Расширенный поиск
26 Апреля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Танг атмайма десе да, кюн къоярыкъ тюйюлдю.
  • Эл тойса, тоймагъан, эл къойса, къоймагъан.
  • Къанны къан бла джуума, аманны аман бла къуума.
  • Иги джашны ышаны – аз сёлешиб, кёб тынгылар.
  • Биреуге аманлыкъны тилеме да, кесинге ашхылыкъны тиле.
  • Билген билмегенни юретген адетди.
  • Эркишини аманы тиширыуну джылатыр.
  • Айтхан сёзюне табылгъан.
  • Джаш болсун, къыз болсун, акъылы, саны тюз болсун.
  • Ариу сёз аурууунгу алыр.
  • Ашхы – джыяр, аман – джояр.
  • Эшекни не къадар тюйсенг да, ат болмаз.
  • Ашаса, ашамаса да, бёрюню ауузу – къан.
  • Хар зат кесини орнуна иги.
  • Таукелге нюр джауар.
  • Адамгъа аман кюн соруб келмейди.
  • Аурууну келиую тынч, кетиую – къыйын.
  • Джаным-тиним – окъуу, билим.
  • Суу ичген шауданынга тюкюрме.
  • Аманны эки битли тону болур, бирин сеннге кийдирир, бирин кеси киер.
  • Къолунгдан къуймакъ ашатсанг да, атаны борчундан къутулмазса.
  • Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Аджал соруб келмез, келсе, къайтыб кетмез.
  • Къарт айтханны этмеген, къартаймаз.
  • Ауругъан – джашаудан умутчу.
  • Тай асырагъан, атха минер.
  • Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
  • Адамны сыфатына къарама, сёзюне къара.
  • Магъанасыз сёз – тауушсуз сыбызгъы.
  • Арбаз къынгырды да, ийнек сауалмайма.
  • Керилген да, ургъан кибикди.
  • Аманны тукъумуна къарама, игини тукъумун сорма.
  • Ашына кёре табагъы, балына кёре къалагъы.
  • Акъыл аздырмаз, билим тоздурмаз.
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Тамырсыз терекге таянма – джыгъылырса.
  • Адам сёзюнден белгили.
  • «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
  • Баргъанынга кёре болур келгенинг.
  • Абынмазлыкъ аякъ джокъ, джангылмазлыкъ джаякъ джокъ.
  • Азыкълы ат арымаз, къатыны аман джарымаз.
  • Эринчекге кюн узун.
  • Къазанны башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Болджал ишни бёрю ашар.
  • Билмейме деген – бир сёз
  • Эри аманны, къатыны – аман.
  • Джангыз торгъай джырламаз.
  • Къатын байлыкъны сюер, эр саулукъну сюер.
  • Битмегеннге сакъал – танг.

Так кто же они, эти татаро-монголы — татары или монголы?

10.06.2003 0 5395

Как-то, просматривая "Словарь русского языка" (М.: Русский язык, 1984), изданный Академией наук СССР и Институтом русского языка, я обратил внимание на наше родное слово "тамада", получившее гражданство в "великом и могучем" русском языке. Странно было мне читать толкование этого слова - "Распорядитель пира, пирушки", и объяснение того, откуда это слово в русском языке: "От груз. tamаtоbа - старшинство во время пира".

А на самом-то деле это слово тюркское, и его значение в первую очередь, и даже не в первую очередь, а вообще - одно-единственное, но уже в широком смысле - "старший"! А там, где он, этот "старший" старший: в семье ли, среди друзей ли, в роду или же в государстве - это уже не имеет значения. Он, как отмечено в словаре, может быть старшим хоть на пиру, хоть на пирушке. И происходит от галс - дом; ата - отец - отец дома.

Когда люди судят о делах понаслышке, дают указания, выносят вердикт, не разбираясь в сути дела, а так, лишь поверхностно ознакомившись, балкарцы говорят, что эти люди совершают эти действия "не сходя с коня". Это значит, что они, прежде чем принять решение, дать указание, вынести вердикт, не удосуживаются даже слезть с коня и серьезно разобраться в сути дела. Вот так "не сходя с коня" и решили этимологию, то есть родословную "тамады" составители и редакторы академического словаря.

Но если б так, наспех, без особого разбора, решались родословные только слов нашей академической наукой! Дело в том, что родословные многих народов нашими академическими мужами тоже решаются именно вот так - "не сходя с коня"!

Многие думают, что соплеменников Чингиз-хана следует называть монголами и никак иначе, по той простой причине, что они всегда, мол, были монголами. И где-то подспудно уверены в том, что впоследствии их стали называть татаро-монголами потому, что после в их ряды влились многие покоренные ими народы, в том числе и татары. А так как впоследствии (черт их знает, почему!) в Золотой Орде монголы вообще куда-то исчезли, и остались только татары, то и по русской традиции их стали называть татарами. Но это, мол, неверно - с Чингиз-ханом шли только монголы!

Так примерно думают многие. Но у меня на сей счет иное мнение. И не потому, что я в истории ни в зуб ногой и вынужден поэтому соблюдать "славянскую" традицию, а по очень простой причине: ни одного монгола до начала XIII века нашей эры, когда вождь племени тайчэкиут Темуджин, набравшись сил, не назвал себя Чингиз-ханом, на свете не было. Да и впоследствии, до второй половины XIII века, мало кто слышал об этом народе - о монголах. Почему? А просто потому, что такого народа не было, монголов создал Чингиз-хан, как советская власть (можно сказать) создала советский народ. Обратимся к фактам. "К началу XI в. наибольшая часть нынешней Монголии была уже занята монголоязычными племенными объединениями. Они частью вытеснили с территории Монголии, а частью ассимилировали живших там раньше тюркских кочевников. Монгольские племена говорили на разных наречиях одного языка, позже (!) названного монгольским, но еще не имели общего наименования. По имени могущественного племенного союза татар соседние народы называли "татарами" и другие монгольские племена, только в отличие от собственно татар, иначе "белых татар", именовали остальных монголов "черными татарами". Имя "монголы" до начала ХШ в. еще не было известно, и происхождение его до сих пор не вполне выяснено. Официально это имя было принято только после создания объединенного Монгольского государства при Чингиз-хане (1206 - 1227), когда понадобилось дать всем монгольским племенам, складывавшимся в единую народность, общее название. Оно было усвоено не сразу и самими монголами. До 50-х годов XIII в. персидские, арабские, армянские, грузинские и русские авторы именовали всех монголов по-старому - татарами ("Всемирная история" в 10 томах, издатель - Академия наук СССР, том 3, стр. 513).

Наверное, никто сейчас не осмелится называть Льва Николаевича Гумилева авантюристом в исторической науке, не боясь быть посрамленным, как это делали всего-то лет десять-пятнадцать назад. Л. Н. Гумилев, как у нас всегда случается с выдающимися людьми, теперь, уже после смерти, неоспоримый авторитет в исторической науке, и в особенности - в тюркологии и монголоистике. Вот что он говорит о монголах, рассказывая о восточных соседях хуннов в книге "Хунну": "На востоке и северо-востоке хуннские шаньюи были полными хозяевами. Дунху покорились, оказав незначительное сопротивление в 209 г. (до н. э.-М. К.) и с тех пор осколки некогда могущественной орды стали верноподанными новых хозяев. Самое название "дунху" исчезло; потомки их стали называться ухуани... К северу от ухуаней, в Западной Маньчжурии и Барге, жили родственные им сянь-би, а в Восточном Забайкалье, на берегах Аргуни, - косоплеты-тоба. Все это были монгольские племена".

В книге "Древние тюрки": "На востоке (от тюрков.- М. К.) в это время обитали три народа: тата-бы, которых китайцы называли кидани, и тридцать татарских племен... Все три народа говорили на диалектах монгольского языка..."

В книге "В поисках вымышленного царстве", стр. 279: "Так, монголы до Чингиз-хана назывались татарами, так как племя татар было гегемоном в степи. Потом покоренные Чингизом племена стали называться монголами или, по старой памяти, татарами..."

И еще из того же третьего тома "Всемирной истории": "Крупнейшими племенными союзами монголов, сыгравшими наиболее важную роль в последующих событиях, были татары, тайчэкиуты, кераиты, найманы и меркиты.

После того, как Темуджин из рода Борджигин племени тайчжиут победил одного за другим всех племенных вождей, в 1206 году на берегу реки Онон состоялся хурал - съезд племенных вождей. Хурал провозгласил Темуджина великим ханом, властелином всех покоренных им племен и дал ему имя Чингиз-хан. В сноске во "Всемирной истории" к имени Чнн-гиз-хан, говорится - "Значение этого имени или титула до сих пор не выяснено".

Итак, ученые Академии наук СССР и крупнейший ученый по истории тюркских и монгольских народов Л. Н. Гумилев едины во мнении: до появления на исторической арене Чингиз-хана народа, который назывался бы "монгольским", не было, а были кочевые племена, говорившие на разных диалектах одного яэыка, который впоследствии стал называться монгольским. По имени крупнейшего племенного объединения - татар - всех людей этих родственных племен их соседи называли татарами. После создания Темуджином объединенного государства, хурал назвал его великим ханом и присвоил титул (или имя) Чингиз-хан, а народ этого государства впоследствии стал называться монгольским, а потом и само государство стало называться Монголией.

Но, как водится, новое имя и народа, и государства привилось не сразу, лишь во второй половине ХІІІ века. Значит, все-таки были татары, а не монголы. Откуда же тогда взялись монголы?

Как я уже отметил, историки все еще не могут сказать, почему хурал назвал Темуджина Чингиз-ханом и почему люди разных племен стали называться монголами, и, что значат эти имена. Вполне возможно, что все это уже кем-то и выяснено, но я об этом не знаю, а потому предлагаю по этому поводу следующие свои догадки.

(Нет голосов)

  • Нравится