- Башсыз урчукъ тюзюне айланмаз.
- Эки элинги тыйсанг, джети элде махталырса.
- Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
- Хата – гитчеден.
- Дуния мал дунияда къалады.
- Хар ишни да аллы къыйынды.
- Къыз келсе, джумуш эте келеди, къатын келсе, ушакъ эте келеди.
- Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
- Аджаллыгъа окъсуз шкок атылыр.
- Эринчекни аурууу – кёб.
- Шекер бла туз – бир болмаз, ушамагъан – юй болмаз.
- Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
- Байдан умут эте, джарлыдан ёгюз багъасы къорады.
- Билим ат болуб да чабар, къуш болуб да учар.
- Тилчи бир сагъатха айлыкъ хата этер.
- Экеулен сёлеше тура эселе, орталарына барыб кирме.
- Азыкълы ат арымаз, къатыны аман джарымаз.
- Тура эдим джата, къайдан чыкъды хата?
- Эм уллу байлыкъ – джан саулукъ.
- Тюзню ётмеги тюзде къалса да, тас болмаз.
- Сакъалы текени да бар, мыйыгъы киштикни да бар.
- Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
- Адам къыйынлыгъын кёлтюрюр, зауукълугъун кёлтюрмез.
- Телиге акъыл салгъандан эсе, ёлгеннге джан салырса.
- Зар адамны насыбы болмаз.
- Акъыллы башны – тили къысха.
- Ата Джуртун танымагъан, атасын да танымаз.
- Сабий кёргенин унутмаз.
- Эки итни арасына сюек атма, эки адамны арасында сёз чыгъарма.
- Ата Джуртуму башы болмасам да, босагъасында ташы болайым.
- Таякъ этден ётер, тил сюекден ётер.
- Билмейме деген – бир сёз
- Бир абыннган – минг сюрюнюр.
- Таула не мийик болсала да, аууш табылыр.
- Дуния малгъа сатылма, кесингден телиге къатылма.
- Эллинг бла джау болсанг да, юйюнг бла джау болма.
- Оюмсуз атлагъан, аджалсыз ёлюр.
- Юйлю уругъа ит чабмаз.
- Ата Джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз.
- Хантына кёре тузу, юйюне кёре къызы.
- Арба аугъандан сора, джол кёргюзтюучю кёб болур.
- Берекет берсин деген джерде, берекет болур.
- Акъдан къара болмаз.
- Айыбны суу бла джууалмазса.
- Юйюнгден чыкъдынг – кюнюнгден чыкъдынг.
- Къонакъны къачан кетерин сорма, къачан келлигин сор.
- Къонакъ болсанг, ийнакъ бол.
- Аман къатын алгъан, арыр, иги къатын алгъан джарыр.
- Иги адамны бир сёзю эки болмаз.
- Эртде тургъан джылкъычыны эркек аты тай табар.
САГА О ТЕКМЕТЕ (к вопросу об аланском флаге)
25.10.2011 22:30:04
Интерес к т.н. текмету появился у меня совершенно случайно. Оказавшись волею случая на одном из круглых столов, где обсуждался проект национального флага карачаево-балкарцев в присутствии именитых историков я понял, что существующее объяснение происхождения этого знака не основано на каком-либо серьезном подходе. Одна из существующих гипотез ? то, что этот знак олицетворяет собой религиозное мировоззрение тюрков (если быть точнее то прототюрков, так как этот знак существовал задолго до образования тюркютов как нации). Согласно этой версии - точка означает единство бога Тейри, круг ? Вселенная, ромб ?стороны света. Версия, имеющая право на жизнь, но... я все более склонялся к мысли, что истина сокрыта гораздо глубже. Вопросов было больше чем ответов: Во-первых, откуда известно, что точка олицетворяет единство Бога Тейри? Даже ели это так, причем здесь ромбообразная фигура? Объяснений нет. Боле того, все эти три элемента в рамках данной гипотезы слабо связаны между собой с точки зрения логики. Что-то подсказывало мне, что это связано с каким-то конкретным и важным событием, имеющим огромное значение для народа, проходящее через его тысячелетнюю историю, сознание, душу и сердце.
Путь к разгадке.... После пятичасовых и безрезультатных дискуссий я пришел домой и задался вопросом, а что в принципе означает этот текмет, почему мы, не зная его значение, так упорно не хотим с ним расставаться (встретить его можно везде: от мозаики домов, до муниципальной символики). Следующая мысль была подобна электрическому разряду: Это же и есть то историческое и длящееся веками событие ? исторический исход народа, его тысячелетний путь во все концы земного шара. Точка- это колыбель народа, место его зарождения, углы вогнутого вовнутрь ромба означают направление движения, а круг это земной шар. Для начала определимся, что правильное изображение текмета не такое: а такое: потому как на археологических артефактах он расположен именно так. Ушедшие во все стороны света... Официальная историческая наука уже начала процесс пересмотра устоявшихся представлений о том, что тюрки пришли с Востока (почитайте например Кызласова). Теперь ученым мужам все более становится ясным, что на Восток они пришли с Запада (!). Следовательно, великое переселение народов на Запад был путь НАЗАД, ДОМОЙ. В своей книге ?Карча? Н.Хасанов собрал уникальные по своему содержанию легенды, анализируя которые он приходит к выводу, что в древнейшие времена три брата (Сиби, Соми и Сюми) ушли на Восток Юг и Север, а потомки дома Айа-Хаз ушли на Восток и Запад. Земля на Востоке, где обосновался Сиби, стала называться Сиби-Ер (Джер)- Сибирь. Соми остановился на Севере, а Сюми где-то в южных землях, получивших название Сюми-Ер. Отсюда пошли шумеры ( до 20 века в научной литературе использовался термин ?суммеры? (!), а не ?шумеры?. Кстати поиски исследователей топонимов со словом ?шумер? ничего не дали, а вот топоним ?сумер? встречается в Индонезии, Пакистане, Ираке, Индии). Вероятно, что описываемые в легенде события (по подсчетам Хасанова братья жили где-то 8 тыс. лет до н.э.) есть первый исход наших предков. Затем были еще, и еще, и еще.... Вероятно, что именно это отражено в волнообразных линиях текмета... Например в известной ?Саге об Инглингах?, автором которой был Снорри Стурлусон говорится о том, что вождь по имени Один возглавил племя, называемое асами, и повёл его на север, через Саксонию на остров Фюн в Дании, и, наконец, обосновался в Швеции. Там, согласно тексту Снорри Стурлусона, он произвёл такое впечатление на местных жителей своими разнообразными познаниями, что они стали поклоняться ему после его смерти, как богу. Исследуя ?Сагу об Инглингах? Тур Хейерда́л, знаменитый норвежский путешественник и учёный-антрополог в своей книге ?В поисках Одина. По следам нашего прошлого? пришел к выводу скандинавы являются потомками ассов, вышедших с Причерноморья. Наверное, про движение тюрков на Запад знают все. Кто не слышал про завоевания гуннов и алан, про хана Аспаруха и т.д. Но есть и другие свидетельства, просто поражающие своей древностью. Например, в ?истории бриттов? автор пишет: ?Постараюсь, следуя преданию древних, описать остров Британию. Остров Британия назван так по имени Бритта, сына Изиокона, который был сыном Алана (!) из рода Иафетова?. Далее там сказано, что ?три сына Ноя разделили после потопа весь земной круг на три части. Сим свои пределы распространил в Азии, Хам ? в Африке, Иафет ? в Европе. Из рода Иафетова первым прибыл в Европу Алан (!) с тремя сыновьями?. Одним из самых ярких свидетельств огромного значения этого знака для наших предков является вот эта находка в захоронении вождя скифов у станицы Келермесская Краснодарского края: Захоронение датируется VI в. до н. э. В комментарии написано, что это предмет неизвестного назначения (хранится в Эрмитаже). Однако ряд исследователей склоняются к тому, что это некий властный атрибут (царский скипетр, если хотите). Для сравнения гравюры Ивана Грозного Обратите внимание на форму скипетра (кто знает, может версия болгарских ученых о болгарских (гуннских) корнях ?рюриковичей? не лишена смысла даже с учетом их скандинавского происхождения (вспомним, например Тура Хейерда́ла, или наличие карачаевской ветви Святославовичей, официально закрепленной в генеалогическом древе Рюриковичей ( Если задаться целью можно отыскать множество совпадений и совсем не случайных, а обусловленных генетической памятью народа забывшего смысл знака, но не привязанность к нему. Взгляните, например на эту резную плиту из храма 8-10 века недалеко от совхоза ?Южные культуры? (район Сочи): Сравните орнамент из ряда ?аланских знаков? на плите и заборе а. Каменномост в Карачаево-Черкесии. Интересное сравнение, не правда ли? Теперь, что касается флага. Указанные выше дискуссии на тему флага можно было охарактеризовать как борьба двух знаков: ?Эльбруса? и ?Текмета?. Один из присутствующих встал и сказал: ?Мне, как карачаевцу трудно отказаться как от Эльбруса, так и от текмета?. Это высказывание означало, что обсуждение зашло в тупик. Неопределенность сохраняется до сих пор... На рабочем варианте флага остаются эти два знака и никак не хотят мириться между собой |
|
|
|
Ответы
10.11.2011 00:08:43
|
|
|
|
10.11.2011 00:13:52
|
|
|
|
10.11.2011 11:20:37
Er-, значит новый флаг у вас будет долго приживаться, и вы не хотите отдавать дань религии (их-то всего 3%)? Чего тогда долго думать, надо взять ваш готовый флаг)))
|
|
|
|
10.11.2011 13:17:33
EL_HALED
Каким бы не был этот флаг прежде всего он должен стереть все эти границы и различия, ведя нас к единому Мы! Наш! ...... |
|
|
|
10.11.2011 13:27:46
Интеллектуальный вирус
Это предмет из набора упряжи квадриги киммерийца (!) Датируется он 4-3 тысячелетием до н.э. (!). ты хотел сказать древнего "майкопца")) |
|
|
|
10.11.2011 13:28:47
Эх,не понимаете вы глубину мыслей Инт.вируса Он вам о высоком и прекрасном а вы о бубликах)))
|
|
|
|
10.11.2011 13:36:57
Er-
белые полосы - символ 2 народов здесь уже верно заметил Totur_Ram, полосы ни к чему не подходят..) |
|
|
|
10.11.2011 13:38:12
къара
х,не понимаете вы глубину мыслей Инт.вируса Он вам о высоком и прекрасном а вы о бубликах))) так ты тоже против Эльбруса))? |
|
|
|
10.11.2011 14:03:05
Напились вод Эльбруса, теперь хоть пусть растает!
|
|
|
|
10.11.2011 14:05:32
Albert
Эльбрус без Текмета понятен, а Текмет без Эльбруса теряет свой всякий смысл для К.-Б.) Значит все найденные артефакеты бессмысленны? |
|
|
|
10.11.2011 15:14:57
Такие вопросы должны решаться на съезде народа.
|
|
|
|
10.11.2011 15:29:40
Таулу07
Такие вопросы должны решаться на съезде народа. Все правильно но на съезд надо предоставить хоть какие-то экземпляры .О чем тут не как и договорится не можем. |
|
|
|
10.11.2011 15:42:38
|
||||
|
|
|||
Читают тему (гостей: 1)