Войти на сайт
27 Апреля  2024 года

 

  • Къонакъ болсанг, ийнакъ бол.
  • Мураты болгъанны джюрек тебюую башхады.
  • Тили узунну, намысы – къысха.
  • Арбаз сайлама да, хоншу сайла.
  • Иги джашны ышаны – аз сёлешиб, кёб тынгылар.
  • Тойгъанлыкъ къойгъа джарашады.
  • Билимли ёлмез, билимсиз кёрмез.
  • Хунаны тюбюн къазсанг, юсюнге ауар.
  • Айтылгъан буйрукъ, сёгюлмез
  • Биреуге аманлыкъ этиб, кесинге игилик табмазса.
  • Сормай – алма, чакъырылмай – барма.
  • Эки ойлашыб, бир сёлешген.
  • Нарт сёз къарт болмаз.
  • Аманнга алтын чыдамаз.
  • Адамны аты башхача, акъылы да башхады.
  • Ашына кёре табагъы, балына кёре къалагъы.
  • Ат да турмайды бир териде.
  • Байлыкъ адамны сокъур этер.
  • Къумурсхала джыйылсала, пилни да джыгъадыла.
  • Къарт айтханны этмеген, къартаймаз.
  • Тил джюрекге джол ишлейди.
  • Атадан ёксюз – бир ёксюз, анадан ёксюз – эки ёксюз.
  • Кийиминг бла танылма, адамлыкъ бла таныл.
  • Башы ишлегенни, ауузу да ишлер.
  • Зар адамны насыбы болмаз.
  • Эртде тургъан бла эртде юйленнген сокъуранмаз.
  • Ёлюр джаннга, ёкюл джокъ.
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Ата Джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз.
  • Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
  • Ичимден чыкъды хата, къайры барайым сата?
  • Кесинге джетмегенни, кёб сёлешме.
  • Илму – джашауну джолу.
  • Ишлемеген – тишлемез.
  • Джюрекден джюрекге джол барды.
  • Джол бла сёзню къыйыры джокъ.
  • Минг тенг да азды, бир джау да кёбдю.
  • Ашхы тенг джолгъа салыр, аман тенг джолдан тайдырыр.
  • Аджашханны ызындагъы кёреди, джангылгъанны джанындагъы биледи.
  • Тик ёргени, тик энгишгеси да болады.
  • Атлыны ашхысы, ат тизгининден билинир
  • Хар зат кесини орнуна иги.
  • Тура эдим джата, къайдан чыкъды хата?
  • Кёбню кёрген – кёб билир.
  • Дуния аламаты сен эсенг да, игиме деб айтма.
  • Адам сёзюнден белгили.
  • Сакъламагъан затынга джолукъсанг, не бек къууанаса, не бек ачыйса.
  • Таукел тауну аудурур.
  • Тамбла алтындан бюгюн багъыр ашхы.
  • Алтыннга тот къонмаз.

 

   RSS
САГА О ТЕКМЕТЕ (к вопросу об аланском флаге)
 
Интерес к т.н. текмету появился у меня совершенно случайно. Оказавшись волею случая на одном из круглых столов, где обсуждался проект национального флага карачаево-балкарцев в присутствии именитых историков я понял, что существующее объяснение происхождения этого знака не основано на каком-либо серьезном подходе. Одна из существующих гипотез ? то, что этот знак олицетворяет собой религиозное мировоззрение тюрков (если быть точнее то прототюрков, так как этот знак существовал задолго до образования тюркютов как нации). Согласно этой версии - точка означает единство бога Тейри, круг ? Вселенная, ромб ?стороны света. Версия, имеющая право на жизнь, но... я все более склонялся к мысли, что истина сокрыта гораздо глубже. Вопросов было больше чем ответов: Во-первых, откуда известно, что точка олицетворяет единство Бога Тейри? Даже ели это так, причем здесь ромбообразная фигура? Объяснений нет. Боле того, все эти три элемента в рамках данной гипотезы слабо связаны между собой с точки зрения логики. Что-то подсказывало мне, что это связано с каким-то конкретным и важным событием, имеющим огромное значение для народа, проходящее через его тысячелетнюю историю, сознание, душу и сердце.

Путь к разгадке....

После пятичасовых и безрезультатных дискуссий я пришел домой и задался вопросом, а что в принципе означает этот текмет, почему мы, не зная его значение, так упорно не хотим с ним расставаться (встретить его можно везде: от мозаики домов, до муниципальной символики).
Следующая мысль была подобна электрическому разряду: Это же и есть то историческое и длящееся веками событие ? исторический исход народа, его тысячелетний путь во все концы земного шара. Точка- это колыбель народа, место его зарождения, углы вогнутого вовнутрь ромба означают направление движения, а круг это земной шар.
Для начала определимся, что правильное изображение текмета не такое:


а такое:


потому как на археологических артефактах он расположен именно так.

Ушедшие во все стороны света...
Официальная историческая наука уже начала процесс пересмотра устоявшихся представлений о том, что тюрки пришли с Востока (почитайте например Кызласова). Теперь ученым мужам все более становится ясным, что на Восток они пришли с Запада (!). Следовательно, великое переселение народов на Запад был путь НАЗАД, ДОМОЙ.
В своей книге ?Карча? Н.Хасанов собрал уникальные по своему содержанию легенды, анализируя которые он приходит к выводу, что в древнейшие времена три брата (Сиби, Соми и Сюми) ушли на Восток Юг и Север, а потомки дома Айа-Хаз ушли на Восток и Запад. Земля на Востоке, где обосновался Сиби, стала называться Сиби-Ер (Джер)- Сибирь. Соми остановился на Севере, а Сюми где-то в южных землях, получивших название Сюми-Ер. Отсюда пошли шумеры ( до 20 века в научной литературе использовался термин ?суммеры? (!), а не ?шумеры?. Кстати поиски исследователей топонимов со словом ?шумер? ничего не дали, а вот топоним ?сумер? встречается в Индонезии, Пакистане, Ираке, Индии).
Вероятно, что описываемые в легенде события (по подсчетам Хасанова братья жили где-то 8 тыс. лет до н.э.) есть первый исход наших предков. Затем были еще, и еще, и еще.... Вероятно, что именно это отражено в волнообразных линиях текмета...


Например в известной ?Саге об Инглингах?, автором которой был Снорри Стурлусон говорится о том, что вождь по имени Один возглавил племя, называемое асами, и повёл его на север, через Саксонию на остров Фюн в Дании, и, наконец, обосновался в Швеции. Там, согласно тексту Снорри Стурлусона, он произвёл такое впечатление на местных жителей своими разнообразными познаниями, что они стали поклоняться ему после его смерти, как богу. Исследуя ?Сагу об Инглингах? Тур Хейерда́л, знаменитый норвежский путешественник и учёный-антрополог в своей книге ?В поисках Одина. По следам нашего прошлого? пришел к выводу скандинавы являются потомками ассов, вышедших с Причерноморья.
Наверное, про движение тюрков на Запад знают все. Кто не слышал про завоевания гуннов и алан, про хана Аспаруха и т.д. Но есть и другие свидетельства, просто поражающие своей древностью. Например, в ?истории бриттов? автор пишет: ?Постараюсь, следуя преданию древних, описать остров Британию. Остров Британия назван так по имени Бритта, сына Изиокона, который был сыном Алана (!) из рода Иафетова?. Далее там сказано, что ?три сына Ноя разделили после потопа весь земной круг на три части. Сим свои пределы распространил в Азии, Хам ? в Африке, Иафет ? в Европе. Из рода Иафетова первым прибыл в Европу Алан (!) с тремя сыновьями?.
Одним из самых ярких свидетельств огромного значения этого знака для наших предков является вот эта находка в захоронении вождя скифов у станицы Келермесская Краснодарского края:

Захоронение датируется VI в. до н. э. В комментарии написано, что это предмет неизвестного назначения (хранится в Эрмитаже). Однако ряд исследователей склоняются к тому, что это некий властный атрибут (царский скипетр, если хотите). Для сравнения гравюры Ивана Грозного


Обратите внимание на форму скипетра (кто знает, может версия болгарских ученых о болгарских (гуннских) корнях ?рюриковичей? не лишена смысла даже с учетом их скандинавского происхождения (вспомним, например Тура Хейерда́ла, или наличие карачаевской ветви Святославовичей, официально закрепленной в генеалогическом древе Рюриковичей (http://www.rusempire.ru/dinastiya-ryurikovichey.h tml)).
Если задаться целью можно отыскать множество совпадений и совсем не случайных, а обусловленных генетической памятью народа забывшего смысл знака, но не привязанность к нему. Взгляните, например на эту резную плиту из храма 8-10 века недалеко от совхоза ?Южные культуры? (район Сочи):


Сравните орнамент из ряда ?аланских знаков? на плите и заборе а. Каменномост в Карачаево-Черкесии.




Интересное сравнение, не правда ли?



Теперь, что касается флага. Указанные выше дискуссии на тему флага можно было охарактеризовать как борьба двух знаков: ?Эльбруса? и ?Текмета?. Один из присутствующих встал и сказал: ?Мне, как карачаевцу трудно отказаться как от Эльбруса, так и от текмета?. Это высказывание означало, что обсуждение зашло в тупик. Неопределенность сохраняется до сих пор... На рабочем варианте флага остаются эти два знака и никак не хотят мириться между собой

Страницы: Пред. 1 ... 3 4 5 6 7 ... 19 След.
Ответы
 
Tinibek
Бу тауну етегинде джашаган джамагат, тауну атына Елбрус дегенлери ючюн, Иран хисториячылары (тарихчилери) дагыда дюняда башга хисториячыла да бу тауну атына Елбрус дегендиле. Елбрусну маганасы; бур-бурган, чачган, тебретген, ус-аллай халиси, карактери болгандан келеди. Карачай-Малкарлыла бу тауга дагыда Мингги -Тау (уллу, карт, минггли) да дейдиле. Карачай-Малкарны Нарт Епосларында (Нарт Дестанларында) бу тауга Алтын-Тау, От -Тау деб да айтылганды. Дагыда кёб аты барды. http://www.afyonkaracay.com/dosyalar_SaylanganCazu wla/Taulani%20atasi%20minggi%20tau/Taulani_Atasi_M inggi_Tau.htm
Тинибик, бу текстни мен джазгъанем къачан эседа, Минги Тау джуртугъузну унутуб му турасыз Тюркде))?
 
Albert
бу текстни мен джазгъанем къачан эседа
Сен кёреме халкъны башын къатышдыргъан.)

Интеллектуальный вирус
Я не совсем понял вопрос
Ты учёный вирус или танкист?)))
Бизден къалгъан тюрк миллетле нек багъалатмайла текметни саулай тюркге бирча джуукъ джете эсе? Мне нравится твоя версия, но вижу неувязочку.
 
Папин Южак
Ата джуртларын эслерине салгъа кюрешеем, ансы алыб Минги Тауну Текметни ичине джыйыб туралла
 
Albert
многие исламоведы против называния Аллаха словом Тейри (Тенгри),
Например кто?

Текмет сам является почти языческим знаком..
И тут Остапа понесло....
 
Папин Южак
Ты учёный вирус или танкист?)))
Ну.... это с какой точки зрения посмотреть
Бизден къалгъан тюрк миллетле нек багъалатмайла текметни саулай тюркге бирча джуукъ джете эсе?

Я думаю, что это связано с постепенной утратой понимания его значения. Посмотри например на языковые трансформации. Дигорцы еще 200 лет назад разговаривали на верхнебалкарском диалекте и что теперь? Полнейшая утрата языка, не то что текмет разучиться понимать.
Показательны в этом отношении выводы Кузнецовой по результатам изучения нашего народного искусства. Например тщательно изучив природу изготовления войлочных ковров (узоры, тамги, рисунки и т.д.) она пишет, что магическое значение этих изображений угасло , но декоративное значение сохраняется и мастерицы продолжают в апликациях воспроизводить эти древние традиционные формы орнамента" ( раньше, взглянув на кииз можно было "скачать" необходимую информацию о его обладателе, кстати, говорят, что чуваши еще умеют "читать" киизы).

И я нашел этому подтверждение:
Сравни рисунок на войлочном ковре из пазырыкского (скифского) кургана и работу мастерицы из Ст. Джегуты.




Между этими коврами более 2 тыс. лет, а рисунок практически идентичен. Не думаю, что сегодня можно расшифровать его смысл, а вот форма осталась неизменной. Так и с текметом. Я думаю, что если бы не этот сын-таш 17 века, то этот знак не получил бы распространения и у нас.




Так что спасибо предкам, что сохранили хотя бы форму, а значение мы
разгадаем и сами

А то что другие еще не "дотукали" так это ничего, вот мы и донесем до них этот смысл . Отсюда текмет когда то распространился во все стороны света, теперь отсюда же он возродится вновь
 
Crossfire
Например, В индийской философской и религиозной традиции одним из основных символов, с помощью которого можно наглядно представить некоторые свойства бытия, является колесо.

Можно этот знак в студию? Трудно представлять себе древнеиндийское колесо, тем более сравнивая его текметом
 
Интеллектуальный вирус

А то что другие еще не "дотукали" так это ничего, вот мы и донесем до них этот смысл . Отсюда текмет когда то распространился во все стороны света, теперь отсюда же он возродится вновь...

 
Кстати, возвращаясь к резной плите христианского храма в районе Сочи.
По материалам истории города Сочи (http://www.isochi.ru/city/cat_56.html ):
"В Лоо по возможности стоит посетить христианский храм 7 - 9 в. н.э., построенный, как и североосетинские храмы, древними иранцами-аланами. По стилю храм напоминает некоторые аланские церкви Абхазии - Пицунда, Лыхны; и Карачаево-Черкесии -Зеленчук, относящиеся к западнокавказскому византийскому пути развития. Это свидетельствует о значительном влиянии ираноязычных аланов на культуру племён побережья".

В легенде "Тохту Къала" имеется такой эпизод: Когда гунны (кюннгебар азийле) напали на алан (сибил азийлеге), последние потерпев поражение, частью ушли в район Черного моря (Бир къаууму Тарыкъ таулада чегедиле, бирлери уа тенгиз джагъада джерленедиле".

Отсюда и эта плита с аланским знаком.




Очередное "совпадение"
 
Интеллектуальный вирус
Например кто?
Абдульджаббар ибн Башла..
 
Интеллектуальный вирус
Отсюда и эта плита с аланским знаком.
на плите в центре фигура крест напоминает, может это от христианства..?

я за Эльбрус и Текмет на флаге, экисинда салыргъа керекди, как не крути..)
 
6b907939
 
Фото
 
как загрузить фото?
 
kuch
тут есть инструкция:
http://www.elbrusoid.org/phorum/index.php?action=v thread&forum=2&topic=10804&page=0
 
хотел выставить фото , которое я случайно обнаружил во время рытья котлавана. Фото сохранил программой word. Форма напоминает текмет.
 
Нужно перевести из вордовского файла в JPEG
 
Crossfire
По моему мнению символика флага должна отражать нашу самобытность и древнюю историю. Так как у нас нет самостоятельного государства, очень важно также обозначить географическую локализацию народа.
Если оставить только Текмет, то флаг не будет иметь завершенной смысловой нагрузки. Тем более, что в том или ином виде фигура в виде Текмета была распространена у многих народов, в том числе и не тюркских. Например, В индийской философской и религиозной традиции одним из основных символов, с помощью которого можно наглядно представить некоторые свойства бытия, является колесо. Постоянно движущееся колесо вертится вокруг твёрдой и недвижимой оси. Слово Чакра в переводе с Санскрита значит колесо. Поэтому, чтобы избежать ненужной путаницы в будущем нужно придать Текмету индивидуальность, которая безусловно будет ассоциироваться с нашим народом. Таким символом несомненно является Эльбрус. Думаю будет правильно графически вписать Эльбрус в Текмет вместо точки. Тем более, что это
будет соответствовать содержанию Текмета, т. е. Эльбрус в центре Текмета будет означать место зарождения и обитания народа, что соответствует исторической действительности.




Albert
бу текстни мен джазгъанем къачан эседа, Минги Тау джуртугъузну унутуб му турасыз Тюркде))?

Огъесе, бу текстни джазганынга сокранып мы тураса )

Минги Тау'ну билип турабыз, алай болса да Елбрус атга да сый бергенле барды. Сёз ючюн, Америка'да джашагъан Семенлени кобузчу Халук, арбасын джангыртса да плакасын тюрлендирмейди, джылладан бери Елбрус джазылып турады. https://www.facebook.com/photo.php?fbid=4253654274 09&set=a.450654812409.244672.815892409&type=3&thea ter

Елбрус тау'ну юсюнден джазылган бу сайфада, http://lifeglobe.net/blogs/details?id=406
, тауга биринчи ёрлеген Кабартыды деп джазылганды, Киллар дегъенлери Карачайлы Хачирланы Хиллар я да Малкарлы Сотталаны Ахия тюйюлмюеди.
"Кюн батган джанындагы тёппесини мийиклиги (5642м), бу тёппеге биринчи 1 Теммуз 1829'да Карачайлы Хаджир'ланы Хиллар чыкганды. Кюн батхандагы тёппесине (5623м) биринчи Малкарлы Сотта'ланы Ахя чыкганды."
 
 
топорик бронзовый , а текмет из мрамора.Что вы думаете об этих предметах? Они скорее из захоронения. Там было два топорика и три каменных предмета. Один из них размером меньше и из известняка, две из мрамора.
 
Tinibek
Огъесе, бу текстни джазганынга сокранып мы тураса )
Ол текст бир 12 джыл алгъа джазылгъан эди, сокъранырча джугъу болмаз

Минги Тау'ну билип турабыз, алай болса да Елбрус атга да сый бергенле барды. Сёз ючюн, Америка'да джашагъан Семенлени кобузчу Халук, арбасын джангыртса да плакасын тюрлендирмейди, джылладан бери Елбрус джазылып турады.
Бюсюреу анга
Киллар дегъенлери Карачайлы Хачирланы Хиллар я да Малкарлы Сотталаны Ахия
къарачайлы джаш болмаин амалы джокъ эди алайда.. Минги таугъа ол заманда къарачайлыладан башха киши джуукълашырча тюл эди..
 
kuch
Трудно что-то сказать надо смотреть "в живую". Возможно это кобанская культура.
Albert
на плите в центре фигура крест напоминает, может это от христианства..?
Все правильно это так называемый тамплиерский или мальтийский крест. Только скифо-сарматы пользовались им гораздо раньше
 
Albert
къарачайлы джаш болмаин амалы джокъ эди алайда.. Минги таугъа ол заманда къарачайлыладан башха киши джуукълашырча тюл эди..

Саубол!
 
Я вот тут тоже нарыл Текмет на Миланском Кафедральном Соборе (указал красными стрелками)




Строительство этого грандиозного собора было начато в конце 14 века, как раз в период распада Алании.
Кто знает, может быть какой то аланский зодчий из числа перебравшихся в Европу, принимал участие в проектировании собора и настоял на том чтобы вписать Текмет в архитектуру здания.))
 
ELBUZ
 
Чуутланы(массонланы) энлеринде да излечигиз бу текметни андада табарыкъсыз.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Страницы: Пред. 1 ... 3 4 5 6 7 ... 19 След.
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам