Расширенный поиск
8 Декабря  2016 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Кимни – тили, тиши онглу, кимни – къолу, иши онглу.
  • Сютден ауузу кюйген, суугъа юфгюре эди.
  • Иги джашны ышаны – аз сёлешиб, кёб тынгылар.
  • Къазанны башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Ёнгкюч къууана барыр, джылай келир.
  • Къарнынг къанлынга кийирир.
  • Ашда – бёрю, ишде – ёлю.
  • Мал ёлсе, сюек къалыр, адам ёлсе, иши къалыр.
  • Бал – татлы, балдан да бала – татлы.
  • Намысы джокъну – дуниясы джокъ.
  • Джарлы джети элни сёзюн этер.
  • Ата Джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз.
  • Айырылгъанланы айю ашар, бёлюннгенлени бёрю ашар.
  • Ат басханны джер билед.
  • Эшекни не къадар тюйсенг да, ат болмаз.
  • Ишге юренсин къоллары, халкъ бла болсун джоллары.
  • Болджал ишни бёрю ашар.
  • Дженгил джетерикме деб, узун джолну къоюб, къысхасын барма.
  • Къаллай салам берсенг, аллай джууаб алырса.
  • Гугурук къычырмаса да, тангны атары къалмаз.
  • Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
  • Кёрмегеннге кебек – танг, битмегеннге сакъал – танг.
  • Билими азны – ауузунда кирит.
  • Ата Джуртуму башы болмасам да, босагъасында ташы болайым.
  • Кёкдеги болмаса, джердегин кёрмейди.
  • Ариу сёзде ауруу джокъ.
  • Тойгъандан сора, ашны сёкме.
  • Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
  • Ашарыкъда сайлагъаннга – чий гырджын.
  • Адебни адебсизден юрен.
  • Биреуге аманлыкъны тилеме да, кесинге ашхылыкъны тиле.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Эл тойса, тоймагъан, эл къойса, къоймагъан.
  • Хоншуну тауугъу къаз кёрюнюр, келини къыз кёрюнюр.
  • Джумушакъ сёз къаты таякъны сындырыр.
  • Къобан да къуру да къобханлай турмайды, адам да къуру да патчахлай турмайды.
  • Аманны къуугъан, аманлыкъ табар.
  • Атлыны ашхысы, ат тизгининден билинир
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Билим насыб берир, билим джолну керир.
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Уруну арты – къуру.
  • Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
  • Адам къаллай бир ишленмесе, аллай бир кесин уллу кёреди.
  • Эки элинги тыйсанг, джети элде махталырса.
  • Кёпюр салгъан кеси ётер, уру къазгъан кеси кетер.
  • Кёл ашады да, кеси ашады.
  • Иесиз малны бёрю ашар.
  • Аджаллыгъа окъсуз шкок атылыр.

Карачаевцы и балкарцы

18.12.2009 0 4027

Е.П. Алексеева,
археолог, доктор исторических наук

Сведения о карачаевцах и балкарцах, живущих у подножия Эльбруса, мы находим в письменных источниках, начиная с XIV в. Правда, названия "карачаевцы" и "балкарцы" встречаются в источниках много позднее (с XVII в.). В более ранних известиях карачаевцы и балкарцы выступают под именем "аланы" и "асы".

Так, арабский автор XIV в. Абульфеда отмечает, что к востоку от Абхазии, на северном склоне Кавказского хребта ("около входа в горный проход") живут тюркоязычные племена аланов, а рядом с ними "народ также тюркской расы, называемый ассы". Совершенно очевидно, что речь идет не об ираноязычных аланах (асах), а об их наследниках и, до некоторой степени потомках - карачаевцах и балкарцах, которых называли "аланами" и "асами" довольно долгое время. Есть и еще одно свидетельство тому, что в XIV-XV вв. балкарцы жили на территории современной Балкарии. Так, Л.И.Лавров, анализируя грузинскую надпись XIV-XV вв. на кресте, найденном в сел. Цховати (Ксанское ущелье), приходит к выводу, что в XIV-XV вв. в Балкарии жили "басиане", т.е. балкарцы, так как термином "басиане" грузины называют ту часть балкарцев, которые населяют собственно Балкарское ущелье (верхнее течение Черека).

По мнению В.А.Кузнецова, термин "басиане" не что иное, как передача грузинами термина "асы". О том, что карачаевцы и балкарцы уже в XIV в. жили как сформировавшаяся народность в горах Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, есть свидетельства и косвенного порядка. Так, известно, что адыги - черкесы и кабардинцы - заселили предгорья Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии не позднее XIV в. Балкарцев же кабардинцы называют "горцы" (къушхьэ). Следовательно, кабардинцы, занявшие предгорья, с самого начала воспринимали балкарцев как народ, живший южнее их, выше их, в горах, иначе бы кабардинцы не дали им такого названия "горцы".

Какие именно районы Карачая и Балкарии заселяли карачаевцы и балкарцы в XIV-XV вв.? Письменные источники точного ответа на этот вопрос не дают. Но здесь на помощь приходят археологические памятники. В горах Большого Карачая, и в частности у аулов Карт-Джурт, Учкулан, Хурзук, и далее, в долине реки Уллу-Кам известно большое количество курганных могильников, состоящих из небольших насыпей, сложенных из камней. Уллукамские курганы исследовались в 1892 г. В.М.Сысоевым. Насыпи этих курганов небольшие - от 6 до 10 в диаметре и до 0,70-0,80 м высотой. Они либо целиком сложены из камней, либо камень лежит по краям насыпи, образуя кольцо с земляным "бассейном" посредине. Покойники погребались либо в грунтовой могиле, либо в деревянном гробу из двух полуколод. Костяки вытянуты, на спине, головой на запад, лицом на юг. При костяках найдены железные вещи - ножи, скобы, огнива, колечки; серебряные серьги и другие украшения, изредка - бусы (МАК IX, стр. 154-158). Два таких кургана в Уллукамском ущелье были раскопаны В.М.Сысоевым. "По левую сторону Уллу-Кама, - пишет В.М.Сысоев, - против Хурзука и ниже, по направлению к Учкулану, находится несколько небольших курганов, покрытых камнем... Здесь я произвел раскопки в двух местах. В первом случае, на глубине 1 аршина, под слоем камней и тонким слоем земли нашли костяк в деревянном истлевшем гробу, составленном из двух колод. Костяк лежал на спине, головой на запад, лицо повернуто к югу. Около костяка справа находился большой железный нож. Во втором случае, на глубине одного аршина под камнями же найдены следы костей и рассеяно три железных скобки, железный нож, железное огниво и маленькое колечко" (МАК IX, стр. 157-158. Чертежи на этих таблицах сделаны нами исходя из описания В.М.Сысоева).

Курганы такого типа на Северном Кавказе датируются XIV- XVI вв. Анализируя описание раскопок В.М.Сысоева, мы приходим к ряду очень интересных выводов. Прежде всего, при тщательном изучении Уллу-Камских курганов мы можем установить сходство их с кипчакскими курганами. Как в кипчакских, так и в Уллу-Камских курганах насыпь небольшая, диаметром до 10 м и не выше 1 м, сложенная из камня, либо с каменной обкладкой по основанию. Костяки вытянуты, на спине, часто головой на запад, лицом к югу. Могилы грунтовые, гробы деревянные, иногда из двух полуколод. Правда, в Уллу-Камских курганах нет конских захоронений. Но это не должно нас удивлять. Обычай погребать с конем характерен для кочевников, каковыми и были кипчаки. Население же Уллу-Камского ущелья вело уже оседлый образ жизни, и поэтому этого обычая здесь мы не наблюдаем. Таким образом, несмотря на крайнюю скудость материала, все-таки можно уловить генетическую связь кипчакских курганных захоронений с Уллу-Камскими курганами XIV-XVI вв.

Второй вывод, который мы делаем, исходя из анализа раскопок Уллу-Камских курганов, заключается в следующем: эти курганы принадлежат карачаевцам. Об этом свидетельствует не только местоположение курганов - в высокогорном районе, куда другие племена (например, адыги) не заходили. Так, граница адыгских курганных могильников проходит примерно по линии города Карачаевска - не южнее. Важнейшим доказательством того, что эти курганы принадлежат именно карачаевцам, является большое сходство и генетическая связь этих курганов с определенным типом карачаевских погребений XVII - начала XVIII в. (первой группы). Подробно о карачаевских захоронениях XVII-XVIII вв. мы будем говорить несколько ниже. Здесь отметим следующее.
1. Насыпи Уллу-Камских курганов, сложенные из камня, совершенно подобны насыпям из камней, сделанных на карачаевских погребениях XVII-XVIII вв., только форма этих последних не круглая, а приближается к овалу. Иногда насыпь Уллу-Камских курганов не сплошная, а имеет в центре земляной "колодец" - как у описанных карачаевских насыпей.
2. В обоих могильниках костяки лежали вытянуто на спине, головой на запад, лицом к югу.
3. Вещи, найденные в Уллу-Камских курганах, подобны вещам, обнаруженным в карачаевских погребениях XVII - начала XVIII в. и по типу, и по назначению (железные ножи, скобы, серебряные серьги и т.п.). Разница только хронологическая - ведь Уллу-Камские курганы на 200-300 лет древнее уже исследованных нами карачаевских захоронений (на южной окраине аула Карт-Джурт.

Итак, Уллу-Камские и им подобные курганы Большого Карачая, датирующиеся XIV-XVI вв., сходны с более поздними, заведомо карачаевскими захоронениями XVII - начала XVIII в. О чем это может говорить? Ответ здесь может быть только один - курганы XIV-XVI вв. типа Уллу-Камских принадлежат карачаевцам. Карачаевцы жили в Большом Карачае, как и в других ущельях у подножия Эльбруса уже в XIV в., что и соответствует данным письменных источников. Согласно преданиям, карачаевцы в очень давние времена жили в Архызе. В Архызе карачаевских могильников пока не обнаружено. Но в могильниках позднеаланского времени, расположенных в районе Архыза и вообще в верхнем течении Большого Зеленчука, обнаружены предметы, обычные для карачаево-балкарского быта (небольшие круглые низкие плетеные корзинки особой формы, железные орудьица типа мотыжки, долота и др.)

...У аула Верхний Чегем, в местности Байрым экспедицией КБНИИ (Г.И.Ионе) открыты бескурганные погребения в деревянных колодах или составных гробах. Покойники лежали вытянуто, на кожаной подстилке, с углем в головах. На одной из погребенных, лежащей в массивном дубовом гробу, обнаружены остатки одежды кипчакского типа. Могильник датируется XII-XIV вв. и принадлежит, очевидно, тому смешанному населению, которое образовалось в результате слияния местных племен (алан и др.) с пришлыми кипчаками - то есть балкарцам. В той же местности экспедицией КБНИИ (П.Г.Акритас) под развалинами церкви Байрым открыт склеп со сводчатым потолком. В нем найдено шесть человеческих черепов, один из которых - монголоидный. Обломки сосудов аланского типа и металлических предметов XI-XII вв. В 50 м к западу от развалин церкви Байрым - остатки другого склепа. Здесь лежал костяк женщины на спине, вытянуто, головой на запад, лицом на юг. Любопытно, что костяк помещался на доске - вспомним, что для древних и средневековых погребений этой местности (Донгатский могильник) вообще характерно положение скелета на доске. Здесь найдены тонкие серебряные нашивки на платье, два серебряных медальона на цепочке, бронзовые украшения, обломки орнаментированной глиняной посуды. Это погребение также датируется XI-ХII, может быть - началом XIII в.

Христианские могильники раннего средневековья (вплоть до XIV в.) открыты также у аула Верхний Чегем, в местности Лыгыт (Г.И.Ионе; О.Л.Опрышко). Погребений в каменных ящиках (XIV-XVI вв.), принадлежащие по мнению В.А.Кузнецова балкарцам-басианам, открыты напротив сел. Верхняя Балкария, между сел. Мукуш и Куспарты, на пологом склоне горы. Исследовано два каменных ящика (экспедиция КБНИИ и ИА, В.А.Кузнецов). Один из этих ящиков был сложен из плит плотного серого сланца и сверху накрыт плотной массивной плитой. Длина его - 1,77, ширина 0,5, глубина 0,75 м. В ящике - остатки гроба и женский скелет, в вытянутом поло- жении, головой на С-3. Бронзовые украшения, бусы, обломки стеклянного зеркала, железный нож. 

В Архызе имеются археологические памятники, которые народная молва связывает с карачаевцами. Развалины "Старое Жилище" карачаевцы считают остатками карачаевского аула. По преданиям, у Старого Жилища раньше находили плиты, на которых были выцарапаны тамги всех карачаевских родоначальников. Один из бугров, на котором находятся развалины башни, носит название "Карча-Тебе". Во втором каменном ящике - камере - находился деревянный гроб с женским костяком, лежащим вытянуто, на спине, головой на запад. На черепе - головной убор из шелковой ткани, покрытой сеткой из шерстяных нитей зеленого цвета. Серебряные украшения, бронзовый наперсток, обрывки тканей из тонких шерстяных ниток, два перстня. Подобные украшения найдены в погребениях XIV- XVI вв. в Осетии (Дигория-Махчехск, Лизгор) и в других местах.

Таким образом, если в более западных районах, в горах Карачая, в XIV-XVI вв. покойников хоронили в деревянных гробах или в грунтовых могилах под курганными насыпями (скорее всего - кипчакская традиция), то в более восточных районах (Балкария) долгое время продолжал сохраняться чисто местный, древний горский обряд погребения - в каменных ящиках и склепах, внутри которых помещался деревянный гроб или доска, на которую укладывали покойного. Наряду с этими формами могильных сооружений у карачаевцев и балкарцев известны и другие - могилы, отмеченные на поверхности кладками из крупных камней. Кладки - овальные или прямоугольные в плане. Иногда внутри кладка засыпалась мелкими камнями. Это - самая распространенная форма карачаево-балкарских захоронений вплоть до принятия ислама. Таких могильников много в Балкарии, например, на южной окраине аула Верхний Чегем - прямоугольные выкладки, и в других местах. Не меньшее количество подобных погребений известно и в Карачае. Исследованные нами погребения такого рода относятся к XVII - началу XVIII в. Сами карачаевцы утверждают, что подобные могильники существуют "четыреста лет" - следовательно, по их словам, так хоронили покойников в XVI веке. Однако и XVI век нет никаких оснований считать временем появления таких захоронений. Они могли появиться еще раньше и существовать у карачаевцев и балкарцев наряду с другими формами погребальных сооружений (курганы, каменные ящики, склепы, мавзолеи-кешенэ).

Обратимся теперь к описанию Карт-Джуртского могильника, исследованного экспедицией КЧНИИ в 1958 г. Аул Карт-Джурт находится на правом берегу Кубани, в 5 км севернее начала этой реки, образованной слиянием рек Хурзук и Учкулан. Карт-Джурт, как показывает его название, считается самым старым аулом в Большом Карачае. Могильник расположен на южной окраине аула. О том, что этот могильник является карачаевским, свидетельствует не только устная народная традиция, но и сходство наземных погребальных сооружений этого могильника с позднейшими карачаевскими могилами XIX - начала XX века. Карачаевцы полагают, что этому могильнику не менее 400 лет. Раскопки в основном эту дату подтвердили. Наземные сооружения были трех родов.
1. Курганообразные возвышения, овальные, почти круглые в плане, высотой до 0,40 м, Д. 3,2-3,4 м. Возвышения состояли из нескольких рядов камней, расположенных концентрически. В центре возвышения камней не было, здесь был овальный "земляной бассейн".
2. Овальные в плане выкладки из округлых камней, высотой от 0,10 до 0,30 м, Д. 3 м и более
3. Прямоугольные в плане выкладки из крупных камней, заполненные мелким камнем (как в Верхнем Чегеме). Высотой до 0,50 м, длиной 4 м, шириной 2-3 м.

Все могильные сооружения ориентированы с В на 3. Покойники лежали на глубине 1-1,40 м, на спине, головой на запад, лицом на юг. В головах и в ногах встречался древесный уголь. Иногда под костяками и над ними прослеживались остатки продольно лежавших досок. Положение погребенных (на спине, а не на боку), положение досок, лежавших плашмя над костяками и под ними, а не поставленных на ребро, наличие в могилах древесного угля и вещей, небольшая глубина женских могил - иногда менее 1м - все это говорит о том, что покойники в этих могилах погребены не по мусульманскому, а по языческому обряду. В могилах при мужских костяках найдены железные ножи или кинжалы, в женских погребениях - медный наперсток, серебряные височные колечки, железная скоба. Эти вещи датируются XVII - началом XVIII в. Так, наперстки, подобные карт-джуртским, найдены в ингушских склепах XVII в. Л.П.Семеновым и Е.И.Крупновым и в осетинских склепах XVI- XVII вв. В.И.Долбежевым.

Таким образом, судя по этим аналогиям, исследованные нами погребения Карт-Джуртского могильника на южной окраине аула относятся к XVII - началу XVIII в. Согласно местным преданиям, этот могильник является отнюдь не самым древним карачаевским могильником в Кубанском ущелье. 

Карачаевцы и балкарцы долгое время были язычниками. Иногда какая-то их часть принимала христианство. Об этом пишут Абульфеда (XIV в.) и Ламберти (XVII в.), об этом же говорят и некоторые данные археологии. Однако христианство не прививалось у карачаевцев и балкарцев. Очень поздно приняли они мусульманство. Только во второй половине XVIII в., судя по замечаниям Гильденштедта и других авторов, карачаевцы и балкарцы стали мусульманами.

И действительно, формы погребального сооружения могил Карт-Джуртского могильника, обряд погребения уходят своими корнями в более древние эпохи. Погребения курганообразного типа через Уллу-Камские курганы связываются с кипчакскими. Что касается прямоугольных и овальных выкладок над могилами на поверхности земли (второй и третий тип погребений), то каждому, кто знаком с подобного рода карачаевскими и балкарскими могилами, бросается в глаза большое сходство этих могил с подобными же выкладками погребений аланской и кобанской эпохи. Так, прямоугольные выкладки на горе Донгат по внешнему виду совершенно не отличаются от балкарских могил XVII - начала XVIII в. на южной окраине аула Верхний Чегем. Такая же связь прослеживается от кызыл-калинских могил позднекобанского времени к могилам в этой же местности аланского времени и от них - к карачаево-балкарским могилам с каменными кладками на поверхности, прямоугольными в плане.

Остановимся еще на одном виде карачаево-балкарских захоронений - мавзолеях. Мавзолеи эти двух типов - прямоугольные в плане, с двухскатной крышей (так называемые кешенэ) и восьмигранные в плане с пирамидальной крышей. Подобные мавзолеи исследовались нами на окраине аула Верхний Чегем в Балкарии. Они имеются также и в других местах Кабардино-Балкарии, в частности на Баксане, а также в Осетии (Фаснал, Лац, Даллагкау). Прямоугольные кешенэ с двухскатной крышей известны и в Карачаево-Черкесии - на левом берегу р. Кубань, напротив аула Карт-Джурт. У устья реки Джамагат, впадающей в Теберду, сохранилось два наземных склепа, приписываемых балкарцам.

При обследовании Верхне-Чегемских склепов-мавзолеев мы установили, что восьмигранные мавзолеи довольно поздние. В них совершены погребения по мусульманскому обряду. Эти мавзолеи построены не ранее XVII-XVIII вв. Подобная датировка согласуется и с устной народной традицией. Что касается прямоугольных мавзолеев-кешенэ, то они, очевидно, более ранние, чем восьмигранные. Так, в одном из обследованных нами кешенэ погребение совершено не по мусульманскому обряду. То же можно сказать и о карт-джуртских кешенэ, где, по словам В.М.Сысоева, найден деревянный гроб в виде ящика. Подобные гробы многие тюркоязычные народы, в том числе и карачаевцы, называют "сандык". Точную датировку кешенэ сейчас предложить трудно. Но, во всяком случае, можно сказать, что они построены не позднее XVII в. Нижнюю дату пока указать не можем. Откуда возникла такая форма погребального сооружения у карачаевцев и балкарцев? Здесь, очевидно, прав Х.О.Лайпанов, предположивший, что карачаево-балкарский кешенэ восходит к кипчакскому кезенэ-мавзолею, воздвигаемому умершему знатному кипчаку.

Таким образом, в Карачае и Балкарии в настоящее время исследованы карачаево-балкарские могильники как XIV-XVI, так и XVII-XVIII вв. Письменные источники XVII в. упоминают карачаевцев и балкарцев, живущих в Верховьях Кубани, Баксана, Чегема и Черека, причем уже под их современными названиями - "карачиоли" и "болхары". Так, итальянский миссионер Ламберта (1630-1650), долго живший в Мингрелии, пишет, что Колхида с северо-западной стороны окружена хребтом Кавказских гор, которые населяют народы - абхазцы, аланы, карачаевцы, черкесы и другие. В другом месте Ламберти указывает, что карачаевцы (карачиоли), живущие "у подножия Кавказа на север", "чисто сохранили тюркский язык". Они имеют белую кожу, хотя и называются "карачиолями" (черными). У них сохранились остатки христианских верований. Одно из главнейших их занятий - охота. О карачаевцах (карачиоли) упоминает и французский автор Шарден (1671). Оба этих автора имеют в виду карачаевцев, живших на северных склонах Кавказского хребта, прилегающих к Абхазии, то есть на территории Большого Карачая. В XVII в. какая-то группа карачаевцев жила и восточнее Карачая, на Баксане. Там их застали московские послы Елчин и Захарьев, которые в 1639-1640 гг. проходили в Сванетию и обратно. В статейном списке (отчете) этого посольства баксанская территория, населенная карачаевцами, называется "Карачаева Кабарда". На Баксане известны археологические и архитектурные памятники, которые устная народная традиция и предания связывают с карачаевцами.

...О "балкарах" говорят русские источники. Самое раннее известие об этом народе в русских докуметках мы находим в отписках терского воеводы И. А. Дашкова (1629 г.) в Посольский приказ о разведках залежей серебряной руды в Кабарде и Балкарии. По его словам, балкарцы жили в горах, в Черекском ущелье. Из старейших списков (отчетов) русских послов в Грузию Толочанова и Иевлева (1650-1652 гг.) также вытекает, что "болхары" жили на "реке Черехе" и граничили с Имеретией. В долине реки Баксан, около развалин карачаевского аула Эльджурт, на горе - развалины башни Гошаях-Кала. Здесь же недалеко - древнее карачаевское кладбище, где среди прочих погребений возвышается склеп Камгут-Кешенэ. В этом склепе Х.О.Лайпановым обнаружен деревянный гроб-сандык такой же, как в Карт-Джуртских кешенэ. В этом же районе известен Камень Карчи (Карча-Таш). Одна из гор носит название Джантуган (Джантуган - по преданию сын Карчи). Башня Карча-Кала известна на юге Балкарского (Черекского) ущелья напротив аула Шканты. 

...Суммируя все сказанное выше об археологических памятниках "кобанцев", алан, болгар и кипчаков, которых мы считаем предками карачаевцев и балкарцев, и о памятниках самих карачаевцев и балкарцев (могильниках XIV-XVII вв.), мы попытаемся представить генетические связи карачаево-балкарской культуры с более древними культурами в следующем виде.

Связи с "кобанцами":
1. Могилы с прямоугольными и овальными выкладками из крупных камней на поверхности земли. 2. Орнаментальные мотивы на поясах, войлоках и др. (бараньи рога, зигзаги, бегущая спираль, ромбы, заштрихованные треугольники и др.)
Подтверждающие материалы:
1. Данные языка - в карачаево-балкарском языке прослеживается древний слой - остатки того языка, на котором говорило население в кобанскую эпоху.
2. У балкарцев есть предание о том, что до заселения ими Балкарии там жили дигорцы. По последним данным (исследования В.А.Кузнецова), дигорцы - потомки носителей кобанской культуры. 


Антропологические данные - по физическому типу карачаевцы и балкарцы принадлежат к кавкасионскому высокогорному типу.


Связи с аланами и с другими племенами, жившими в средние века в Алании:
1. Могилы с прямоугольными и овальными выкладками из крупных камней на поверхности земли. 2. Украшения и предметы быта - медальоны различных форм, имеющие значение амулетов. Железные скобели для изготовления деревянных ложек и чашек, скобления мездры со шкуры животного. Железные скобы. Плетеные низкие круглые корзинки, некоторые формы сосудов и др. 3. Орнаментальные мотивы: на поясах (например, изображения на металлических поясных бляшках цветка в виде буквы икс); геометрический орнамент в виде заштрихованных треугольников и др. Специально вопросами карачаево-балкарского орнамента, изучением генетических связей его с орнаментальным искусством "кобанцев", алан и кипчаков занимается Е.Н.Студенецкая. 
Подтверждающие материалы:
1. Данные языка (в карачаево-балкарском языке много алано-осетинских слов, возникших в эпоху средневековья, в аланское время).
2. За карачаевцами и балкарцами остались названия аланы и асы.


Связи с болгарами:
1. Наличие в зоне формирования карачаевцев и балкарцев болгарских археологических памятников - поселений особого типа с болгарской посудой (глиняные котлы с внутренними ушками) и погребений в узкой прямоугольной яме, вырытой в грунте (с VII в. н.э.). Подтверждающие материалы:
1. Письменные источники, свидетельствующие о том, что в раннем средневековье болгары проникали в горы Кавказа.
2. Сходство карачаево-балкарского и болгарского языков.
3. Сходство названий "болгары" и "балкарцы". Может быть, в дальнейшем удастся установить связь и между названиями "черные болгары" и "карачаевцы" (кара - по-тюркски -- черный).
4. Мифология - сходные тюркские божества - Тейри и др.

Связи с кипчаками:
1. Наличие кипчакских археологических памятников XI- XIII вв. в зоне формирования карачаевцев и балкарцев (курганы и каменные бабы).
2. Сходство некоторых типов карачаевских захоронений (с курганообразной насыпью из камней) с кипчакскими курганами (генетическая связь прослеживается через курганы XIV-XVI вв. Уллу-Камского ущелья, которые мы также считаем карачаевскими).
3. Сходство карачаево-балкарских кешенэ с кипчакскими кезенэ.
Подтверждающие материалы:
1. Сходство карачаево-балкарского языка с кипчакским, засвидетельствованное Кодекс-Куманикус и другими источниками.
2. Свидетельства грузинских источников о проникновении кипчаков в Закавказье еще с XI в. Сообщение Ибн эль-Асира (XIII в.) о том, что после монгольского нашествий 1223 г. часть кипчаков укрылась "в горах".
3. Наличие общетюркских (в том числе и кипчакских) божеств в карачаево-балкарской мифологии.

Кроме основных элементов - кобанцев, алан, болгар и кипчаков в формировании карачаевцев и балкарцев приняли участие некоторые другие этнические образования - печенеги; может быть, и другие тюркские племена, которым принадлежат статуи. Но вряд ли их роль была значительной. Впоследствии, когда карачаевцы и балкарцы уже сформировались и существовали как народность, они принимали в род представителей других народов - сванов, дагестанцев, русских и др. Это нашло свое отражение в звучании карачаевских и балкарских фамилий. Однако эти элементы не изменили язык, материальную и духовную культуру карачаевцев и балкарцев и поэтому их нельзя причислять к основным этническим образованиям, из которых сложилась карачаево-балкарская народность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги всему, изложенному выше, мы можем сказать, что изучение археологических памятников дало возможность найти основные элементы, из которых сформировалась карачаево-балкарская народность. Это:
1. Местные племена, носители кобанской культуры.
2. Аланы и другие племена, носители аланской культуры, жившие в Алании в эпоху раннего средневековья.
3. Болгары - так называемые "черные", или "внутренние".
4. Кипчаки (половцы, куманы). Кроме болгар и кипчаков в образовании карачаево-балкарской народности могли принять участие и другие тюркские племена, например печенеги. Впоследствии карачаевцы и балкарцы, уже сформировавшиеся в народность, принимали в род представителей других народов. Однако роль их не была столь велика, как роль четырех основных этнических единиц, из которых образовалась карачаево-балкарская народность.

Заключения, к которым мы пришли, подтверждаются выводами, сделанными по вопросу карачаево-балкарского этногенеза специалистами по языку, фольклору, историками, этнографами, антропологами. Следует еще отметить и то, что исследования археологов помогли подойти к решению таких вопросов, найти ответ на которые специалисты по другим дисциплинам были бессильны. Конечно, мы сознаем, что добытый нами археологический материал еще не велик. Дальнейшие исследования археологов, а также историков, этнографов, языковедов не только дополнят, но кое-что, возможно, изменят и исправят в выводах, сделанных автором в настоящей работе. Но одно остается и останется несомненным - карачаевцы и балкарцы - местный, древний народ Кавказа, корни которого уходят в эпоху кавказской бронзы.

(Голосов: 6, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет