Расширенный поиск
3 Декабря  2020 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Арпа, будай – ащды, алтын, кюмюш а – ташды.
  • Гугурук къычырмаса да, тангны атары къалмаз.
  • Хар адамгъа кеси миннген тау кибик.
  • Джашда акъыл джокъ, къартда къарыу джокъ.
  • Ариу джол аджал келтирмез.
  • Эл тойса, тоймагъан, эл къойса, къоймагъан.
  • Бойнуму джети джерден кессенг да, мен ол ишни этеллик тюлме.
  • Байлыкъ келсе, акъыл кетер.
  • Тик ёргени, тик энгишгеси да болады.
  • Кёбден умут этиб, аздан къуру къалма.
  • Билмегенинги, билгеннге сор.
  • Кёрмегеннге кебек – танг, битмегеннге сакъал – танг.
  • Хар зат кесини орнуна иги.
  • Башы ишлегенни, ауузу да ишлер.
  • Тёрдеги кюлсе, эшикдеги ышарыр.
  • Акъыл къартда, джашда тюйюлдю – башдады.
  • Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
  • Адамны сабийин сюйген джюреги, бычакъча, джитиди.
  • Тил джюрекге джол ишлейди.
  • Терслик кетер, тюзлюк джетер.
  • Тойгъан антын унутур.
  • Ёмюрлюк шохлукъну джел элтмез.
  • Ётюрюкден тюбю джокъ, кёлтюрюрге джиби джокъ.
  • Къартха ушагъан джаш – акъыллы, джашха ушагъан къарт – тели.
  • Элге къуллукъ этмеген, элге ие болмаз.
  • Чыкълы кюнде чыкъмагъан, чыкъса къуру кирмеген.
  • Аджашхан тёгерек айланыр.
  • Aдам боллукъ, сыфатындан белгили.
  • Ариу сёз аурууунгу алыр.
  • Акъдан къара болмаз.
  • Таула не мийик болсала да, аууш табылыр.
  • Тил – миллетни джаны.
  • Дженгил джетерикме деб, узун джолну къоюб, къысхасын барма.
  • Башсыз урчукъ тюзюне айланмаз.
  • Игини сыйлагъан адетди.
  • Къанны къан бла джуума, аманны аман бла къуума.
  • Ойнаб айтсанг да, эслеб айт.
  • Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
  • Эки къатын алгъанны къулагъы тынгнгаймаз.
  • Татлы тилде – сёз ариу, чемер къолда – иш ариу.
  • Сагъыш – къартлыкъгъа сюйюмчю.
  • Къызгъанчдан ычхыныр, мухардан ычхынмаз.
  • Чакъырылмагъан джерге барма, чакъырылгъан джерден къалма.
  • Эринчекни эр алмаз, эр алса да, кёл салмаз, кёл салса да, кёб бармаз!
  • Биреу къой излей, биреу той излей.
  • Тамырсыз терекге таянма – джыгъылырса.
  • Онгсузну – джакъла, тенгликни – сакъла.
  • Сыфатында болмагъаны, суратында болмаз.
  • Тили узунну, намысы – къысха.
  • Тюзлюк тас болмайды.

Почему асы не любят ассов?

10.06.2003 0 1678

Подвожу кое-какие итоги своих любительских рассуждений на исторические темы: никаких скифов на свете не существовало, настоящее имя народа, известного науке как скифы,- асы, а на языке самих асов - "ас халкъы"; аланы - это асы, живущие в долине, в степи; впоследствии аланы, подчинив себе все асские (скифские) племена, "распространили на них", как говорит Марцеллин, свое имя. Но на своей исконной родине - на Кавказе (Кап-Ас - Горная Асия) - асы так и продолжали называться асами. Из-за уважения к земле предков или же аланы и не пытались их подчинить себе - кто знает? Возможно, они, аланы и асы, осознавали себя настолько единым народом, что такого вопроса - как им вместе называться - и не стояло. Но известно всему ученому миру - с первых же веков нашей эры, когда аланы начали выступать на исторической арене как самостоятельная сила, и до тех пор, пока эти слова - "аланы" и "асы" - не стали тускнеть и исчезать (после нашествия Тамерлана, XV век нашей эры), они, эти два слова, как сиамские близнецы, были неразрывны: там, где жили асы, были и аланы, там, где жили аланы, находились и асы. Причем в одних и тех же местах. Из этого следует, что они были двумя ветвями одного и того же народа или же вовсе были одним народом. Как, например, адыги и черкесы, казаки и русские, немцы и австрийцы и т. д.

Правда, как я уже отмечал, есть только один ученый, который говорит, что асы и аланы - это разные народы. Но аргументы, приводимые им, меня, к примеру, совершенно не убеждают. Его, видимо, сбила с толку существующая в балкарском языке фраза: "Ассыдан туугъан ассы!", что в переводе значит: "Ас-сы, сын ассы!" Ну, скажем, в том же смысле как: "Гяур, сын гяура!" в устах мусульманина. Видимо, он рассуждал так: "Ну раз мы, аланы, говорим с пренебрежением "Ассы, сын ассы!", значит эти ассы не должны быть аланами, а раз так - мы разные народы". Все, вроде бы, логично. Но ученый, мною очень глубоко уважаемый, не обратил внимания на одну маленькую деталь, вернее, на одну только буковку - почему это вдруг в этой фразе слово "асы" "потолстело" на целую букву, пишется и произносится с двумя "с"? Ведь у нас в языке, да и в исторических документах везде эти чертовы асы пишутся с одним "с", почему же в этой фразе с двумя? Правда, ученый на это и не мог обратить внимания, так как и всю фразу, и это слово написал неправильно. Он пишет: "Асдан туугъан ас", когда на самом-то деле следует писать: "Ассыдан туугъан ассы" (См.: Карачаево-балкаро-русский словарь. М., 1989). Конечно, в древнерусских летописях, наверное, пишется так: "ясский град", "ясский князь", но здесь второе "с" к основе слова, по-моему, отношения не имеет, второе "с" относится к суффиксу "ск", так как эти же летописи пишут "ясыня", "ясы" и т. д. Значит, вторая буква "с" в балкарском слове "ассы" появилась не случайно, она закономерна, значит, надо установнть ее истинное значение, надо установить ее "родословную" - откуда есть пошла.

В балкарском языке есть отрицательный суффикс "-сыз, - сиз", соответствующий русской приставке "не" или "без". Адамлыкъ - человечность, гуманность; адамсызлыкъ - жестокий (нечеловечный); ахча - деньги; ахчасыз - безденежный; къан - кровь; къан-сыз - (бескровный) жестокий, беспощадный и т. д. Мне кажется, точнее, я уверен в том, что эта фраза вначале произносилась так: "Ассыздан туугъан ас-сыз!" Что значит: "Не ас (ты), сын не аса!" Подобное выражение, по-моему, существует у всех народов - ты ведешь себя не как человек нашего народа, откуда, мол, ты взялся? Я владею только двумя языками - балкарским и русским. Приведу примеры подобных выражений, употребляемых в этих языках.

В балкарском языке: "Алан, сен таулу тюйюлмю-се?", "Алан, ты не горец (балкарец), что ли?"; "Гяур-дан туугъан гяур!", "Гяур, сын гяура!"; "Къутсуз-дан туугъан къутсуз!", "Жестокосердный, сын жесто-косердного."

В русском яэыке: "Ты что, не русский, что ли?", "Я ж тебе по-русски говорю." и т. д. Балкарцы хороших, воспитанных, вежливых людей так и называют - "асыл адам", что значит: человек, с присущими асу качествами, асский человек. И то и другое понятия имеют один и тот же смысл: он настоящий, хороший человек, человек нашего народа, народа асов. А ассыз - это человек, которому не присущи (хорошие) качества (нашего) народа асов. "Ас-сыздан туугъан ассыз!" - вы уже сами догадываетесь, конечно, что это значит: ты, мол, человек, у которого ничего хорошего, что есть у нашего народа, и отец твой такой же! А если просто, по-народному и покороче: "Осел, сын осла!"

Выходит, асы не любят ассов по очень простой причине: потому что ассы - это ассызла, это грубые, невоспитанные люди, хамы, хулиганы, драчуны и еще что хотите. Да, конечно, они тоже асы, но разве они настоящие асы - посмотрите на них: никакого воспитания, ни гордости, ни чести! Одним словом - дураки! Но, как балкарцы говорят, дурак - он, конечно, и есть дурак, но не выкинешь же его!

Так что, не стоит из-за дураков-ассов, вернее - ассызов, раскалывать единый этнический массив, единый алано-асский народ на два чуть ли не враждебных друг другу народа, как это пытается сделать Исмаил Мизиев.

История, как я говорил вначале, - самая капризная из наук. Еще ни один из ученых, увлекавшихся ею, не смог избежать ее чар, не попасть впросак из-за ее проделок, не смог пройти свой жизненный путь без того, чтобы, увлекшись, не забрести в тупик или же не сойти с пути Истины, ведущей к заоблачному храму богини Иштар, или же не получить простой щелчок по носу за свое высокомерие. Конечно, каждый ученый-историк уверен в том, что уж он-то никогда не сворачивал с пути Истины, и История должна быть к нему благосклонна. Но так это или нет - знает только сама Иштар - богиня истории. А до нее, как принято говорить, и высоко, и далеко!

Но и История, как и всякая наука, создается кропотливым и неустанным трудом безоглядно преданных ей отважных мужей, которых не должны страшить ни ушибы, получаемые на крутых ее тропах, ни капризы самой богини, со снисходительной ухмылкой посматривающей на карабкающихся у подножия ее храма смельчаков, ни грозы и бури. И тех, кто все-таки доберется до вершины, к храму, благословит сама Иштар, которая тоже иногда бывает серьезной и справедливой.

(Нет голосов)

  • Нравится