из наименований дракона.
В этой связи любопытен и еще один факт. Известно, что в соседней нам Сванетии в качестве боевого знамени в позднем средневековье бытовал драконовидный флаг ?Леми? (?Лев?) /рис.3/. П.С. Уварова (1904 г.) описывает это знамя так: ?В спокойном положении оно висит вдоль древка, как простое знамя, но вынесенное а ветер и в особенности приподнятое седоком при скорой езде, оно вздувается и парит на воздухе, принимая эластичные формы и движения того чудовища, которое изображает?.
Грузинская исследовательница В.В.Бардавелидзе (1957) сообщает предание самих сванов о том, что к ним это знамя попало от ?татар? во время их поражения и бегства из Сванетии. Как пишет осетинский археолог Р.Дзаттиаты, эти ?татары? ? потомки алан карачаево-балкарцы. ?Организаторами нашествия, или скорее всего набега, ? пишет он, - были, по-видимому, северные соседи сванов ? аланы, подвергшиеся позднее тюркизации, а еще позднее ставшие мусульманами (балкарцы и карачаевцы), то есть, по народным представлениям, ? татарами. Еще недавно их называли ?горскими татарами?.
Таким образом, драконовидный флаг алан сохранился у потомков алан (карачаево-балкарцев), от которых он и достался сванам.
Драконовидный стяг мы видим на стене аланского ?царского мавзолея? их Кяфарского городища (рис.4).
Самый устойчивый символ
В течение более 2500 лет самым популярным символом у карачаево-балкарцев и их предков выступал древний знак мироздания - включенный в круг стилизованный квадрат, как правило, с точкой в центре. Его мы ви-дим на древностях Карачая и Балкарии самых разных эпох ? от раннежелезного века (рис.5-7) до позднего средневековья (рис.8).
Этот знак считается космологическим, т.е. связан с архаической моделью мира. Круг издревле олицетворял бесконечный мир, вселенную, а квадрат ? землю, отражал горизонтальное деление пространства, обозначая четыре стороны света.
Вообще число 4 часто встречается в культурной традиции карачаево-балкарского народа. В древней космологии карачаево-балкарцев было связано с 4-мя элементами-стихиями, из которых был создан мир: это стихии земли, воды, неба /т.е. воздуха/ и солнца /т.е. огня/ (См.: Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. - М.,1994. - С.302). С числом 4 связано также и количество соратников Карчи ? Адурхай, Будиян, Науруз, Трам. С утверждением ислама число четыре получило особое содержание: 4 праведных халифа - преемника Пророка Мухаммада во главе уммы (мировой мусульманской общины) и 4 суннитских мазхаба.
Часто встречающаяся точка в центре знака обозначает: в космологии ? Единичность, Первопричину мира, а в богословии ? Единого Бога-Творца, Божественную Силу, создавшую мир и им управляющую.
Цвет жизни
Встает вопрос о цвете национального флага, который, надо сказать, осо-бой сложности не представляет. Однозначно можно утверждать, что наиболее популярным цветом был зеленый цвет, который в нашей символике ? как и у многих других народов мира ? тесно связан с понятиями расцвета, процветания, молодости, возрождения. Не случайно в карачаево-балкарском языке один и тот же корень имеют слова ?зеленый? (ДЖАШил), ?жизнь? (ДЖАШау), ?молодой? (ДЖАШ).
Особое значение придавалось этому цвету во флагах календарной обрядности весеннего цикла, связанной с возрождением природы, плодородием, пахотой. Так, при проведении весеннего земледельческого праздника ?Гутан? использовался флаг именно зеленого цвета, которому сказители придавали такую семантику: ?Значение зеленого цв
 
зеленого цвета, которому сказители придавали такую семантику: ?Значение зеленого цвета флага: пусть пашни зазеленеют, взрастут подобно лугам, лесам? (Байракъны джашил болмакълыгъы баш магъанасы: кырдыкла, агъачла кибик, сабанларыбыз кёгерсинле, битсинле). Подробнее об этом говорится сборнике ?Къарачай-малкъар фольклор?, который составила и издала в Нальчике в 1996 г. наш фольклорист Т.М.Хаджиева (С.86).
О флаге зеленого цвета сообщают и другие источники; например, в молодости такой флаг видела жительница села Холоднородниковское Чагарова Хабибат Джандраевна (1886 г.рожд.), сообщившая об этом нашему информанту К.Н.Халкечеву, от которого мы получили и зарисовку
Этот же цвет присутствовал и на зелено-белом стяге, который в канун Великой Отечественной войны краеведу Н.-М.Нурмагометову показал в Картджурте священнослужитель Шамсуддин-эфенди. Два цвета этого флага означали оба мира ? посюсторонний /зеленый/ и потусторонний /белый/ (?акъ джартысы ? ёлюмню, джашили ? дунияда джашауну кёргюзедиле?). Тогда же краеведу были показаны и шелковые военные перевязи (аскер белгиле) для шапок. Были они длиной примерно 30 см, а шириной ? около 8 см, причем перевязи зеленого цвета предназначались для командиров тысяча воинов, белые ? для сотников. Сведения об этом публиковались как минимум дважды: в карачаевской газете ?Ленинни байрагъы? (12.01.1991) и в балкарской ? ?Тёре? (?20,1992).
Как видим, зеленый цвет присутствовал в карачаево-балкарской геральдической традиции вплоть до начала 1940-х гг. Если изначально этот колер выражал идею природного процветания, то с течением времени он получил и дополнительную смысловую нагрузку, связанную с мусульманской религией, которая пришла в Аланию еще до монгольского нашествия. Кстати, в том, что наш национальный флаг связан и с исламом, верой наших предков, нет ничего предосудительного. Есть же в гербе современной России чисто христианские знаки (кресты, фигура св.Георгия) ? исторически господствовавшей веры русского народа! Геральдика имеет традиции, которые нужно чтить.
***

Р.Хатуев,
кандидат исторический наук,
член-корреспондент Всероссийского Геральдического общества
 
Интеллектуальный вирус
Это уже Фанатизм. )))
 
Волк и барс - тюркские символы, это любой нормальный историк докажет. И голубой цвет - тоже общетюркский, меня в этом убедили те же историки из института тюркологии. Текмет, конечно, тоже тюркский. С этим никто особо не поспорит.
А Эльбрус - не общетюркский, он лично наш, карачаево-балкарский!) Поэтому мы выбираем его! А фоны, текметы и историки - второстепенны.
 
Totur_Ram
А Эльбрус - не общетюркский, он лично наш, карачаево-балкарский!) Поэтому мы выбираем его! А фоны, текметы и историки - второстепенны.

Не горячись
 
Интеллектуальный вирус

Эльбрус место где живут К и Б, одна гора с двумя верщинами-две части одного народа,
Согласен, это аргумент, но вот этот вариант тоже
символизирует две части одного народа:


Предпочесть две полосы вместо Эльбруса - это уже перебор совсем....даже в теории )))
 
Къайры горячись, къара))) Сейчас мы настолько разговоримся про древние значения: мироздания, тёре, космогония, - что потом уже и суть потеряем.
Даже здесь, вдали от Эльбруса, мы ощущаем его положительное воздействие. Вода "Эльбруссия" - источник бодрости и долголетия!)))
 
Биз, таулула, бютеухалкъ съездибизде Минги Таулу байракъгъа разы болуб, къабыл этгенбиз. Кесибизде да, тышында да ол Байракъ белгили болуб бошагъанды. Къарацай жанын билмейме, биз - Малкъар жаны - Минги Таусуз байракъгъа эс бёллюк тюлбюз, къабыл этген къой. Аны себебли, къайсы эсе да айтханлай, Текмет, барс, бёрю да гербде хайырландырылсынла.

Байракъдан Минги Тауну кетерирге излеген - бизни Тауубузну, жерибизни да кючлерге, энчилерге кюрешген черкеслеге бек уллу болушлукъ этеди. Халкъыбызны, Журтубузну да бети, белгиси болгъан Минги Таусуз байракъ къалай болур? Халкъыбыз къайда жашайды деген сагъатда, ангылатыр ючюн Минги Тауну айтыб тургъанбыз.

Толстойну Къарацайны юсюнден джазгъанына да къарагъыз:
"Карачай - нейтральный народ, живущий у подошвы Эльбруса; отличается своей верностью, красотой и храбростью".

Жырчыларыбыз, назмучуларыбыз - Семенланы Исмайыл, Къулийланы Къайсын дегенча - Минги Таугъа атагъандыла эм белгили, эм мажал чыгъармаларын.

Минги Таулу байрагъыбыз барды - анда Минги Тау асры ёребаш болуб къалгъанды - аны тюрлендириб, учуб баргъан деу къанатлыча этерге боллукъ болур. Аллай тюрлендириуге халкъ да огъай дерик болмаз.

Минги Таусуз а байракъ боллукъ тюлдю - надо считаться с волей балкарского народа. Аны себебли, бар байракъны игилендириуню юсюнден барсын сёз - бютеу малкъар халкъ къабыл этген байракъдан Минги Тауну кетерирге кюрешмей.

Минги Тау къарачай-малкъар халкъны, журтну да бирлигин кёргюзтген белгиди. Ол бирликни ояргъа излеген - Минги Таусуз къояргъа кюрешеди бизни халкъны.

Байракъны Минги Таусуз къояргъа кюрешген да, эссизликден, терен сагъыш этмегенликден, жаулагъа жараулу сёзню айтады. Бизни уа - Иннетибиз да, Сёзюбюз да, Ишибиз да - Минги Таулу Халкъыбызны, Джуртубузну жакълау, сакълау болургъа керекди.

Сёзню - Байракъны Минги Таусуз къояр жанына тюл - Минги Таулу Байракъны игилендирир жанына буругъуз, маржа.
 
Bulgar
Ол бирликни ояргъа излеген - Минги Таусуз къояргъа кюрешеди бизни халкъны

Байракъдан Минги Тауну кетерирге излеген - бизни Тауубузну, жерибизни да кючлерге, энчилерге кюрешген черкеслеге бек уллу болушлукъ этеди.

Без комментариев....
 
Папин Южак
Моё мнение: оба символа должны быть на флаге. Я озвучу этот вопрос на съезде свободной стаи.)))

Твое мнение конечно авторитетно, но не надо злоупотреблять авторитетом, а то это будет выглядеть не авторитетно
Раз уж мы играем в демократию, давайте играть по настоящему.
Давайте на суд людской предложим несколько вариантов в соответствующей аннотацией и дадим время для размышлений месяц-другой. За это время делегаты съезда обсудят эти темы среди своего электората и затем вынесут свой вердикт. Вот и все.
 
Раз уж мы играем в демократию, давайте играть по настоящему.
Лишь бы НАТО не бомбило
 
Интеллектуальный вирус
Давайте на суд людской предложим несколько вариантов в соответствующей аннотацией и дадим время для размышлений месяц-другой. За это время делегаты съезда обсудят эти темы среди своего электората и затем вынесут свой вердикт. Вот и все.

Соглашусь...
Тема про проект КБ флага не первый год обсуждается на этом форуме, но всё время делалась (на мой субъективный взгляд) одна и та же ошибка - телегу гнали впереди лошади. Т.е., никто не упоминал. какой именно уполномоченный орган будет утверждать проект будущего флага. Может кто-то знает, кто именно будет утверждать байракъ? Всё остальное вторично, и лишь дело техники и времени. Ведь согласитесь, как можно обсуждать то, будучи не зная, кто это самое будет утверждать и принимать?
 
къара

Лишь бы НАТО не бомбило

Зачем им нас бомбить? Они и так для себя уже все давно решили:

 
Интеллектуальный вирус
осталось только демократию к нам "привезти"
 
Интеллектуальный вирус
так уже текметни да урлаб туралла да))))
ох уже эти натовцы))))
 
кстати, сайт Карачайс.ру выбрал для себя Эльбрус и Текмет))

 
Albert
Так уже текметни да урлаб туралла да))))

Кстати, если отбросить условности, то интерпретация эмблемы НАТО мало чем отличается от значения текмета в древности - глобальное влияние на весь мир
 
Кстати есть информация по вот этому предмету:




Это предмет из набора упряжи квадриги киммерийца (!) Датируется он 4-3 тысячелетием до н.э. (!).
курган Уашхиту (Адыгея).
"Наибольший интерес у археологов вызвало большое захоронение киммерийского вождя с остатками деревянной колесницы-квадриги. За всю историю раскопок на Кавказе обнаружено всего две колесницы".

Таким образом эта находка в сравнении с портупейным блоком Келермесского кургана подтверждает преемственность текмета от киммерийцев к скифам, что говорит о том что это один народ. А если мы прибавим сюда карт-джуртский сын-таш, то вывод напрашивается сам собой Берегите сын-таш, теперь он под явной угрозой "таинственной" утраты. Тот, кто станет его обладателем, претендует на огромное и бесценное историческое наследство. И это только начало, дальше будет еще интереснее

P.S. Кто-то говорил, что видел нечто похожее, только в виде щита у черных копателей. Нельзя ли найти его фото?
 
Интеллектуальный вирус
P.S. Кто-то говорил, что видел нечто похожее, только в виде щита у черных копателей. Нельзя ли найти его фото?
я говорил.. поищу в почте если не удалял, только это несколько лет назад было. может и не щит был, это я предположил, что щит, по фото)
 
есть суверенные государства и нации у которых флаги с листочком,колючкой,солнцем,луной, звездой,полосами,квадратами,зигзагами,итд. . . С цветом флагов еще интересней - все цвета ,есть даже где цветов больше чем на радуге. . . А мы тут 10 0 аланов
,прямые и родные шумеров,. . 2 варианта видим и все. . . .

а почему не бирюзеовый или лазурный? . . . .

а почему бы и не барс,или волк или зубр или благородный олень или горный орел?. .

а почему позабыли о полумесяце,о восьмиугольной звезде, или о шестиугольной звезде , когда она есть почти на каждой древней могильной плите.?
.
.
Давайте съезду фам. Делегатов представим не 2 одинаковых, а 222 разных варианта флага.. . Там если че можно будет раскинуть :один народу, другой барсэлю, третий джегутинцам. И тд.
Страницы: Пред. 1 ... 6 7 8 9 10 ... 19 След.
Читают тему (гостей: 3)

 

Написать нам